Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «SAG» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 28 мая 2024 г. 14:41

Кто из нынешнего поколения библиофилов знает книгу Бориса Иванова "Даль свободного романа"? Вряд ли многие. Ведь она вышла в 1959 году обычным для того времени тиражом — 30 тысяч. Но и из тогдашних книголюбов далеко не все ее увидели и смогли приобрести. После выхода в свет этот объемистый (тридцать семь учетно-издательских листов) том исчез из продажи, в библиотеках его выдавали неохотно, отказывая под явно надуманными предлогами. И правильно делали, потому что роман далеко не всегда возвращали на место.

Так что же это за книга? Кто ее автор? И почему ее появление сразу вызвало своего рода сенсацию — сенсацию, скажем прямо, нездоровую? Почему ее тут же окружил ряд легенд? Так, ходили слухи, что издательство ("Советский писатель"), никак не решаясь ее выпустить, заказало последовательно и оплатило тринадцать внутренних рецензий, а директор издательства — когда она все же вышла в свет — признал свою "ошибку". Что автор книги, почти неизвестный Борис Евгеньевич Иванов, глубокий старик, по странному совпадению именно в дни своей юбилейной даты удостоился единодушного разгрома со стороны ряда авторитетных пушкинистов, а вскоре после этого умер. Но я вовсе не хочу определенно сказать, что его жизнь прервалась от душевного потрясения из-за печальной судьбы книги: глубокие старики имеют обыкновение умирать в силу непреложных законов природы.

Книгу разгромили из-за того, что это был первый научно-фантастический роман о Пушкине. Разве научная фантастика должна говорить только о 80-ти тысячах километров под водой или об инопланетянах? Фантастика может быть не только космической, биологической, но также исторической, социальной. Например, когда речь идет о гибели Атлантиды, Помпеи или, скажем, о попытках построения нового, будущего порядка. Правда, в последнем случае речь, наверное, скорее будет идти о социальной утопии. И здесь тоже остаются незыблемыми основные требования, которые следует предъявлять к научной фантастике. Роман Б. Иванова всецело отвечал этим требованиям. Взяв за основу известные факты из жизни Пушкина, некоторых лиц из его окружения, других его современников, автор строит сюжет, рассказывая увлекательную, в большей части вымышленную, но вполне, на мой взгляд, правдоподобную историю из жизни Пушкина, привлекая общеизвестные реальные эпизоды его биографии. Приведу один пример. Помните рассказ о дуэли Онегина с Ленским? После визита основного инициатора дуэли Зарецкого, принесшего вызов от Ленского, Онегин тягостно размышляет:

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться, как зверь.

Он должен был обезоружить

Младое сердце. Но теперь

Уж поздно: время улетело...

К тому ж, — он мыслит — в это дело

Вмешался старый дуэлист...

Этого дуэлиста Пушкин назвал Зарецким. Следуя законам жанра, автор назвал его вымышленным именем: Заикин. В дальнейшем Заикин "рассказывает" самому Пушкину о подробностях дуэли.

Иванов вводит новых действующих лиц, например Холмского: чтобы отомстить отцу Ленского, с которым не нашел возможности рассчитаться при его жизни, он намеренно убивает Владимира под видом странно оформленной дуэли. Ситуация начинает напоминать читателю рассказ Пушкина (то есть "Белкина") "Выстрел", главное действующее лицо которого — Сильвио — выглядит прототипом Холмского.

Онегин, как бы реально существующий современник Пушкина, беседует о сочинениях поэта с книготорговцем. И для большей правдоподобности все это происходит на фоне исторических событий того времени, многие факты подтверждаются ссылками и сносками. Некоторые эпизоды романа происходят во время Отечественной войны 1812 года. И читатель узнает знакомые ему из истории образы Александра I, Наполеона и других действующих лиц.

Пушкинисты почти единодушно встретили роман осуждающими статьями. Не берусь спорить или соглашаться с ними: не обладая нужной для этого компетентностью, как могу судить о допустимости или недопустимости подобного литературного эксперимента с личностью и памятью великого поэта?

Разве только могу напомнить, что в русской литературе существует не менее тринадцати повестей о жизни Лермонтова. Именно это число назвал Петр Павленко, озаглавив свое произведение, основанное на мистификации — подложных записях французской поэтессы Оммер-де-Гелль, "Тринадцатой повестью" о поэте. (Кстати, эта повесть тоже была единодушно осуждена критикой.)

Для меня книга Иванова сразу же после шумных разговоров о ней приобрела острый интерес как для завзятого книголюба.

