Роберт Силверберг «The Gate of Worlds»
1946 от Рождества Христова.
Выходец из Лондона Дэниел Бошам отправляется на поиски лучшей жизни в мексиканские земли...
Только мир, в котором живёт Дэниел, разительно отличается от нашего: научно-технической революции не случилось, и в середине ХХ века мир только узнаёт о паровой тяге. Османы правят всей континентальной Европой, Англия только стряхнула с себя бремя турецкого владычества и единственная живет по христианскому летоисчислению. Мир поделён на зоны влияния между Ацтекской империей, инками, Царской Россией и султаном, а в Африке вызревают сильные и молодые государства.
Входит в:
— цикл «The Gate of Worlds»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Borogove, 23 ноября 2020 г.
Выражаясь языком м/ф «Остров сокровищ», это история про «благовоспитанного мальчика, который связался с пиратами и покатился... Характер мягкий, не женат». В общем, провинциал-пассионарий без царя в голове пытается разобраться в хитросплетениях мезоамериканской политики.
Самое ценное в романе, отчего можно сказать «да, это классический Силверберг» — это эрудиция автора. Ему удалось соорудить относительно непротиворечивую модель альтернативного мира, где эпидемия чумы выкосила не четверть, а три четвери Европы, в итоге лишив ее возможности сопротивляться османскому нашествию. Из-за этого в зените могущества спустя несколько веков оказались совсем другие царства.
На страницах небольшого по объему романа автор и про быт инков рассказывает, и ацтекскую игру в мяч описывает (ух, времена-то были, оказывается!), и про русские поселения в Америке, и даже про Шекспира, пишущего по-турецки, упоминает. Вот эти мелочи и составляют основную прелесть чтения.
Видно, что он знает про культуру Мезоамерики больше, чем пишет. Похоже, Силверберг был в курсе правил хорошего тона в литературе. Так сказать, проверено: заклепочников нет!
Конечно, опубликуй он «Врата миров» сейчас, на него бы ополчилась рота ацтековедов и полк специалистов по альтернативной истории. Хорошо, что 60-ые были временем спокойным, фантастику под лупой никто не рассматривал, и Силвербергу дали спокойно расписаться на проходных вещах. Сами приключения-то так себе. Классический «бунтарь без причины», главный герой как-то уж очень резко бросается от одного «прожекта» к другому, меняет как перчатки друзей и привязанности, а ему очень уж кстати постоянно попадаются на пути доброжелатели.
Где-то он пытается найти союзников и держаться за них, где-то им движет авантюризм, но в целом его мотает по американской почве, как соплю по поверхности озера Тескоко.
60-ые годы, конечно, были временем неслыханного полета воображения. Сейчас из такого, извините, «сеттинга» современный автор уж пару трилогий бы точно выжал. А Силверберг вернулся разок в этот мир в 1990-ом году вместе с Джоном Браннером и Ч.К. Ярбро, да тем и ограничился. Вот что значит гибкость фантазии!