Александр Беляев «Дорогой Чандана»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Южная Азия ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Подростковая литература
Задавленное налогами население небольшой индийской деревушки находит наконец в себе смелости подняться на борьбу против английских колонизаторов.
Входит в:
— журнал «Вокруг света 1930'24 (М)», 1930 г.
— журнал «Вокруг света 1930'25-26 (М)», 1930 г.
— антологию «Мир приключений 1930. Выпуск III», 2017 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 22 сентября 2019 г.
А ведь действительно, до меня даже не сразу дошло, что рассказ написан за 17 лет до завоевания Индией независимости. Причём автор предсказал не только «непротивление злу насилием», но и то, что англичан помимо этого серьёзно давили и те индусы, которые вели вполне себе вооружённую борьбу. И ещё большой вопрос, кто именно сыграл большую роль. Но исторический контекст лишь делает рассказ интересней, он и сам по себе прекрасен — описание жизни простой индийской деревушки, ошеломлённость вчерашних «хозяев жизни», которые столкнулись с простыми людьми и обнаружили, что те их ВНЕЗАПНО «недолюбливают». В целом, прекрасная остро-социально-политическая история.
Андрона, 30 июля 2008 г.
Прочитала у Беляева вроде бы не чем особо не выделяющийся рассказ о жизни в индийской деревне. По нынешним временам даже неизвестный. Вроде и политический фон дан только намеками. Но что-то зацепило, и решила проверить что же осталось среди намеков, а также за скобками рассказа,..
Оказалось, что это один из тех рассказов, где фантастика напрямую граничит с политикой, и даже предсказывает судьбу политиков. В рассказе дана жизнь в рамках одной деревни, но в сознании читателя события проецируются до размеров целой страны.
Сейчас уже почти не помнят, что в 1920-34 годах Махатма Ганди, возглавлял Индийский национальный конгресс, и провозгласил принцип «непротивления злу насилием», что выражалось в бойкоте колониальной администрации и английских товаров, например тканей.
А весной 1930 по всей Индии проходит самая большая сатьягракха (которая явилась причиной написания и публикации рассказа в августовских номерах журнала «Вокруг света»). Ганди проходит по берегу моря, показывая, что индусы могут сами выпаривать соль, что позволяет отказаться от жизненно важных английских товаров.
Исторически многолетняя борьба увенчалась успехом 15 августа 1947 года когда была провозглашена независимость Индии и Пакистана.
Среди жителей деревни в рассказе запоминается санниази Бандусар, чья судьба по сюжету рассказа символически совпадает с судьбой Махатмы Ганди.
Никогда не думала, что фантаст может так предсказать судьбу политику, что предсказание сбывается через 17 лет после написания рассказа и через 6 лет после смерти автора.:eek: