Владимир Рыбин «Расскажите мне о Мецаморе»
- Общие характеристики: Лирическое | С ярко выраженной любовной линией
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Входит в:
— журнал «Искатель 1983'3», 1983 г.
— сборник «Гипотеза о сотворении», 1986 г.
— сборник «Закон тайги», 1992 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Fiametta, 19 июля 2015 г.
Я давно хотела найти, откуда запомнившаяся мне в детстве фраза: «Разве развалины огромной тюрьмы говорят о развитой цивилизации?» Кто писал о древних трудовых цивилизациях? Недавно мне случайно попал в руки сборник Рыбина.
Уже в 70-е годы официальная идеология не вызывала у думающих людей особого интереса. Но без мировоззрения жить очень трудно. Некоторые становились либералами-западниками, а многие искали опоры в прошлом, иногда очень далеком, а иногда просто гипотетическом.
В партийной верхушке это тоже понимали и тоже думали о замене марксизма. Официальная идеология (отражавшаяся среди прочего и в журнале фантастики и приключений «Искатель») медленно двигалась к национализму. Вот и в повести Рыбина мы читаем о древней трудовой цивилизации, существовавшей пять тысяч лет назад, и необходимости знать прошлое. Свободы печати еще не было, о позднесоветской цензуре очень много говорит тот факт, что Рыбину (фронтовику, между прочим) дозволили назвать эту древнюю цивилизацию, не знавшую рабства, арийской.
Но Рыбин много пишет о дружбе народов вообще и извечной русско-армянской дружбе в частности, как следует из повести, дружбе этой уже четыре тысячи лет. Автор мягко осуждает мать героя, которая боится нерусской невестки. Пишет он и о том, что цивилизация, которой понятие «радости труда» смешно, очень нездорова. А для большинства позднесоветских граждан «радость труда» уже была пропагандистской трескотней.
Медеплавильное производство и, строение, очень похожее на обсерваторию, действительно, были обнаружены археологами у армянского города Мецамор. Четырех урартских царей, действительно, звали «Руса», но связывать это имя с «русскими», а тем более с «руслом» — чистая «народная этимология».
Любовная линия в повести очень мила. «Но рабу я не буду рада, я лишь друга принять могу».
Читать тем, кто интересуется процессами, происходившими в позднесоветской психологии, тенденциями позднесоветской пропаганды. Тем, кто размышляет о возможной судьбе страны без Горбачева