Ярослав Веров «Настоящая фантастика-2018»
Родители — странные люди. Вместо того чтобы дать детям отдохнуть от себя, а самим отдохнуть от детей, едва ли не силой волокут отпрысков на экскурсию по местам боевой славы далеких предков. Стоит ли удивляться, что скучающие детишки высматривают в сувенирной лавке разные подозрительные... предметы...
Лейтенант Грег оказался на глубоко засекреченной планете с особым заданием. Вот только откуда ему было знать, что заданием этим окажется... странная крылатая девушка, глаза которой закрыты специальными очками?...
Революция победила, но, изменив общественное устройство, оставила неизменным самого человека. А это недопустимо. Научная организация труда должна сделать пролетария частью машины. По крайней мере, в этом уверен революционный поэт Гастев. И кто его сможет остановить?...
Лукьяненко, Чекмарев, Казаков, Гелприн, Савеличев, Вереснев, и другие в традиционном ежегоднике «Настоящая Фантастика», изданном по результатам Международного Крымского фестиваля фантастики «Созвездие Аю-Даг-2017».
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— серию антологий «Настоящая фантастика», 2009 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Shemsu, 16 июля 2018 г.
Попробую еще раз написать не отзыв, а рецензию.
В первую очередь надо сказать, что сборник получился субъективно лучше, чем во все прошлые годы. Почему? В каждом сборнике есть очень сильные рассказы, и есть середнячки. Это нормально, так бывает всегда. Но обычно ты читаешь в начале 1-2 мощнейших вещи, а потом как раз наступает «середнячок», провис. Потом еще будут очень сильные тексты, но то потом. Здесь же в целом высокая планка выдержана с самого начала – и примерно на 2/3 объема, а потом пара провисов – и снова очень сильные вещи. Это первая «Настоящая фантастика», где не возникает даже мимолетного желания пролистать что-то в начале или в середине.
Делать отзыв на все рассказы не стану. Только на самые интересные вещи.
Вереснев, «За рекой Смородиной». Я не очень знаком с автором, но читал у Вереснева самые разные вещи, и очень хорошие, и так себе. Здесь – хорошее открытие сборника. Автор вовсе не прыгнул выше лучших своих вещей, но текст очень хороший, отличный язык, отличная идея, для открытия сборника – идеально.
Духина, «Исход». Уже третья или четвертая вещь Духиной, которую я читаю. Сложилось стойкое впечатление, что автор пишет одно и то же произведение раз за разом. Язык и стиль лично для меня бедны. Плюс, я читал именно эти язык и стиль уже 3 или 4 раза. НО. Это тот случай, когда рассказ короткий – и это отлично. Идея выражена кратко, емко, точно. Да, это тот же самый бедноватый язык Духиной, но в коротком рассказе он точно на своем месте, ничего лишнего. Тот случай, когда недостатки автора превращаются в достоинства. (А если вы не читали Духину ранее – то и вообще половины недостатков как не бывало. В этой вещи – все точно по делу, на удивление отличный рассказ).
Шейнин, «Пересменка богов». В этом рассказе чувствуется некая милая наивность, человек явно пробует себя в первый, второй, третий, но явно не пятидесятый раз. Хоть убейте меня, не знаю, в чем дело, но чувствуется. И тем не менее, это короткий, очень милый рассказ, где все на своих местах. Нет яркой драмы – но она здесь и не нужна. Нет красот языка – но и они не нужны. Это интересная, забавная, не ржачная, а именно забавная, как английский юмор зарисовка. Честное 8/10.
Яровова, «Истребитель номер ноль». С этого момента мы ИМХО переходим к тяжелой артиллерии. Драма, берущая за душу – на месте. Отличный язык, который рисует картинку в воображении – на месте. Неглупая идея – на месте. Не знаю. Упрекните меня, если что, что я его превозношу. Может, в этом рассказе нет ничего «сверх». Но в нем все – очень хорошо, все на своих местах, и нет ни одного перекоса, когда одна сфера – «сверх», а что-то на среднем уровне. В этом рассказе просто очень хорошо все.
Савеличев, «Железная кровь». Господи, как же мне не хватало давно в рассказе такой манеры изложения, как в «Эндимионе». Тот случай, когда нет ни одной попытки сделать остросюжетное произведение, это записки умирающего человека тому, кто его найдет. Добрый старый жанр. Но эти записки, притом, написаны динамично, интересно, они чем-то напоминают и «Гиперион», и отдельные произведения Урсулы нашей Ле Гуин, и добрую старую совецкую пропаганду, которую мы все читали в детстве, но здесь это атмосфера, образ, знакомые ассоциации, а говорит автор совсем о другом. Это рассказ, который писался как изложение истории человека, но написан остросюжетно, атмосферно и очень мощно.
Лукьяненко, «Экскурсия» — милая, хорошая, кроткая, с юмором зарисовка. Не ждите от нее большего. Но и меньшего не ждите.
Немытов, «Кредитная история». Как и все рассказы автора, написан он вполне характерным стилем, во всех рассказах автора есть немного натурализма, немного нестрашной, а совсем банальной жути, и эта банальность, красочный живой язык, обыденные бытовые образы, и то, как автор распоряжается обыденностью, чтобы написать на самом-то деле страшные вещи – это подкупает. ИМХО один из самых сильных рассказов.
Кай, «Дорога фаникса». Еще один рассказ, который я назову милым, потому что в нем есть все же что-то женское. И в то же время в нем нет абсодютно ничего «девочкового». Это очень серьезная вещь, в лучших традициях одновременно фэнтези и современной прозы. Фэнтези здесь подчеркивает серьезную тему, а отличный язык сводит все это, фэнтези, «женскость» рассказа, действительно глубокую мужскую идею вместе.
Алекс Бор, «Славные парни». Не могу не остановиться на этом рассказе, потому что читаю уже не первую вещь Алекса Бора. Как правила это вещи чуть хуже, чуть лучше, но в целом в моей системе координат довольно средние. Плюс, многие, кто уже читал Бора, знают, что у него есть «вечные темы». Достаточно сказать, что это ОЧЕНЬ нехарактерный для автора рассказ. Порой я думал: черт-черт-черт, это же просто отлично, как будто его написал вообще другой человек. В этом рассказе ни к чему не прикопаться, по большому счету. В нем хорошо все. Честное слово, я никогда не думал, что поставлю автору 9/10, но здесь эта оценка целиком заслужена. Отличный рассказ, отличный простой, но образный язык, очень интересная идея, здесь есть интрига, здесь есть красивые образы, здесь… просто все хорошо. Я читатель, не могу оценивать автора профессионально, но считаю, что автор прыгнул выше головы. Отличная работа, всем бы так!
Далее серия рассказов, которые должен упомянуть, потому что пролистал. «Государь оператор», «На острие иглы»… Они, наверное, неплохие, но я честно прочел по 3-4 страницы и пролистал дальше. Понял, что не могу. Не мое. Написаны неплохо, но «не верю» в каждом абзаце. Слишком… картонные персонажи. Директор, приносящий НИИ деньги на прибыльных контрактах (важное дело, не спорю!) – слишком директор, прямо картонный новый русский из 90-х – это параллельно таким словам как «ЭВМ» (привет, 1970-е!) и персональным суперкомпьютерам (которых еще нет). Нео-луддиты и сторонники прогресса на улицах Москвы – ок, с натяжкой, но верю, что это возможно. При очень особых условиях. Но когда директор института начинает с ними разговаривать, когда показываются будни коллектива… нет-нет-нет, это какие-то гиперболизированные для пущей выпуклости картонки. Пролистал.
На этом фоне отдельно следует отметить рассказ «Инди» в том же разделе, который написан по всем правилам, герои ИМХО все равно немного картонные, без глубоких чувств, без физиологических проявлений эмоций, без ярких сочных образов в тексте – но идея рассказа хорошая. Тот случай, когда последние абзацы спасают весь текст.
И второе, что следует отметить: Богданов, Панченко «Небо над нами». Как противовес – это тот случай, когда отличный, язык, отличные целостные, пусть и наивные герои (им по 14-15 лет, и они должны быть наивны). Весь рассказ читается с интересом, благодаря хорошему языку — с удовольствием, пусть даже многие вещи предугадываешь заранее. И потому же, даже когда многое предугадал заранее, последние строки буквально обрушиваются на тебя. Очень хорошо написанная, сильная вещь. По-настоящему сильная, а не проходнячок.
Гелприн, «В подарок». Здесь чувствуется рука большого мастера. У Гелприна есть потрясающе сильные вещи, по-настоящему выбивающие из колеи. И есть… ну так. Здесь рассказ где-то посередине, но ближе к первому, но чувствуется, что автор – все-таки большой мастер короткой формы. Мастер такого уровня, каких в этом сборнике мало. Он иногда может написать лабуду. Но у него мастерство такое, что не каждый новый автор с хорошим языком и отличной идеей угонится. Тот случай, когда концовка предугадывется. Но она написана так пронзительно, что буквально слезы наворачиваются на глаза.
Остальные вещи – разные. Есть хорошие, есть просто неплохие. Чаще – очень хорошие. Не стал о них писать не потому что не стоят внимания, а потому что… если автор пишет хорошую вещь, и ты ожидаешь от автора хорошую вещь – это ничем не удивляет. Написал только о том, что задело или удивило. О ненаписанном – повторюсь еще раз – это не значит, что прочие рассказы плохие.