Р. А. Лафферти «Великая междугородняя»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Утопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В 1907 году у Чарльза Арчера был выбор, куда вложить свои деньги: в автомобилестроение или в междугородние железные дороги. К счастью для дня сегодняшнего, он сделал неверный выбор.
Входит в:
— антологию «Orbit 8», 1970 г.
— антологию «Car Sinister», 1979 г.
— антологию «Histoires de la quatrième dimension», 1983 г.
— сборник «Ringing Changes», 1983 г.
— антологию «Alternative Histories», 1986 г.
— сборник «Lafferty in Orbit», 1991 г.
— журнал «Миры/Worlds 02’1993», 1993 г.
— сборник «Планета Камирои», 2004 г.
- /языки:
- русский (9), английский (7), французский (1)
- /тип:
- книги (9), периодика (1), самиздат (7)
- /перевод:
- А. Воеводин (2), С. Гонтарев (7), М. Ледере (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
fail of reality, 26 сентября 2024 г.
Вай, какой балдëжный рассказ я только что прочитал! Утопия (как водится, с явными нотками анти-, но здесь они мне симпатичны) про нашу цивилизацию, где однажды победили поезда всех видов и форм, а не автомогильный транспорт. И всё тут у Лафферти так здорово описано, что уж в таком-то мире (в отличие от мира «Тихой ночи со вторника на среду») мне и правда хочется жить.
А то стоишь, бывает, в вечной пробке, смотришь по сторонам, а вокруг тебя сидят такие же заспанные драндулетоводы: машина на четверых, на шестерых, но везёт она всего одну или две гордых жопы. И чем дороже машина или чем больше у неё клиренс, тем горделивее смотрится пресловутая прокладка между рулём и сиденьем... Сидит она, смотрит, и разве что не плюёт на тебя сверху (пока ещё).
За шесть лет активного вождения в провинциальном городе я насмотрелся пусть немного, но всё же глупостей и подлостей человеческого рода (сам в них тоже участвовал). Полагаю, жители мегаполисов впитывают мою норму за месяц-другой, максимум за год. И сигналил я (и мне), и психовал невероятно по поводу и без, и обменивался матами с утра пораньше, и пытался кого-то «проучить» и «научить» на дороге, и меня так же «учили» несколько раз.
И сравнительно недавно во мне появилась мысль, что автомобиль — это, конечно, круто (свобода проезда и независимость от расписаний), но в остальном это один сплошной минус. Что финансовый, что морально-психологический. Случилась у меня в апреле секундная ошибка внимания, — и я догнал другого водителя, и теперь ремонтирую свою машину на 100 с лишним тысяч рублей. Разве оно надо кому-нибудь, скажите пожалуйста?
Подумалось мне пару лет назад, что гораздо лучше для нашей планеты и общества — развитая сеть общественного транспорта, куда включаем автобусы разных направлений, трамвайчики, поезда, речной-морской и воздушный способы перевозки. Лафферти в своём рассказе предлагает оставить только рельсовые виды, но, думаю, на то у него и утопия, чтобы не реализоваться. Мой вариант более вероятен: хочешь — катись, хочешь — лети, хочешь — плыви. В целом же с идеологической стороной, с философской позицией автора я согласен. Личный автомобиль — это не только эгоистичный комфорт, но и злоба с ненавистью, а также постоянное напряжение.
Дело остаётся за, кхм, малым: развивать и развивать городской транспорт, прокладывать велодорожки и пешую инфраструктуру, воспитывать дурных самокатчиков, переходить на зелёные ТС и отказываться от персональных жестянок. Сказать-то легко, а сделать нет. Так мы и будем пока маяться, так мы и будем стоять в пробках, и мимолëтом замечать на трассах венки для погибших.
Правда, дело здесь не только в технической части: поднять уровень бытовой культуры населения — задача, пожалуй, ещё более сложная, чем проложить рельсы, дороги и пути по всей стране. Техническую часть можно хотя бы подсчитать и распланировать на годы вперёд, но вот человек, к сожалению, всегда слишком быстро оскотинивается и слишком долго очеловечивается обратно.
technocrator, 15 октября 2023 г.
«Любой наездник становится высокомерным, каким бы вежливым он не был на земле»
Чудесный рассказик, поднявший настроение. Как это я ещё ничего у автора не читал?
Редкое оригинальное сочетание экономической фантастики, альтернативной истории, электротранспортного ретрофутуризма и живописной пасторальной утопии. Причём подано всё в полуироническом ключе и с парой нешаблонных фишек в развитии сюжета. Описание отстрела автомобилистов населением уютных посёлков, передвигающихся в вагончиках-«троллеях», порадовало. (Хотя именно к идейным «автолюбителям» претензий меньше, чем к хомячкам, из стадного инстинкта берущим кредиты на захламляющие дороги железные коробки, и жалующимся потом на дорогой бензин и обслуживание... но это история уже наших дней). Психологическое философствование на тему эгоизма, высокомерия, отрыва от корней и безнравственности тоже доставило. Как говорится, в каждой шутке...
majj-s, 24 ноября 2021 г.
Ах, какая прелестная вещица об утопии, построенной на одной, отдельно взятой Земле посредством ее рельсификации. Занятно, что тема поезда занимает многие выдающиеся умы мировой фантастики-фэнтези. Кто-то демонизирует поезда, как Стивен Кинг с Блейном Моно, другие видят в них неизбежность перемен — Чайна Мьевиль с «Рельсами» и «Железным Советом». Лафферти поет железным дорогам осанну, его мир, избавленный (почти) от автомобилей, которых там отстреливают как бешеных псов, его мир процветает. Поезд как воплощение духа общности, сотрудничества и достойной умеренности в противоположность эгоистическому индивидуализму автомобиля. Есть, над чем подумать. Особенно когда торчишь в пробке, в которой каждое третье авто размером с вагон везет одного пассажира.
vam-1970, 21 мая 2018 г.
Что было бы , если бы человечество не выбрало автомобили как личное и главное средство передвижения. Автор представил альтернативу в виде утопии и , знаете, весьма заманчиво.
Сколько людей погибло за всё время в автокатастрофах? Небольшая война прокатилась по миру, не считая последствий околоавтомобильной промышленности — отходы, угарные газы, добыча нефти и её переработка, транспортировка, войны за нефть. И многое другое — можете сами продолжать. А здесь — трамвайная тяга и кругом идиллия.
god54, 2 июня 2016 г.
Много писали советские фантасты о будущем коммунизме, в который даже тогда в СССР никто не верил. А вот тут автор в то же время нарисовал свою утопию, свой рай по американски. И почему-то в нем хочется жить, ибо он его построил на человеческих традициях села или городского двора, когда провожали всем двором и встречали всем двором... А сегодня я прожил в своем большом доме уже 40 лет, а так и не знаю, кто живет этажом выше и каждый день что-то сверлит в полу и в стенах. Этакий жук-панельный, панелеточец, хоть бы раз его увидеть живьем. Не довелось ранее.
muravied, 25 апреля 2012 г.
Этот рассказ мне напомнил «Безумный макс», только всё наоборот.
В этом мире царит Утопия. Вокруг цветы, птицы, больших шумных городов больше нет. Есть только небольшие поселки, где все живут дружно, всё по-братски, царит натуральное хозяйство, чистый воздух и летают бабочки. Единственный транспорт этого мира, это лёгкие трамвайчики, неторопливо катящиеся по зелёным лугам...
Но где-то на задворках этого мира остались последние приверженцы грязных вонючих Автомобилей на бензине. Они объявлены вне закона, и если вы вдруг встретите человека, который едет на машине, можете смело стрелять в него из дробовика или винтовки, так как за пользование Автомобилем отныне грозит смертная казнь.
Очень любопытный рассказ-фантазия. Советую к прочтению.