Артур Кларк «Пробуждение»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Человек с больным сердцем решил «заковать» себя в Мавзолее на Эвересте, чтобы в будущем ученые смогли найти способ излечить его недуг.
Пробуждение получилось через такое количество лет, что даже облик планеты изменился до неузнаваемости. Что же ждёт Хозяина Мавзолея в таком будущем?
Впервые опубликовано в фэнзине Zenith [No. 4, February 1942].
Впоследствии сюжет лёг в основу для другого рассказа, «Немезида» (1950).
Входит в:
— сборник «Достичь завтрашнего дня», 1956 г.
— антологию «The Ends of Time», 1970 г.
— антологию «Najbolje svetske SF priče 1985», 1985 г.
— сборник «Колыбель на орбите», 2000 г.
- /языки:
- русский (2), английский (3), сербохорватский (1)
- /тип:
- книги (6)
- /перевод:
- П. Ехилевская (2), М. Живкович (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 12 мая 2023 г.
Судьба посмеялась и над древними фараонами (лишь небольшое число гробниц, вроде Тутанхамоновой, не было разграблено, а в какой-то момент жрецы и вовсе стаскивали в одно место сразу нескольких правителей, чтобы проще их было охранять и оберегать), и над будущими. Толку-то в передовой медицине, если никто про тебя не вспомнит, смысл в достижениях, если они неизбежно рассыпятся прахом за пару геологических эпох?
Хотя от себя замечу, что если уж здесь горы успели уйти на дно океана, а потом снова подняться и вновь стать древними, то эволюция человека могла пройти за эти эоны такой путь,
Pride1983, 24 декабря 2019 г.
Целые геологические эпохи сумел уместить автор в несколько страниц столь короткого рассказа. Остаётся приятное послевкусие в первую очередь от довольно неожиданной концовки как для главного героя, так и для читателя.
yfnfkmz12041978, 22 октября 2016 г.
Кларк на все смотрел с точки зрения вечности; человек у него — не центр мироздания, а одна из бесчисленных его частиц. Символично, что один из героев рассказа (второй — это Земля, разумеется) зовется Хозяином — и в конце смехотворность его притязаний становится очевидной.
Pickman, 13 апреля 2008 г.
Удивительно красивый философский рассказ... На двух страницах уместилась грандиозная геоэпопея под стать всем сериям «Планеты Земля» сразу.
Бросается в глаза уникальная черта, которая отличает его от других гигантов фантастики — Брэдбери, Хайнлайна, Шекли, Азимова, Саймака и т.п. Кларк на все смотрел с точки зрения вечности; человек у него — не центр мироздания, а одна из бесчисленных его частиц.. И благодаря этому его миры не кажутся искуственными, то есть завязанными на желаниях, страхах и потребностях «двуногого без перьев». Символично, что один из героев рассказа (второй — это Земля, разумеется) зовется Хозяином — и в конце смехотворность его притязаний становится очевидной.
Спасибо сэру Артуру за бесплатный (почти) киносеанс и краткое путешествие в вечность.
god54, 18 ноября 2013 г.
Я бы сказал, что это максимально ироничный рассказ, в котором автор издевается над тоталитарными правителями и определенно занимает конкретную позицию в споре: человечество конечный продукт развития разума или промежуточный? А ирония заключается в самой простой житейской фразе: ничто не вечно под Луной.
ii00429935, 29 мая 2011 г.
Мне кажется символичным, что «Пробуждение» появилось в печати за год до смерти Сталина. Да и главный герой — обобщенный образ тоталитарного правителя — назван в рассказе Хозяин (так называли советского лидера в ближайшем окружении). Хотя, конечно, произведение Кларка не политическое, и научно-фантастическая идея, использованная автором, здесь не цель, а средство... Скорее всего «Пробуждение» — философская притча, и мыслит Артур Кларк здесь глобальными категориями. Такими же величественными, как поражающая воображение картина перемещения материков из нашего далекого будущего.
Говорят, чтобы победить врага, надо сделать его смешным. «Пробуждение» — не особенно веселый рассказ, но, по-моему, авторский сарказм трудно не заметить. Что если взглянуть на диктатора с точки зрения вечности? Разве не смешон он в своих притязаниях на вечную жизнь, в убеждении, что власть и деньги делают его исключительным? В масштабах истории человечества Хозяин — не более, чем насекомое. Не случайно этот образ возникает в финале рассказа.
lubar, 13 ноября 2010 г.
Рассказ понравился. Кроме грандиозной геоэпопеи, остался вопрос что же это за страшный враг рода человеческого Хозяин, которого все боятся и очень не любят. Концовка отличная. Хотя неожиданной ее назвать нельзя. Спасибо, что нашлись те кто смогли его разбудить не повредив. Вот только испугался Хозяин до смерти зря. Внешний вид врачей был такой из-за скафандров. Потому что состав воздуха за десятки тысяч лет немного изменился ;)
Yazewa, 7 декабря 2011 г.
Эпичность повествования производит впечатление. А вот концовка мне абсолютно не понравилась. Она показалась совершенно искусственной, хотя допускаю, что именно ради нее писался этот рассказ, а аналогии с советским Хозяином здесь не так уж важны.
Ruddy, 16 октября 2006 г.
Ох, хохо... Нет, уж лучше хоть как прожить остаток своей бесценной жизни, чем увидеть такое. :eek: