Дмитрий Манасыпов «Метро 2035: За ледяными облаками»
Выжившие в огненном аду битвы у мертвой реки, они ушли дальше.
Скрываясь и убегая от зверей в человеческом облике, не знали, что встретят еще более страшных врагов.
Пятьсот километров сквозь пургу и буран, смерть и страх.
Посреди бескрайних пустых равнин, засыпанных снегом и покрытых инеем, полных скрытой угрозы.
Между гулкими мерзлыми стволами спящих ядерным снов деревьев, прячущих новых хозяев.
Вдоль звенящей от мороза и злобы старой нитки железной дороги.
Дорога стали и надежды привела их сюда, на тропу страха и боли, теряющуюся под сыплящим снегом.
Снегом, сковывающим все под низкими и злыми ледяными облаками.
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > цикл «Метро 2033: Дорога стали»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 336
Активный словарный запас: очень высокий (3244 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 44 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 24%, что гораздо ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Превосходная книга Вселенной, 2018 // Ядерный Артём. Лучшее описание мира. За описание приволжских степей |
Номинации на премии:
номинант |
Превосходная книга Вселенной, 2018 // Ядерный Артём. Лучший монстр. Ба и Саблезуб | |
номинант |
Превосходная книга Вселенной, 2018 // Ядерный Артём. Лучший злодей. Хозяин | |
номинант |
Превосходная книга Вселенной, 2018 // Ядерный Артём. Лучшая мужская роль второго плана. Костыль | |
номинант |
Превосходная книга Вселенной, 2018 // Ядерный Артём. Лучшая женская роль второго плана. Даша Дармова | |
номинант |
Превосходная книга Вселенной, 2018 // Ядерный Артём. Лучшая мужская роль. Азамат/Пуля | |
номинант |
Превосходная книга Вселенной, 2018 // Ядерный Артём. Лучшая женская роль. Евгения Уколова |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 20 мая 2018 г.
«Ключ от тревог»
Рецензия на «Метро 2035: За ледяными облаками» Дмитрия Манасыпова
«Вселенная Метро» полна самых разных циклов. Одни авторы раскручивают единую историю, другие добавляют новые главы приключений полюбившихся героев, третьи предпочитают многоголосье слабозависимых голосов. Дмитрий Манасыпов подходит к продолжениям слегка необычно. Это не «оригинал → сиквел → триквел», «оригинал, приквел, сиквел», «оригинал, сайдквел, кроссовер» или вообще цепь спин-оффов, а «оригинал → сиквел1, сиквел2». Потому, если вы вдруг наткнулись на «За ледяными облаками» и не знаете, «куда» читать, из ранее вышедших книг этой трилогии достаточно знать содержание «Дороги стали и надежды». «К далёкому синему морю» достойно прочтения, как-никак ЛКВ-2016 по версии официальной группы ВКонтакте завоевало, но всё же катастрофы не случится, если прочитать ЗЛО вперёд КДСМ.
Должен отметить, что «За ледяными облаками» гораздо ближе во всех смыслах к «Дороге стали и надежды», чем «К далёкому синему морю». Немаловажную роль сыграли, конечно, локации, знакомые и не слишком. Однако ключом к родству двух книг правильно во всех смыслах будет назвать героев: Азамата «Пулю» Абдульманова, старшего лейтенанта Евгению Уколову, просто Дарью Дармову, майора Ингу Войновскую, обаятельного негодяя Антона Клыча, кота-мутанта Саблезуба и так, по мелочи, ещё пару-тройку. Что характерно, если не ошибаюсь, Саблезуб стал единственным персонажем трилогии, действующим во всех трёх частях цикла и, будь на нём больше сосредоточено внимания, определяющим прямой порядок чтения (и тогда ЗЛО из разряда «сиквел2» всё-таки превращается в обычный триквел, но не будем заморачиваться). Его появление стало для меня одной из долгожданных вех сюжета, а дальнейшие действия вновь и вновь приковывали к нему внимание. Тут я бы хотел ещё добавить, что отношение к котяре напомнило обращение с волком Бесом у Шамиля Алтамирова в «Степном драконе». Есть между ними что-то родственное, у этих «-завров», четырёхлапых молчаливых персонажей, что даже удостоились места на обложках. В какой-то миг я понял, что привязался к этому серому комку мяучести и боевитости чересчур сильно.
