Все отзывы посетителя RinaAndRaven
Отзывы (всего: 10 шт.)
Рейтинг отзыва
Брайан Макклеллан «Кровавый завет»
RinaAndRaven, 6 июля 2021 г. 12:00
Интересный поворот с этой книгой. С одной стороны, читалось увлекательно, за один раз. Движуха, приключения, политика, интриги, детектив и война.
С другой стороны, дочитав книгу и задумавшись, я вдруг поняла, что у сюжета нет ни одного неожиданного сюжетного поворота. Вообще ни одного. Ноль. Ну хорошо, была пара мелких неожиданностей. Но они в конечном итоге ни на что не повлияли, и сюжет спокойно вернулся к статусу кво.
Персонажи. Это прямо беда. Большинству главных персонажей выдано достаточно интересное прошлое. Все как на подбор экстраординарные личности, у многих сложное прошлое. И что? И ничего. В книге читателя ожидает ровно ноль динамики характеров. Вот в том виде, в котором автор дал их в первом абзаце их появления в истории, они и пребудут до конца книги.
Второстепенные персонажи имеют имена. В сущности, на этом их раскрытие заканчивается. Их периодически убивают для создания драматического эффекта.
Злодеи злодействуют, потому что они злодеи. Злодеи очень сильны и почти совсем неубиваемы, но никого из главных героев они убить не могут, собирая драматичную жатву из второстепенных персонажей и статистов.
Тамас. Тамаса много, и это не вполне удачный клон Далинара из Штормсвета. Как, впрочем, и вся книга как будто написана не вполне удачным клоном Сандерсона.
Таниэль. Легендарный стрелок и любимец автора, у него в жизни много проблем, но это никак не влияет на сюжет. Впрочем, сюжет тут железобетонный, куда уж чьим-то там проблемам на него влиять.
Ка-Поэль. Мечта педофила и бог из машины. Нужна, чтобы обеспечивать бессмертие Таниэля. Немая, чтобы не прописывать характер, не мешать инфантилизации и не отвлекать читателя от Таниэля.
Адамат отвечает за детективную линию, и она даже в общем удалась. Ну что можно сказать про Адамата? Он любит жену и вроде бы хороший человек? О, точно, он единственный персонаж книги, продемонстрировавший в какой-то момент духовный рост!
Общее впечатление: Сандерсон курильщика. Читается легко, довольно увлекательно. Если вы редко читаете фэнтези, то вполне зайдет. Иначе очевидно, что все это уже где-то было, и другие авторы смогли сделать лучше.
RinaAndRaven, 13 февраля 2017 г. 14:53
У этой книги много достоинств: самобытный мир, яркие персонажи, любопытный сюжет, певучий стиль текста... Мир раскрывается, как цветок с множеством лепестков, знакомый и незнакомый, сотворенный из лоскутков нашего мира. Персонажи, как и положено героям эпоса, неординарны и уникальны, их истории трогают и увлекают. Сюжет подается ниточка за ниточкой, и все ниточки закономерно сходятся в конце истории. Текст яркий, цветной, с множеством сравнений и метафор, не чета бедноватому стандарту современной фантастики. Ближайшее сравнение — Райаниеми, тот же постмодерн, та же игра со стилизацией и цитатами, но у Флинна значительно лучше проработка персонажей и значительно меньше нагруженность текста, так что читается легче.
Главный недостаток книги — мало. Всего мало. И продолжения не спасут ситуацию. Неспешный темп повествования приводит, конечно, к нарастанию объема. И, в результате, каждый персонаж получает слишком мало места, слишком мало сюжетных сцен, что диссонирует с их филигранной проработкой. Грейстрок, бан Бриджит, Маленький Хью, Фудир, Амос Январь и его команда, Фир Ли — каждый из них мог бы получить свою собственную историю длиною в книгу, за каждым из них было бы интересно наблюдать целый роман, но автор бросает их в довольно нелюбопытную интригу вокруг поиска артефакта, где каждая побочная история интереснее, чем главная. Флинн создает галерею ярких персонажей в течение восьмидесяти процентов книги, а потом за оставшиеся двадцать по-быстрому все разруливает, так и не дав народу как следует разгуляться.
Хорошая, сильная книга, вместо которой я бы действительно хотела прочитать серию книг на шесть про тех же персонажей.
