fantlab ru

Артур Кларк «Из контрразведки»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.50
Оценок:
597
Моя оценка:
-

подробнее

Из контрразведки

Security Check

Другие названия: Утечка информации

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 114
Аннотация:

Ганс Мюллер никогда не любил телевидение. До тех пор, пока к нему случайно не попал телевизор. И Ганс «пропал». Но вскоре он обратил внимание, что декорации многих фантастических сериалов очень ненатуральны. Мюллер начинает создавать декорации сам. Но результат его творчества несколько неожиданный...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация: London Evening News Jan 13 ’56.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том 6. Артур Кларк
1966 г.
Пасынки Вселенной
1989 г.
Звездные короли
1991 г.
Фантастика. Книга вторая
1991 г.
Остров Дельфинов. Большая глубина. Рассказы
1992 г.
Премия за риск
1993 г.
По ту сторону неба
1998 г.
Солнечный ветер
2002 г.
Колыбель на орбите
2010 г.
Спасательный отряд
2020 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, June 1957
1957 г.
(английский)
Смена 14, 1962
1962 г.
Вокруг света № 5, май 1965
1965 г.

Самиздат и фэнзины:

Заповедник гоблинов
2020 г.
Солнечный ветер
2023 г.

Издания на иностранных языках:

From the Ocean, From the Stars
1961 г.
(английский)
Научно-фантастични разкази
1969 г.
(болгарский)
Of Time and Stars
1972 г.
(английский)
Of Time and Stars
1974 г.
(английский)
The Other Side of the Sky
1978 г.
(английский)
Of Time and Stars
1981 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепнейшая вещица. Всего пять страничек, а сколько удовольствия для читателя. Начиная с остроумного замысла и эффектнейших заключительных фраз рассказа (по своей неожиданности вполне сравнимых с финалом «Девяти миллиардов имён» того же Артура Кларка) и кончая собственно текстом, который написан так, что в нем не просто каждая фраза нужна/важна и стоит на своём месте, но ещё и сама по себе интересна. Вот всего лишь два предложения из этой изящной вещицы: «Единственный ход в мастерскую вёл через запущенный двор, который днём служил автомобильной стоянкой, ночью же — местом сборищ юных правонарушителей. Впрочем, они не причиняли мастеру никаких хлопот, так как он умел прикинуться несведущим, когда появлялась полиция».

Ещё хотелось бы заметить, что это произведение — практически гимн тем кустарям-одиночкам, что порой в одиночку творят такие вещи, что не под силу и большим творческим коллективам. И, наконец, совет тем, кто эту вещице ещё не читал: чего ни в коем случае нельзя делать, когда её читаешь — так это относиться к ней серьёзно :).

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не могу понять перевод названия, ведь переводится очень просто «Проверка безопасности». Зачем менять авторское название?

Сам рассказ интересный, навевает мысли о теории информационной сферы, из которой якобы все гении черпают свои идеи. Якобы поэтому гениальные идеи могут прийти в голову не одному человеку, а сразу нескольким. Уж не знаю какой смысл хотел донести автор, или вообще никакого просто забавный рассказ о незадачливых «чужих», но несколько приятных минут ожидания концовки вас точно ждут.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Небольшая и восхитительно остроумная история. Да, скорее всего, она писалась ради самого финала, но история от этого не лишается своего очарования и атмосферы начинающегося удивительного приключения, которое для ГГ только начинается.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный рассказ.

Сколько человек фантазируют, грезят наяву о странных, удивительных вещах.. О вещах, которых не может и, велика вероятность, не будет существовать в будущем. Однако многие обретают статус провидцев, которых человечество ставит на пьедестал за идеи, формы, которые опередили свое время и дали загадку для научных умов, выражающейся одной фразой: «Откуда он мог знать?»

Самые смелые фантазии могут быть реальностью!