Но когда кинулся искать ее — то не нашел ни в книжных магазинах, где принимали книги от населения с торговой скидкой в 20%, ни в букинистических, которые, наряду с обычными книгами, покупали и продавали также редкие, антикварные. Книга исчезла. Да как!

Заниматься поисками ее в библиотеках города я не стал. Зачем? Ведь я взял, прочитал роман и вернул его еще до таинственного исчезновения со всех прилавков. Не идти же по стопам тех, которые пополняют свои личные собрания путем бессрочного заимствования из библиотек.

В чем же дело? Ее что — так надежно спрятали?

Когда я уже прекратил безнадежные поиски, случайно, просто по привычке зашел в маленький, полуподвальный книжный магазин в начале улицы Остоженки и взглянул на прилавок с книгами, купленными у населения. Нет, не скажу, что не поверил своим глазам: слишком уж врезались в память со дня первой встречи ее дородность и оранжевый переплет. Да, это она! Борис Иванов!

Скрыв от продавцов неприличный восторг, расплатился в кассе и тут же стал внимательно рассматри вать свою находку.

Цена 1 рубль 20 коп. До тогдашней денежной реформы. Удивительно: неужели ни один книголюб не нашел эту книгу здесь? Но вот и разгадка: штамп магазина от 17.01.73 года! То есть она поступила в продажу в тот же день, а быть может, и за час до того, как я ее увидел!

Так удачно закончилась на этот раз библиофильская охота! Первый научно-фантастический роман о Пушкине и по сей день можно отыскать только у завзятых библиофилов.

Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/9695/ (Наука и жизнь, ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СТАРОГО БИБЛИОФИЛА)


Файлы: p0064.png (765 Кб)
Статья написана 23 ноября 2021 г. 19:28

Мы знаем классику детектива, обсуждаем американских, английских, французских авторов, да и многих других. Но почти забыли наших, советских авторов, которые были популярны в своё время. Давайте вспомним некоторых из них.

Павел Шестаков – автор психологического детектива. https://fantlab.ru/autor23817

Сергей Высоцкий — автор детективов, по сценариям которого сняты неплохие фильмы. https://fantlab.ru/autor4632

Михаил Черненок — самобытный писатель, писавший в стиле Ж. Сименона, где больше реальности жизни и детективная основа https://fantlab.ru/autor14875


Статья написана 12 мая 2020 г. 14:52

Недавно на сайте была опубликована библиография Валентина Саввича Пикуля. Давно занимаясь поисками его публикаций, хочу для заинтересованных добавить некоторые сведения о статьях и очерках о его творчестве, которые не вошли в библиографии критиков и писателей. Сведения о этих публикациях переписал из одного источника, увы, точно указать уже не могу. Спасибо, тому, кто в своё время всё это собрал и опубликовал. И так вот, что нашёл перебирая старые бумаги.

1. Косицинский К. «На правом фланге» «Звезда», № 7, 1954, стр. 185-187

2. Афанасьев Д. «Роман о защитниках Заполярья» «На рубеже», № 1, 1955, стр. 147-149

3. Беляев В. «На море и на суше» «Знамя», № 11, 1955, стр. 182-185

4. Уксусова. И. «Океанский патруль» «Молодой Ленинград» сборник № 1, 1955, стр. 428-430

5. Мессер. Р. Д. «Пафос сознания истории» «Звезда», № 12, 1965, стр.196-204

6. Мессер. Р. Д. «Пафос первооткрывателя: о прозе В. Пикуля» в книге: Мессер. «Знакомые имена – новые встречи» (критические очерки), Л. 1969. Стр. 234-264

7. Степинский А. Д. «Против безответственности в освещении исторических фактов» журнал «Советский архив» № 6 1969, стр. 125-126

8. Чехановцев М. «Война и дипломатия» «Звезда» № 4, 1973, стр. 209-211

9. Пожидаева.   «Верный курс» «Звезда» № 7, 1974, стр. 211-212

10. Филатова А. И. «К вопросу многообразия форм исторического повествования» (романы-хроники В. Пикуля) «Фольклор и литература Урала», Пермь. Выпуск №3, 1976, стр. 99-119

11. Мавродин В. «Валентин Пикуль» ж. «Аврора» № 3, 1978, стр. 69-73

12. Казаков М. «О былом неизвестном» газета «Неделя» № 10, 16 апреля, 1978, стр. 18-19

13. Петровский Ю. «Писатель и история» к 50-летию В. Пикуля. «Звезда» №7, 1978, стр. 176-180

14. Гордин А. «Исторический роман или обработанный фольклор» Литературное обозрение №8, 1978, стр. 52-55

15. Герасимова Л. «История в романах» Литературное обозрение № 8, 1978, стр. 45-52

16. Осипов Ю. «Роман как история» Литературное обозрение № 8, 1978, стр. 45-52

17. Шагалов А. «Подтверждено победой» Знамя № 2, 1979, стр. 245-247

18. Козлов А. «Вижу историю в образах» Советская культура 20. 02. 1979, стр. 6

19. Оскоцкий «Воспитание историей» газ. Правда 8, 10, 1979

20. Андреева Л. «От факта к образу» Урал № 9, 1982, стр. 154-160

21. Хренков Д. Т. «Достоинства и просчёты»: День за днём: лирический дневник критика Л. 1984, стр. 171

22. Буганов В. И. «Два писателя об истории России второй XVIII века» Вопросы истории № 11, 1985, стр. 167-174

23. Урнов Д. М. «Были и небыли стародавнего времени: заметки о романе-хронике «Фаворит» Литературная газета 20. 05. 1985, стр. 5

24. Гулыга А. С. «Воспитание историей» Москва № 7, 1985, стр. 198-200

25. Беловинский Л. «Культура слова» Новый мир № 8, 1985, стр. 244-247

26. Юдин В. А. «Жанрово-стилевое своеобразие исторической прозы: романы В. Пикуля» в книге «Жанрово-стилевые проблемы советской литературы: Межвузовский сборник (научный трактат), Калининград, 1986, стр. 73-93

27. Роман о мужестве русских моряков: обзор писем читателей Молодая гвардия, № 2, 1986, стр. 278-283

28. Соловьёв О. Ф. «По поводу выступления В. Буганова в ж-ле «Вопросы истории» Нева, № 5, 1986, стр. 205-207

29. «Обсуждаем роман В. Пикуля «Фаворит» : Литературное обозрение № 7, 1986, стр. 38-46

А. Марченко «Театр исторических действий»

В. Оскоцкий «… блудно вступил в мерзкое прелюбодеяние»

А. Казинцев «Путь на пользу»

30. Каменев С. «Ощутить дыхание истории. Заметки о новом романе В. Пикуля «Крейсера» Советский воин № 16, 1986, стр. 30-31

31. Журавлев С. «Чувство Родины: о творчестве В. Пикуля» Наш современник № 3, 1986, стр. 135-147

32. Луначарская И. «Все остальные … басурмане» (Полемика с С. Журавлевым об исторической прозе В. Пикуля) Вопросы литературы, № 3, 1987, стр. 224-229

Как видите последняя запись датирована 1987 годом. Конечно были и более поздние публикации.

Пусть сохраниться, может кому и понадобится.


Статья написана 2 мая 2020 г. 23:57

День Победы, это не только воспоминание о битвах и сражениях с немецкими захватчиками. Это воспоминание и о наших родителях, которые погибли ещё за долго до того, как началась Вторая мировая. Просто сейчас смотрел советский фильм "Слушайте нас на той стороне".

Я понимаю, что год выпуска фильма, да и сам фильм "звучит" сейчас как советская агитка. Но, я "советское дитя". И мне больше приятно смотреть НАШИ советские фильмы, чем современное российское. Можете ругать, Ваше право.

А теперь о фильме. Благодаря Интернету мне удалось посмотреть массу фильмов. Как наших, так и зарубежных. О других, буду писать позже. А об этом..

Вы только всмотритесь в актёров:

Всеволод Сафронов, мало того, что прекрасный актёр, так ещё и дочь воспитал достойною.

А дальше и Михаил Ульянов, ведь надо было подчеркнуть, что Жуков, тоже участвовал в событиях на Халкин-Голе. А ведь, для нас образ Жукова и Ульянова, очень схож. Вспомните сериал "Освобождение".

И дальше:

Эльза Леждей, наша замечательная из троицы "Следствие ведут знатоки". Да и другие актёры узнаваемы:

Виктор Павлов. От Гайдаевского киносборника до изумительно сыгранного бандита в сериале "Адъютант его превосходительства"

Геннадий Юхтин. О сколько он сыграл рорлей в фильмах, ко торые мы смотрели. Как не вспомнить этого актёра с его незабываемой личночность.

Да и других просто забывать нельзя.

А вот сюжет фильма напомнил мне ещё одно произведение, уже о годах Отечественной войны.


Файлы: 360 (5).webp (30 Кб)



  Подписка

Количество подписчиков: 11

⇑ Наверх