Владислав Ленцев «Я морж, папа»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Angvat, 27 июля 2018 г.
Написано неплохо, но абсолютно не мое. Первая половина рассказа – вообще какое-то какие-то записки ностальгирующего меломана. Ливерпульскую четверку никогда особо не любил и не слушал, поэтому мимо. Вставки на английском, будь то хоть слова песен, хоть Чосер в оригинале не люблю чисто субъективно как переводчик-любитель. Фантастики, если так разобраться, тюлень наплакал, скорее это просто бытовая драма с отдельным допущением. Не удивило, не зацепило, не проняло.
SAM77, 15 августа 2018 г.
Написано вполне себе хорошо, выпукло, в текст веришь. Поначалу фоном служат времена начала 2000-х, по сути , это новая волна ностальгии. В те времена всю информацию, за неимением в широком доступе интернета, ещё получали из журналов, а музыку слушали на диковинных аппаратах , с двумя кассетами и пятью дисками. Очень сложно сказать, выстрелил ли этот ностальгический момент для меня. Вряд ли. Компакт дисками , например, лично я до сих пор часто пользуюсь. Но в любом случае, ностальгия прописана достаточно выпукло, а желание не просто слушать песни, а ещё и разбираться в то, что в них поют лично у меня, как любителя музыки, вызывает уважение. В общем, в рассказе описана жизнь. Текст живёт.
Теперь о минусах.
Уж слишком затёртый фантдоп с грозой, что только ей уже не вменяли — и в книгах и в фильмах. Хотя, если разобраться, это довольно банальное атмосферное явление. Можно было придумать что-нибудь пооригинальней.
Второе. Явный перекос между двумя условными частями текста: в первой экспозиция идёт неторопливо, герои долго удивляются, спорят, пытаются разобраться. А потом, когда описывается дальнейшая жизнь ГГ и его отца – текст, напротив, несётся галопом. Детали и атмосфера почти пропадают. Хотя пересказ событий не получился сухим, надо отдать должное, в авторской речи герой и его проблему чувствуются на протяжении всего рассказа.
Третье. Это и минус текста и его плюс одновременно – получился некий перевёртыш – заманив пусть затёртым. Но всё же любопытным фантдопом, рассказ в финале превращается просто в драматический реализм, при этом показывая. Что фантдопы все эти не стоят ничего. И тут начинаешь думать – что значит потеря рисунка и изменение текста? Можно сравнивать его с глобальными событиями, типа разрушения государств? Гражданской войны? Это перескок у меня как-то диссонировал и вызвал ощущение какой-то недоработки именно в фантастической составляющей – я , как не старался, не смог состыковать две части рассказа в голове, чтобы они там улеглись и вызвали понимание. Всё равно возникло ощущение, что эти части как-то странно слеплены, либо авторскую мысль до конца я недопонял. Если понимать её как «мы песчинки на фоне происходящих событий и любая реальность нас разотрёт в порошок, если попадём в её жернова, поэтому любые изменения – неважны», то как-то всё это выглядит банальным, чтоли. Не знаю.
Но в любом случае, рассказ заставляет задуматься, что уже хорошо.
видфара, 4 августа 2018 г.
Ностальгия и меломания, тесно обнявшись, танцуют этот неспешный танец…
Тема раскрыта через параллельные миры.
Чудо – не удивляет, ибо после борхесовского Тлёна на эту тему сложно придумать что-то значительное…
Тайна – осталась нераскрытой, к сожалению. Поэтому от неё пахнет нечаянным мошенничеством…
Достоверность – высокая, персонажи убедительные (видимо, аккуратно списаны с реальных прототипов), картинка яркая и сумбурная – как и в жизни…
Читается с усилием, забывается медленно. Оценка средняя.
Lunetta, 4 августа 2018 г.
И вновь дикое название.
Но это наверно такой хитрый ход. Кто ж теперь этого моржа забудет в углу странички? Еще пару ФЛР точно будем вспоминать.
А может и нет :)))
Рассказ довольно серьезный, с огромным социальным замахом. Можно сказать политический(но кажется, тут каждый второй рассказ этим «грешит»)
Есть о чем задуматься. Но нет фантастики.
Ее можно найти с натягом, как и тему.
И что хочется сказать. Опять выиграет тот рассказ, где фантастики кот наплакал. :)))
Хотя рассказ очень хороший, мне он понравился и я(о, нет!) за него голосовала.
Матильда Матильд, 3 августа 2018 г.
А вот тут снова эмоция. И это снова неплохо, потому что ко всему остальному есть претензии.
Начнем с главного: это не фантастика, не художественная литература и даже не рассказ. Это эссе. Вот он, публицистический жанр, вот они, размышления о судьбе страны и мира, вот отсутствие канонического сюжета и героя.
Стиль авторский царапает мне ухо. Журналистика? Слишком много канцелярита, причем неявного, бытового.
Бытоописание неплохое. Узнаваемое, реальное и неплохое.
Автор-мальчик не слишком достоверен, но с ним, с автором, нас эссе знакомит не близко: акцент, как мне кажется, все же на событиях политических. Это минус.
В конце что-то хорошее должно быть. Это снова эмоция. Она живая.
Eloise, 3 августа 2018 г.
Рассказ сильный, мастерски написанный. Происходящему веришь абсолютно, героям сочувствуешь. Очень грустное осталось впечатление от прочитанного. Но, как мне кажется, фантастики здесь нет. Просто небольшая фантазия автора, делающая быт, жизнь обычной семьи в трудных обстоятельствах, более загадочными и таинственными.
Rijna, 2 августа 2018 г.
Автор любит Битлз. Очень. Пожалуй, даже слишком. И моржа. Белого. Объёмного. Лишённого текстур моржа. После очередных (третьих? пятых?) поисков которого хотелось присоединиться к маме, уснувшей на кухне. Потому что это было не просто скучно, а изнурительно скучно. Все уже поняли, что морж ни при чём, дело в грозе. Если вообще хоть в чём-то дело, потому что иной мир от нашего внешне не отличается практически ничем, а судьба конкретно этой семьи как две капли похожа на тысячи других в любой параллели.
Ну да, отношения, извечные. И даже прописаны, вроде, неплохо. Но уныло до безысходности. Не отношения — сам текст. Одно и то же, одно и то же из страницы в страницу утомляет. Излишнее пережёвывание даже правильных вещей приводит к единственной мысли — скорее б всё это кончилось. И уже всё равно чем.
Ну, примерно как и мой отзыв. Так что закругляюсь.
Возможно, морж бы рассказ одобрил. Удачи.
Azarni, 2 августа 2018 г.
Ой... Когда в 20 км рвутся грады — ты этого не слышишь и спокойно спишь, проверено. Это конечно был атмосферный прием, но не для меня. Про недокорм и ненужность зэков — это сработало. Про войну — нет.
Слишком много моржа. Я им объелась до икоты. Не лучшее произведение из прошедших во второй тур, увы.
пан Туман, 31 июля 2018 г.
Цепляет, да. Вначале кажется неуклюжим, даже несуразным. Отец, который вот так сходу поверит в параллельные миры? В сыне борются меломан и любитель фантастики, которым на пяток страниц тесновато, а тут ещё параллельные миры, загадочные исчезновения журнальных страниц, родительские конфликты, рушащиеся в тартарары страны и злобные кредиторы. Рассказ перекашивает во все стороны разом, текст мутирует из психоделики «по-домашнему» во вполне себе реализм... Но цепляет, парадоксальным образом. Может, ностальгией по детству, когда главная загадка в мире — пропавший белый морж. Может, образом отца, неидеальным — далеко не! — но располагающим к себе. Может, чем-то ещё.
Но фантастика, автор, фантастика! Где она?
mick_ekb, 31 июля 2018 г.
В рассказе была тайна, но она так и осталась неразрешенной, вылившись в довольно банальную интригу и философские переживания о прожитой жизни. Психология взаимоотношений отца и сына описана удачно, но отрешенный репортажный стиль придавливает все эмоции. Такое ощущение, что рассказ писался, чтобы выразить мировоззрение автора и его мысли прямым текстом, а не через историю, персонажей или события.
PulpErr, 28 июля 2018 г.
рассказ великолепен. цельное и мощное полотно. я читал это с удовольствием. нет, мне не было интересно, куда вывернет история с моржом. точнее, не настолько она мне была интересна, чтобы я так безотрывно погрузился в текст.
тут другое. в тексте есть кусочки меня, и я их узнал.
честно, узнаваемо. живые, настоящие герои и обескураживающе-реальный мир. я рыдал. из двадцати прочитанных рассказов я рыдал именно на этом финале.
и никаких вам одноногих собачек — правда мира. возможно, просто у меня вот так совпало, что я многое чувствую схожим образом. короче, рисую три плюса. скорее всего, топ.
скопировал отзыв первого тура. по-прежнему считаю этот рассказ одним из лучших. ибо он бьёт прицельно и эмоцию выбивает, и героям со-чувствие.
Элайда, 28 июля 2018 г.
Хорошее фантдопущение — миры, которые различаются таким пустячком, как наличие или отсутствие песни. Но эта деталь так и повисла в воздухе ничем не подкрепленная и на судьбе героев вообще никак не сказалась. И в финале не выстрелила, что меня разочаровало даже просто как читателя.
Cartahena, 28 июля 2018 г.
Может, настроение при прочтении было такое, а может, текст и действительно написан – с чувством, в котором в равных пропорциях смешалась любовь и тоска. Любовь – к мелочам самой обычной жизни, в которой главный герой был искренне счастлив в роли самого обыкновенного сына, и тоски – по этому счастью, постепенно уходящему в прошлое. В конце – небольшой надрыв, в которой автор пытается заклеймить воспетую им же самим обыденность. Не знаю, заметил ли автор противоречие – в конце он обвиняет «кривое, уродливое, заплеванное зеркало», а ведь жизнь ГГ и его отца потекла именно так, как они сами позволили ей течь. И все обстоятельства, которые убили отца, были результатом его действий и его бездействия.
Вероятно, во всем этом есть толика автобиографичности, возможно, нет. Если нет, — вдвойне браво, поскольку история выглядит донельзя реалистично.
Рассказ читается примерно так же, как слушается винил – вот ты сидишь в кресле и, прикрыв глаза, вслушиваешься в мелодию за мелодией. Здесь не будет никаких «вау», не будет никаких откровений – просто минут двадцать наедине с хорошей музыкой. «Я – морж, папа» — точно то же самое. Язык хороший, читается легко, текст не пытается взять тебя за жабры неожиданным твистом, не пытается ослепить яркостью красок. Это и плюс, и минус одновременно.
Фантастика – так, где-то на фоне. Читать про отца, продающего пылесосы, гораздо интереснее, чем рассуждения о параллельных мирах.
Автор, спасибо вам за текст.
maribass, 27 июля 2018 г.
Неприятие реальности, фрустрация, протест. Вполне стройный сюжет, и тема животрепещущая, но отчего же так скучно читается? А оттого, что слишком много ненужных подробностей. Сначала в авторской головушке меломан борется с писателем (причем, первый явно побеждает): ну не нужен столь подробный экскурс в творчество The Beatles, чтобы подвести к фант. допу. И лего не нужно, чтобы подчеркнуть душевную близость отца и сына, и деталей судебного процесса, и моржа столько не нужно. Нет нерва в рассказе, нет внезапности, а есть — автобиографично и тоскливо. И гроза: ну что – на грозу многое списать можно, многие и списывали :)
Lord Greystoke, 27 июля 2018 г.
Увлекательно, чувственно, оставляет послевкусие.
Название выделяется из массы, но направляет Интерес не в ту сторону, в которую пойдет повествование. Некоторые клюнувшие на название сорвутся с крючка. Но не я... я поймался ).
Читать интересно. Интрига легкая, но непрерывная. Фантастики здесь ровно пол чайной ложки негашеной соды, но этого хватило, чтобы пирог набрал объем. Стиль простой, но изысканный, люблю тексты, где приходится немного работать (английский+битлы). Доступно, понятно и познавательно (о красном молотке не знал).
Диалоги и герои очень естественные. Рассказ наверно на первом месте по достоверности момента, когда главные герои рассуждают о том, что случилось нечто фантастическое.
»...перечитывал классный фантастический боевик, чтобы набраться стиля и дерзости». Очень знакомое действо, очень понравилось.
«Ни один отец не может сказать слово «глюк» и не выглядеть старым». Это тоже понравилось.
Остались вопросы по концовке. Я не понял, реальная война описана, или же «война из параллельного мира». Склоняюсь ко второму, но побаиваюсь, что недопонял автора. Хотя кажется, что автор специально добавил тумана словами «а у меня больше нет второго свидетеля крушения мира, которое никогда не происходило». Но несмотря на туман, послевкусие осталось. «Крушение» может быть как фантдопом, так и судьбой одной маленькой семьи и конкретного человека. Почему бы нет?