Ричард Лаймон «Странствующий цирк вампиров»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое | Эротическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Вампиры ) | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
1963 год. Лето. В маленький городок Грандвиль приезжает Странствующее Шоу Вампиров с великолепной, грациозной, потрясающей и смертоностной Валерией, последней из рода вампиров. Три подростка просто сгорают от неослабевающего желания пройти на это шоу, которое становится еще сильнее после прочтения строчки внизу афиши: «Только для совершеннолетних».
Попасть на шоу трудно, но после его окончания вернуться домой еще сложней.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2000 // Роман |
- /языки:
- русский (2), английский (4)
- /тип:
- книги (5), самиздат (1)
- /перевод:
- А. Миронова (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Хельг, 21 июля 2023 г.
Упомянутые ниже диалоги «Странствующего цирка вампиров», это просто квинтэссенция пустоты. Они не несут смысла, они не влияют на сюжет, а что же они делают? Правильно! Заполняют страницы книги водой, чтобы история, красный объём которой — рассказ, стала похожей на роман, хотя бы этим самым объёмом. И шут бы с ними, с диалогами. Тут и действия такие же пустопорожние! — Ты будешь чизбургер? — Я буду чизбургер! — С чем ты будешь чизбургер? — Я буду чизбургер с пресным водянистым многословием Ричарда Лаймона, пожалуйста, спасибо, а теперь поцелуемся, и они берут котлету, и жарят котлету, хотя хотели бы жарить друг дружку, и переворачивают котлету, и едят котлету, и пьют пиво, и убирают мусор, а для мусора берут такие чёрные пластиковые пакеты, ну, вы знаете, а если вдруг не знаете, то Лаймон вам расскажет, и, конечно, это охренеть как важно... если тебя платят построчно. Других вариантов не вижу.
В остальном имеем мутные метания пубертатных подростков по захолустному городку, в который приехал «Цирк вампиров». И если вы думаете, о, ща про цирк читану, весело, эге-гей! то сразу утритесь. Собственно цирка тут кот наплакал, в последних процентах двадцати, максимум, где и происходит хоть что-то. Зато подростковых передвижений и телодвижений, описанных с необычайной скрупулёзностью, оттопыренных членами штанов и самоповторов хоть отбавляй. Да, что-то можно списать на литературный приём, дескать, автор усыплял нас реализьмом, а потом кэээк вдарил! но нет, не вдарил. Хотя масакра получилась знатная, но настолько неправдоподобная, что хоть плачь. Детишки, выкосившие людей больше, чем Рэмбо и теми же средствами, это как-то, ну... О, боги, да это просто бред какой-то!
Слитые персонажи, недоразвитые линии, сумбурные метания, примитивные диалоги, многократное использование одних и тех же приёмов, дешёвая театральность финальной битвы и полтора грамма мистики — вот рецепт произведения, способного взять премию Стокера! А в коментах люди обсуждают, как здорово и вкусно Лаймон описывает подростковое лето. Хотя по факту там и лета нет. Подростки ходят туда-сюда, потеют, теряют рубашки и эрегируют, кому есть чем. Из летнего настроения там, разве что, бургеры у жаровни, и если тебе, восхищённый читатель этого достаточно для летней атмосферы, спешу огорчить, выше печки ты не падал, и слаще редьки не ел. ИМХО, конечно же.
sofer, 4 июня 2023 г.
Кажется, Владимир Набоков как-то предложил простой способ отличить плохую книгу от хорошей — по количеству диалогов. В плохой книге их будет овердофига, вот точно как в этом произведении Лаймона, которое состоит из диалогов почти целиком, кроме последних 100 страниц. Диалогов затянуты, с многочисленными повторами, не информативных, не смешных, не,не,не... Второй мой заход в Лаймона после «Одной дождливой ночью» — и снова провал. Казалось бы книги с двух разных спектров его творчества, а порок тот же самый — бестолковая многословность. Ну не владеет автор искусством с помощью слов создавать образы. Словами он может создавать только другие слова.
Не знаю, почему его называют классиком экшен-хоррора. Никакого экшена в обеих его книгах я не встретил. Сплошная болтовная. Секс и насилие? Банально и бездарно изображены по сравнению, например, с «Шахтой» Дэвида Шоу. Хук в виде постоянного педалирования пубертата — такое себе.
В общем, больше трех баллов не поставлю. Не знаю, возможно, есть какие-то романы данного автора, которые все-таки стоит прочитать. Но после этих двух — не хочется совсем.
Samael, 9 октября 2024 г.
Я, как и многие другие, полагаю, повелся на имя автора, на рейтинг книги. Вследствие чего решил оную приобрести и прочитать. Ну что могу сказать? Я абсолютно не разделяю восторженных отзывов других читателей. Эта книга на 80% процентов состоит из воды.
В первую очередь, примерно через страниц 50 ты уже устаешь от пустых диалогов, которые вообще ни на что не влияют в сюжете и возникает ощущение будто Лаймон вписал их в книгу на спор.
Чтобы не быть голословным приведу пару примеров
«У Слим отвисла челюсть, и она уставилась на него, часто моргая.
— Ты что, больной? — наконец поинтересовалась она.
— А у тебя есть идея получше?
— Да любая идея лучше этой.
— Какая например? — поддразнил Расти. — Давай послушаем, что ты нам придумаешь.
— Ну ладно.
— Ну так что?»
И действительно, что? А ничего. 7 строчек абсолютно бессмысленного разговора. Их даже можно не прятать под спойлер. Дальше — лучше.
"— Тогда как ты забрал свою обувь?
— Мою обувь? — он посмотрел на свои ноги. — А! — он коротко рассмеялся и помотал головой, как будто от облегчения. — Ты думал, что я кидал свои ботинки?
— Я видел, как ты кидал их.
— Это были не мои кроссовки, а Слим.
— Кроссовки Слим?
— Конечно.
— Черт. Почему ты не кинул свои?
— Это была ее идея.
— Вот так здорово.
— Не надо меня обвинять. Она сунула мне свои кроссовки и сказала кинуть их, я так и сделал.
— Так что, это ей пришлось идти по лесу и до самого дома босиком?
— Ну да, что такого? С ней все в порядке. И потом, я предлагал ей взять мои кроссовки, но она отказалась.»
Блин, а точно это были кроссовки Слим? Давайте переспросим еще раз 10. Для лучшего понимания. «-Ты кидал? -Я кидал. -Кроссовки? — Кроссовки. — Свои кроссовки? -Нет, не свои. — А чьи кроссовки ты кидал? — Кроссовки Слим — Кроссовки Слим? — Да, кроссовки Слим.»
Вроде разобрались.
Вот только приготовьтесь, что такие диалоги будут вас преследовать на протяжении 80% книги. И вы будете читать книгу с крутящимся в голове вопросом — «А цирк то будет?» Или эти бесконечные диалоги и есть «Цирк вампиров», который высасывает из вас желание продолжать чтение?
По правде говоря, я в определенный момент стал надеяться что Цирк останется неким макгаффином, который стал катализатором приключений группы подростков одним летним днём 1960 года, но Лаймон не так прост.
Примерно за 80 страниц до конца книги нам наконец то представят «Тот самый Цирк».
И за это время Ричард Лаймон вывалит на вас всё то,что он старательно сдерживал в себе ранее. Кровища, убийства, эротику, а заодно выкатит из кустов ставший уже привычным для поклонников творчества, но немного запылившийся конкретно в этом произведении, рояль и пройдется газонокосилкой по персонажам. У нас же тут все таки сплаттерпанк с «Премией Брэма Стокера».
Но даже эта часть вас скорее всего разочарует. Конечно «сплаттер» это не совсем про реализм, но какая то грань должна быть.
В общем, если соберётесь читать, то убедитесь, что под рукой нет ничего более интересного (а найти произведение поинтереснее будет несложно). А если всё таки не найдете, то подумайте еще раз.
3 из 10
Moloh-Vasilisk, 7 ноября 2024 г.
Вампир без клыков
07.11.2024. Странствующий цирк вампиров. Ричард Лаймон. 2000 год.
Дуайт и его друзья — Расти и Слим — решаются на рискованное приключение, посетив Странствующий Цирк Вампиров, обещающий настоящее шоу с вампиршей Валерией. Преисполненные подросткового волнения и фантазий, они мечтают увидеть нечто шокирующее и запретное. Однако, чем ближе к полуночному представлению, тем очевиднее, что цирк хранит свои страшные и зловещие секреты, которые могут обернуться для них фатальными последствиями.
«Странствующий цирк вампиров» Ричарда Лаймона – это произведение, которое, увы, разочаровывает своим безыдейным содержанием, изобилующим пустыми диалогами и несуразными сценами, создающими ощущение искусственно растянутого текста. Превалирующие в книге диалоги между подростками поражают своей односложностью и необоснованной водянистостью. Они не несут никакого дополнительного смысла, создавая лишь иллюзию активности, за которой, к сожалению, скрывается пустота. Это не искусство диалога, а откровенная халтура, нацеленная скорее на заполнение страниц, чем на погружение в интригу.
Отдельно стоит упомянуть навязчивое наличие подростковых фантазий и нереалистичных ситуаций, которые превращают роман в театр абсурда. Автор, не обременяя себя задачей подготовки к важным событиям, стремится внезапно ввернуть детали в повествование, где это выгодно лишь для удобства сюжета. Вся структура повествования выглядит как плохо выстроенная импровизация, лишенная глубины и цельности, что заставляет задаться вопросом: кому же адресована эта книга? Подросткам с трудом удастся пройти возрастной ценз из-за обилия кровавых сцен, а взрослому читателю все это покажется наивной и неприятной выдумкой.
Завязка сюжета с цирком вампиров выглядит, мягко говоря, абсурдной. Пустые страницы наполнены однотипными разговорами и откровенно плоскими персонажами, поведение которых больше похоже на гротеск, чем на реалистичное отражение действительности. Дуайт, Расти и Слим – это лишь схематичные образы, каждый со своими избитыми и предсказуемыми чертами, лишенные развития и драматической глубины. Их реакции и поведение не поддаются никакой логике, а финальная сцена, вместо того чтобы произвести эффект разрядки напряжения, выглядит скорее пародией, чем кульминацией.
Концовка не оставляет даже тени удовлетворения: это настоящий фарс, разрушающий даже малейшие иллюзии о содержательности книги. Сюжетные ходы, так и не приведшие ни к чему значимому, превращают «Странствующий цирк вампиров» в дешевую литературную поделку, лишенную как драматической силы, так и убедительности. Это произведение оставляет ощущение пустой траты времени, не предлагая ни полноценного сюжета, ни эмоционального отклика. Книга Лаймона скорее похожа на неудачную попытку эпатировать публику, нежели на художественное произведение, достойное внимания. 2 из 10.
IgorLutiy, 24 февраля 2023 г.
Я много читал об этом произведении на форуме Фантлаба еще лет 10 назад. Его тогда или собирались переводить или только-только перевели. Но обсуждали так активно, что мне это почему-то запомнилось. Потом неоднократно оно мне попадалось под руку и я задумывался, может стоит все-таки взглянуть, но останавливала тема вампирства. Ну вот не интересна она мне. Совсем. Поэтому я каждый раз проходил мимо.
В этот раз роман оказался в списках к некоторым книгам, которые мне очень понравились и в итоге я решил, почему бы и нет? Начал читать и сначала несколько раз даже порывался бросить. Казалось, что из этого не выйдет ничего хорошего. Сейчас могу лишь сказать, что я рад тому, что не бросил.
Это хороший роман. Он достаточно динамичный (главное переварить начало). Он интересный, чем дальше — тем больше. Он заставляет поволноваться в определенные моменты. Он обманывает тебя и это классно. Он, несмотря ни на что, хорошо окунает в детство. Персонажей не много, но они отлично выписаны, каждый по своему уникален и это хорошо заметно. В них веришь. И во всем этой есть лишь один небольшой изъян. Это его финал.
Первое — он просто не вяжется со всем остальным. Складывается такое впечатление, будто автор сначала писал что-то одно, а в самом конце решил — будь что будет, переверну все с ног на голову. При этом перевернул не столько сюжет, сколько действие. Из-за этого оно получилось сильно неестественным. Странным, нелогичным, неправильным. Все то, что так хорошо строилось на протяжении всего повествования, поведение героев — все это одним махом оказалось сломанным. Не верю — это то, что хотелось сказать в финальной части. Не верю в то, что происходило, не верю в причины того, что происходило, не верю в те слова, которые произносились героями. Слишком много фальши оказалось в этом всем. Слишком много безумия. Но это буквально последние глав 5 из 64. Да и может это просто я оказался таким непонятливым и во всем этом был некий скрытый авторский замысел?
Тем не менее, несмотря ни на что — это хорошая и интересная книга. Напомнила «Жизнь мальчишки» и «Лето ночи». Она не настолько изящная как первая и не настолько жуткая как вторая, но в целом является достойным продолжателем этого направления. Такого себе мистического приключенческого взросления или становления героев.
Ах да. Это книга не про вампиров. И если вы вдруг решите, что это я так поспойлерил, то нет, скорее наоборот — добавил интриги. Почему? Дочитайте до конца — поймете. Но в целом это и правда не про вампиров, а про приключения троицы 16-ти летних подростков на протяжении одного, но очень насыщенного событиями, дня.
Важно отметить, что книга полна диалогов, преимущественно уместных, и благодаря этому читается легко и быстро.
Итак, что мы имеем? Интересную историю о приключениях троицы друзей в небольшом американском городке в начале 60-х годов прошлого века. Золотая пора для подобных историй. Чуть-чуть приключений, чуть-чуть мистики, достаточно экшена, первая влюбленность и немного уместной эротичности. Что сказать — получился отличный коктейль. Пейте, не расплескайте! И дайте две!
sawkaluga, 13 марта 2023 г.
Вот на такое представление, какое описывает в этой книге нами любимый Ричард Лаймон, я бы точно сходил! Хотя... Побывать на поле Янкса в качестве читающего зрителя не менее великолепно!
Перед нами самый что ни на есть образцовый представитель так называемых «мальчишечьих ужасов». Группа подростков собирается на представление цирка вампиров, и, само собой, до этого события они попадают в различные переделки, решая многочисленные трудности и преодолевая различные препятствия на пути к своей цели. Здесь, по уже сложившейся традиции подобных произведений, обязательно будет банда хулиганов, любовный треугольник, искренняя дружба, храбрость, предательство, первый поцелуй, легкомысленные поступки и т.п., все то, что мы сами испытывали в подростковом возрасте. Периодически автор уносит нас в воспоминания героев, их приключения задолго до описываемых событий, и это отнюдь не утомляет и не выглядит искусственным раздутием хронометража книги.
Лаймон очень тщательно знакомит нас с героями романа, детально прописывая каждую черточку внешности и характера, показывая своих «детищ» в разных ситуациях и заставляя их принимать сложные решения, которые обнажают истинную натуру каждого из них. По сути вся книга это описание одного насыщенного событиями дня трех неразлучных друзей. И пусть звучит это довольно скучно, тосковать нам автор не дает, и даже сам факт того, что ожидаемое представление занимает меньшую часть книги, не должен отпугивать: знакомиться с героями, проводить с ними время весело и задорно, даже хочется стать их четвертым другом.
Изучать остальных героев не менее интересно, ну а представители цирка и вовсе на протяжении всего романа окутаны мистическим флёром, что создает дополнительную интригу.
Но и это не всё! В концовке, которая пусть и летит лавиной по сравнению с размеренным темпом всей книги, старина Ричард нас и вовсе озадачит, бросив нам в руки горящий мяч и вызвав на дуэль разгадочных тайн: произошедшее было мистерией, или всё-таки правдой.
Всё бы было замечательно в этом цирке, если бы автор не бросил некоторые сюжетные линии и некоторых героев, ярко обозначив их и растворив на страницах произведения. Особенно это касается близнецов, они были тем самым ружьем, но оно не то, что не выстрелило, а даже не прицелилось и не погрозило. В итоге эти мелочи, как и быстро сворачиваемый финал, не позволяют поставить высшую оценку этой книге. Но свои 9 баллов из 10 она заслужила, это увлекательное чтение, эмоциональное приключение, приступ ностальгии (как по тем славным временам, так и по детству/отрочеству в целом), такое представление заслуживает долгой овации, до кровавых мозолей на руках. Премия Брэма Стокера абсолютно справедливо нашла своего обладателя, а отсутствие экранизации очень удивляет и огорчает. Берите билеты, пока не закончились и не забудьте рассказать друзьям! Это достойно вашего внимания!
Konbook, 16 апреля 2023 г.
К Лаймону можно относиться по-разному. Автор «не для всех». Но невозможно не признать: в том сегменте жанра «ужасов», в котором творил Лаймон — он один из лучших. Премия Брэма Стокера, которую Лаймон получил (пусть и посмертно) за роман «Странствующий цирк вампиров», им совершенно заслужена. Уже вторая книга писателя доставила мне колоссальнейшее удовольствие. С первой и до самой последней страницы. А о драйвовом финале и говорить не приходится. События произведения укладываются автором в небольшой промежуток времени (гораздо больший, чем тот, в течение которого разворачивается сюжет «Од-ной дождливой ночью»). Кто-то из читателей сетовал, что в книге не происходит ровным счётом ничего: дети ходят от одного дома к другому, а сами вампиры появляются в самом конце и им уделено слишком мало места!
Полностью не соглашусь.
Да, главные герои — Дуайт, Расти (Рассел) и Слим, действительно, ходят от дома к дому, но не просто так, от безделья, это необходимо для сюжета книги; всё, что происходит с ними отлично вписывается в задуманную Лаймоном фабулу книги.
Главные герои — симпатичные. Все без исключения. Даже стервозная Битси, сестра Расти. Вот уж один из самых неожиданных персонажей книги, без неё роман многое бы потерял. Не без толики сексуальной озабоченности, конечно, но произведение получилось на удивление пуританским, что совсем не похоже на Лаймона. Он отошёл от классического лекало по которому писал свои романы и раскрылся с другой стороны, что доказывает его многогранность, которую бы он только развивал, если бы судьба отмерила ему на земле больший срок, и поставила бы в один ряд со Стивеном Кингом. Жаль, что история не терпит сослагательных наклонений.
Захватывающая история, ни на секунду не пожалел о покупке и времени, потраченном на книгу. Ещё не раз я перечитаю роман, определенно, это одна из лучших и ярких книг, написанных в этом жанре.
P.S. Не мечтайте попасть на шоу «Странствующего цирка вампиров». Это не так просто, верно, но покинуть его, ещё сложнее. Верьте Дуайту Томпсону.
Zombie 1st class, 7 марта 2020 г.
— «Летом 1963 года, когда мне было шестнадцать, в наш город приехал Странствующий Цирк Вампиров…»
Америка, начало 60-ых, маленький городок Грантсвилл. Лето, жара. Трое друзей-школьников скучают и думают, чем бы заняться: Дуайт, главный герой истории, от лица которого ведется повествование; толстяк Расти, его закадычный друг; и соседская девчонка Слим, по которой Дуайт давно сохнет, но боится признаться. Возможно, этот день прошел бы так же, как и любой другой, если бы на глаза ребятам не попалась афиша, гласящая о прибытии в город передвижного аттракциона: «Только сегодня! Всего одно выступление! Единственная в своем роде плененная вампирша Валерия! Великолепная! Соблазнительная! Смертельно-опасная! Приходите в полночь и убедитесь!» И ниже, мелким шрифтом: «Только для зрителей старше 18 лет». Облом. А попасть на представление очень хочется… В общем, герои таки решаются так или иначе пробраться на выступление «Вампирского Шоу», для чего отправляются днем на место его проведения за город – типа, на разведку. And it all goes to hell from there…
«The Traveling Vampire Show» (или «Странствующий Цирк Вампиров» в русском переводе) — книга, удивительным образом сочетающая ностальгию по старой-доброй Америке 60-ых с жестким реализмом, а достоверное погружение в мир подростковых переживаний и проблем — с кроваво-мясными сценами, достойными лучших киношных образцов хоррора.
Роман, впрочем, не вполне типичный для этого автора. Многие традиционные для его творчества элементы тут отсутствуют вообще или присутствуют эпизодически. Как-то: нет маньяков, по крайней мере, в традиционном лаймоновском понимании. Почти нет откровенно-эксплуатационных сцен секса, которые в избытке присутствовали в тех книгах Лаймона, что я читал раньше. Тут это ограничивается в основном шаловливыми мыслями и наблюдениями рассказчика, но его богатое воображение (неудивительное для 16 лет) компенсируется нехваткой реального опыта. Довольно тонко и реалистично подана линия отношений главного героя с девушкой, с которой они вроде как просто дружат, но испытывают взаимное влечение, однако толком не представляют, как сделать следующий шаг (как раз именно потому, что друзья с детства). Вообще тут много черт, характерных для жанра “coming of age”: тема взросления, взаимоотношений с родителями, дальней родней и сверстниками, конфликты, первый сексуальный опыт, самостоятельные решения и их последствия.
И наконец важно заметить, что калейдоскопа жести, резни и расчлененки тут тоже нет. Это НЕ сплаттерпанк. Имеет место чисто психологическое нагнетание, многочисленные ложные пугалки, зловещие намеки, недосказанность, и постепенно растущее напряжение, достигающее кровавой кульминации лишь в самом финале. И вот уж там – дааа, старина Лаймон предстал в своем прежнем обличье. На последних страницах творится натуральный «трэш, угар и содомия» и клочки летят по закоулочкам. Даже чересчур, как по мне – уж очень невозмутимо там себя ведут некоторые из героев (трое подростков и одна молодая женщина сугубо мирной профессии) в обстоятельствах, где и откормленные мордовороты начали бы звать мамочку от ужаса.
Зато вот что по-настоящему здорово, так это одна весьма импонирующая мне черта Лаймона – умение исключительно подробно описывать действия и обстановку, но так, что эти описания не замедляют течение сюжета, а незаметно вплетены в него. Кто во что одет, как выглядит интерьер комнаты, даже какой сыр персонажи кладут на бутерброды… Из этих мелких деталей очень кинематографичная картинка в мозгу складывается. Даже странно, что ни разу толком ни одну книгу не экранизировали, в отличие от Кинга того же, которого экранизировать куда сложнее из-за обилия философствований. Мир жесток и несправедлив! Вот «Вампирское Шоу» как раз, на мой взгляд, идеально для переложения в кинофильм (или телесериал, что даже лучше). Молодежная тематика, вампиры, увлекательный и вместе с тем довольно простой сюжет, ретро-антураж – все вещи, которые нынче модны и популярны.
Deliann, 27 июля 2015 г.
«Странствующий цирк вампиров» – один из последних романов Р. Лаймона и, судя по всему, один из лучших (премия Брэма Стокера на это очень красноречиво намекает). Многие авторы обращаются к теме детства и юношества. Больше всего троп в эту сторону исходил Стивен Кинг («Оно», «Тело»), который в принципе очень трепетно относится ко всему, что связано с ностальгией. После него почти сразу приходят на ум Р. Брэдбери («Надвигается беда», «Вино из одуванчиков»), Р. Маккаммон («Жизнь мальчишки») и Д. Симмонс («Лето ночи»). Я был приятно удивлен, когда обнаружил, что Лаймон решил пойти примерно тем же путем. Все-таки от автора «Подвала» ждешь иных историй, и от романа с названием «Странствующий цирк вампиров» я ожидал какой-нибудь жести в духе фильмов ужасов 80-х. Вместо этого я прочитал что-то вроде смеси «Оно» и «Жизни мальчишки», с серьезным креном в сторону «Жизни…» и с поправкой на возраст героя.
Итак, лето 1963 года. Нам показаны всего одни сутки из жизни Дуайта Томпсона. Сутки, когда в маленький американский городок Грандсвиль приехал странствующий цирк вампиров, чтобы дать одно-единственное представление и исчезнуть навсегда. Сутки, в течение которых жителям Грандсвиля выпала уникальная возможность лицезреть единственного на свете вампира в неволе: великолепную, притягательную, смертоносную Валерию. Сутки, которые перевернули жизнь Дуайта.
Для начала познакомимся с тремя лучшими друзьями: Дуайт, Слим и Расти. Все происходящее мы будем видеть глазами Дуайта, а все, что необходимо сказать об остальных, это следующее: во-первых, Слим – девушка, в которую Дуайт тайно влюблен, во-вторых, настоящее имя Слим – Френсис, и вообще, не считая главного героя, это единственный по-настоящему интересный и живой персонаж книги, в-третьих, Расти – комический персонаж, и, что с ним произойдет, угадать несложно, достаточно понять его образ мыслей и припомнить судьбу еще одного комического персонажа из «Подвала». Почти весь роман построен на внутреннем мире главного героя и его взаимоотношениях с друзьями. Им всем по 16 лет. Автору удалось передать этот период крайне достоверно и реалистично. Многие читатели узнают в мыслях главного героя свои, если не полностью, то хотя бы частично. И это стало очень приятным сюрпризом для меня. Неприятным было наличие персонажа, который крайне бесил своими словами и выходками, так я не раздражался на литературного героя с тех пор как читал «Туман» Кинга (помните местную чрезмерно активную сектантку?). Но это скорее плюс роману, ведь герои не оставляют равнодушными, а значит – не картонки.
Роман достаточно неспешен, со множеством вставок воспоминаний Дуайта о каких-либо прошлых приключениях его и его друзей. Тем не менее, оторваться от него очень сложно, больно уж захватывают переживания главного героя. Примечательно еще и то, что читая книгу, постоянно ощущаешь, как напряжение накрывает тебя волной, а затем отпускает, затем охватывает сильнее и вновь отпускает. Под конец волна достигает просто небывалой мощи и перерастает в цунами, увлекая читателя в самую настоящую жесть. Создалось впечатление, что играя на поле, истоптанном Кингом, Брэдбери и Маккаммоном, Лаймон постоянно сдерживал себя от того, чтобы начать кровавый беспредел на страницах книги. Но к концу ему надоело писать глубокую психологическую прозу о подростках и их проблемах любви, отношений и секса, и он как с цепи сорвался. Финал вышел настолько трешово-угарный, что после глубоких омутов психологизма и волн напряжения, проникаешься этой сменой ориентиров и убегаешь в закат здравого смысла вслед за автором.
Рекомендую книгу всем тем, кто способен проникнуться и переживаниями подростка касательно девушек, и кровавой развязкой.
P.S. Часть вопросов остается без ответа, но это нормально. Лаймон старался писать жизненно, так, чтоб ему поверили, и у него получилось. В принципе, при желании все можно додумать самостоятельно. Все, пожалуй, кроме сущности вампиров цирка (например, я нашел равное количество аргументов в пользу теорий Валерии-человека и Валерии-вампира).
Гризельда, 21 октября 2017 г.
Просто поразительно, как из каждой мелочи – будь то тёмный коридор, разбитая ваза или неработающая сушилка – автор способен раздуть нечто интригующее и жуткое. Собственно, на таких интригующих мелочах, на вопросах «что же будет дальше?» и «кто же в этом виноват?», и держится книга. Этим она увлекает. Настолько, что всякие раздражающие мелочи, вроде неуместных сексуальных фантазий озабоченных подростков, просто не хочется замечать. Хотя отступлений на разглядывание чужих лифчиков и выпирающие спереди штаны ОЧЕНЬ много.
А вот на скомканный финал просто так закрыть глаза не получается. Вся книга – это один день из жизни подростков, так что можно представить насколько подробно она написана – чуть ли не поминутно, со всеми мыслями и переживаниями героев. Но развязка представляет собой простое перечисление – этот умер, этот исчез, у этих всё хорошо. При этом многие вещи остались необъяснёнными, многие события остались за кадром. Будто автору не хватило времени дописать своё произведение. И когда всю книгу с интересом ждёшь, чем же она закончится, такой финал разочаровывает.
Kiplas, 6 февраля 2013 г.
Приходите взглянуть —
Единственный на свете ВАМПИР в неволе!
ВАЛЕРИЯ
Великолепная!
Притягательная!
Смертоносная!
Эта ошеломляющая красавица, рожденная среди диких гор Трансильвании, днем спит в гробу, а по ночам пьет кровь путников.
Узрите, как Валерия встает из мертвых!
Станьте свидетелем того, как она накидывается на добровольцев из зала!
Трепещите, когда она погружает клыки в их шеи!
Кричите от ужаса, пока она пьет их кровь!
Так гласили афиши, которыми пестрел г. Грандвиль в 1963 году.
Какой человек в здравом уме откажется посмотреть подобное шоу? Настоящий, самый настоящий вампир! Такая возможность попадается раз в жизни. Если попадается вообще. Герои романа «Странствующий цирк вампиров» — настоящие счастливчики. Хотя...
Возможно, для ребят все сложилось бы намного лучше, будь автором Стивен Кинг или Дэн Симмонс. Но нет, ведь перед нами творение Ричарда Лаймона, большого друга еще одного мерзавца от литературы, Джека Кетчума. Почему «мерзавцы»?
В начале 90-х, в период бурного (и пиратского) книгоиздания выходило очень много всего — часто такого, за что сегодня не возьмется ни один издатель. Многие из тех книг стали предметом охоты для библиофилов и просто любителей литературы. В том числе и поклонников сплаттерпанка, которым приходится копаться в букинистических развалах, чтобы найти вожделенные томики Уэйна Сэлли, Шона Хатсона, Кетчума, Лаймона. Одной из таких «кусючих» книг является «Подвал»— роман, принесший Лаймону известность; роман, к которому неоднозначно относятся даже самые ярые почитатели хоррора; роман, который для многих оказался самым гадким, что они когда-либо читали. Поверьте, не зря в издательстве «Эксмо» книги Лаймона печатали со следующим предупреждением: «В связи с тем, что многие жестокие сцены в данном произведении описаны предельно реалистично, книга не рекомендуется в качестве чтения для детей и подростков».
Несколько раз Лаймона номинировали на награду имени Брэма Стокера, но получил он ее уже посмертно — в 2001 году, за «Странствующий цирк вампиров», который повсеместно считается лучшим его романом. Так что же такого хорошего в этой гадкой книжонке?
В небольшой американский городок с неподобающим названием Грандвиль прибывает «Странствующий цирк вампиров», и три друга — Дуайт, Расти и девчонка-сорванец по прозвищу Слим — решают попасть на представление во что бы то ни стало. Еще бы! Ведь у ребят в самом разгаре половое созревание, и глаза, словно магнитом, притягивают попы-груди и открытые участки женской кожи. Слим просто любопытствует, а парням не терпится узнать, действительно ли Валерия такая писанная красавица, как заявлено в проспекте. На пути только одно препятствие — вход несовершеннолетним запрещен. Но разве это остановит спермотоксикозный разум?
Практически весь роман проходит в томительном ожидании самого шоу и приключениях, которые валятся на ребят, словно снег на голову — не то, так это. Повествование ведется от лица главного героя, Дуайта, и мир показан воспаленными глазами озабоченного шестнадцатилетнего пацана. Лаймон много внимания уделяет атмосфере, диалогам, развитию персонажей, их взаимоотношениям, за что роман частенько квалифицируют, как «роман взросления», но это скорее зарисовка определенного момента в жизни озабоченной молодежи, и писатель явно развлекался, когда описывал некоторые сцены — они пронизаны эротизмом, веселой игривостью и юмором, которые очень заразительны — уверен, читатель не раз посмеется над тем, к чему может привести нежданная эрекция, а мужская половина аудитории будет сочувственно кивать и улыбаться.
В комментарии к видео, посвященному Лаймону, юзер Leatherbubba суммировал свои впечатления от романов писателя таким образом: «И хотя голый маньяк-убийца навис над нами и занес для удара топор, я не мог не заметить, как отпадно смотрелась грудь Тины в этой рубашке.» Эта же шутка вполне применима и к «Цирку».
Но не стоит забывать о вампирах! Их присутствие чувствуется или обсуждается на каждой странице романа, и повествование несется вперед, ведь чертовски интересно а) что это за «цирк» такой; б) так ли прекрасна Валерия, как обещает реклама; в) настоящий ли она вампир? Отвечая на эти вопросы, Лаймон поступит очень хитро. Но, как бы то ни было, ожидание будет стоить свеч, а кульминация с концовкой напомнят, чью книгу вы держите в руках. И не удивляйтесь, если из шокового транса вас выведет капелька слюны, упавшая на страницу книги из вашего открытого рта, ведь в отличие от романа «Надвигается беда», с которым у «Цирка» много общего — прибытие в маленький городок страшного аттракциона, малолетние герои — Лаймон эпатирует и пугает по-взрослому.
Подводя черту, можно сказать, что роман с успехом выполняет главную цирковую функцию — он развлекает. Это приятное, качественное чтиво без особых претенциозных замашек и чрезмерной пафосности, которое поможет вам с удовольствием скоротать несколько вечеров в ожидании начала представления. «Если вы не читали Лаймона — пропустили вкусняшку», — говорит Кинг. И раз мы профукали само шоу, все, что остается — это прочесть отчет очевидца.
Рецензия опубликована в он-лайн журнале «Darker».
Сноу, 30 июня 2009 г.
Эту книгу я взял на карандаш еще год назад. За это время я успел разочароваться в Лаймоне, прочитав его «Подвал». Как известно, эту книга у многих вызывает отвращение и стойкую неприязнь. Я полагаю, что в первую очередь из-за сцен педофилии и иже с ней. Я же, начитавшись отзывов, видимо, просто перегорел и чтение данной книги никаких эмоций, кроме, пожалуй, разочарования, не вызвало. Кто там опускал «Подвал»? Кинг? Старик, да у тебя в «Библиотечном полицейском» то же самое. Ты чего? В общем, книга показалась пустышкой и потому «Передвижное Шоу Вампиров», дожидающееся своей очереди на полке, надежд на интересное чтение внушать стало куда меньше.
Я ошибся. Впрочем, не первый раз.
Жаркое лето 1963 года. Небольшой городок Грэндвилл проснулся и обнаружил, что его улицы обклеены флаерсами шоу, вынесенного в названии книги. «Adult only» — разочарованно скажет 16-летний подросток двум своим друзьям и протянет им буклетик. «Передвижное Шоу Вампиров. Приходи и посмотри на плененную вампиршу. ВАЛЕРИЯ. ВЕЛИКОЛЕПНАЯ. СОБЛАЗНИТЕЛЬНАЯ. СМЕРТОНОСНАЯ». Что бывает дальше в таких случаях? Правильно. Дуайт, Расти и Слим решили наведаться на пустырь, где остановилась искомая бродячая труппа, и хоть краем глаза, но посмотреть на Валерию. Кто бы поступил иначе? Точно не я. :)
Я не большой знаток творчества Дика Лаймона, но, судя по рецензиям и отзывам, разнообразие сюжетов и фабул – не его конек. Озабоченные жаждой крови маньяки с голубой сталью в руке, не менее озабоченные, но уже на сексе, парочки. Сиськи, письки, бесконечная эрекция/cекреция у главных героев/героинь… Расчленека, наконец. Ну, вы поняли. Сплаттерпанк чистой воды. Так вот в «Передвижном Шоу Вампиров» автор несколько изменил себе, сосредоточив свое внимания на совершенно иных гранях повествования.
Полагаю, что это был осознанный шаг. Как никак, Лаймон – профессионал и он прекрасно понимал, что главное в романах coming of age – отношения. Подростков друг с другом. Подростков со взрослыми. Ну и разумеется, что достоверность этих взаимоотношений должна внушать читателю доверие. Лаймон справился. Я даже улыбался во время чтения, т.к. препирания, подкалывания и переживания героев оказались мне были близки и понятны. И мне, например, было очень обидно за одного персонажа, который оказался забыт, стоило его лучшему другу потерять голову из-за девушки.
Герои романа не ровесники, скажем, Неудачникам из «Оно» Кинга или Велосипедному Патрулю Симмонса из «Лета Ночи». Постарше. Шестнадцать лет. Наверное, это еще один осознанный шаг автора, который учел волну негодования, что накрыла его после «Подвала». Да и пример Кинга и совокупления его малолетних героев в коллекторной трубе, вызвавший столь большой резонанс у критиков и читателей, тоже был перед глазами. Поэтому возрастную планку пришлось несколько поднять. Да и не был бы Лаймон самим собой, если бы не вставил в повествование несколько пикантных сцен, связанных с сексом, сосочками, проглядывающими сквозь женские майки и прочее, и прочее. Другое дело, что вся эта озабоченность конкретно в этой книге уместна и органична. Йопть, шестнадцать лет! Половое созревание и все такое. Грех не заглянуть девушке в декольте, ведь правда? :)
У книги очень вкусный фон. Шикарное время, которое, например, частенько любят вспоминать в своих книгах Кинг и Брэдбери. Америка начала 60-х. Белые футболки, обрезанные джинсы, драйв-ины, незапертые двери домов… Странно, что обошлось без «красной угрозы», советов и других страшилок «холодной войны». С нами было бы еще колоритней. :)
Лаймон пишет просто. Понятно. Даже на английском читается быстро и легко. Те кто осилил рассказы про семью Starkov`ых в учебнике по английскому – осилит и «Передвижное Шоу Вампиров». И почему-то есть ощущение, что в переводе на русский этот роман только потеряет. Английский эту лингвистическую простоту Лаймона как-то нивелирует что ли. Не знаю.
Ругать книгу можно только за последние странички. Финал более чем отличный, но вот предшествующее ему противостояние в клетке несколько расстроило. Те же грабли, что и с детишками-коммандос из «Лета Ночи». Стрельба из лука – навык еще куда более сложный, чем пальба из огнестрельного оружия и проявлять такую феноменальную меткость буквально с чистого листа да еще и в темноте… Не верю!
Можно пожаловаться и на пару брошенных автором героев, но:
А) это спойлеры
Б) с другой стороны, так мистерия, как ни странно, получилась еще таинственней и пессимистичней
Вот и все, пожалуй.
9.5 из 10.
P.S. Отдельная благодарность Марио за наводку. Камрад – спасибо!
P.S.S. Книга «Передвижное Шоу Вампиров» Лаймона выиграла Премию Брэма Стокера в 2001 году в номинации Best Novel.
opasnoeleto, 27 апреля 2016 г.
На удивление (для себя) с огромным удовольствием прочел Странтсвующий цирк вампиров Лаймона. Ранее мое знакомство с писателем ограничивалось лишь рассказами. В силу этого имел некое предубеждение против его произведений (особенно крупной формы). Тем не менее, решился. Должен сказать, что роман не разочаровал. Сама книга оказалась далекой от ярлыка кровькишкира$********ло, что не могло не порадовать. Единственное, что подпортило впечатление — слив пары линий (таинственный человек с петлей на шее, близнецы из кадиллака) и то, что ребята обнаружили в катафалке. Потому не смог выставить высшую оценку.
Эрик Дрейвен, 16 декабря 2012 г.
Ну вот,долгожданный «Странствующий цирк вампиров» наконец прочитан.В предыдущем,замечательном отзыве в принципе все разложено по полочкам,поэтому я чтоб не повторяться,просто вкратце поделюсь своими впечатлениями.На мой взгляд это действительно лучший роман Лаймона,по крайней мере из тех,что изданы в России.Отличная подростковая история,один день из жизни трех друзей-Дуайта,Расти и Слим.Почти до самого конца все достаточно обыденно,обычные подростковые неприятности-злая собака,старшие хулиганы,вредная и навязчивая младшая сестра и тд.Ну и конечно подростковая озабоченность,куда же без нее!?Должен сказать что фантазия у парней богатая!Возникающие по ходу сюжета некие таинственные события достаточно быстро находят вполне обычное обьяснение.Из обыденного ряда выделяется эпизод с загадочным человеком? которого друзья повстречали на дороге.
vot_vot, 3 декабря 2013 г.
Я в недоумении. Мне достаточно часто рекомендовали этот роман. Мол, хоррор. Ужасы. Триллер! Где это? О чем вообще эта книга? К чему все это было? Зачем вводить такие отношения брата-сестры и так их заканчивать? Почему весь текст крутится вокруг потубератных мыслей и желаний? У меня такое чувство, что самое часто используемое в романе слово — это грудь.
Но оставим все эти псевдоэротические и псеводсексуальные вещи.
Причем здесь близнецы из Кадиллака? К чему то, что герои нашли в катафалке? Это ж массивный роман, а сюжет вышел как у страшилки-фельетона из летнего лагеря. «А они открыли, а там...»
Ни капли не страшно. Много пустой болтовни. Никакого погружения. Неадекватные товарищи главного героя, в шестнадцать лет уже обладающие отношением к чужой жизни как у матерого коммандоса. Этих я зарезал в ночи, а тех пристрелил из лука, мать...
Остался очень разочарован книгой. Да, половину романа я ждал когда начнется уже что-то жуткое и читал с интересом. Были предпосылки, но вышло что автор тупо игрался со вниманием, и закончил все каким-то натянутым пшиком.