Р. А. Лафферти «Все фрагменты речного берега»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Лео Нейшн — известный в округе богатый индеец, дотошный и добычливый коллекционер разных редкостей. Чего только нет в его коллекции! Но покоя ему не дают три длинных панорамных полотнища с изображением фрагментов берега Миссисипи. Он жаждет собрать весь комплект этих странных картин неизвестного художника, и ему это удаётся. То, что Лео увидел, просмотрев их, поразило и напугало его...
Входит в:
— антологию «Orbit 8», 1970 г.
— антологию «The 1972 Annual World's Best SF», 1972 г.
— антологию «Alpha 4», 1973 г.
— антологию «Kroki w nieznane 6», 1976 г.
— антологию «Histoires paradoxales», 1984 г.
— сборник «Lafferty in Orbit», 1991 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— журнал «Если 2000'10», 2000 г.
— сборник «Планета Камирои», 2004 г.
- /языки:
- русский (9), английский (8), французский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (10), периодика (1), самиздат (7), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Л. Енчмык (1), В. Кулагина-Ярцева (8), Ж. Поланис (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
osipdark, 12 августа 2023 г.
vam-1970 риторически вопрошает: «столько автор написал текста — заслуживает ли эта тема такого?».
Я попробую составить нериторический ответ, притом не впадая в многословие.
Бывает магический реализм. На мой взгляд, в творчестве Рафаэля Лафферти возникает «магическая научная фантастика». Хотя, возможно, это не некий новый поджанр или тем более жанр, а особый авторский стиль, «поэзия палп фикшн», разрывающая внутренней поэтичностью любые оковы. И потребительские, и издательские, и те же жанровые.
Умберто Эко в очерках о развитии творчества Джеймса Джойса отмечает, что поздняя поэтика ирландского модерниста — это поэзия идей. Составление рифм и противопоставлений через столкновение различных деталей из мировоззрений и философий настоящего и прошлого. Во многом качественная научная фантастика — именно научная фантастика, а не ее гибриды или лишь элементы в скорее реалистической прозе или психологических романах (без какой-либо негативной оценки подобной гибридизации; в конце концов, современная литература — это постжанровое, межжанровое и в чем-то метажанровое творчество) — это именно такая поэтика идей, где к кусочкам и сверткам интеллектуальных и чувственных достижений минувших и длящихся по сей момент времен добавляются отблески будущего. Идеи из иных, не начавшихся времен, пойманные и преломленные фантазией, эрудицией и смелостью писателя.
Именно это есть и во «Всех фрагментах речного берега». Великолепное фантастические допущение, повествование, в чувственной части очень схожее с магическим реализмом (оттого и предлагаю допустить здесь действие «магической» научной фантастики), а в интеллектуальном поле — это размышление о природе реального и невозможного, встреча с нечеловеческим и непредставимым. Лафферти прекрасно смешивает в повествовательном цементе кусочки повседневности и странности, создавая уникальную обстановку рассказа.
Маленький шедевр, ограненный алмаз в коллекции научной фантастики, где она становится самой собой — поэтикой идей будущего в настоящем.
sanchezzzz, 15 сентября 2008 г.
Интересный и загадочный рассказ. Конечно, идея не нова и, на мой взгляд, совершенно бесспорна. Я убеждён, что до того, как мы стали вполне разумными существами, кто-то более могущественный был здесь, на нашей планете. И этот кто-то, неведомый нам, запечатлел (нарисовал? сфотографировал?) сотни километров речного берега в мельчайших подробностях. И даже оставил следы на «плёнке». Не понятно только, почему индеец и иже с ним испугались?
Vimanly, 28 марта 2014 г.
Лео, индеец-коллекционер, находит полотно с изображением реки. Уникальность картины в том, что, при рассмотрении мелких деталей под микроскопом, изображенные на ней предметы выглядят чрезвычайно правдоподобно. Однако, картина была разрезана на много частей и разбросана по всему континенту. Загоревшись мыслью собрать ее воедино, Лео отправляется на поиски остальных частей.
Не совсем поняла, что я только что прочитала. Этот рассказ находится за гранью моего понимания. С одной стороны, недосказанность вкупе с интересным, в какой-то мере странноватым, сюжетом — главный козырь и отличительная черта произведений Лафферти. Но с другой, мне кажется, что именно этому рассказу не хватает яркого финала, а-то выглядит так, словно автор забыл дописать рассказ.
Vendorf, 29 октября 2008 г.
До последней фразы ждал,что автор откроет главный секрет, кто и зачем все это изобразил. И еще не понятно, как этот материл порезали на куски, если он такой крепкий и зачем фотографировать побережье...
vam-1970, 18 мая 2018 г.
Нашли киноленту — вернее куски её — длиной в несколько миль и вообразили, что это картина реки Миссисипи. И столько автор написал текста — заслуживает ли эта тема такого?
god54, 2 июня 2016 г.
Очень оригинальный рассказ, пока ничего подобного даже близко не читал. Идея очень красивая: кто-то создал произведение искусства: нет не картину и не фильм, и даже не голографию... вообще непонятно что, но так, что все словно срезано с действительности и заморожено, нет, не так, а просто осталось неизменной реальностью во времени. Но его можно разбить на части. А текст? Это же просто конфетка, читаешь, ничего не понимаешь, но так рвешься к концу, чтобы хоть что-то понять... А в конце тебе прямо в мозг еще одну загадку. Нет сегодня точно не усну...