Ли Брэкетт «Звериная драгоценность Шанги»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Пережив потерю подруги, скатываясь в невротические состояния, пилот берёт отпуск, чтобы погрузиться в полную Шангу — разновидность Марсианского наркотика, получаемого в виде облучения и влекущего за собой физиологические изменения...
Перевод Г. Старина — «Марсианский гладиатор» — по сути представляет собой вольный пересказ.
Входит в:
— сборник «Пришествие землян», 1967 г.
— антологию «Фата-Моргана 4», 1992 г.
— антологию «Усовершенствованная мышеловка», 1993 г.
— антологию «Самое далёкое плавание. Посвящается Хьюго Гернсбеку», 2018 г.
- /языки:
- русский (12), английский (1)
- /тип:
- книги (9), самиздат (4)
- /перевод:
- Г. Дуткина (5), А. Рогулина (5), Г. Старин (2), С. Цырульников (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 23 июня 2023 г.
Очаровательный образец ретро-фантастики. Эта повесть впервые попалась мне в сборнике «Пришествие землян». Правда, перевод меня тогда не очень впечатлил. Далее я прочел этот текст ещё дважды, что со мной случается крайне редко, в версиях «Марсианский гладиатор» и «Марсианский бестиарий». В этих случаях перевод мне понравился значительно больше.
Брэкетт в небольшом по объему тексте умудряется поднять целый ворох тем.
- Первая тема: колонизация землянами планет Солнечной системы, которая, по мнению автора, принесет повсюду коммерческую глобализацию, культ жадности и богатства, обилие пороков;
- Вторая тема: сложности Контакта, проблемы диалога культур, на примере взаимоотношений человеской и марсианской цивилизаций;
- Третья, и самая важная на мой взгляд тема, которая и придаёт фантастике той поры и смысл, и значение, и очарование, это тема морального выбора, готовности пожертвовать собой ради других, ради любви.
Эта тематика объединяет повесть Ли Брэкетт с таким творением её мужа Эдмонда Гамильтона как «Громовая Луна». Общечеловеческие нормальные моральные ценности, заложенные в этих текстах, до сих пор привлекают внимание читателей.
Главный герой, командир космолёта, ставит на карту всё, чтобы спасти любимую женщину. Ставит и побеждает. За его приключениями на этом пути достаточно интересно наблюдать и сегодня — через три четверти века после написания повести.
Пройдя через испытание «Лучами Шанги», некой нейропсихической терапиии, вызывающей при определенных условиях возврат человеческого организма «назад» по лестнице эволюции. Берк Уинтерс побеждает себя , марсиан и является прекрасным образцом положительного литературного героя с правильной ориентацией и правильными моральными ориентирами.
Хотелось бы отметить, что даже образы главных антагонистов героя марсиан Кора Хала и принцессы Фанд получились у писательницы довольно выпуклыми и живыми. Ты понимаешь их позицию, тебе их по-человечески жаль.
Рекомендую читать всем любителям классической фантастики, но особенно читателям подросткового возраста.
Darth_Veter, 22 октября 2021 г.
Когда я читал рассказ (повестью его можно назвать с большой натяжкой), то у меня в голове возникла четкая аллюзия с Марсианскими эпопеями Берроуза и Муркока. Так и казалось, что уже в следующем предложении я натолкнусь на имя Джона Картера либо, на худой конец, Майкла Кейна. Дух классики автор уловила неплохо, написав своеобразный spin off известных произведений. Надо сказать, и сюжет у нее получился неплохой: забытые генетические эксперименты марсианской расы, скрывающиеся под невинной маской «ретроградной психокоррекции». Герой рассказа, страдающий от глубокой душевной раны, решает испытать на себе эту технологию, чтобы полностью очистить свое сознание. Знал бы он, на что подписывался...
По сюжету никаких претензий у меня нет: автор максимально удачно использовала пришедшую ей в голову идею. Как говорится, просто и со вкусом. Читаешь с удовольствием, хотя произведению уже более 70 лет! Другой разговор — научная ли достоверность это или фантазия? Я лично склоняюсь ко второму. Во-первых, технология «ретроградной эволюции» нереализуема по вполне понятным причинам — эволюция не делает шагов назад. К примеру, у человека никогда не появится атрофированный хвост, т.к. в генах о нем не сохранилось ни одного упоминания. Вернуться можно лишь к недавним изменениям — к аппендиксу или коренным зубам, которые еще не успели исчезнуть. Но чтобы превратиться в неандертальца... Кстати, никто из антропологов не знает, есть ли в современном человеке хотя бы один ген от неандертальца: это совсем иной тип гоминида, исчезнувший по вине более прогрессивного кроманьонца. У ученых нет уверенности, что два этих вида между собой контактировали хотя бы на бытовом уровне. Ни неандертальца, ни австралопитека из современного человека получить нельзя — соответсвующие гены утрачены очень давно. Так что вся технология шанги — красивая сказка, не более. Во-вторых, Марс — мертвая планета, в пределах которой никогда не зарождалась жизнь. До 50-х годов прошлого века многие ученые (например, академик Тихов) всерьез считали, что Марс населен хотя бы примитивной формой жизни — растительной. Сезонные потемнения его поверхности принимали за буйную зелень, пробуждающуюся после долгой и холодной зимы. А открытие знаменитых «каналов» только усилило ажиотаж и добавило всем уверенности, что встреча с марсианами — дело недалекого будущего. В те годы такой рассказ не посчитали бы сказочной фантазией — скорее, одним из возможных сценариев. Увы! Фотографии «Маринеров» и «Викингов» поставили на такой гипотезе жирный крест: Марс оказался безжизненной песчаной планетой, где воды было меньше, чем в самой засушливой пустыне Земли. Некоторые ученые, впрочем, сдаваться не спешат и пытаются доказать, что жизнь на Марсе была ... до метеоритной бомбардировки. Если уж не разумная, то хотя бы микробная. Свежо предание... Вся раса марсиан — уже история, история заблуждений. Само слово «марсиане» — явный анахронизм, хотя и устоявшийся. Два названных факта превращают всю рассказанную писательницей историю в фантазию на заданную классиками жанра тему. Не более и не менее.
---------------
РЕЗЮМЕ: красивая сказка о Спящей Красавице, которую спас заезжий Рыцарь На Белом Коне. Читать ее можно и даже интересно, а вот доверять...
vam-1970, 30 марта 2018 г.
Рассказ о ксенофобии марсианской цивилизации. Рассказ на века!Очень талантливо изложено, что часто и нас , землян, охватывает при виде непонятного.
Нескорений, 8 января 2018 г.
Поначалу от этой повести ожидаешь чего-то типично брэкеттовского, научного фэнтези в жанре swords & planets, но это лишь в начале, по итогам писательнице удалось хорошенько меня удивить. Обязательная приключенческая компонента в наличии, от этого никуда, однако «Звериной драгоценности Шанги» присуща и социально-психологическая направленность, есть сверхидея и психологизм. Сильными сторонами Брэкетт являются романтика и лиричность, есть здесь и это, но в целом повесть вышла довольно жесткой и даже жестокой. Конфликт двух цивилизаций у каждой из которых есть своя правда, есть за что жить и умирать, показан рельефно и образно. С первого взгляда расстановка сил кажется монохромной, но если вдуматься, то всё гораздо сложнее, от этого читать становится только интереснее, есть здесь над чем задуматься.
Опытный космический волк Берк Винтерс после исчезновения невесты, без вести пропавшей в песках Марса, не может обрести себя. Чтобы справиться с горем он берет вынужденный отпуск и отправляется на Марс. На Красной планете молодые торговые поселения Земли соседствуют с древними умирающими городами марсиан. Винтерс обращается в одну из фирм, предлагающих клиентам испробовать на себе технологию Шанга — это что-то вроде психотерапии и экзотического порочного удовольствия — разум подвергается особому воздействию, вследствие чего человек или марсианин на время возвращается назад по шкале эволюции, как психологически, так и физически. Однако главному герою хочется чего-то большего, он решает испробовать на себе «подлинную Шангу», которую нелегально практикуют только в нескольких городах Марса.
Образ главного героя довольно привычен — перед нам мужественный и опытный почти что сверхчеловек, хотя автор старается подобрать ему испытания также на грани человеческих возможностей. По обыкновению наличествуют и образы двух красоток — невесты Винтерса Джил Лелланд и молодой марсианской принцессы Фанд, но вот здесь не всё так однозначно. Условно положительная Джил не такая белая и пушистая, как может показаться с первого взгляда, а роковая красавица Фанд, которой присущи и ненависть, и жестокость всё же в некотором роде вызывает понимание и даже сочувствие. Прочие персонажи ничем принципиально не удивили, стандартный сопутствующий набор второстепенных действующих лиц. Сюжет держит в напряжении, его нельзя назвать предсказуемым, хотя симпатии автора изначально на стороне человеческой расы.
Интересно, что в повести ощущается влияние «Марсианских хроник» Р. Брэдбери, известно, что в те годы Брэкетт и Брэдбери плотно общались и сотрудничали, к примеру Рэй помогал своей подруге дописать повесть «Лорелея красной мглы», но там его индивидуальность никак не проявилась. Здесь же влияние Брэдбери просматривается в пейзажных описаниях Марса, все эти древние города и каналы бок о бок с новыми колониями землян, конфликт интересов, драматизм противостояния первопроходцев и автохтонов, в которых у Брэдбери угадываются бледнолицые и краснокожие Дикого Запада. Только вот в отличие от Рэя симпатии Ли Брэкетт на стороне землян — «дайте дорогу молодым» — прошлое должно принять изменения и смириться с неизбежным, а не цепляться за остатки гордости и предубеждений — такая вот полемика писателей получается.
В целом повесть очень даже понравилась, понимаешь, что автор может работать не только в привычном жанре приключенческой фантастики, но и раскрывать более сложные темы. Начало показалось мне несколько затянутым, но по мере развития сюжета появляется динамика, действие уже не отпускает и подвигает безотрывно следовать к финальной развязке. Несмотря на жёсткость, повесть написана в оптимистичном ключе, заставляет почувствовать гордость за силу человеческого духа, стремящегося распространиться за пределы земной колыбели. Вера в прогресс, желание до конца стоять за свою любовь и идеалы — это главное, поэтому выход найдется даже из самого плачевного положения, когда, казалось бы, всё уже против нас и свет в конце тоннеля практически не виден, благо среди землян есть такие люди, как Берк Винтерс.
olpo70, 24 ноября 2015 г.
Очень сильная история.И я в ней увидел как бы две составляющие.Первая это любовь.Ради спасения любимого человека ты пройдешь все круги ада и ,если необходимо ,опустишься на дно.А вторая-более сложная.Не надо судить других за их прошлое не помня своего.Прежде чем бросить камень подумай,а не прилетит ли камень к тебе.И не важно от кого ты произошел и не важно сколько ты прожил.Важно как ты живешь и поступаешь.
alex1970, 7 мая 2011 г.
Хороший образец классической приключенческой фантастики с интересной идеей в основе.
Марсиане проиграли экономически, но нашли способ унизить победителей.
Однажды любители аттракционов просчитались, связавшись не с тем человеком, который сумел всех поставить на место.
Жестко, бесклмпромисно и интересно
god54, 14 сентября 2009 г.
Очень жестокий рассказ о противостоянии двух цивилизаций. В то же время написан отлично с хорошей проработкой характеров основных героев и верой в торжество справедливости и главное, любви. Любви, которая лежит в основе отношений мужчины и женщины, равно как и двух цивилизаций. Отличная фантастическая идея положена в основу этого рассказа.
alexey1978, 7 марта 2008 г.
Рассказ читал очень давно, но помню до сих пор. Очень жесткий, психологичный, местами страшный.