Маргарет Уэйс, Трейси Хикмэн «Хроники Копья»
RinaAndRaven, 26 января 2017 г. 14:39
Отзыв относится как к демисезонным драконам, так и к мытарствам близнецов, ибо разделять их смысла нет.
Мне было шестнадцать лет. Я много читала, очень много читала. Золотое было время! Ле Гуин, Сапковский, Дяченко, Крапивин, Перумов, Лукьяненко, Сальваторе, Роулинг, Нортон... Короче, я была всеядной и не превратилась еще в снобствующего интеллигента, гневно поднимающего бровь при виде книги по «Варкрафту» или «Вархаммеру».
В одном из рейдов на книжный магазин я прикупила разом первые четыре книги этого цикла. Примерно в то же время я отправилась в летний лагерь, и на всякий случай взяла с собой книгу. Лагерь оказался сплошным разочарованием, и хорошая книга могла бы спасти меня от скуки в одиночестве или от разгорающейся мизантропии (и конкретно мизандрии, потому что мальчики отчего-то были агрессивными клиническими идиотами) в обществе себе подобных.
Я была искренне уверена в собственной всеядности в плане фэнтезийной литературы. Черт возьми, я осилила безумно скучную «Гибель богов» Перумова, ну что могло пойти не так?
Так вот. Первые три книги этого цикла — это полное и безоглядное дно. На его фоне даже персонажи Сальваторе кажутся глубокими и хорошо прописанными, а настолько унылых сцен эпических битв вы не видели ни в одной «саге» второго эшелона. Оказалось, я просто не встречалась раньше с настолько плохой литературой.
Рейстлин является единственным сколько-нибудь интересным персонажем. Авторы это пронюхали и написали еще тонну макулатуры про Рейстлина. Он, кстати, обладает потрясающим свойством высасывания мозгов: в его присутствии абсолютно все другие персонажи тупеют. Видимо, чтобы подчеркнуть его интеллектуальную мощь. Остальных статистов не стоит даже упоминать, кроме, возможно, кендера, который тоже угодил в вышеозначенную тонну макулатуры. Общий конфликт сводится к культу, который возрождает древнее зло. Культ и зло полностью соответствуют D&D традициям, то есть лишены мотиваций и непередаваемо скучны.
Будучи заперта на территории лагеря в компании неприятных мне людей и не имея при себе других книг, я все равно не смогла осилить это чудо. Меня вырубало чувство бессмысленности и безбрежной скуки.
Дочитать демисезонных драконов и, заодно, близнецов мне выдалось куда позже. Меня свалила простуда и, видимо, температура снизила мои стандарты. Демисезонные драконы остались макулатурой до последней страницы, но близнецы (в силу меньшего количества картонных статистов) все же более читаемы, даже с некоторой претензией на психологию. Лучше всего полностью пролистать все эпические битвы, они никак не влияют на сюжет, а описаны уныло и убого.
Итак, кому я это рекомендую. Во-первых, всем моим врагам следует обязательно прочесть весь цикл от корки до корки. Я буду наслаждаться их страданиями. Во-вторых, если вы хотите читать обширный и пламенный фанфикшн про Рейстлина, то следует все же ознакомиться с первоисточником, хотя бы бегло. В-третьих, если вы абсолютный фанат D&D, то, возможно, вам тут будет сухо и комфортно. В-четверых, у Blind Guardian есть песня Soulforged, у Lake of Tears есть прекрасная «Raistlin and the Rose», а где-то на просторах рунета есть неплохие песни из никогда не родившегося мюзикла про близнецов, так что книги имеют некоторое культурное значение. Во всех остальных аспектах... Короче, я нашла одной из этих книг отличное применение — она поддерживает мой системный блок, чтобы он не рухнул со слишком узкой полочки.
Брайан Стейвли «Клинки императора»
RinaAndRaven, 25 января 2017 г. 11:59
Начнем с начала, а именно с названия. Название книге не подходит и не отражает содержания. Довольно стандартная проблема для фэнтези, Сапковский по ней уже проходился довольно остроумно.
Итак, никаких «Клинков Императора» в книге нет, потому что нет, собственно, Императора. Его, как следует из аннотации, убили.
Что же в книге есть?
Есть целых две линии становления героя, написанных в духе... эээ... «тренировочного порно». Множество испытаний выпадает главным героям, но не просто жизненных проблем, а специальных тестов, под надзором крутых наставников. Тесты исключительно тяжелые, на грани (и за гранью) фантастического допущения, так что чувством преодолевания можно упиваться чуть ли не две трети книги. Естественно, суровая дисциплина прилагается. Если «Песня крови» Райана порадовала вас именно этим, то здесь просто пир горой. Если нет, то, боюсь, объем суровых тренировок для превращения в крутых перцев в книге все-таки великоват.
Есть детективная линия в духе «найди предателя»: несколько подозреваемых и один герой, которого неизвестно кто пытается убить. К сожалению, линия довольно топорная: виновник становится виден практически сразу, попытки автора увести от него подозрения успехом не увенчались, а под конец растаяла и надежда на сюжетный твист. Реальность скучна и легко поддается утиному тесту: если человек похож на негодяя, то именно он и является негодяем.
Все главные герои (Каден, Валин, Адаре) абсолютно не радуют интеллектом. Каден постоянно не понимает, чего от него хотят, хотя восемь лет уже общается с монахами. Получив разъяснение... он продолжает вести себя так, как будто ничего не понимает. В конце книги внезапно становится на несколько пунктов умнее, без каких-либо внятных пояснений.
Валина, похоже, записали в потенциальные командиры по остаточному принципу — ни к чему конкретному таланта у него нет. Казалось бы, для этой роли следовало искать харизматичных кадетов с хорошим психологическим чутьем. Но нет! Валин может нахамить приятелю на ровном месте, и даже не заметить этого, если не получит от приятеля в лоб. Он повторяет: «никогда не делай предположений», но ко всем окружающим людям относится на основе дремучих стереотипов. Он скрывает информацию, когда нужно ей делиться, и делится, когда нужно скрывать. Он зацикливается на одном решении, даже если все давно поняли, что оно неверное. Он — полная посредственность в интеллектуальном, эмоциональном и даже физическом смысле. Каждый его подчиненный в два раза интереснее, чем он сам.
Адаре, которую автор заявляет как интеллектуальную, умную женщину, ведет себя как дура на протяжении всей своей линии. Ее отца убили, и она точно знает, кто виновен. Никакого расследования, никаких вопросов «кому выгодно», никаких сомнений — она Знает, и точка. Результат довольно предсказуем.
На самом деле, все не настолько плохо. Довольно похоже на «Песню Крови», написано достаточно хорошо, чтобы мытарства персонажей были увлекательны. Сюжет движется довольно медленно, в сущности, кроме тренировок в книге мало что происходит. Периодически, чтобы читатель не расслаблялся, кого-нибудь убивают. Под конец, автор наращивает темп. Кто-то с кем-то дерется, гениальный ассасин женского полу успешно сражается против отряда солдат в тяжелых доспехах, одинокий монах с копьем уничтожает полчища чудовищ, и только Валин не способен убить противника без подсказок с того света.
Рекомендую тем, кому понравилась «Песня Крови».
P.S.:
Так и не поняла, зачем проваливших тест кадетов держать на острове и кормить бесплатно. Можно же просто сделать из них менее элитное военное подразделение. Или хотя бы стройбат! =) Что за разбазаривание ресурсов... Но это, конечно, будет не так драматично.
Марина и Сергей Дяченко «Хозяин Колодцев»
RinaAndRaven, 16 октября 2016 г. 01:05
Прошло много лет после первого прочтения, а повесть не забывается и перечитывается с удовольствием.
И теперь я понимаю, кто он такой, Хозяин Колодцев, и чем с Ним расплачиваются.
Библейские аллюзии, и почти булгаковская сцена в конце. Заслужил ли ты покой, Юстин?
Князь Мира Сего предлагает легкий путь. Всего лишь красный флажок. Продай душу, и получи власть. Продай душу, и получи любовь. Самый древний в мире обряд. Ты ничего не почувствуешь, ты останешься собой. Как соблазнительно, как умно и как логично. Или поступи, как дурак, и умри, как ничтожество.
Дьявола не зря называют Князем Мира Сего. Именно он правит в этом мире, и именно он дает успех и власть. И поэтому у Юса нет шансов на победу.
Флажки отравляют верность и обесценивают любовь. Они отбирают свободу воли. Именно свободу воли дал человеку Бог. Клятва ничего не стоит, если ее нельзя нарушить. Любовь, верность... Один флажок, и все обращается в фальшивку.
Если не назвать Дьявола Дьяволом, а продажу души немного, чуть-чуть замаскировать – глядишь, кто-то и примет Дьявола за ангела. Некоторые приняли.
Брендон Сандерсон «Браслеты скорби»
RinaAndRaven, 15 февраля 2016 г. 18:07
И... Наконец-то! Долгожданное продолжение «вестерна» про Вакса и Вэйна, неутомимых стражей закона и искателей неприятностей на свои многострадальные филейные части! Начну с жалобы на курс доллара. Книга стоит в цифре 1700 рублей... Это просто запредельно нечестно, и поэтому это попало в отзыв. Хотя Сандерсон и не виноват.
Если вы читали (а вы наверняка читали, иначе что вы здесь делаете?) первые книги, то уже знаете, что эпичности Мистборна или эмоциональности Штормсвета от этой книги ждать не стоит. Бодрое, прямолинейное и веселое приключение, в которое Сандерсон отправляет всю шайку фриков из первых двух книг, пестрит юмором, перестрелками и погонями; мрачный настрой предыдущей книги рассеивается практически без следа. К концу повествования автор немного сгущает краски, но до болезненных откровений предыдущей книги (someone else moves us) все равно как до Китая.
Вообще, эта книга для общего повествования — как «Страхи мудреца» для «Хроник Убийцы Короля»: хорошо написанный, хорошо читающийся филлер, где по основной сюжетной линии ничего не происходит. Вы думали, что узнаете что-то новое о Трелле и явно намечающемся противостоянии между ним и Гармонией? Забудьте! Сандерсон хочет ввести в повествование крутые артефакты и разобраться с личной жизнью Вакса, а остальное как-нибудь потом.
Итого в плюсах: юмор, темп и кинематографичность, а также разгадка истинной тайны серии (с кем останется Вакс, конечно)
В минусах: юмор иногда переходит в петросянство, главные злодеи мелковаты, полезность для основной сюжетной линии спорна, а в финальном монологе Гармонии я вижу логическую ошибку
Но это Сандерсон. Так что 8. От сердца отрываю.
Брендон Сандерсон «Путь королей»
RinaAndRaven, 21 ноября 2015 г. 17:23
С Сандерсоном я познакомилась благодаря его работе над Колесом Времени. Затем, не без фантлаба, вышла на Мистборн. Общее впечатление было: «Достойно, эпично, прекрасно продуманные миры, магия и работа с информацией». Особенно последним славился Мистборн, где уничтожение информации о прошлом было основой самых крутых сюжетных поворотов. Радость от прочтения была скорее интеллектуальная, чем эмоциональная. Штормсвет другой.
«Путь королей» — мой третий выход на Сандерсона, после которого я из одобряющего читателя превратилась в безумного фанатика. Поэтому сразу прошу учесть это при чтении отзыва. Книгу взяла в руки по рекомендации фантлаба, от «нечего читать». Где-то на середине куска про Сета, идущего убивать короля, я отложила книгу. Пафос, скука, какие-то осколки, чуть ли не супергерои. До сих пор считаю начало самым неудачным местом цикла. Сандерсон пытается одновременно дать задел сюжету, объяснить все тонкости магической системы, а заодно провести краткий экскурс в политическую и культурную ситуацию в мире. Результат удручает.
But you must endure! =) После смерти короля цикл на самом деле начинается! Об этом я узнала совершенно нечаянно, когда «нечего читать» взяло меня за горло в безблагодатной, лишенной интернета пустоши. И я пропала. Потому что Сандерсон вдруг оказался идеален.
Сейчас модно писать темную фэнтези, как Аберкромби. Или реалистично-средневекомую, как Мартин. Классическая эпическая фэнтези становится редким зверем. Чем вообще классическая фэнтези отличается от приключенческого романа? Вот возьмем Толкина. Там есть эльфы, орки, магия и Темный Властелин. А в основе лежит милое почти всем, такое наивное «добро всегда побеждает зло». Чистая классическая фэнтези в основе своей этична. Законы этики выше законов физики, в этом магия таких миров. И в этом их проклятие.
Сколько раз действительно хотелось, чтобы «плохие» победили, потому что группа «хороших» была картонным десантом театрального пафоса? Сколько раз рыцари без страха и упрека путались в мелодраматических соплях, пока читатель кричал «не верю»? Пародокс в том, что описать злодея харизматичным проще, чем героя. Психологи утверждают, что мы любим людей за их недостатки.
Сандерсон смог невозможное. Он описал с десяток положительных персонажей, положительных почти до идеальности. Он сделал их такими разными. И я люблю их всех. И я верю в них. Потому что каждый их шаг к свету был из тьмы. Потому что они все сломаны. Потому что они сильны, честны и благородны в мире, где правит Злоба.
Честь мертва. Так что они здесь за нее.
Эта книга (и, судя по второй книге, весь цикл) не о войнах и интригах. Не о магии и даже не о спасении мира. Это книга о чести. О борьбе между светом и тьмой внутри человека. О том, почему надо поступать правильно в мире, где, кажется, уже никто не поступает правильно. О том, почему цель не оправдывает средства. Почему лучше погибнуть, но не уступить, не прогнуться. Почему лучше быть преданным, чем никому не верить.
Я плакала над книгой, и не один раз. Я вспоминаю, как Навани рисовала глиф на земле, и плачу снова.
Сандерсон напомнил мне, почему когда-то в детстве я начала читать фэнтези.
Путь перед целью, жизнь перед смертью, сила перед слабостью.
Только так, и никак иначе.
Р. Скотт Бэккер «Тьма прежних времён»
RinaAndRaven, 19 ноября 2015 г. 12:08
Я не люблю глухих писателей и сексистов любого пола. Такая вот нежная натура. К сожалению, никакого предупреждения в аннотации не содержится, так что книжечку пришлось прочитать до половины, прежде чем я все же отложила ее, пообещав себе не дочитывать, по возможности, никогда.
Как я уже намекнула, два недостатка книги для меня полностью убивают все ее возможные достоинства. Начнём с первого. Глухота. Возможно, здесь есть и ошибки переводчика, но синтаксис и имена наводят меня на мысль о вине автора. Беккер никогда в своей жизни не писал стихов, в этом я практически уверена. Он не чувствует звука, ритма, фонетической части языка. Он похож на глухого музыканта, для которого музыка — это ноты на листе бумаги, черные закорючки. Результат печален. Все персонажи говорят одинаково, ни о какой индивидуальной манере речи, разном лексиконе, или, упаси Бог, интонации даже заикнуться нельзя. Все персонажи говорят письменной речью (автор явно не в курсе, что пишут и говорят люди совершенно по-разному). При этом диалоги растягиваются на мучительные страницы, полные беседующих зомби. Это крайне, крайне плохо. Оценку выше 7 произведению с таким языком я не могу поставить, оно треплет мои нервы. Меня не может заинтересовать персонаж, который проговаривает в диалоге вещи, предельно ясные и ему, и собеседнику (иногда и читателю тоже), да ещё и по нескольку раз. Здесь так делают все! Зомби, повсюду зомби.
Теперь поговорим о сексизме. Вообще, мы живем в благодатное время. Сонечка Мармеладова осталась в девятнадцатом веке, бедная Лиза в восемнадцатом. Все больше книг, в которых женщинам отводится больше места, нежели жертве и/или артефакту. Шай и Колючка Бату у Аберкромби, Шаллан и Вин у Сандерсона, Сюзанна у Кинга, Дейенерис и Арья у Мартина, целая матриархатная компания у Джордана... Я уже привела рассчитывать на появление хотя бы одного интересного женского персонажа. Изначально шлюха Аки была очень даже многообещающей, но быстро и беспощадно была превращена автором в круглую дуру и жертву. Лучше бы сделал ее артефактом, хотя бы не нужно было сквозь фейспалм читать посвящённые ей страницы.
До кучи есть главный герой Келлхус. Автор заявляет его андроидом (андроид среди зомби! Неудивительно, что он умнее их), и андроидом его и отписывает. Сверхчеловек, обманывающий простых смертных и идущий к Главной Цели, оборачивается скучным роботом, который даже успехам своим не радуется. Почему этот парень просто не повесился от скуки, мне не очень ясно. Видимо, все великая цель.
И таким образом берем 10 авансом (ведь я не дочитала книгу, буду снисходительна), снимаем 2 балла за безблагодатный стиль речи, 2 балла за сексизм и 1 балл за андроида и парад статистов, и получаем оценку!
Вывод: в темной фэнтези все по-прежнему безнадежно. Только Кук (ещё один глухой с милионными армиями с потолка, но он хотя бы был первым), Кинг и Аберкромби. Я, кажется, ещё видела бесподобного Мьевилля где-то в этом списке. Читать патологически нечего, все прочитано или Беккер.
RinaAndRaven, 18 ноября 2015 г. 18:31
Дарк фэнтези в пейзажах средневекового города. Сеттинг приятный, яркий, мрачный, начало выше всяких похвал. Убийцы действительно убивают (а не как у Робин Хобб, где главный герой назывался убийцей, но делал всю историю какую-то откровенную фигню), и даже иногда невинных людей (как же мало авторов, взявшихся за темную фэнтези, способны позволить главному герою такую неслыханную мерзость). Вообще главное достоинство — жесткость сеттинга и законов мира (в нашем случае — воровского дна Сенарии).
Язык приятный, хотя и не без огрехов, диалоги к месту и не перегружены, композиция вменяемая, персонажи действуют согласно заявленным характерам. Это база, но многие вещи в жанре фэнтези этой базы лишены. Чего стоят, хотя бы, чудовищные, монстрообразные диалоги в «Обманах Локки Ламоры»...
А теперь к минусам. Ветка волшебников не к месту от начала и до конца, она как чертов рояль в кустах и под конец ещё и бог из машины. Характеры магов даны без раскрытия, предыстории нет, убер-меч из ниоткуда, а пророк, по-моему, просто альтер эго автора. Очень печально.
Чем больше в повествовании подробностей о Дарзо Блинте и Кайларе, тем больше в повествование просачивается мелодрама, хорошенько сдобренная пафосом. Неужели только Аберкромби способен не уходить в мелодраматический пафос при разговорах о смерти и любви? Инициация мокрушника вызвала просто приступ смеха. Это же не тайный орден. Это просто работа. Как должна тогда выглядеть инициация программиста? Его бьют лицом об клавиатуру в символических целях?
Главный герой сам хотел стать убийцей, и половину времени разводит сопли на тему, какой он поэтому плохой.
Кукла по ходу повествования превращается в артефакт святого духа, этакая Сонечка Мармеладова. Я даже не заостряю на таком внимание, стандартный косяк авторов-мужчин. У женщин в артефакт святого духа обычно превращается возлюбленный главной героини, так что все симметрично.
Внезапная карьера Рота нереалистична. Внезапная карьера Джарла тем более. Похоже на синдром школьников, спасающих планету. Тут они не школьники, но тоже слишком молоды.
В общем, 7. Приятно почитать, но вторую книгу читать не хочется.
RinaAndRaven, 7 сентября 2015 г. 11:25
Книги цикла прикупила еще в школе, но тогда у Пулмана было много конкурентов, дающих ему фору как в качестве, таки в значимости, так что цикл прочитала уже от «нечего читать». Мнение о первой книге, когда-то прочитанной наполовину, так и не изменилось — я считаю ее удивительным и странным феноменом. Не могу взять в толк, как книгу, в которой есть ведьмы, бронированные медведи, церковные интриги, цыгане и магия, можно было сделать такой невыносимо нудной. Возможно, дело в картонной главной героине, неприятной маленькой девочке с раздутым самомнением. А, возможно, и в том, что ощущается некая ненужность всех этих перипетий для глобального сюжета. Ко второй книге, впрочем, повествование становится бодрее. Лиры становится меньше, всех остальных — больше. Качество характеров не вырастает, но автор берёт количеством. Вполне нормальный приём, не всем же быть психологами. Наконец прорезается самое вкусное в цикле — система мира, оригинальный сплав науки, метафизики и чистой фэнтези. Вообще, за такую красоту я бы и восьмерку поставила, но все портит воинствующий атеизм автора. С подростковым пылом (мне даже за него как-то неловко) он вещает про угнетение, самоистязание и массовые убийства. Каждый персонаж на стороне церкви — воинствующий фанатик. Мотивов злодеев автор не раскрывает, да какие могут быть мотивы, ведь все злодеи — маньяки и психопаты. Суть религии намеренно подаётся однобоко, с фокусом на ограничениях и насилии над собой. Кажется, автора в детстве заставляли поститься и ходить в церковь по воскресеньям, а ничего не подозревающим людям теперь приходится читать и впитывать его детские обиды и подростковые комплексы. Короче, хуже фанатичного верующего только фанатичный атеист. Рекомендую читать этот цикл примерно лет с 14, когда подросток уже не будет мотать на ус ту лапшу, которую автор агрессивно пытается повесить ему на уши, и сможет вполне насладиться теми аспектами книги, которые чудо как хороши: ярким фэнтезийным колоритом, утонченной системой мира и вполне достойным сюжетом.