fantlab ru

Майк Кэри «Мой знакомый призрак»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.49
Оценок:
159
Моя оценка:
-

подробнее

Мой знакомый призрак

The Devil You Know

Роман, год; цикл «Феликс Кастор»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Врата между миром людей и миром демонов внезапно распахнулись настежь — и в современные города хлынул поток призраков и привидений, зомби, оборотней и еще десятков порождений Тьмы. Однако жизнь продолжается... только к преступлениям человеческим прибавились преступления паранормальные, а вечных соперников полиции — частных детективов — сменили мастера-экзорцисты.

Когда-то лучшим из таких экзорцистов в Англии считался Феликс Кастор, а теперь он вышел в отставку и отказывается даже слышать о прежней работе.

Но деньги лишними не бывают... а изгнание слабенького демона, поселившегося в старинном здании церковного архива, — пара пустяков для опытного мастера.

Просто? Слишком просто.

А бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке.

И «слишком легкое» дело оказывается самым сложным и опасным за всю карьеру Кастора...

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2007 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Мой знакомый призрак
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The Devil You Know
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сарказмист

22.01.2025. Мой знакомый призрак. Майк Кэри. 2006 год.

Что делать, если твоя работа — изгонять призраков, но прошлое, подобно тени, преследует тебя? Феликс Кастор, саркастичный и талантливый экзорцист, сталкивается с загадочным случаем, который оказывается намного опаснее, чем кажется на первый взгляд. Заброшенный архив хранит мрачные секреты, а призрак молодой женщины отказывается уходить без борьбы. Когда в дело вмешиваются демоны, коррупция и смертельные тайны, ему придётся сделать выбор, способный изменить его жизнь навсегда.

Майк Кэри берёт привычные детали детективного фэнтези, слегка встряхивает их, добавляет щепотку нуара и рисует картину альтернативного Лондона, где сверхъестественное вплетается в повседневность. Призраки, демоны и экзорцисты здесь такие же обыденные, как пробки на мосту в час пик. На первый взгляд — идея завораживающая, но за красивой вывеской прячется текст, который не всегда готов предложить нечто большее, чем набор штампов.

Феликс Кастор, саркастичный экзорцист с усталой улыбкой и багажом неудачных решений, становится проводником по этому миру. Его новое дело, как и положено в жанре, обещает быть простым, но, конечно, оказывается переполненным тайнами, заговорами и призраками (причем буквально). Однако интрига здесь развивается по проверенной схеме, где каждый шаг предсказуем, как утренний кофе: немного горечи, много воды.

Если говорить о языке, то Кэри хорошо владеет сарказмом. Его диалоги остры, а монологи Феликса часто бьют прямо в точку. Но ирония, которой автор щедро сдабривает каждую страницу, иногда работает против него. Вместо того чтобы позволить погрузиться в мрачную атмосферу, она превращает многие сцены в череду шуток, которые не всегда приходятся к месту. Это как слушать стендап, когда настроили на драму.

Лондон, описанный в романе, великолепен в своей мрачности. Пустующие архивы, узкие улочки, клубы, наполненные странными посетителями, — всё это оживает перед глазами. Однако за этими декорациями не хватает глубины. Как функционирует мир, где потустороннее стало нормой? Почему призраки ведут себя так, а не иначе? Кэри словно намекает на интересные ответы, но каждый раз уходит от них, как опытный фокусник, оставляя с разочарованием вместо разгадки.

Персонажи — это отдельный разговор. Феликс, безусловно, притягивает внимание: он умён, остроумен, но при этом далёк от идеала. Его ошибки и сомнения делают его живым и натуралистичным. А вот второстепенные герои чаще напоминают декорации. Джулиет, демон-суккуб, — это «угроза с изюминкой», но её образ так и остаётся на уровне наброска. Лукаш Дамджон — харизматичен, но предсказуем до боли: типичный злодей, который знает, что он злодей, и этим доволен. Хотелось бы увидеть больше глубины и неожиданностей.

Роман напоминает дорогой подарок в красивой упаковке, внутри которого оказалось что-то недоделанное — то ли инструкция, то ли кусок пазла, из которого ты так и не соберёшь целую картину. Потенциал мира велик, но он остаётся лишь на поверхности. Каждая интересная идея словно боится собственной смелости и уходит в тень, уступая место привычным схемам.

«Мой знакомый призрак» — это коктейль из нуара, фэнтези и детектива с горьковатым послевкусием. Он увлекает, но не оставляет того насыщенного чувства, которое ждёшь от хорошей книги. Это скорее приятная прогулка, чем захватывающее путешествие. Любителям жанра он может понравиться, но если вы ищете чего-то нового и неожиданного, возможно, стоит поискать дальше. 6 из 10.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хм. Довольно... Необычная книга.

Скажу сразу, в книге присутствуют достаточно жёсткие моменты. И поданы они очень... Качественно. Даже как-то жизненно. Бытовое, обыденное, реальное зло. Люди, которые намного гнуснее монстров...

Так что если вы не хотите читать про изнасилования и пытки — равно как и если вы, вдруг, любитель такого (буэ, но люди разные...) — лучше не стоит. Положительных эмоций вам эти эпизоды вряд ли добавят.

В остальном же произведение — классический детектив.

Тем более интересный тем, что герой — не детектив по профессии, и навыков у него нет. Нет и верного револьвера 38 калибра, и связей в полиции...

Герой — обычный человек, который видит призраков и может их изгнать.

И, взявшись за простое дело ради быстрых денег, он виток за витком раскручивает такую человеческую мерзость, с которой не всякий монстр справится...

Особенность книги как раз в этом.

Собственно, мы практически с самого начала знаем ключевые моменты сюжета со слов демона.

И главный злодей вот он, на виду.

Но как именно развивались события, что конкретно произошло — вот это описание действительно захватывает...

Книга немного философская в том числе. И заставляет лишний раз задуматься о нашем мире. И о душе.

Всё немного портит эпилог. Страшновато браться за продолжение, не хочется, чтобы всё превратилось в приключения

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сыщика с ручным демоном-суккубом на поводке

Тем не менее, книга понравилась.

Ещё раз не рекомендую тем, кому не нравится жесть и человеческая мерзость.

Остальным — читайте, должно быть интересно.

Оценка: 8
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лондон всегда был благодатным местом для литературной нечисти, но далеко не каждому автору удается с толком использовать этот потенциал. Майк Кэри, пожалуй, поймал нужную волну. Более того, он отступил от традиции и не стал живописать чудеса «иного города», как Нил Гейман или Саймон Грин. Внешне его Лондон неотличим от реального. Все дело в созданиях, которые его населяют.

Мир, в котором живет специалист по изгнанию призраков Феликс Кастор, сдвинулся. Не было никаких знамений, не упала с небес Звезда Полынь – просто стали воскресать мертвые, а за ними явились и другие создания. Нет, до кровавого «Рассвета мертвецов» дело не дошло: все, на что способны восставшие из могил – это действовать живым на нервы и потихоньку гнить. Привидения оказались и того безобидней – лишь эхо чьих-то эмоций, лишенное разума и воли. Человеческая цивилизация выстояла почти в том же виде, в каком ее знаем мы. Отдельные скептики по-прежнему отказывают чертовщине в существовании.

Однако кое-что все же изменилось: стала востребованной профессия экзорциста. Феликс Кастор не лучший и не худший из них, но свое дело он любит. Он совершает ошибки и расплачивается за них, чтобы совершить снова – ради друзей, ради денег, ради истины, наконец. Это объемный, многогранный персонаж, обладающий собственным неповторимым голосом. Свести его к какому-то типажу трудно, хотя дебютный роман Кэри и обязан многим классическому нуару (а также комиксу «Константин»). Конечно, герои Чандлера тоже редко брились, много пили и регулярно попадали в переделки, но Кастор определенно интеллигентней и сложней их (выпускник Оксфорда, как-никак). Остальные действующие лица – тоже далеко не статисты.

Впрочем, роман не сводится к психологическому анализу: душевных метаний в нем ровно столько, чтобы сделать сюжет выпуклым и реалистичным. А он того стоит. Кэри постоянно наводит Кастора и/или читателя на ложный след, сплетая из загадок и недосказанностей паутину интриги. Пресловутые чеховские ружья либо стреляют в самый неожиданный момент, либо вообще молчат.

Книга изобилует оригинальными находками, которые проявляются буквально во всем и не отдают дешевым фантазерством. Выбрав основным местом действия старинный архив, Кэри убил двух зайцев: отдал дань уважения готической традиции и одновременно переосмыслил ее. И действительно, причины событий романа коренятся в кошмарах современности, а не в очередном «кентервильском привидении».

Автор по-своему переигрывает затасканные образы сверхъестественных существ. Так, оборотень у него, – это по сути животное, одержимое духом мертвеца, который перестраивает тело хозяина по образцу человеческого. Суккубы у Кэри соблазняют мужчин не сладкими речами, а феромонами, которые не оставляют жертве ни единого шанса на сохранение невинности и рассудка.

Любопытна сама процедура экзорцизма. Кастор изгоняет призраков при помощи флейты (вистла), оборачивая их сначала в музыкальный «кокон», заставляя слиться с мелодией – а потом переставая играть. Описание этого процесса зачаровывает, и не в последнюю очередь благодаря прекрасному переводу Аллы Ахмеровой.

Кэри умело и с любовью выстраивает мифологию своего мира. Яркие второстепенные персонажи (среди которых зомби-хакер, охранник-буддист и гороподобный оборотень по прозвищу Шрам), ссылки на памятные Кастору события, анекдоты из жизни экзорцистов – прописана буквально каждая деталь.

Однако сбежать в этот мир захочется немногим. Все, что невыносимо в нашем «здесь и сейчас», перекочевало и в него: бедность, насилие, проституция. На фоне этих монстров демоны и призраки кажутся лишь частными проблемами. Но и здесь все неоднозначно. Кастор терзается сомнениями: что, если его работа – не борьба с эктоплазменными паразитами, а самое настоящее убийство? Куда отправляются заблудшие души, когда он их фактически стирает? Есть ли в такой Вселенной место Богу? Вместо ответов – туманные намеки. В этом романе фаустианская тема лишь намечена, но в последующих Кастору наверняка предстоит нелегкий выбор между знанием и покоем.

Актуальность сочетается у Кэри с блестящим юмором, ненавязчиво вплетенным в текст. Книга вообще прекрасно сбалансирована: автор играючи манипулирует читательским восприятием, то развлекая, то пугая, то наводя на лирический лад, то – без шуток – откровенно шокируя.

«Мой знакомый призрак» – одна из лучших книг, вышедших в серии «Холод страха» за последний год. Если Кэри и дальше будет выдавать ручную работу в конвейерном жанре, то цикл о Феликсе Касторе ждет славное будущее.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понравилась книга сразу. Выгодное отличие от романов Батчера:

- герой — одиночка и неудачник (а у батчеровского чародея — кот, собака, куча родственников и друзей, подстраховывающих его в трудные минуты),

- выходить против нечисти с вистлом — это круче, чем с ворохом всяких прибамбасов

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный мистический детектив. Колоритно мрачный Лондон, где призраки и оборотни стали повседневным явлением, обеспечивает экзотический фон, на котором разворачивается детективный сюжет. Для меня это первый опыт чтения книги, в которой автор совместил элементы мистики и хоррора с классическим (как мне кажется) детективом. И первый блин отнюдь не получился комом. Возможно у почитателей обоих жанров найдется много причин для недовольства, но ИМХО синтез произошел на высоком уровне, мистическая составляющая идеально вписана в историю расследования преступления, и использование Кастором своих возможностей заклинателя духов для поимки преступника кажется таким же естественным, как и использование «серых клеточек» Пуаро Агаты Кристи.

Хорошо продумана структура романа. Книга с первых страниц захватывает экзотичностью и мистической зловещестью, а в момент, когда они уже начинают приедаться, автор подхватывает интерес читателя чисто детективной историей, и не отпускает уже до предпоследней страницы. Развязка, не сказать чтоб неожиданна, но совсем не банальна. А тема

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
насильственного вывоза наших соотечественниц в заграничные бордели
актуальна до сих пор, и раскрыта автором очень человечно и сочувственно.

Автор не безгрешен. Кичевое описание Владивостока и корявые русские имена присутствуют, но занимают в тексте настолько мизерное место и так мало значат для сюжета в целом, что ими можно пренебречь.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мир наших двухтысячных, основное отличие которого от настоящего в том, что сильно расплодились призраки, зомби и демоны. Поэтому спрос на услуги экзорциста велик, как никогда. Впрочем, клоуны тоже в цене.

Начало, весьма многообещающее, вскоре переключается на очередной триллер про безжалостный Лондон. Большая часть которого посвящена делам госархива и стриптиза, с толковым рассказом о механизмах функционирования обоих. Участвуют маньяки, суккуб, бармены, домушники, луп-гару, проститутки, психушка, свадьба, пневматическое ружье и верующий священник. Главный гад — словенец. Финал... Ну, что же, жанр требует невероятного спасения и кары для грешников. Они вполне невероятны и пеницитарны.

Воспринимается книга как написанная под сильным влиянием «Перечисли мертвых» Макоули и цикла о Гарри Дрездене. От первого взята профессия ГГ и мистическая составляющая, от второго внутренние монологи ГГ и его помошнички с той стороны. Отличается от них серьезным интересом к филосовской компоненте. Впервые встречаю вопрос: а следует ли изгонять духов, может, у них тоже есть права? Атеизм и политика — удачные фишки. Текст разукрашен отсылками к седой старине и вчерашней телепрограмме, спасибо Прим.Пер. Персонажи выписаны со старанием.

Есть совершенно неудачные места — последняя сцена у окна, похоже, написана ради рекламы следующей книги. Тусклы эмоции. Хоррор вызывает не восторженное еканье сердца, а ощущение безнадежности, негатива. Поступки потусторонних участников мало соотносятся с приписываемой им мощью. Имена русских в романе вызвали смех/отвращение на форуме.

Ощущения зря потраченного времени нет. Удовлетворительно.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я обожаю эту книгу. Интересный сюжет, в котором умело переплетенны элементы мистики и детектива. Персонажи яркие и запоминающиеся.

Юмор искрометен и всегда в тему. Надеюсь продолжение не подведет.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет из мистического постепенно скатился в заурядный детектив. Введенные в сюжет упоминания о России к России отношение имеют самое отдаленное. Уже к середине книги действие начинает затягиваться. Более чем предсказуемый финал. А начиналось очень хорошо.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх