Владимир Венгловский, Татьяна Романова «Хрустальный лабиринт»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Жизнь после смерти | Артефакты | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Входит в:
— цикл «15-я фантЛабораторная работа» > цикл «Второй тур (15 конкурс)»
— цикл «15-я фантЛабораторная работа» > цикл «Финал (15 конкурс)»
— антологию «Всё зеркало», 2019 г.
Номинации на премии:
номинант |
ФантЛабораторная работа, ФЛР-15 // Лучший фантастический рассказ |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тиань, 2 августа 2019 г.
Сложно понять, о чем эта вещь. Наверное, о тщете всего сущего, которое завершится где-то там, за гранью, и это там вполне может быть счастливым, так как обещает встречу с любимыми, ушедшими раньше. Прошли века, освоили люди космос так, что и один человек может арендовать межзвездный корабль и полететь на разграбление брошенного корабля древней цивилизации. А по сути не изменилось ничего. Те же пираты, та же жестокость, часто ненужная, та же безнадежность попыток прорваться на иной материальный уровень бытия. Изменились только масштабы. А место обещанного в церкви рая занял рай закристальный, не обещанный, а по факту выданный кем-то далеким, древним и чуждым. Или не рай, а что-то совсем другое, похожее на счастье безумца.
Как бы не менялась жизнь в технологическом плане, сколько бы планет не освоил человек и сколько бы космических кораблей не построил, если сам он не меняется, всё в итоге сведется к мудрейшему Екклесиасту: «Суета сует, и всё суета. Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.».
В-орбщем, полная безнадега на фоне красивых образов, уводящих в счастливое закристалье. Надеюсь, счастливое. Хотя... Почему там должны быть счастливы те, кто не сумел достичь этого состояния здесь? Чтобы понять, что есть главное в жизни, герою надо было потерять сына и умереть самому. Таков путь, приближающий к потустороннему счастью.
vladlencev, 4 августа 2018 г.
Я не могу объективно оценивать этот рассказ. И вовсе не потому что он мой, а потому что при прочтении группы я уже совершенно отчаялся найти хоть что-нибудь годное после 17 (!) тленок, как вдруг напал на этот весьма многообещающий текст без тонны ошибок, притаившийся за рифом алфавитного порядка. Проблемы тут известные: необязательность этой древней твари, схематичность космоса, вот этот пафос «ушли вместе в иной мир».
Но за те двадцать минут релакса и погружения в текст поздним вечером после работы до сих пор благодарен. А не это ли цель наших прозаических экзерсисов?
видфара, 4 августа 2018 г.
Так ли уж важно, из чего был сложен лабиринт, если вы в нём всё равно заблудились?
Тема раскрыта напрямую, но подано это так, что мозаика привычных элементов совсем не раздражает и не провоцирует брюзжание уставшего читателя...
Чудо – совсем не прячется, и всё равно генерирует катарсис при быстром чтении. Спасибо, авторы!
Тайна – хоть и рассыпается в крошево на полпути к финалу, однако свою работу по натяжению сюжета в струнку выполняет хорошо.
Достоверность – средняя (пираты картонные, увы), но чего мы хотим от боевика, да ещё фантастического?
Читается неотрывно, и в итоге текст вознаграждает читателя за романтические ожидания.
Оценка высокая.
пан Туман, 3 августа 2018 г.
Первые два-три абзаца, на мой взгляд, очень важны для рассказа. Во-первых, они должны цеплять читателя, особенно в условиях конкурса, когда текстов много, а время на их чтение ограничено. Во-вторых, задавать настрой — и дальнейшей истории, и читателю. И если весь первый эпизод говорить о скуке и безделье, да рефлексировать на миражи, есть неиллюзорная возможность до финала и не разгрести. Досадно, история-то неплоха — насыщенная, эмоциональная, изложена ладно, а вот неудачное начало топит весь рассказ. И ведь вранье всё это про скуку — там человек воплощения мести ждёт, обидчиков, чтобы поквитаться. Ну, рефлексирует, куда от этого деться.
Впрочем, вторая моя претензия — к рефлексии. Макс, в момент своей гибели, всё-таки был — как можно посудить из текста — подростком, а не ребенком, поэтому он даже в формате галлюцинации не должен быть такой пассивный. И книги, которые там есть, они должны быть его, а не отца (т.е. не те, «которые ты хотел услышать», а те, которые читал/любил читать). И хорошо бы на книгах не ограничиваться.
С книгами, на мой взгляд, в рассказе перебор — герой даже когда потрошит корабль Древних Ахава — точно Ахава? — косплеит, а это уже, знаете ли, звоночек. Я понимаю, на конкурсе у нас любят, чтоб про книжки, всё же литературный портал, но герой после этого воспринимается немного двинутым. А он пока не двинутый, у него сын ещё живой.
И напоследок — шестая,предпоследняя главка воспринимается поначалу как флэшбэковая, хотя её события идут сразу после второй, где прилетает Бородин. Но Бородин уже успел куда-то деться, а Ольм — откуда-то вылезти.
Rijna, 2 августа 2018 г.
Хороший крепкий космический вестерн с приличным сюжетом, яркими персонажами и трагедией ГГ.
В принципе, ничего нового в рассказе нет — раса Древних, заброшенные корабли, таинственные артефакты, космопираты, похищение ребёнка, шантаж, месть — всё это множество раз встречалось в различных комбинациях.
Но уж больно хорошо прописан собранный из привычных составляющих текст. Начало только, на мой взгляд, чуть затянуто, где-то на грани “ещё пара-тройка отражений в кристаллах — и станет скучно”. Но дальше пошло по нарастающей: авантюра, экшен, таинственность, атмосфера — замечательно.
Персонажи колоритны. Характер ГГ раскрыт. Остальные — штрихами, но эти штрихи индивидуальны и значимы. Ольм же, слишком разумный для зверушки, преданный и опасный, прописан, пожалуй, лучше многих. И его гибель цепляет. Наверное даже сильнее гибели сына ГГ, потому что она-то вполне предсказуема.
И как раз в этом рассказе тот самый, нечастый, но сюжетно обоснованный, случай смены фокала в финале.
Но.
Сам финал не сработал. Уходящие в кристаллическую даль воссоединившиеся отец с сыном — слишком избито. Хоть здесь можно было не скатываться к клише.
Итого, не оригинальный, но гладкий и крепкий, захватывающий рассказ, с интригой и антуражной космической вишенкой.
Хорошо.
Zangezi, 27 июля 2018 г.
Бойкий рассказец. Намешано — мое почтение. Правда, в супе этом — сплошь полуфабрикаты. Шаблоны шаблоновичи. И Древние с Архивом, и дракон, и космопираты или кто они там, и герой, до поры до времени несущий скучную вахту в заштатном местечке.. И конечно, некогда раскрывать героев, поэтому они поданы как функции, манекены. Ну и финальный твист — такой финальный. Мол, наконец он счастлив — нет, абсолютно счастлив! — с сыном! Только что ж он не был с ним счастлив, когда тот был жив? Ах ну да, в зазеркалье же не нужно думать о деньгах на Кембридж, как удобно! Эх, всем бы туда :-)))
Элайда, 4 августа 2018 г.
Читается на одном дыхании, все герои достоверные, им сопереживаешь. Понятно, что зеркала взяты со знакомой с детства Третьей планеты, но восприятию рассказа это не мешает. Светлый и грустный финал, не «переслащенный».
Lunetta, 4 августа 2018 г.
Последние рассказы как на подбор, очень сильные и запоминающиеся.
Прекрасный язык, читалось очень легко и увлекательно(это последние рассказы-то!).
Тема есть.
Что еще сказать? Понравилось!
Автор, спасибо!
Eloise, 2 августа 2018 г.
Рассказ очень понравился. Да, может, немного шаблонно. Но впечатление от рассказа это не меняет. Единственное — для меня показалось развитие сюжета даже чересчур быстрым. А так все сильно, интересная история.
Жаль сына главного героя — ведь в зазеркалье все же не он настоящий.
Тема есть — «Жизнь в отражении».
Azarni, 2 августа 2018 г.
А потом окажется, что каждый кристалл — это Древний, а Ольм — это всего лишь собачка-сторожиха.
Не знаю, так и не разобралась в собственных ощущениях после прочтения. Хорошо ли вышло? Определенно да. Хочу ли перечитать? К сожалению, нет.
mick_ekb, 31 июля 2018 г.
Мне вполне понравилось. Логика мира чуть хромает: такое ощущение, что артефакты древних ищут только пираты и авантюристы (кустарным образом), а не правительство и корпорации, у которых просто больше ресурсов. Также я не понял, в чем ценность архива, и что именно является архивом. Концовка логичная и достаточно слезодавильная, чтобы хорошо сыграть. Друг героя (тот, что видит его в конце) — какая-то карикатурная функция, которая нужна, чтобы оттенить героя и ввести объяснялки. В начале текста страдания по сыну слегка избыточны. Не ясен момент с чтением мыслей — автор ловко пропускает то, как такого человека можно обмануть и скрыть целый массив информации. Не ясны мотивы Ольма — тут он тоже вроде собаки, а не персонажа.
maribass, 28 июля 2018 г.
Начинала читать со скепсисом: вот тебе маяк и кристаллы из *Аннигиляции*, вот фантом из *Соляриса*. Но сюжет таки увлек. Правда, хронология смущала: война отгремела тысячи лет назад (чуть ниже *сотни тысяч лет назад*), а на дворе *двадцать третий век на исходе* (кстати, *Остров сокровищ*, *Приключения капитана Блада*?? Вряд ли. Что-то в этом прошловековое, авторское ностальгическое. Нынешнее молодое поколение плохо понимает, почему мы увлекались *Пятнадцатилетним капитаном*. Но это к слову, а не в упрек – для романтиков всегда место найдется).
