Ольга Швецова, Шамиль Алтамиров «Метро 2035: Ящик Пандоры»
Макс Белявский, по кличке Адвокат, жил простой жизнью китайгородского "братка" — вышибал долги, выбивал зубы и заботился о младшей сестре. Но однажды в его руки попадает таинственная записка — обрывок секретного документа. И судьба Белявского разделяется на "до" и "после".
Старые тайны и незавершенные дела отца вдруг дают о себе знать через два десятка лет. Появляется враг — могущественный и таинственный Полис, кшатрии и брамины. А само существование Московского метро теперь оказывается в руках Максима.
Ведь информация — это власть. Власть над миром...
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > цикл «Вселенная «Метро 2035»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 308
Активный словарный запас: чуть выше среднего (3024 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Превосходная книга Вселенной, 2018 // Ядерный Артём. Лучшее описание мира . За описание московских подземных коммуникаций | |
номинант |
Превосходная книга Вселенной, 2018 // Ядерный Артём. Лучший злодей . Липенко | |
номинант |
Превосходная книга Вселенной, 2018 // Ядерный Артём. Лучшая детская роль . Симка | |
номинант |
Превосходная книга Вселенной, 2018 // Ядерный Артём. Лучшая мужская роль второго плана . Скиф | |
номинант |
Превосходная книга Вселенной, 2018 // Ядерный Артём. Лучшая мужская роль . Макс Белявский |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 10 августа 2018 г.
«Кладезь бездны»
Рецензия на «Метро 2035: Ящик Пандоры» Ольги Швецовой и Шамиля Алтамирова
История этого романа насчитывает более пяти лет. И дело не в том, что он всё это время оставался долгостроем, вовсе нет. Когда-то давно, ещё когда Ольга Швецова только стала автором дебютного рассказа «Наставник» из антологии «Последнее убежище», она предложила синопсис о китайгородских братках Вячеславу Бакулину. Но ей пришлось отложить сюжет в сторону, так как нужен был любовный роман (получился отменный «любовный боевик» под названием «Стоящий у двери», давший начало нестандартной трилогии, ключевым персонажем которой стал антигерой) для серийного разнообразия — помимо других причин. И вот теперь, спустя целых семь лет, за которые Шимун Врочек наконец-то написал «Питер-2», Ольга, объединившись с «другом по несчастью» Шамилем Алтамировым (их книги с отредактированными текстами и готовыми обложками отложили на полгода), всё-таки воплотила давний сюжет на бумаге!
Начну же издалека. Как мы знаем, роман соавторский, хоть и был задуман сольным. А самое интересное при чтении соавторских романов — понять, где чья рука отметилась. Когда в таких произведениях две, а то и больше сюжетных линий, всё достаточно просто. Каждый гнёт, в смысле ведёт, свою линию. В «Ящике Пандоры» если и меняется точка зрения на повествование, то редко и кратко, основная же часть сосредоточена на линии Макса Белявского. И хотя я считаю, что периодически отличал слог Ольги от стиля Шамиля, полной уверенности у меня нет. Текст получился весьма однородный, что можно считать, во-первых, результатом редактирования всего текста автором идеи, а во-вторых, успешностью сотрудничества.
Многие задаются вопросом, как отбираются во «Вселенную Метро 2035» те или иные романы? Давайте вспомним, о чём писали Ольга Швецова и Шамиль Алтамиров, в бытность свою авторами основной (и тогда ещё единственной) серии, а также посмотрим, что они предложили на этот раз. Ольга Швецова отметилась в серию в первую очередь трилогией «Сага о главгаде». Первая часть, хоть и позиционировалась как любовный роман в антураже «Метро», получилась с политическими интригами и неплохой боёвкой. Продолжения же были посвящены и вовсе антигерою, что довольно необычно даже сейчас, когда таких вот неоднозначных персонажей уже набралось с пяток. Шамиль же выпустил в рамках серии только роман «Степной дракон» о Казахстане. Боевой, свежий, в духе местности, о которой повествует, без излишних приукрашиваний и с толикой жести.
«Ящик Пандоры» начинается на бандитской станции и переползает в Полис. Казалось бы, что здесь такого? Но китайгородские братки — это вам не джентльмены британские, а Полис не так уж прост и безобиден, как может показаться несведущему. Главный герой оказывается в самом центре сложной политической партии, разыгрываемой браминами и кшатриями поочерёдно, причём ни те, ни другие не гнушаются никаких средств. Таким вы Полис ещё не видели ни в «Гонке по кругу», ни в «Метро 2035». Получилось не только убедительно, учитывая, как скрупулёзно авторы (особенно Ольга) следовали канону, но и довольно увлекательно.
Перед авторами, в моём разумении, стояла довольно сложная задача — выписать главного героя, приближённого к пахану Королю, но имеющего, красиво выражаясь, благородное происхождение, цельным и настоящим. Образ получился единым, Макса не перетягивают, как ветхое одеяло, готовое вот-вот порваться, из стороны в сторону, и он не рефлексирует, подобно богатому на мысли и бедному на устную речь Фёдору из «Хозяина Яузы», когда надо бить или спасаться. Знания, полученные ещё в довоенной жизни, от влиятельных отца, деда, окружения, он применяет к месту и времени, не превращаясь то в чурбана с кастетом, то в мудреца с гонором, а оставаясь всегда мозговитым молодым человеком, знающем цену себе и своим словам. Недаром же его на Китай-городе назвали Адвокатом. В то же время младшая сестра Макса, Симка, изображена гораздо проще, без внезапных для окружающих сюрпризов (ну, если не считать глаз и манеры речи), но и тут она полностью удовлетворяет данному ей образу. Что же касается задействованных браминов, кшатриев и бандитов, все они также получились живыми, не распадающимися на нестыкуемые стороны личности. Работа с персонажами получилась на славу, тандем вновь показал слаженный результат!
Сюжет вертится вокруг засекреченного изделия, что может изменить положение дел в метро кардинальным образом. Когда Белявский понимает это, весь роман превращается в расширенную многомерную и более мрачную версию рассказа «Не сегодня» Сергея Чехина из антологии «О чём молчат выжившие», где главному герою также пришлось сделать всё, чтобы не допустить плачевных последствий в грядущей войне (правда, там она всё равно разыгралась, но не с таким количеством жертв, какое могла дать находка в том рассказе). Разумеется, в «Ящике Пандоры» всё сложнее, слишком многое ставится на карту, и осведомлённые люди присоединяются к разыгрываемой партии.
Ещё одна схожесть, которую хотел бы отметить, — отношения Макса Белявского с сестрой. Было в них что-то от Назара с его сестрёнкой. Может быть, в этом, помимо прочего, торчат уши именно Шамиля Алтамирова? Политические игрища уж точно в епархии Ольги Швецовой, устроившей чуть ли не свою «Игру Престолов» с засранцем и Привратниками. И всё же роман получился вполне самостоятельным, хоть и с мелкими отсылками к более ранним произведениям.
Бандиты и брамины, купцы и кшатрии, сталкеры и спецназовцы собрались в одном романе, чтобы ответить на вопрос, а все ли средства хороши для достижения каких бы то ни было благих целей? И вот уже бесшабашная вольница не кажется беззаконной дырой, а сияющий светом и забитый мало кому нужными книгами Полис снимает с себя маску благообразности и с просвещённой уверенностью взирает на олимп всея метро, в то время как на его пути встаёт один человек, жертва случая и обстоятельств. И читать со скукой его приключения не выйдет — уж больно интересно, чья возьмёт. Однозначно «Ящик Пандоры» отлично вписался во «Вселенную Метро 2035», показав знакомые (и даже кое-какие ранее не появлявшиеся, даром что исследованные) места в новых тонах.