Роберт Силверберг «Валентин Понтифик»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Ксенофантастика | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Около 10 лет прошло с момента возвращения истинного лорда Валентина на трон, и, понятное дело, начались новые проблемы. Метаморфы, не преуспевшие в попытке подменить людских владык Маджипура, начинают новый этап борьбы за возвращение власти над планетой. Сельскохозяйственные культуры людей подвергаются массированной атаке возбудителей многочисленных и разнообразных растительных заболеваний, что при таком количестве населения, какое живет на Маджипуре, неминуемо и довольно быстро приведет к голоду. В городах начинают распространяться слухи о незаконности правления короналя Валентина и о скором возвращении «старых богов» — великих морских драконов. Города на Зимроеле бунтуют против Валентина и либо объявляют себя независимыми, либо выдвигают собственных претендентов на трон. Человеческая цивилизация на Маджипуре оказывается на грани краха...
Входит в:
— цикл «Маджипур» > цикл «Лорд Валентин»
- /языки:
- русский (7), английский (3)
- /тип:
- книги (9), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Гришин (2), В. Малахов (2), В. Монахов (2)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
glaymore, 10 июня 2021 г.
Как Лукас сломал свои «Звездные войны» своими попытками превратить милую НФ-сказку в политический триллер, так и Силверберг поступил со своим Маджипуром.
В «Понтифике Валентине» безмятежный волшебный мир Маджипура сталкивается с реальными угрозами военного, политического и идеологического характера, и автор начинает увлеченно рассказывать, как власть решает эти проблемы, и... вся магия рассыпается и мы видим, что придуманный мир по своей сути нежизнеспособен. Коммуникации между провинциями нет, взаимодействия между ветвями власти нет, ничего нет — в результате проходят годы, прежде чем при дворе Короналя узнают, что царство охвачено хаосом, голодом и восстаниями, и еще годы уходят на попытку организовать хоть какое-то кризисное управление.
В итоге, конечно, герои все магически разруливают и всех спасают, но верить в нарисованную Силвербергом утопию уже невозможно, все сломано. Читатель уже увидел, что придуманная автором социальная система не продержалась бы и 8 лет, не говоря уже о 8000 — и развидеть это не получится. Очень жаль.
P.S. Отдельного жара поддает то, что правитель мира Валентин в книге почему-то выведен каким-то слезливым религиозным мистиком, который половину времени стенает, что на человеческой расе лежит страшный грех и судьба обязательно накажет нас всех и все это так ужасно, что и жить незачем — а вторую половину бесцельно ездит по миру кругами (кроме шуток, кругами, много лет, без малейшего смысла) и совершает абсурдные поступки, типа, а давайте-ка форсируем опасную водную преграду в шторм, мы ж не слабаки, чтобы пережидать непогоду на берегу (а потом опять стенает, что судьба его наказала и все его друзья утонули).
sosnitskiy, 26 октября 2022 г.
Роман очень интересный, открывающий новые грани политического строя Маджипура, автору удалось создать уникальный мир и описать его очень подробно, видно что автор провел серьезную работу по истории Маджипура и не запутавшись при этом в мелочах, под конец трилогии выясняется что в этом мире и водные жители драконы имеют разум. P.S. Cоздавая мир Маджипура автор перенес частично строй США , не знаю но мне так показалось и отношение к метаморфам мне напоминают отношение к коренным жителям Америки индейцам, ведь они до сих пор живут в резервациях с урезанными правами. Надеюсь как в Понтифике Валентине в США то же исправят свою ошибку с коренным населением Америки и дадут им равные права.
Ivan Chis, 7 ноября 2021 г.
Роман довольно интересен, хоть и не так сильно очаровывает как «Замок Лорда Валентина». Из плюсов: 1) интересные расы и их описания 2) идеи миротворчества и пацифизма (не так часто встречаются в фэнтези) 3) подробные описания сельского хозяйства и сопутствующих вещей 4) нестандартные ходы сюжета в романе
Из минусов: 1) мало внимания уделено соратникам Валентина (Делиамберу, Слиту и другим), хотелось бы побольше узнать об их жизни 2) огорчило отсутствие информации о том, как же случилась жизнь на Маджипуре после завершения войны с Метаморфами (т.е. что-то вроде небольшого эпилога)
8/10
zoomser, 21 октября 2021 г.
Как то странно многие тут пишут про третью книгу...Лично я не разделяю их на три отдельные произведения, посмотрите на эти три книги как на одну целую. Если взять каждую книгу по отдельности, то смысла в чтении просто не будет, Первая книга-ввод в этот мир и знакомство с героями, Вторая-про становление как личности мальчишки и более развёрнутый мир и расс которые тут обитают,приходит понимание взаимоотношений между ними, Третья-лютый замес и развязка всей трилогии, эти три книги один целый роман.