Итак, что мы имеем:
а) *Тысячи лет назад война, охватившая наш сектор Галактики, уничтожила и Древних, и людей, оставив после себя лишь выпотрошенные космические станции да мертвые корабли-призраки, дрейфующие в невесомости.* Откуда же тогда взялись мы с вами – заново эволюционировали из человекообразных? А Древние – это другая раса людей или нелюдей?
б) *Что до маяка — задолго до моего рождения его исследовали вдоль и поперёк в поисках ценных артефактов и ничего не нашли.* А как вообще стало известно, кто и зачем тысячи лет назад построил маяк (и маяк ли это? и какие ещё артефакты на артефакте)? Предположим, за неполных двести лет (между нашим временем и концом 23-го века) люди освоили дальний космос, обнаружили там останки кораблей, маяки и разобрались, что вообще произошло, или хотя бы кто с кем сражался (интересно также, в чем была суть конфликта). И даже научились использовать маяки для выхода в гиперпространство. Допустим. И на каждый маяк назначили своего смотрителя, чтобы смотрел и, в случае чего, отправил кому надо сообщение, которое дойдет до адресата через две недели.
Вообще, все эти детали не мешало бы между делом прописать в тексте, чтобы читатель не терялся в догадках.
в) *… смотрителем которого я служу* — т.е. работодатель-уже не НОК (а кто?), но как тогда героя находит Бородин? Вот просто так ни с того, ни с сего прилетел на один из (скольки?) маяков? И два месяца, следуя хронологии, живет у Пашки. Хм.
г) * Это существо просто не могло быть Древним.* — Стоп. Т.е. до сих пор людям неизвестно, как выглядели Древние? А почему вообще *Древние*? — должна же быть какая-то подоплека у такого поименования. Дальше описываются странные манипуляции героя с неизвестным науке существом, ну да это на совести автора.
д) *— Это оно, Мотылёк! Осталось лишь найти, как запустить эту штуку.* — как определили, что *оно*? Планета с кристаллами изучена ещё до рождения ГГ, т.е. кристалл сам по себе не новость. Убивать сына в этот момент глупо, ибо надо *запустить штуку*, и телепат Маша должна была почуять, что ГГ знает, как запустить.
е) Почему так долго искали героя? Есть кристалл, есть планета с кристаллами и маяком (приметная такая планета, необычная), друг Пашки Бородин на два месяца застрял на маяке – что Вы думаете, Ватсон, по этому поводу? Ничего. Бородин, не зная о кристалле, нашел Пашку, а злодеи — нет.
ж) С астилларитом тоже не всё понятно: то россыпи позиционируются как архив, то – как средство связи (а то и портал) с другим измерением. Это животное отправило туда Макса, или это мои и Пашкины галлюцинации?
Я не занудствую: рассказ мне понравился, не смотря на то, что весь сюжет вылился в вендетту. Я даже предполагаю, что автору есть что возразить на мои претензии (возможно, что-то я упустила), но мне бы хотелось видеть этот рассказ в некоторой редакции.
Angvat, 26 июля 2018 г.
Товарищи красноармейцы, пожалуйста, остановитесь. Хватит. Вы пишите рассказы. Не романы. Не надо пытаться изрезать свое детище на как можно большее количество подглав или засунуть в небольшую историю сюжет объемом с толстую книгу. В результате ведь выходит весьма рваный сюжет, а сам текст, как я уже говорил, просто становится неприятно читать.
Как, например, здесь. Такое ощущение, что автор хотел написать целую НФ-повесть, но что-то пошло не так. Кто-то чего-то нашел, кто-то кого-то предал, кто-то в кого-то выстрелил… Сумбур, полный сумбур. События и сцены меняются слишком стремительно и хаотично, как в сломанном калейдоскопе. Тут толком и понять не успеваешь, что происходит, не то, что проникнуться сюжетом.
Rjnextysq, 26 июля 2018 г.
Очень хороший рассказ с продуманной сюжетной линией и её логическим развитием. Плюс к этому — отличный язык, текст легко воспринимается.Плюс -«живые» герои.Минус только один — не завершена линия Ольма. И... Он ведь Древний — да?
Larnil, 10 августа 2018 г.
Господа авторы! Что вам еще надо? Не понимаю. Фантастика. Отражений столько, что закачаешься. Написано живо, увлекательно. Единственное, что Ольма надо тоже отправить с парочкой. По логике, ведь он тоже погиб среди отражений. Все остальное мной проглочено, как авторское допущение или умалчивание для напряга читательских мозгов)))
Очень понравилось! Однозначно — эта планета «любимица сорок» мне запомнится.
Респект!