Артур Кларк «Неувязка со временем»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика ) | Детектив
- Общие характеристики: Ироническое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Богиня Сирен — статуэтка, найденная в 2012 году на Марсе и представляющая культурную ценность для «красной планеты». Дэнни Уивер по заказу частного коллекционера должен похитить её из музея.
Также опубликован в журнале «Советский Союз» за 1969 год как реклама книги «Звезды зовут» (Мир).
Входит в:
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine (Australia), September 1960, No. 159», 1960 г.
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine (UK), September 1960, No. 92», 1960 г.
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine, July 1960 (Vol. 36, No. 1. Whole No. 200)», 1960 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, June 1961», 1961 г.
— сборник «Рассказы Десяти Миров», 1962 г.
— антологию «Introducing SF: A Science Fiction Anthology», 1964 г.
— сборник «The Nine Billion Names of God», 1967 г.
— антологию «Звёзды зовут…», 1969 г.
— антологию «Трудная задача», 1982 г.
— антологию «Неувязка со временем», 1991 г.
— антологию «Cyber-Killers», 1997 г.
— журнал «Искатель 1997'3», 1997 г.
— антологию «Опасни светове», 1997 г.
— сборник «Колыбель на орбите», 2000 г.
— антологию «Fourth Planet from the Sun: Tales of Mars from the Magazine of Fantasy and Science Fiction», 2005 г.
- /языки:
- русский (6), английский (13), болгарский (1)
- /тип:
- книги (15), периодика (5)
- /перевод:
- Ю. Данилов (4), Б. Кандель (1), Г. Попхристов (1), С. Шпак (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 3 июня 2023 г.
Забавная околодетективная история про незадачливого грабителя. Обвинять автора в том, что он написал рассказ не про то, что захотелось конкретному читателю и не дал разгадку — это всё равно, что обвинять Кинга в том, что в
А вот концовка — да, откровенно странная. Не, ясное дело, что Кларк дал намёк на дальнейшее развитие событий, но не думаю, что это было уместно в небольшой истории. Учитывая любовь Кларка дописывать рассказы до полноценных романов, ставлю на то, что и «Неувязка со временем» планировалась как первая глава большой истории, но по какой-то причине автор охладел к этой идее.
P.S. Понравилась атмосфера сурового и простого марсианского общества, где даже тюрем нет из ненадобности, а воров наказывают весьма оригинально).
mr_logika, 15 января 2019 г.
Рассказ не просто провальный, он провальный в квадрате. Во-первых, нахождение на Марсе поразительного артефакта — головы молодой девушки явно земного происхождения — не получает никакого объяснения. Марсианская цивилизация не была гуманоидной, как же попала на Марс земная скульптура, возможно, часть статуи? Рассказчик, один из пассажиров, ожидающих посадки на Фобосе, ограничивается предположением, что загадка богини Сирен (загадка «номер один Солнечной системы») никогда не будет разгадана. А ведь эта сюжетная линия гораздо интереснее банальной истории о том, «как украсть миллион», да ещё при условиях намного более простых, чем в известном кинофильме. Отдельный вопрос — почему скульптура, изображающая только голову, называется статуэткой (перевод Ю. Данилова, перевод С. Шпака)? Голова в скульптуре (и в живописи тоже) так и называется — голова. Если так у Автора (трудно поверить), то это уже тянет на провал в кубе. Например, голова воина, голова девушки, голова жреца и т. п. А что такое статуя (статуэтка), объяснять не надо. Не надо никому, кроме переводчиков, поскольку Автора уже нет в живых?
Во-вторых, концовка в рассказе совершенно неудачная. Почему торговец произведениями искусства Маккар так странно реагирует («Вам нехорошо? На вас лица нет!») на слова инспектора полиции, относящиеся к заказчикам преступления? Торговец человек небогатый, а заказ такого ограбления стоит целого состояния. Как надо понимать последнюю фразу рассказа: «Я взглянул на мистера Маккара, потом перевёл взгляд на инспектора и вдруг понял, что нам предстоит увлекательнейшее путешествие». Инспектор подозревает м-ра Маккара? Но почему тогда Автор не даёт читателю ни намёка на основания для такого подозрения? О том, почему торговец прилетал на Марс, в рассказе не говорится ни слова.