Однако кот котом, но важнее… Я даже не знаю, кого из людей вывести на славную роль главного героя. Логичным будет назвать товарища Азамата, вот только уж больно с большим смаком выписывает Клыча (да и Войновскую) автор. Я бы даже предположил, авторская любовь на их стороне, а вовсе даже не на стороне Бобра и Светы. Плюс есть забавный Костыль, чей флирт с Уколовой и постоянное чувство немного сального юмора сделали его ничуть не менее интересным во всей этой истории. Хотя несколько раз возникало ощущение (но быстро пропадало), что все персонажи как будто одним лыком шиты. Похожие мысли, похожие действия, похожий юмор, а зачастую и похожие цели. Дьявол, как всегда, кроется в мелочах, и разница всё-таки есть, как у мандарина и апельсина.
Чем берёт Дмитрий Манасыпов, так это описаниями. Давно замечаю, что некоторые авторы стараются выражать литературные средства так, чтобы они работали на одну тему. Пишет о художниках и красках — сравнения цветов со всем подряд, аллегории на палитры, кисточки и прочее. Пишет о приготовлении еды — вкусовые метонимии и ароматные метафоры тут как тут. Дмитрий же пишет о мире после Войны, о Беде и Большой Срани. Его творческие угодья — треугольник земли между зарытой Самарой, коммунистической Уфой и неизведанным Оренбургом. Радиации не так что бы много, а вот мутанты одолевают, и далеко не каждого из них зовёт зов желудка. Всюду грязь, кровь, свист пуль, вдавленные следы на размытой почве, а всё это накрывается снегом, вызывая ещё больше трудностей. Автор рисует яркую по впечатлениям и серую (или это сепия?) по сути картинку, как бы говоря: вот этого вы хотите, романтики постапокалипсиса? Ну держите, во всей красе и со всеми причиндалами. Возникает смешанное чувство неприятия рисуемого мрачного мира и восхищения им же, через призму тщательно подобранных тропов.
Нашлось место и отсылкам к другим книгам серии, но не буду их раскрывать, а то мало ли. Скажу вместо этого, что ниточка Азамата / Клыча и их компаний доведена до конца. Что будет дальше, мы, вероятно, должны решить сами, но трилогия закончена, и закончена на высоком уровне, а это стоит многого. Мы уже два года знаем, что сделал Морхольд после отрадненского узла, знаем теперь и вторую половину истории. А значит, готовы ждать следующей книги Дмитрия Манасыпова — быть может, «Злой Пёс» уже не за горами.
midea, 19 мая 2018 г.
Я ждала эту книгу полтора года с того момента как дочитала последнюю строчку «Дороги стали и надежды». А прочитанная следом «К далёкому синему морю» только подогрела интерес к дальнейшей судьбе Азамата, Уколовой, Даши и конечно же лохматой морде – Саблезубу. Очень хотелось узнать: достигнут ли они своей цели, оправдаются ли их надежды, сможет ли каждый из них реализовать свои потаённые мечты, а кто-то определиться с приоритетами в жизни и найти новые идеалы. И вот «За ледяными облаками» должна поставить точку в путешествии этого квартета.
По жанрам книга – фантастический боевик и постапоклипсис, написанный для серии «Метро 2035». И её можно прокомментировать, как остросюжетная, динамичная книга с крутыми парнями и гёрлами, которые действуют на пределе человеческих сил, где весь мир против них: начиная от жутких бесчеловечных монстров и заканчивая природой, которая ставит на пути главных героев опасные ловушки. Плюс их загоняет как зверей супер отряд профи во главе с безжалостным командиром и присоединившемся к ним извергом. И всё это написано прекрасным образным языком, когда при чтении воображение не просто рисует картинку происходящего, но вместе с персонажами можно пережить все эмоции и ощущения: от удивления до страха, от ужаса до боли. Всё в книге осязаемое вплоть до запахов. Вот такой 3Д-эффект благодаря своеобразному авторскому языку.
Но есть в книге некоторые моменты, которые заставляют чуть глубже взглянуть на сюжет и персонажей. Наверное, во мне намертво сидит привычка, выработанная на уроках литературы, копаться в мотивах и нравственных принципах каждого персонажа, разделяя их на положительных и отрицательных, хороших и плохих. Хотя в этой книге отрицательных выделить можно легко, а вот положительных можно назвать условно, если принять во внимание особенности мира после Беды или Великой срани. Всё очень сложно и неоднозначно с мотивами и принципами героев этой книги, в прочем и всей трилогии в целом.
