Ли Брэкетт «Не-люди»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Джон Грин — хозяин «Межпланетного шоу», то ли цирка, то ли зверинца, в котором содержатся и выступают на потеху публике причудливые существа с разных планет Солнечной системы. Однажды к нему явилась прекрасная девушка Лаура Дэрроу и предложила свои услуги танцовщицы. Влюбившийся в Лауру Грин не смог ей отказать. Вскоре в зверинце стали происходить странные и страшные события.
Входит в:
— журнал «Super Science Stories (Canadian), October 1943», 1943 г.
— антологию «Shot in the Dark», 1950 г.
— сборник «The Halfling and Other Stories», 1973 г.
— антологию «Science Fiction of the Forties», 1978 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 5 (1943)», 1981 г.
— антологию «Yesterday’s Tomorrows», 1982 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1944, ретроспективная // Короткая повесть |
- /языки:
- русский (6), английский (6), немецкий (1)
- /тип:
- книги (8), периодика (1), самиздат (3), аудиокниги (1)
- /перевод:
- С. Трофимов (5), Р. Хундермарк (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 14 января 2023 г.
Остросюжетный приключенческий детектив с элементами боевика и даже триллера, про месть, кровь и любовь (Ктулху Милосердный ,куда ж без неё!) получился у Брэкетт.
Владелец межпланетного цирка-зверинца Джад Грин принимает на работу загадочную и очень красивую танцовщицу Лауру. После этого факта события начинают развиваться семимильными шагами. Одно убийство, другое совершается среди обитателей этого аттракциона гиков. Что за гики, спросите вы?
Цитата: «На самом деле они и не люди, и не животные. Мы называем их гиками — всех этих человеко-ящериц, людей-мотыльков, парней с перепончатыми крыльями и леди с антеннами и шестью руками. Каждый из разумных видов развивался своим эволюционным путем в соответствии с природой их планет.»
Конец рассказа превращается в настоящий карнавал смерти и дарит нам полуоткрытую концовку.
В принципе — мне понравилось. Но мелодраматические сопли, переживания и прочие реакции главных героев выглядят достаточно искусственными. Можно, конечно, сослаться на то, что автор — женщина и возопить: «А чего вы хотите от неё!?», но всё же. Есть вопросы и к мотивациям, и к разного рода деталям, но мне, если честно, придираться не хочется. Так что, если не включать дотошный контентный анализ, то «Не-люди» — вполне себе достойный развлекательный текст.
Любителям инопланетных кошачьих рекомендуется. Перед прочтением советую сварить кофе.
A.Ch, 15 апреля 2018 г.
Рассказ написан во время, когда люди ещё не освоили полёт в космос, но жажда приключений на других планетах и особенно контакта с другими цивилизациями, способствовала созданию ярких необычных, пусть и не детально описанных и в чём-то противоречивых рас, видов и особей.
Загадочные убийства, красивые девушки, цирк с животными со всей Вселенной, ответственность колонистов, бесстрашные герои и любовь. Замешано до такого твёрдого состояния, когда при чтении приходится искать смысл далеко в глубоких слоях произведения. А, может, всё проще и рассказ предназначен для журнала, не том твёрдой НФ, но и не листок отрывного календаря с анекдотом. Что-то среднее.
Образы почему-то напомнили мне некую воздушность, лёгкость и необычность марсиан из одноимённых хроник Рэя Брэдбери, а всегда убегающая героиня – всегда убегающего Золотого человека Филипа Дика. Красиво, есть попытка морали, но слишком всё в рассказе невесомо.
jolly-fellow, 21 июля 2017 г.
Если говорить о рассказе коротко то я бы описал его фразой: «Всё было хорошо пока не стало плохо».
Первая половина выглядит как добротная завязка детектива в фантастических декорациях: владелец космического цирка-шапито со зверями нанимает новую загадочную танцовщицу появившуюся из ниоткуда, влюбляется в неё, а дальше происходит странное убийство. На этом всё хорошее и заканчивается. Качественно написанное развитие сюжета внезапно прерывается длиннейшим монологом танцовщицы в котором она, находясь в совершенно неподходящей ситуации для монологов, рассказывает все тайны не оставляя места для интриги. Дальше начинается какое-то бредовое ночное побоище и... в общем всё.
Декорации тоже оказываются изрядно подпорченными. В 1943 году в любом учебнике астрономии можно было прочитать достаточно достоверные данные про климатические условия на поверхности планет солнечной системы, и потому животные-полулюди с Венеры или Ганимеда, прекрасно живущие вместе с людьми в одних и тех же условиях выглядят довольно глупо.
Ну и бич большинства художественных произведений — мотивация. Можно понять мотивацию владельца цирка сходящего с ума по девушке с идеальной фигурой, это вполне укладывается в психологию мужчин (хотя желание её трахнуть стоя над трупом другой женщины или мысли о любви к ней в то время как она устроила настоящий геноцид для зрителей и убивает людей пачками, выглядят мягко говоря нездоровыми). А вот её мотивацию понять просто невозможно. С чего бы ей влюбляться на ровном месте без какого либо повода в некрасивого (это явно написано) поработителя её народа, представителей расы которого все её соплеменники ненавидят лютой ненавистью и клянутся убивать до последнего. Кроме того что он её нанял и покормил больше за тот единственный день ничего между ними не было. И ещё сама идея устраивать террор в цирке таким сложным способом выглядит ненормально. Она ведь могла просто прийти вместе со всеми зрителями и точно так же устроить бойню в темноте.
amak2508, 23 апреля 2017 г.
Да..., вот было прекрасное времечко для братьев-фантастов — населяй все уголки нашей Солнечной системы зверьем, которое только сможешь придумать, вкрапляй меж ними разумные расы разных там людей-кошек да людей-птиц и совершенно не задумывайся над тем, как они будут общаться между собой или дышать на других планетах. В общем, золотой век фантастики имени Эдгара Берроуза.
И о создании произведений в жанре фантастики особо задумываться не стоит: берешь любое нефантастическое произведение, желательно такое, над которым барышни уже охали лет сто, и дорабатываешь его соответствующим образом, заменяя злобных и коварных зулусов или негров злобными и коварными людьми-кошками или людьми-ящерицами, а земных животных шестиногими и четырехглазыми меркурианскими волками. :)
А если серьезно, сегодня вся эта история с мстительными людьми-кошками с Каллисто, люто ненавидящими людей, но так умело маскирующимися под них же, что никто не может это увидеть, не тянет даже на сказку — слишком уж примитивно. Увы, но время таких книг безвозвратно ушло и рассматривать их нынче можно только как литературные памятники той эпохи :(.
MarchingCat, 28 декабря 2015 г.
Жестокий рассказ о жестоком будущем. Снова цирк с аттракционом уродов в понимании людей. Снова межрасовая (ну ладно, межвидовая) ненависть, побеждающая даже любовь. Так страшно, и так... правдоподобно.
Ещё один маленький шедевр Брэкетт, с годами показавший себя фантастикой вне временных рамок.
VovaZ, 14 сентября 2016 г.
Действительно, жёсткий и захватывающий рассказ.
Должен заметить, что сюжетная интрига, поставленная Ли Брекеттом, в 1943 году написания была более чем фантастической.
Зато сегодня, во времена смешения народов и цивиллизаций, тема рассказа вдруг преобретает зловещую злободневность.
Mizraell, 10 октября 2012 г.
Описание мира буквально душит созданную атмосферу истории. То и дело отвлекаешься на звериный рык, трепет крыльев и трепыхание ткани шатров. Красивая женщина в окружении зверинца, любовь и смерть. Классическая смесь будоражит кровь, словно не банальная история. Но увы — внутри нет ничего. Пустота — кроме незавершенного черновика идеи:
«земляне на месте животных — что если бы Вас показывали на сцене вместо них??»
Еще шаг и это могло бы стать чем-то по-настоящему стоящим. «Конец» лишь на словах, а на деле нет смыслового завершения. Завязка сюжета не пришла к решению задачи о защите прав животных.
Критиковать хорошо, но если дать фантазии простор, возможно стоило не только выпустить животных, но и запереть людей в клетках — тогда бы из кровавого триллера эта история стала тонкой насыщенной драмой — где люди полностью прочувствовали на собственной шкуре — каково находиться в заключении, где сквозь прутья на ТЕБЯ смотрит тигр. Девушку, конечно же, арестовала бы полиция. Ведь тогда бы она не смогла так удачно (с помощью сочувствия автора) смешаться с толпой и появилась возможность насладиться видом ее злодейского триумфа (а не тошнотворных рек крови). А Джон Грин потерял бы авторитет и доверие (я считаю это было бы справедливо — все таки его история показана с точки зрения сочувствия главному герою и, не спорю, это сложно перебороть и взглянуть на ситуацию иначе, с точки зрения Лауры — антагониста). Ведь смерть — это так просто)) А переживания, борьба духа с обстоятельствами, страх, ужас... Если не верите — представьте женщину в клетке с двумя детьми и ее по кругу обходят львы. Не чувствуешь себя как в зоопарке, скорее это людопарк)
P.S. 4 из 5 за танец и сопереживание.
kkk72, 26 августа 2008 г.
Этот рассказ весьма характерен для творчества Ли Брэкетт. Очень многое в нем кажется устаревшим — и множество причудливых тварей с Марса, Меркурия и Каллисто (мы ведь уже наверняка знаем, что они там не могут водиться), и совершенно допотопное межпланетное шапито, в котором и происходит действие, и простой, даже прямолинейный сюжет. Но все это для автора — лишь причудливые декорации, за которыми прячутся сильные, трагические, безнадежные чувства. А как написан рассказ! Хлесткие, резкие фразы не могут не задеть чувства читателя! Чего стоит только последняя фраза этой истории! Больше 8 баллов за этот рассказ не позволяет поставить разум, пытающийся трезво оценивать его достоинства, меньше — не позволит поставить душа, не оставшаяся равнодушной.
god54, 14 сентября 2009 г.
Какое буйство красок и впечатлений от прочитанного рассказа. Какое количество внеземных животных. Стоит просто удивляться фантазии автора. В другом произведении и одного такого описания не встретишь. И всё это на фоне любовного треугольника. Какая смесь чувств и образов. Просто фантастика.