Артур Кларк один из самых уважаемых мной писателей фантастов. Кроме того он был ещё и выдающимся инженером. Вероятно, этот рассказ, как уже было здесь замечено, был написан между делом в качестве разминки, что не раз и не два случалось в творчестве любого из Отцов Основателей.
Tatooine, 30 января 2017 г.
А смысл то очень прост — человечество прежде чем осваивать космос должно забыть про часовые пояса и жить по единому фиксированому времени. Ну скажем по Гринвичу.
yfnfkmz12041978, 14 декабря 2016 г.
Марс — замкнутый мир, живущий своей особой жизнью под защитным полем, ограждающим его от леденящего вакуума. За спасительными экранами электронной защиты простирается крайне враждебная пустота марсианских пустынь, где человек, лишенный спасительной оболочки, погибнет мгновенно. Принудить к неукоснительному соблюдению законов в такой обстановке легко. Вот почему на Марсе не совершаются преступления. Воришка Дэнни — гость с Земли, рассчитывал на легкую добычу. Разработал гениальный план похищения. А погорел на мелочи — в западной и восточной частях планеты время разнится на одни сутки.
Задача инспектора поймать вора- половина дела. Главное — его заказчик.
Bizon, 12 апреля 2014 г.
Рассказ построен на географическом парадоксе характерном для любой планеты. Как обычно преступник разработал гениальный план, не обратив внимание на мелочи за что и поплатился. Собственно подобных парадоксов тысячи и, чтобы не стать полным шлаком в череде произведений необходимо грамотно разработать финал. В данном случае это автору удалось.
god54, 7 ноября 2013 г.
Я не долго размышлял к какому поджанру отнести сей рассказ. Верно. Это должен быть детектив. Фантастический детектив, ибо его главное оличие от обычного реалистичного детектива в использовании научных данных, но именно тех научных данных, которые вполне возможно появятся в будущем по мере осовоения новых планет или открытия новых физических явлений. В данном случае автор использует географический парадокс Марса, который характерен и для Земли, но, как и в любом детективе, читатель сам должен найти разгадку (см. Путешествие вокруг света за 80 дней).
ii00429935, 4 июня 2011 г.
Не стоит воспринимать этот рассказ слишком серьезно. Для сэра Артура Кларка «Неувязка со временем» — такая легкая разминка в паузах при создании своих знаковых произведений, забавный анекдот, иллюстрирующий мысль «даже опытный преступник обычно прокалывается на мелочах». Что конкретно подвело Дэнни, затеявшего «идеальное» ограбление марсианского музея, проницательный читатель, очевидно, догадается без особого труда. Можно предположить, что дело это совсем уж пустяковое и полиция палец о палец здесь не ударила. Не совсем так, поэтому есть смысл дождаться финала, в котором автор, на мой взгляд, сумел поставить красивую точку, а сам рассказ заслужил еще один балл в итоговой оценке.
Yazewa, 3 января 2012 г.
Не слишком интересно. Только традиционно вызывающая интерес концовка... а так — довольно обыденная история.
drogozin, 21 августа 2009 г.
В этом рассказе фигурируют: Марс, Фобос, космические корабли, ракообразные инопланетяне и инопланетный артефакт. Но зачем это всё нужно — абсолютно непонятно. Потому что рассказ представляет собой лишь не самый оригинальный детективный анекдот с географической подоплёкой. Которому все перечисленные фантастические атрибуты совершенно ни к чему.
kraamis, 3 июня 2011 г.
Забавный ареографический анекдот. Красиво и аккуратно, но не более того.
Nik_Novan, 15 апреля 2009 г.
Рассказ о неудавшемся ограблении (об том говорится в самом начале произведения), а ведь всего лишь «надо было учесть маленькую неувязочку со временем». Особых эмоций не вызывает.
тихий омут, 17 марта 2007 г.
Забавный, интересный рассказ, но особой смысловой нагрузки не несёт