В первой книги трилогии «Дорога стали и надежды» все герои шли по дороге со сталью в руках и надеждой в сердце к Отрадному, но после Отрадного автор повёл их разным путями: Морхольд пошёл с надеждой, но без стали к далёкому синему морю, а Пуля, Женя Уколова, Даша пошли «за ледяными облаками» в Новую Уфу со сталью в руках. А вот с надеждой у этой троицы всё сложно. Название книги складывается в многообещающую аббревиатуру «ЗЛО» и почему-то после этого слова сразу вспоминается сакраментальное оставь надежду всяк сюда входящий.
Но герои далеко не малахольные неврастеники, чтобы так просто расстаться с надеждой на удачу, сложить ручки, лечь и ждать смерти. Нет, они упорно продолжают идти к намеченной цели, хотя в отличаи от Морхольда их души сковывают сомнения и необъяснимая тоска, так как цель всё более призрачная, да и не понятно – что дальше? Особенно тяжело Жене. Ведь её стройный мир за эту командировку рухнул: чёрное и белое поменялось местами, перемешалось и в итоге вышло нечто непонятное отвратительно грязное. Жене не просто покалечили тело, ей покалечили душу. Но она продолжает выполняет поставленную задачу и ведёт Дашу к своему начальству, спасая её от преследователей. Хотя будет ли в Новой Уфе для Даши лучше, чем в Ордене? Такие неразрешимые вопросы будут периодически всплывать и боевого настроя они явно не добавляют. Легко действовать, когда полностью уверен в правильности своих действий, а вот если гложут сомнения: правильно/неправильно, тут уже только на силе воли.
Азамату попроще – у него всё еще есть призрачная надежда спасти Леночку, дочку друга, да и не может он уже просто так бросить Дашу с Женей и пойти своей дорогой. Ведь скрыться от Клыча Азамату в паре с Саблезубом было бы легко, но он продолжает «тащить» на себе Дашу и Женю, да ещё и идя в заранее известном преследователям направлении. Что это? Глупость? Никому не нужное, по словам Клыча, благородство? Очень не хочется, чтобы побеждала мораль Клыча, поэтому предпочитаю воспринять такие действия Азамата и Уколовой, как аксиому, которая не нуждается в лишних доказательствах правильности. А вот Клычу как раз очень просто и никаких моральных дилемм у него не бывает, все действия направлены только на реализацию своих извращенных фантазий. Вот мне точно бы не хотелось жить в мире, где Клычей будет большинство и их жизненные приоритеты будут единственно верными.
Даша. Что же с девочкой Дашей? Девочка Даша как-то внутренне затаилась, ведь чем бы не закончилось путешествие её жизнь изменится и измениться кардинально. Что её ждёт в Новой Уфе? Или в Ордене? Даша думает и читает дневник Морхольда, а может другого человека, но это мысли человека, жившего до Беды. Дневник рассказывает насколько прекрасны обыденные вещи, что жизнь ценна сама по себе и что каждым её мигом надо наслаждаться. Как сказал Лесник: «дневник рассказывает то, чего не хватает нашему миру для жизни.» (с) Но чьим бы этот дневник ни был для меня он стал продолжением тех мыслей о мире сегодняшнем, которые высказывал Морхольд в ДСиН и КДСМ. После прочтения первой книги у меня сложилось неоднозначное мнение о Даше Дармовой: с одной стороны, несчастная обездоленная девушка, а с другой стороны, потенциальный всесильный монстр. Но этот дневник вселяет надежду, что гуманные мысли дойдут до сознания Даши и в её системе ценностей победит человечность, ведь насколько мерзко выглядит Зло она знает с детства,
Четвертый персонаж в этой компании – Саблезуб, хотя по обаянию он несомненно опережает все персонажи книги вместе взятые – смертоносный пушистый комок собачей преданности и кошачьей ласки.
Пятым в компанию беглецов втёрся Костыль. Игорь Костыльков, в миру Костыль – личность неординарная и в некоторых моментах непредсказуемая, но очень полезная как попутчик. Вот такой жесткий, временами жестокий, как любой в этом мире, но при этом пластичный, находчивый, любитель побалагурить и попускать пыль в глаза. Образ получился даже слегка сентиментальный, хотя в самом начале так и не скажешь. Настолько противоречивый персонаж, что не знаешь к кому его причислить к положительным или отрицательным героям. Но с другой стороны, законы мира Беды не позволяют предъявлять излишне строгие требования к моральному облику и нравственным принципам – не ест человечину, не мучает других людей ради удовольствия и слава богу.
Автор очень сильно постарался оправдать зловещее название. Вся дорога героев просто пропитана тем самым многовековым злом, которое сочиться из людских душ и обволакивает липким страхом и ужасом героев и читателей. Меня точно в некоторых моментах передёргивало. Что-что, а писать всевозможных монстров автор умеет. И для меня самыми страшными в этой книге стали не безмозглые, а те, кто имеет пусть и извращенную, но логику и осознанно несёт то самое ЗЛО в мир. Например, Хозяин со своим паноптикумом, который тоже имеет свой интерес в этой истории и сыграет не последнею роль в судьбе героев. Хотя и от безмозглых стынет кровь,
Кроме монстров против героев в книге сама природа. Осень плавно перешла в зиму и несёт с собой стужу и смерть.
Хотя основной проблемой для Азамата и компании остаётся непревзойденная Инга Войновская со своим отрядом, которая идёт за ними по пятам и к ней подвязался старый знакомый Клыч. Союз по принципу: враг моего врага – мой друг. Не могу сказать, что они спелись, скорей они – временные союзники, объединённые одним врагом. Инга дама стабильная и предсказуемая и идти она будет к своей цели до конца несмотря ни на что и ни на кого. Для меня этот персонаж так и остался неоднозначным. Ингу всё-таки ведёт присяга и долг, пускай и перед очень негуманным Орденом Возрождения, а не любовь к чужим мукам и страданиям, как Клыча. Хотя жертве, наверное, всё равно кто её будет потрошить – идейный товарищ во благо великой цели или маньяк ради извращенного удовольствия. Не могу не отметить, что Инга – человек амбициозный, но её амбиции всё равно завязаны на росте по карьерной лестнице в Ордене, а не на мыслях о его разрушении.
По части извращенных удовольствий первое место в этой книги занимает Клыч. Даже маньяк-каннибал остался на почётном втором. Клыч в этой книге во всю фантазирует не только о том, как он медленно разделает Азамата и его кота, голова Клыча уже полна маньячных мыслей о Инге, куда очень явно примешивается сексуальный подтекст, не путать с романтикой. Клыч стопроцентный прагматик, что в симбиозе с его доведённым до абсолюта нездоровым эгоизмом даёт гнилую натуру – он как ржавчина разъедает всё с чем соприкасается, как клещ, присосавшись к кому-то, получает для себя пользу, а в ответ награждает опасной болезнью, которая несёт мучительную смерть. Не самый лучший союзник даже для такой харизматичной и властной личности как майор Войновская.
Честно хотела в комментарии на последнюю книгу трилогии высказать автору всё что накипело в душе по поводу Евгении Уколовой и поумничать относительно символизма её имени и всего того, что с ней происходило в этой трилогии. Но финал настолько логичный, что мне просто нечего предъявить или попенять автору.
Ещё раз повторю финал логичен и обоснован: все точки над i расставлены, все сюжетные линии завершены, мотивы и подноготная всех персонажей раскрыта. Не хочу автору приписывать скрытые мотивы для написания такого финала или говорить, что он имеет какой-то подтекст. Но для меня финал книги стал символичным. Да, я из тех читателей, которые ищут чёрную кошку в чёрной комнате.
Финал этой книги заставил по-новому взглянуть и на окончание книги «К далёкому синему морю» и всей трилогии. В комбинации развязка двух книг дает очень интересное ощущение. Для меня Морхольд так и остался главным героем всей трилогии, хотя в ЗЛО он упомянут от силы пару раз. Вот такой сильный финал «За ледяными облаками» только подчёркивает светлый и гуманный финал «К далёкому синему морю». Там победила гуманность – Морхольд смог отказаться от применения стали и мир, к которому он пришёл оказался действительно миром, который идёт к лучшей жизни, где люди остаются людьми и стремятся к добру. Рано или поздно из-за ледяных облаков покажется солнце, которое подарит свет, тепло и саму жизнь.