Диана Уинн Джонс «Сказки Города Времени»
Временной Город, построенный в далеком будущем на участке пространства вне времени, имеет непростую задачу по надзору за историей, пока не начинает распадаться, рушиться... Что это говорит о будущем мира... о прошлом... о настоящем? Два мальчика, решили спасти ситуацию и думают, что у них есть ответ — Вивиан Смит, молодая девушка из Двадцатого века, которую они «выдернули«с британской железнодорожной станции в начале Второй мировой войны. Но они не только нарушили все правила, предписанные в книге о путешествиях назад во времени — они украли не того человека! Не имея возможности безопасно вернуться, единственным выбором Вивиан остается помочь мальчикам восстановить Город. В противном случае, она застрянет вне времени навсегда!
Номинации на премии:
номинант |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2019 // Переводная детско-юношеская книга НФ или фэнтези (Великобритания) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Кропус, 24 июня 2020 г.
В целом книга понравилась. Вот только в начале она нравилась мне значительно больше чем к концу. Придумывая Город Времени Диана явно вдохновлялась Азимовским «Концом вечности»: физический принцип вневременного существования у Города и Вечности, во всяком случае тот же. Если бы она жила в России, то можно было бы ещё сослаться на «Регулюм» Головачева, где выдвинута идея нестабильной истории, которую требуется конролировать, но так как она англичанка, то это вряд ли.
Теперь по книге. По началу я думал, что текст чистое НФ, пусть и рассчитанное на подростков, а темпроральные парадоксы выглядели тщательно обдуманными, что бывает достаточно редко. Потом при внимательном рассмотрении в них обнаружились ляпы. Главный из которых, что если в Городе в отличии от Истории нет физического прошлого и будущего, а только вечно изменяющиеся настоящие, то каким же образом дети совершая свои вояжи в Историю ухитрились временем, что каждый раз возвращались в Город сразу после отбытия, что бы их отсуствия никто не замечал, ведь в самом городе в таком случае никакие перемещения во времени не возможны.
Впрочем, большую часть подобных ляпусов, можно списать на то, что мальчишки сами плохо разбирающиеся в этом вопросе, просто неправильно всё объясняют для Вивиан. Чего спрашивается взять с двоечников?! А на то, что они явно не отличники в тексте есть несколько намёков. Так, что можно рассматривать это как тренировку воображения — попытаться самим объснить все обнаруженные несоответствия. Идея же призраков времени — просто конфетка.
Непонятно так же — если в Городе времени людей с низким уровнем интеллекта и знаний просто высылают в Историю, то есть дураков там быть не должно, почему же взрослые почти не реагируют на приближающуюся катастрофу, лишь сделав в самом начале неудачную попытку отловить «Повелительницу времени», а на прямые намёки детей ( те не решаются сказать, что нарушали закон) не реагируют. Впрочем это тоже можно объяснить, что системы выродилась в какие нибудь формальные тесты и зубрёжку.
И лишь когда узнаёшь, что шкатулки которые служат то ли темпоральными якорями, то ли хрономагнитами, ещё могут и управлять сознанием окружающих, начинаешь понимать, что здесь что-то нет то. Никто не будет вставлять гипнотизатор в турбину или двигатель локомотива — это просто функционально бессмысленно.
После этого, а так же после того как