fantlab ru

Р. А. Лафферти «Великая междугородняя»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.32
Оценок:
119
Моя оценка:
-

подробнее

Великая междугородняя

Interurban Queen

Другие названия: «Первая Междугородняя»

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 25
Аннотация:

В 1907 году у Чарльза Арчера был выбор, куда вложить свои деньги: в автомобилестроение или в междугородние железные дороги. К счастью для дня сегодняшнего, он сделал неверный выбор.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «Orbit 8», 1970 г.

— антологию «Car Sinister», 1979 г.

— антологию «Histoires de la quatrième dimension», 1983 г.

— сборник «Ringing Changes», 1983 г.

— антологию «Alternative Histories», 1986 г.

— сборник «Lafferty in Orbit», 1991 г.

— журнал «Миры/Worlds 02’1993», 1993 г.

— сборник «Планета Камирои», 2004 г.


Похожие произведения:

 

 


Дни, полные любви и смерти
2021 г.

Периодика:

Миры/Worlds 02’1993
1993 г.

Самиздат и фэнзины:

Прожорливая красотка
2001 г.
Планета Камирои
2008 г.
Крестинвин
2008 г.
Повелитель Прошлого
2013 г.
Время гостей
2013 г.
Лучшее
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Orbit 8
1970 г.
(английский)
Orbit 8
1971 г.
(английский)
Orbit 8
1974 г.
(английский)
Car Sinister
1979 г.
(английский)
Histoires de la 4ème dimension
1983 г.
(французский)
Alternative Histories
1986 г.
(английский)
Lafferty in Orbit
1999 г.
(английский)
The Best of R. A. Lafferty
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вай, какой балдëжный рассказ я только что прочитал! Утопия (как водится, с явными нотками анти-, но здесь они мне симпатичны) про нашу цивилизацию, где однажды победили поезда всех видов и форм, а не автомогильный транспорт. И всё тут у Лафферти так здорово описано, что уж в таком-то мире (в отличие от мира «Тихой ночи со вторника на среду») мне и правда хочется жить.

А то стоишь, бывает, в вечной пробке, смотришь по сторонам, а вокруг тебя сидят такие же заспанные драндулетоводы: машина на четверых, на шестерых, но везёт она всего одну или две гордых жопы. И чем дороже машина или чем больше у неё клиренс, тем горделивее смотрится пресловутая прокладка между рулём и сиденьем... Сидит она, смотрит, и разве что не плюёт на тебя сверху (пока ещё).

За шесть лет активного вождения в провинциальном городе я насмотрелся пусть немного, но всё же глупостей и подлостей человеческого рода (сам в них тоже участвовал). Полагаю, жители мегаполисов впитывают мою норму за месяц-другой, максимум за год. И сигналил я (и мне), и психовал невероятно по поводу и без, и обменивался матами с утра пораньше, и пытался кого-то «проучить» и «научить» на дороге, и меня так же «учили» несколько раз.

И сравнительно недавно во мне появилась мысль, что автомобиль — это, конечно, круто (свобода проезда и независимость от расписаний), но в остальном это один сплошной минус. Что финансовый, что морально-психологический. Случилась у меня в апреле секундная ошибка внимания, — и я догнал другого водителя, и теперь ремонтирую свою машину на 100 с лишним тысяч рублей. Разве оно надо кому-нибудь, скажите пожалуйста?

Подумалось мне пару лет назад, что гораздо лучше для нашей планеты и общества — развитая сеть общественного транспорта, куда включаем автобусы разных направлений, трамвайчики, поезда, речной-морской и воздушный способы перевозки. Лафферти в своём рассказе предлагает оставить только рельсовые виды, но, думаю, на то у него и утопия, чтобы не реализоваться. Мой вариант более вероятен: хочешь — катись, хочешь — лети, хочешь — плыви. В целом же с идеологической стороной, с философской позицией автора я согласен. Личный автомобиль — это не только эгоистичный комфорт, но и злоба с ненавистью, а также постоянное напряжение.

Дело остаётся за, кхм, малым: развивать и развивать городской транспорт, прокладывать велодорожки и пешую инфраструктуру, воспитывать дурных самокатчиков, переходить на зелёные ТС и отказываться от персональных жестянок. Сказать-то легко, а сделать нет. Так мы и будем пока маяться, так мы и будем стоять в пробках, и мимолëтом замечать на трассах венки для погибших.

Правда, дело здесь не только в технической части: поднять уровень бытовой культуры населения — задача, пожалуй, ещё более сложная, чем проложить рельсы, дороги и пути по всей стране. Техническую часть можно хотя бы подсчитать и распланировать на годы вперёд, но вот человек, к сожалению, всегда слишком быстро оскотинивается и слишком долго очеловечивается обратно.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Любой наездник становится высокомерным, каким бы вежливым он не был на земле»

Чудесный рассказик, поднявший настроение. Как это я ещё ничего у автора не читал?

Редкое оригинальное сочетание экономической фантастики, альтернативной истории, электротранспортного ретрофутуризма и живописной пасторальной утопии. Причём подано всё в полуироническом ключе и с парой нешаблонных фишек в развитии сюжета. Описание отстрела автомобилистов населением уютных посёлков, передвигающихся в вагончиках-«троллеях», порадовало. (Хотя именно к идейным «автолюбителям» претензий меньше, чем к хомячкам, из стадного инстинкта берущим кредиты на захламляющие дороги железные коробки, и жалующимся потом на дорогой бензин и обслуживание... но это история уже наших дней). Психологическое философствование на тему эгоизма, высокомерия, отрыва от корней и безнравственности тоже доставило. Как говорится, в каждой шутке...

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ах, какая прелестная вещица об утопии, построенной на одной, отдельно взятой Земле посредством ее рельсификации. Занятно, что тема поезда занимает многие выдающиеся умы мировой фантастики-фэнтези. Кто-то демонизирует поезда, как Стивен Кинг с Блейном Моно, другие видят в них неизбежность перемен — Чайна Мьевиль с «Рельсами» и «Железным Советом». Лафферти поет железным дорогам осанну, его мир, избавленный (почти) от автомобилей, которых там отстреливают как бешеных псов, его мир процветает. Поезд как воплощение духа общности, сотрудничества и достойной умеренности в противоположность эгоистическому индивидуализму автомобиля. Есть, над чем подумать. Особенно когда торчишь в пробке, в которой каждое третье авто размером с вагон везет одного пассажира.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что было бы , если бы человечество не выбрало автомобили как личное и главное средство передвижения. Автор представил альтернативу в виде утопии и , знаете, весьма заманчиво.

Сколько людей погибло за всё время в автокатастрофах? Небольшая война прокатилась по миру, не считая последствий околоавтомобильной промышленности — отходы, угарные газы, добыча нефти и её переработка, транспортировка, войны за нефть. И многое другое — можете сами продолжать. А здесь — трамвайная тяга и кругом идиллия.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Много писали советские фантасты о будущем коммунизме, в который даже тогда в СССР никто не верил. А вот тут автор в то же время нарисовал свою утопию, свой рай по американски. И почему-то в нем хочется жить, ибо он его построил на человеческих традициях села или городского двора, когда провожали всем двором и встречали всем двором... А сегодня я прожил в своем большом доме уже 40 лет, а так и не знаю, кто живет этажом выше и каждый день что-то сверлит в полу и в стенах. Этакий жук-панельный, панелеточец, хоть бы раз его увидеть живьем. Не довелось ранее.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ мне напомнил «Безумный макс», только всё наоборот.

В этом мире царит Утопия. Вокруг цветы, птицы, больших шумных городов больше нет. Есть только небольшие поселки, где все живут дружно, всё по-братски, царит натуральное хозяйство, чистый воздух и летают бабочки. Единственный транспорт этого мира, это лёгкие трамвайчики, неторопливо катящиеся по зелёным лугам...

Но где-то на задворках этого мира остались последние приверженцы грязных вонючих Автомобилей на бензине. Они объявлены вне закона, и если вы вдруг встретите человека, который едет на машине, можете смело стрелять в него из дробовика или винтовки, так как за пользование Автомобилем отныне грозит смертная казнь.

Очень любопытный рассказ-фантазия. Советую к прочтению.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх