fantlab ru

Отто Биндер «Chapter 16: Lost in Alien Dimensions»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Оценок:
1
Моя оценка:
-

подробнее

Chapter 16: Lost in Alien Dimensions

Рассказ, год; цикл «Буриме»

Входит в:

— цикл «Буриме»  >  Романы  >  роман «Cosmos», 1934 г.


Похожие произведения:

 

 



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

С использованием заметки для Medium (https://shorturl.at/BkxLr).

Как и положено добропорядочному Темному Властелину, в этом рассказе романа-капустника «Cosmos» Кризза из Лксифы, пришелец из параллельной вселенной, читает приговоренным к медленной смерти Дос-Теву и его товарищам лекцию о мотивах своих действий, да вдобавок просвещает их насчет того, что за методы межпространственного перемещения позволили ему достичь статуса Искажения Пространства (оно с неизменным злобным маниакальным хохотом вмешивается в планы героев еще с шестой главы, написанной Кэмпбеллом). Лекция получается достаточно подробной, чтобы друзья, выброшенные в мир, чья живность заставила бы обгадиться от ужаса зверей «Неукротимой планеты» Гаррисона, демонов Mortal Kombat или бестий цикла Мэтью Стовера о Кейне,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не только уцелели, а и сумели оперативно сконструировать аппаратуру для обратного путешествия —
всё это, отмечу, без доступа к вычислительным машинам, но, как поясняет дуэт братьев Биндеров, за проведенные в космическом путешествии от Альфы Центавра годы Дос-Тев и Меа-Квин наловчились выполнять даже сложнейшие расчеты в уме. (Открывающий рассказ https://fantlab.ru/work359219#response488048 вызывает, правда, глубокие сомнения в том, насколько эти расчеты надежны.)

Но Кризза из Лксифы, сиречь Искажение Пространства, интересен не своими весьма банальными мотивами, которые даже со скидкой на год написания не выходят за пределы краткого справочника для начинающих Темных Властелинов (полудурок Танос, сражающийся, точно с ветряными мельницами, с экспоненциальным законом роста популяции, и тот у Marvel многограннее получился). В его уста Биндерами вложено наукообразное обоснование происходящего, и вот оно-то отменно выдержало проверку временем, так что балл рассказу можно ощутимо повысить за то, как опередил он современную авторам астрофизику. Искажение Пространства любезно объясняет героям:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Трёхмерных вселенных много, так много, что даже у меня их число вызывает робость. Они отграничены одна от другой, но вместе с тем настолько близки в произвольном четвёртом измерении, что для решившего эту задачу, вроде меня, посещать их — занятие простое. Однако не все они, образно говоря, параллельны одна другой. Некоторые перекрываются в одном измерении, иные — в двух, но перекрывание происходит преимущественно в пространственных пустотах, так что лишь изредка случайный корабль поневоле проваливается из одной вселенной в другую через участок перекрытия.

— Чтобы вам было понятнее, воспользуемся аналогией с двумерным миром — плоскостями существования, накладывающимися одна на другую, словно листья в куче, соприкасаясь там и сям. Перекрытие двумерных миров происходит по линии, перекрытие трёхмерных — на плоскости. А перекрытие четырёхмерных вселенных, которое, как вам должно быть легко понятно, носит гипотетический характер, — по объёмам, или блочным пространствам. Однако пространство между трёхмерными мирами, в свою очередь, выступает одним из иновселенских измерений, четвёртым измерением. И эта маленькая деталь оказалась для меня чрезвычайно полезной...

Описанная картина, немедленно напомнившая «Диаспору» Игана (там наша Вселенная и ее пространство-время представляют собой стандартное расслоение макросферной физики), обладает интересным сходством с современной концепцией космологии бран в теории струн, где доступная непосредственному наблюдению трёхмерная Вселенная описывается как ограниченный участок многомерного объекта — браны, погружённого в пространство более высокой размерности, или гиперпространство (последний термин употребляется, в общем, почти так же, как принято это делать в НФ и космоопере). Брана определенной размерности при перемещении заметает объем на единицу более высокой размерности, так называемый мировой объем. Для двумерной браны, или мембраны, откуда и есть пошел термин, он будет объемом из нашей знакомой трехмерной реальности.

Вещественные объекты, состоящие на квантовом уровне из открытых струн, прикованы к своей бране и «с отрывом от реальности» перемещаться в обычных условиях не могут.

Однако гравитация понимается как локализованная на (1+3)-бране при низких энергиях и «протекающая» в компактифицированные измерения высшего порядка при более высоких (так называемая (1+3+N)-браномировая гравитация): гравитационные эффекты распространяются сквозь гиперпространство благодаря тому, что гравитоны выступают колебательными состояниями замкнутых струн, и заэкранироваться от гравитации, хотя она и самая слабая из фундаментальных взаимодействий, невозможно; на бране она не локализуется.

По-видимому, тут находим самое первое в истории НФ построение модели, в целом и поныне вполне правдоподобной с точки зрения теории струн и космологии браномира. Уместно заметить, что, скажем, в голографическом деситтеровом браномире между мультивселенными возможно наладить связь (Phys. Rev. D 110, 026028), а этого-то нашему Искажению Пространства только и надо было.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх