fantlab ru

Ричард Лаймон «Логово тьмы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.07
Оценок:
15
Моя оценка:
-

подробнее

Логово тьмы

Midnight's Lair

Роман, год

Аннотация:

Пещера Мордока — одно из впечатляющих чудес света. Место, где туристы могут совершить прогулку глубоко под поверхностью земли, чтобы полюбоваться творением Природы.

Но темнота также является домом для других вещей — вещей жестоких, звериных и ужасающих...

Внезапный сбой в подаче электроэнергии поймал группу туристов в ловушку подземных глубин. Их единственный путь к спасению — через герметичную стену. Но то, что скрывается по ту сторону — нечто невообразимо ужасающее, непристойное, живое зло, которое все эти годы ждало, чтобы его выпустили на свободу...

Похожие произведения:

 

 



Самиздат и фэнзины:

Логово тьмы
2024 г.

Издания на иностранных языках:

Midnight's lair
1993 г.
(английский)
Midnight's Lair
1993 г.
(английский)
Midnight's Lair
1994 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В местной достопримечательности, ставшей излюбленным местом туристов — пещере Мордока, той самой, в которой погибла жена старого Эли Мордока, вырубился свет. Больше тридцати экскурсантов разного пола и возрастов оказались в ловушке. Лифты не работают, выбраться невозможно, остаётся ждать помощь извне. Но вот дождёшься её, когда сверху творится какая-то чертовщина по звукам напоминающая ядерную войну?

Предприимчивый гид Дарси Рейнс предлагает выбраться из пещеры через ход, много лет назад замурованный стариком Мордоком, не подозревая, что несколько ударов кирки могут изменить их положение совсем не в лучшую сторону.

Весьма скромный роман. Разумеется, по лаймоновским меркам. Почти нет секса (герои не сношались каждые пять страниц, хотя эротизмом пропитано всё произведение: «трусы», «сиськи», «бюстгальтеры», «эрегированные члены», и ещё раз «трусы»; «Логово тьмы» может претендовать на звание «пуританского» романа), в меру крови, и, к сожалению, минимум драйва и экшена, которым славятся увлекательные триллеры этого «Стивена Кинга без совести». Не ждите чересчур уж жёстких замесов. Как и проработанности образов персонажей. Дядюшка Дик не стал заморачиваться. А вот детальность его конёк. Благодаря ей мы узнаём о героях почти всё, включая какого цвета носки и трусы они носят. Пожалуй, Лаймон единственный автор, который столь скрупулезен в этом плане. За это я его люблю.

Герои симпатичные, но да, особой симпатии не вызывают. Кстати, автор умолчал о сексапильном гиде Линн и мускулистом качке Брэде. Их приключения он бы мог вывести в дополнительную сюжетную линию и у него бы нашлось чем удивить читателей.

Мерзавцы у Лаймона получаются неизменно хорошими. Могут ли быть мерзавцы хорошими? Да, если автору удаётся заставить читателей их ненавидеть, значит, всё получилось, образ удался. Не стал исключением и Кайл Мордок, подросток-извращенец. У всей семейки Мордок проблемы с головой, удивляться, что Кайл вышел ничуть не лучше, не приходится. Да и можно ли обойтись без мальчишки, у которого постоянно свербит в штанах? Финал для него закономерен и совершенно заслужен.

Итог: твёрдые 8 из 10. Минусы я озвучил выше. Но роман на уровне. Ниже поставленной им самим планки Лаймон, тем не менее, не опустился.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

One day, feeling oh so brave,

I went walking in a cave...

Возвращаясь к Лаймону (недолгим было расставание) – прочитал его книгу 1988 года «Логово Полуночи». Это из числа никогда не переводившихся на русский язык. Роман представляет собой своеобразный жанровый гибрид. Во-первых, смесь литературы катастроф (disaster fiction) с непосредственно ужасами (коктейль довольно популярный, надо заметить). Во-вторых, в рамках ужасов присутствует сразу несколько поджанров хоррора со своими узнаваемыми тропами, штампами и характерными чертами. Книжка не страшная, и даже не особо экстремальная по части sex & violence (все это есть, и каннибализм есть, и изнасилования, и расчлененка, но так, в меру, практически «для галочки»). Тем не менее, история интересная.

Завязка сюжета следующая: где-то в глуши штата Иллинойс находится природная пещера, известная как «пещера Мордока», названная так в честь Илая Мордока, первооткрывателя и владельца земельного участка, под которым обнаружился вход в подземную полость. Пещера превращена потомками Илая в туристическую достопримечательность и прибыльный бизнес — над ней располагается комфортабельный отель, ресторан, сувенирная лавка, а в нее водят экскурсии, благо теперь это совсем безопасно. На 50 метров под землю туристов спускают лифты, внутри проложены бетонные тропинки с перилами, электрическое освещение, пристань для лодок в подтопленной части пещеры. Все оборудовано по высшему разряду и окультурено – ну, в туристической части, само собой. От дальней, неосвоенной части пещеры она отделена кирпичной стеной, чтоб никто не забрел случайно, т.к. там глубокие расщелины, проломы, нет света и вообще опасно. И вот однажды, во время одной из таких экскурсий, внезапно отключается электричество. И 40 человек оказываются под землей, в кромешной темноте, не имея никаких возможностей связаться с поверхностью или даже узнать, что там произошло. ЧСХ, одной из первых высказанных версий становится «а может, началась ядерная война?». Щито поделать, 1988, десу! Год моего рождения, между прочим. о_О Но нет, причина куда произаичнее – банальный пожар, уничтоживший лифты и генераторы. Вот только застрявшим в толще земли от этого не легче.

Традиционно используется линейно-параллельная схема развития сюжета. Две основные линии, плюс некоторое количество длинных флэшбеков, которые составляют по сути отдельную линию в недавнем прошлом. Во-первых, у нас есть как бы главная героиня Дарси Рейнс — студентка, устроившаяся летом подработать экскурсоводом в пещере. Вот ее группа и оказалась заперта под землей. Что отдельно усугубляет обстановку (ей лично) – наличие в группе Кайла Мордока, 15-летнего сына нынешнего владельца отеля. Пацанчик стремный, мутный, испытывает к ней явно нездоровое влечение, раз за разом записывается на все ее экскурсии, и непонятно что может учудить дальше. Но после аварии эти опасения отходят на второй план как несущественные. А зря! Дарси тревожилась бы на его счет куда сильнее, если бы знала некоторые обстоятельства, связанные с Кайлом и с династией Мордоков в целом. Они имеют довольно прямое отношение к замурованной части пещеры, через которую туристам, быть может, придется выбираться на поверхность. Даю подсказку: созвучие «Мордок» и «морлок» – совпадение? Угадайте сами! Тем временем, наверху, Крис Рейнс, мать Дарси, а также ее случайный знакомый Хэнк, и еще несколько человек, организуют импровизированную спасательную партию, не дожидаясь реакции «"«экстренных»"» (да, в тройных кавычках) служб. Они намереваются пробраться в пещеру, разблокировав давно замурованный естественный вход – через ту часть подземелья, куда уже лет шестьдесят не ступала нога человека. Возможно, это была не самая удачная идея…

История достаточно эффектно смешивает «спелеологичский» ужастик с «гостиничным». «Спуск» + «Психо / Мотель Бейтсов» — думаю, такое описание будет исчерпывающим. Ну и пугательные приемы соответствующие, традиционные. В одном случае – замкнутое пространство, безвыходность, вырвиглазная тьма и то, что в ней может скрываться. В другом – параноидальные страхи из разряда: А что если за вами наблюдают? А что если в ваш номер могут тайно проникнуть ночью со зловещими целями? Плюс присутствуют существенные заимствования из фильмов-катастроф, таких как «Towering Inferno» и «Poseidon Adventure». Кроме того, видно самоцитирование: дикари-каннибалы чуть ли не напрямую скопированы с аналогичных современных варваров из романа «Леса тут темные». Не хочу сказать, что это нечто плохое – все таким балуются – просто как наблюдение.

Если с сюжетом и сеттингом все вполне хорошо, то по части персонажей – ну, в этом аспекте, надо признать, не лучшая работа Лаймона. Все они не слишком интересные и довольно слабо проработанные, особого сопереживания не вызывают. Тот забавный случай, когда некоторые эпизодические персонажи пробуждают больший интерес, чем главные.

Что любопытно, среди второстепенных персонажей легко угадывается альтер-эго автора – некий писатель хоррора, который попал на экскурсию со своей семьей, и несмотря на все творящиеся вокруг страсти-мордасти, постоянно думает, какие элементы реальности можно будет использовать в следующей книге. Позднее, подобная концепция у Лаймона уже целиком ляжет в основу романа «Кол». А и раньше у него встречались частично списанные с себя или друзей персонажи-литераторы, например Горман Харди в «Доме зверя» — правда, там в виде злобной карикатуры.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нельзя сказать, что это ранний Лаймон. Это Лаймон зрелый и поэтому очень хорош.

Небольшой роман. Все сделано мазками, небольшими диалогами и бешеным драйвом. Сплаттерпанк в чистом виде.

Нет тонн секса, как было раньше. Есть грязная тягучая подростковая похоть. Есть папаша маньяк, есть кошмарные семейные тайны.

И, конечно тем, кому понравились «Леса», дикари -людоеды, живущие в пещерах и готовые вцепиться всему живому в глотку, этот роман придется по вкусу.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх