Валериан Олин «Вампир»
Два нормандских вождя поклялись друг другу быть «ратными братьями». И когда Асвейт погиб сражении, Асмонд по условиям клятвы был заживо похоронен в склепе вместе с товарищем.
Олин В. Вампир // Лит. прибавления к «Русскому инвалиду», 1833, 27
Входит в:
— антологию «Красногубая гостья: русская вампирическая проза XIX — первая половина XX в. Том I», 2018 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
БорЧ, 10 февраля 2019 г.
Меня как-то сразу удивило, что нормандский вождь превращается в вампира... Читаем текст: «...сотоварищ, верный их ужасному условию, хотел быть погребен живой в его гробнице. По обычаю севера, сия гробница была обширный погреб, в который, вместе с прахом усопшего, опускали его коней и военные трофеи...»
Сюжет «Вампира», как свидетельствует подзаголовок, заимствован Олиным из кн. V хроники Gesta Danorum («Деяния данов») датского историка и теолога Саксона Грамматика (ок. 1140-1206/1220). Считается, что его изощренный стиль латыни заставляет предполагать, что он получил образование за пределами Дании — вероятно, во Франции. Явно ведь, что Саксон Грамматик был христианином, который «по долгу» всегда готов пнуть языческие верования и обряды. Несомненно, что он знал о мегалитических погребальных монументах дохристианской Скандинавии в виде каменной ладьи — вот и (невольно или с умыслом) приплёл к мегалитам то, что «гробница была обширный погреб» и, соответственно в таком погребе — должен быть язычник-вампир...
Погребальная ладья у викингов символизировала последнее плавание покойного в Валгаллу, таким образом, использование корабля в погребении было высшей честью. Только вот захоронение в погребальной ладье у скандинавов всегда объединялось с сожжением тела на погребальном костре — которым эта ладья для высшей знати и становилась. И Сага об Инглингах, Круг Земной гласит: «Один ... постановил, что всех умерших надо сжигать на костре вместе с их имуществом. Он сказал, что каждый должен прийти в Вальхаллу с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что он сам закопал в землю. А пепел надо бросать в море или зарывать в землю, а в память о знатных людях надо насыпать курган, а по всем стоящим людям надо ставить надгробный камень. ... Люди верили тогда, что, чем выше дым от погребального костра подымается в воздух, тем выше в небе будет тот, кто сжигается, и он будет тем богаче там, чем больше добра сгорит с ним».
При таком сожжении температура могла достигать 1500 С° и такой костер оставлял лишь несколько обуглившихся костей и расплавленный металл — так что какой уж тут «нормандский вождь-вампир», какой уж тут «обширный погреб»... Как говаривал Станиславский: «Извините — не верю!»