Fiametta, 11 ноября 2017 г.
Сильверберг — житель США. Житель огромной страны, полной городов-миллионников и красот природы, заселенной приезжими с других континентов и когда-то отнятой у немногочисленных коренных жителей.
То же относится и к Канаде — прекрасной стране прерий, тайги и суровой тундры и к моей любимой Австралии, где есть «чудо-зверь утконос и чудо-птица лирохвост».
В странах, теперь самых богатых и свободных — Канаде и Австралии — многочисленные пришельцы воевали с туземцами, заключали их в резервации, лишали их гражданских прав. В последние десятилетия жители прекрасных и свободных стран пытаются искупить этот свой первородный грех, например, налоговыми льготами для индейцев.
Вот и на прекрасном Маджипуре, полном городов-миллионников и красот природы, планете, где не было войн уже много тысячелетий, где многомиллиардное население никогда не голодало, где режим был очень мягким (хотя Короналями всегда становились только люди и люди из очень небольшой прослойки), где можно было прожить целую жизнь, не зная горя, кроме смерти близких от глубокой старости,
Повествование идет сначала неспешно, как вообще неспешна жизнь на Маджипуре. Примечательно, что за долгие тысячелетия там так и не придумали чего-то вроде нашей сверхзвуковой авиации, а экспедиций в океанское полушарие после Синабора Лавона ни разу не было. Да и наших компьютеров, радио, телевидения там, похоже, нет. Маджипурцы живут в блаженном покое, довольные своим благополучием, почти не имея связи с другими планетами и не помышляя о техническом прогрессе. Да на Маджипуре нет ни тяжелых, ни радиоактивных металлов, но вряд ли только это остановило технический прогресс.
Замковая гора, упирающаяся в стратосферу и подземный лабиринт, где жители годами не видят Солнца — это что-то, что могли бы объяснить Фрейд и Юнг. Описание их очень впечатляет читателя, но необходимость их для управления государством сомнительна.
Затронута в романе и проблема эвтаназии, сложные механизмы поддерживают жизнь понтифекса Тиевераса только потому, что Валентин боится поселиться в Лабиринте без солнечного света и свежего воздуха. Говорят, то же было и с Хомейни, его несколько месяцев удерживали в живых, только потому что его смерть была еще невыгодна для его министров.
Маленькая деталь: запрет есть сосиски по пятницам как пример самого абсурдного закона — возможно, шпилька автора против католиков.
AlisterOrm, 14 января 2013 г.
«Замок лорда Валентина» был сказкой — достаточно простой, интересной, не без морали и смысла — но — сказкой-фэнтези. Свергнутый коронал Валентин стремится захватить свой трон обратно — что может быть проще? Чудные описания ландшафтов, герои-соратники со своими тараканами в голове, торжество справедливости — всё прекрасно. «Хроники...» продолжение любования миром. Однако последний роман трилогии нужно сделать всё-таки совсем другим. Каким? Мир мы уже видели в достатке, на окружение Валентина налюбовались... Нужно писать серьёзнее.
И Силверберг нашёл тему. Кто такой Валентин по сути? Он — фактически святой, пацифист до мозга костей, ненавидящий насилие, и во всех пытающийся найти хоть толику добра. И как такой человек может управлять? А если вдруг — война?
Силверберг дал Валентину такую войну. И прописал в романе такую вещь — чтобы победить в войне, понадобился именно такой несколько блаженный пацифист, который малой кровью избавил мир от безумного вождя метаморфов Фараата. Другой правитель утопил бы метаморфов в крови, вырезал бы мятежников миллионами — но Валентин этого не делал. Пилиплок пал без единого выстрела, фальшивые короналы склоняли голову перед новым Понтификом... И всё дело — в его внутреннем величии (ну, ладно, с примесью колдовства). На войну Валентин ответил миром — и победил. Согласитесь, необычная постановка вопроса?
А Валентину писатель противопоставил несколько схематичного, но вполне показательного Фараата. Этот революционер не имел в себе ничего, кроме ненависти, жил ею и питался, а когда её убрали — просто умер. Кроме неё ничего не было. Вывод: ненависти нельзя противопоставлять ненависть, можно победить только с миром в сердце.
Роман вышел интересным. Маджипура здесь значительно бледнее, чем в предыдущих двух романах, зато смысла — заметно больше.
Dragonfire, 21 января 2010 г.
М-да... Это произведение меня немножечко разочаровало...:frown: Прочитав «Хроники Маджипура», я надеялся, что в третьей части Силверберг вернётся к тому великолепию и величественности, к той продуманности и тщательности, что я увидел в «Замке Лорда Валентина». Но... что-то не получилось...
Автор поставил перед собой задачу, ещё более объёмную и трудную, чем в первой части. Он захотел описать не просто огромный мир, масштабы которого просто поражают! Ему понадобилось провести читателя не только через почти всю планету! Он решил описать ещё и глобальные события, происходящие на Маджипуре, затрагивающее всё и вся на планете! Даже все четыре ветви власти объединились, чтобы противостоять угрозе, исходящей от метаморфов!:eek:
Но это стремление писателя к гигантизму многое испортилось. Потерялось то очарование этого потрясающего мира, что было в «Замке», не удалась попытка в полной мере описать огромные масштабы восстания метаморфов. А главный враг человечества по имени Фараатаа? Мне кажется, что получился не слишком хорошо прописанный герой. Он больше похож на маленького ребёночка, разозлившегося на взрослых из-за некупленной для него конфеты, чем на великого и ужасного злодея, наполненного священным гневом и желанием помочь своему народу.:weep:
Но хватит о недостатках... (Точнее об одном существенном недостатке — далеко не полной прописанности и подробности событий и мира.) Ведь в «Понтифеске» есть и достоинства. Это потрясающая атмосфера, полюбивщаяся лично мне по «Замку». Это любимые герои, с которыми приятно снова встретиться. И это, в принципе, довольно интересный сюжет, от которого у меня осталось приятное послевкусие, хотя и недолго длившееся.
В общем, моя оценка — 8, потому что не дотягивает до шедевра, но и не является абсурдом.:smile:
glupec, 22 октября 2009 г.
Быть королём — это тоже работа. Рутинная и нудная (и трудная — гасить вооружённые конфликты... это вам не мёд, знаете ли), не оставляющая времени пожить в своё удовольствие.
«Но он оставался Валентином и верил в торжество доброты». Потому что не просто так «для галочки» свой долг выполнял, а — ради людей всё ж таки...
И, хотя ему приходилось идти с жизнью на компромиссы — он не был раздавлен ею, не измельчал духовно, и в общем-то сохранил себя как личность... Не в последнюю очередь благодаря компромиссам, на которые шёл.
Урок нам всем, живущим по предзаданному алгоритму «кровать — работа — поллитра — кровать». Даже если ничего не видеть, кроме... это ещё не повод... и т.д.
Lady Kenleh, 29 декабря 2008 г.
Да, первая книга была крута — она цепляет. Новый мир, эмоции тщательно продуманных персонажей — всё замечательно. Вторая книга была по-своему интересна. Некоторые рассказы из неё действительно трогали... Но третья... Я так её и не дочитала — очень нудно.
anubis000, 6 августа 2008 г.
Практически вся первая половина книги имеет мало действия, в связи с чем книга довольно трудно читается. Действия Валентина вызывают много вопросов и не всегда понятны.
Иван Балахонов, 3 июня 2008 г.
Затянутость — следствие гигантомании автора, который создал просто огромнейший мир. Я после первого романа цикла был готов к тому, что развиваться события в «Понтифексе» будут весьма медленно, и это, кстати, меня ничуть не расстроило. Книга написана весьма неплохо, и потому ей удалось подарить мне несколько приятных дней, что я провел за чтением...
Nog, 25 сентября 2006 г.
В отличие от первого романа, в этой книге Валентин мне нравился редко. Больше половины книги он выглядит совершеннейшим мямлей и занудой, рефлексирующим по любому поводу и даже без оного, и упорно стремящимся уладить дело миром с любыми уступками со своей стороны. Впрочем, последнее, может, было бы не так уж и плохо, будь его противник хоть чуть-чуть менее фанатичным и непримиримым.
Ну а в целом — вполне достойное окончание трилогии, хотя такого восторга, как ее начало, эта книга и не вызвала
Vargnatt, 18 мая 2007 г.
Нуднейшая, скучнейешая история превращения короналя Валентина в понтифекса ВАлентина. Похоже автор взял себя за шкирку, больно стукнул голову о дверной косяк, и сказал, «У всех трилогии, и у меня тоже будет». И растянул рассказ спокойно вмещавшийся в три-четыре главы на целый роман. Совершенно непонятно растеряв все наработки первого романа, старые герои редкоупоминаемы, или их вообще нет. Зачем здесь вписан мальчик Хиссун, а не скажем, Шанамир, непонятно вдвойне. Книга неудачная, и из всей трилогии советую ознакомиться лишь с первым томиком.
Gans, 18 июля 2007 г.
Тупо, нудно видно что автор писал через силу и посто хотел чтоб у него была галочка около трилогии и ничего больше! Все положительные моменты первой части канули в историю, написано так нудно что при прочтении опасался за свою челюсть!!! Советую прочитать только первую книгу остальное полный бред!!
elent, 27 сентября 2006 г.
Метаморфам веришь больше. Ну а резкое выяснение того обстоятельства, что драконы разумны, вообще выглядит притянутым за уши. Тысячелетиями этого не видели и вдруг садимся за стол переговоров.