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ганс Мюллер — искусный мастер по дереву. Однажды при просмотре фантастического сериала Ганс задался вопросом: а почему, собственно, декорации и реквизит выглядят так громоздко и неправдоподобно? И вот он уже рисует свои собственные чертежи и наброски, предлагает их студии и заключает контракт на постоянную работу. Продюсеры счастливы: рейтинги сериала взлетели вверх. Актеры довольны: все выглядит как настоящее, и вжиться в роль намного проще. Ганс рад: его идеи воплощаются должным образом. Зрители в восторге: шоу больше не выглядит постановкой. Конкуренты не испытывают позитивных эмоций: внимание аудитории потеряно. Но однажды к Гансу приходят неожиданные гости...

Рассказ Кларка доказывает, что не одному только Шекли свойственна умная ирония. Эта история невелика по размеру и больше напоминает анекдот. Читается она очень быстро и не раз заставляет улыбнуться.

Рекомендую этот рассказ тем, кто хочет скоротать пять минут за приятной историей.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Минирассказ Артура Кларка — это, с одной стороны, гимн воодушевленному трудолюбию, но с другой — ранний звоночек дизайнерского бума, как основы для продажи иллюзий. Ведь по сути главный герой, не имея никаких знаний, но обладая априорным ощущением целесообразности, творит абсолютно правдоподобные экзотические образы технических устройств. Однако его творчество — это красочное пугало, выставленное против наступающего безликого массового производства. Финал говорит лишь о том, что оно сработало не только против птиц, но и против воров. Удача — не более. Беда в том, что целесообразность в бутафории — это впечатляющая внешняя оболочка, а о наполнении образа главному герою ничего неизвестно.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Современный кустарь, мастер на все руки — Ганс задался вопросом: а почему декорации к фильму смотрятся неправдоподобно? Его эскизы отличаются не вероятным реализмом. Контракт на постоянную работу уже в кармане. Рейтинги сериала взлетели вверх. Фильмы о звездных войнах уже не похожи на бутафорские спектакли. Идеи Ганса ожили.

Все кино Ганса вдруг заканчивается с визитом незнакомцев......

Все, что Мы уже изобрели и то ,что еще предстоит изобрести — все это давно случилось. Было изобретено, пережито и забыто. Хороший рассказ.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забавный классический рассказ, влючаемый ещё в СССР в большинство сборников Кларка, в связи с политической безобидностью.

Сам по себе, был написан для выходного выпуска газеты London Evening News в конце 50-х, а потому представляет из себя «форматное произведение», на заданные количество строк и тему.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так себе рассказик, честно говоря.

Идея совершенно избитая (к примеру, за годы до гибели «Титаника» его судьба была довольно точно описана в одной из книг), интрига отсутствует — едва в мастерской появляются незнакомцы, все становится ясно, и дальше уже можно не читать.

Пришельцы поражают тупостью. Например, две недели разыскивают главгера, используя все возможные каналы, но при этом не знают, что такое ФБР. А уж оставить посреди двора свой космический корабль — это вообще анекдот. Похлеще, чем если бы Штирлиц ходил на работу в советской военной форме, размахивая красным знаменем.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

А мне рассказ понравился. И фантастической идеей, и сюжетным решением, и литературным решением. Тонкая ирония, великолепная концовка, а в основе исторический факт о человеке, который еще до создания атомной бомбы почти точно её описал. Все может быть в нашей жизни. Если вам удастся смоделировать по-настоящему красивую вещь, то такой она и будет в жизни. Ибо рациональное, практичное и полезное всегда заканчивается изобретением истинной формы будущего изделия. Следует прочитать.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал в сборнике «Пасынки вселенной», где этот рассказ шёл за таким же (даже ещё более коротким) рассказом Гаррисона «Абсолютное оружие».

Такие вещи есть даже у великих писателей. Я называю их – «произведения-минуты». Они читаются за минуты. Пишутся, скорее всего, за минуты. И чаще всего забываются – за те же минуты. Вопрос только – получаешь или не получаешь во время прочтения удовольствие и удивляет ли концовка? Чащи всего они просты, заточены под неожиданность в конце. Этим они чем-то похожи на анекдоты. Такой фантастический рассказ-анекдот. Само настроение рассказа настраивает на концовку забавную. И это ощущение не обманывает. Кустарь, изготовляющий реквизит для Голливуда и живущий в конуре – не очень-то правдоподобно, по-моему. Уже не вериться в такой альтруизм. И концовка… Сразу же ощутилось, нечто уже прочитанное, ведь это не раз было – как чьи-то фантазии угадывают то, что существует на самом деле… И тут варианта было два – либо появятся спецслужбы в тайне разрабатывающие те бутафорские вещи, которые герой придумывает; либо… в общем, то, что и произошло… Но – такой ход, угадывание существующего – виднелся для меня сразу, очень многое на это намекало.

Ощущение осталось слабое. Написано бодро, задорно, но не так сильно, чтоб удивить. А происходящее ни чем новым (лично для меня) не порадовало. Я даже считаю, что с такой идеей можно было бы быть оригинальным, если только отойти от этой формы анекдота, «закрутить» по-другому, чтоб эта неожиданность была действительно неожиданностью или содержала какой-то дополнительный смысл, посыл. Но – не то. ИМХО.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ силён своей концовкой. Сразу задумываешься, а уж не был ли кустарь тем самым прародителем всех этих вещей. Кстати, как я понимаю, это бывает и в жизни. Скажем, сначала кто-то пишет фантастический рассказ про некую штучку, а затем поколения восторженных поклонников таланта автора стремятся воплотить эту фант-вещицу в жизнь.

С другой стороны, это, безусловно, сатира. Сатира на наше телевидение, сценаристов и декораторов, которые лепят такую отсебятину, что действительно жалко становится сериальных героев будущего. Неудобная одежда, громоздкое оружие — всё очень точно схватил Кларк.

Но и сатира на секретные службы. До какого маразма надо дойти, чтобы обвинять художника-декоратора в разглашении секретов, да ещё и (спойлер).

Вспомнилось незабвенное из «За миллиард лет до конца света»:

— Это не ваши расчеты, — холодно возразил Игорь Петрович, тоже повышая голос. — Вот этот график — откуда он у вас?

Он издали показал листок и постучал ногтем по кривой плотности.

— Из головы! — сказал Малянов свирепо. — Вот из этой! — Он ударил кулаком по темени. — Это зависимость плотности от расстояния до звезды!

— Это кривая роста преступности в нашем районе за последний квартал! — объявил Игорь Петрович.

Малянов потерял дар речи. А Игорь Петрович, брезгливо оттопырив губы, продолжал:

— Даже срисовать толком не сумели… Не так она на самом деле идет, а вот так… — С этими словами он взял карандаш Малянова, вскочил и, положив листок на стол, принялся, сильно надавливая, чертить поверх кривой плотности какую-то ломаную линию, приговаривая при этом: — Вот так… А здесь вот так, а не так… — Закончив и сломав грифель, он отшвырнул карандаш, снова уселся и посмотрел на Малянова с сожалением. — Эх, Малянов, Малянов, — произнес он. — Квалификация у вас высокая, опытный преступник, а действуете, как последняя сявка…

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жена сидит рядом смотрит очередной сериал и комментирует: « Ты глянь, глянь, у них стол из другого гарнитура, а бра на стенке, там даже нет лампочки.» И мне вспоминается небольшой рассказ Артура Кларка. Вот также Ганс Мюллер начал смотреть космический сериал и был шокирован. Бластеры выструганные из дерева, пульт космического корабля напоминающий — фанерный стенд с мигающими лампочками. Разочарованный увиденным, он начинает создавать вещи для этого сериала и так создавать, что их не отличишь от настоящих. А какие они настоящие. И поэтому Гансом заинтерсовались спецслужбы, правда спецслужбы... не нашей планеты.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Павла Клушанцева тоже приглашали на ковёр, когда увидели его фильмы о космосе. Они настолько совпадали с секретными разработками в области ракетной и космической техники, что спецслужбы заподозрили утечку секретных материалов. Так что рассказ во многом правдив.

Клушанцев обладал настолько высоким мастерством создания спецэффектов и декораций к своим фильмам, что на его фильмах учились Джордж Лукас и Стенли Кубрик, а Лукас даже назвал его крёстным отцом «Звёздных войн».

Так что такие самородки действительно были. Только инопланетяне к ним не приходили :)

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

очень живой и оригинальный рассказ. побольше бы таких самоучек и пусть эта часть фантазии станет реальностью.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх