Все отзывы посетителя Molekulo
Отзывы (всего: 149 шт.)
Рейтинг отзыва
Molekulo, 9 января 16:25
Пифия: Я бы предложила тебе присесть, но ты все равно откажешься. И не беспокойся по поводу вазы.
Нео: Какой вазы?
Пифия: Этой вазы.
Нео: Извините.
Пифия: Я же сказала: не беспокойся. Один из моих ребят починит её.
Нео: Как вы узнали?
Пифия: Больше интересно другое. Разбил бы ты вазу, если б я не сказала?
Многие и многие авторы с древних времен в серьезных и не очень жанрах рассуждали о детерминизме и свободе воли. Но если для философии или науки выбор одного из этих вариантов и обоснование этого выбора являются логичным (ведь этим и должна заниматься философия), то в художественных произведениях натягивание наукообразной совы на художественный глобус выглядит чаще всего неприглядно.
Тед Чан в повести «История твоей жизни» рассказывает о контакте землян с инопланетянами, которые воспринимают время как одно из равнозначных измерений и потому не знакомы с концепцией причины и следствия. Для них все будущие события известны так же, как и прошлые. Но, как будто этого мало, главная героиня повести, изучив их язык, сама постигает высшую мудрость и начинает видеть то, что будет.
Сама идея, что владение чужим языком приводит к постижению чужого мировоззрения, мне нравится, но ее физическое обоснование в данном конкретном случае сильно хромает. Автор демонстрирует «судьбу» на примере преломления света: свет всегда минимизирует время прохождения своего пути, а значит, он заранее «знает», как ему двигаться. Даже не затрагивая сложные материи современной физики, я могу привести аналогичный пример: тяготение тоже можно рассматривать не в терминах причины и следствия. Можно заявить, что тела, притягиваясь друг к другу, движутся к определенной точке, потому что «знают» будущее и «видят», что их встреча произойдет именно там.
Возвращаясь в мир людей, скептически замечу, что владение концепцией детерминизма, а также вера в судьбу или предопределение никаким автоматическим способом не влияют на способность видеть это самое предопределенное будущее. Поэтому книга понравилась сильно меньше, чем могла бы.
Molekulo, 25 декабря 2024 г. 13:44
Небольшой рассказ Шекли о том, на что бывает способен тихий обыватель из мира всеобщего благоденствия.
Неопределенное будущее. Работа теперь — удел избранных, самых мотивированных и квалифицированных людей. Остальным — еда, жилье и развлечения даром. И на закуску огромное количество самоубийств.
Главный герой — максимально обычный человек, изнывающий от скуки. По совету друга он отправляется на приключение и показывает, чего он стоит. Рассказ немного напоминает «Профессию» Азимова, но это все, что можно сказать без спойлеров.
Рассказ очень короткий и больше интересен идеями, чем продуманностью, да и концовка показалась чуть скомканной. Но на чтение надо минут 10 не больше, поэтому рекомендую.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель «Кто мыслит абстрактно?»
Molekulo, 1 ноября 2024 г. 15:56
«Кто мыслит абстрактно?» — коротенькая (минут на 10) статья Гегеля с рассуждениями о том, кто же всё-таки мыслит более абстрактно: простой или просвещённый человек. По большей части это не философское произведение, а сатира на, так сказать, высшее общество. В статье показан довольно наглядный пример различия мышления: в убийце, которого ведут на казнь, толпа видит убийцу (т.е. абстракцию), а интеллектуалы — трудное детство, протест против общества и т.п. Ну и кто тут более способен мыслить абстрактно?
На удивление статья написана очень простым языком, в ней нет ни слова о диалектике, логике или философии духа. При этом, в издании, в котором я читал эту работу, текст статьи сопровождался послесловием советского автора размером с саму статью, который это всё (а также, разумеется, Маркса) туда добавил. По-моему, вышло не менее иронично, чем изначальный посыл.
Molekulo, 25 октября 2024 г. 15:48
Я не люблю большинство произведений про гениев. А особенно про гениальных детей-вундеркиндов. То ли просто завидую, то ли авторам обычно не очень удаются подобные персонажи. Именно поэтому первая книга из цикла про Артемиса Фаула ирландского писателя Йона Колфера мне не зашла.
Главный герой, молодой человек 12 лет по имени Артемис Фаул — гений, миллионер (или миллиардер) и не филантроп, а кто-то вроде социопата. И вдобавок после пропажи своего отца и начавшегося сумасшествия матери он стал главой семьи и лидером преступного клана. Узнав о существовании живущего под землёй волшебного народа (так в книге называют эльфов, гномов, спрайтов и прочих сказочных существ, а под землю они сбежали из-за деятельности человечества), Артемис решил, что для восстановления могущества и богатства своей семьи стоит позаимствовать у волшебного народа золото.
Признаюсь, читать про волшебный народец сильно интереснее, чем про главного героя. Сказочные существа вышли наоборот более реальными, чем Артемис и его слуга Дворецки: капитан подземной полиции Элфи Малой — первая женщина-офицер всё время находится под прессингом, ведь она первая и оттого требования к ней повышены, её начальник Джулиус Крут — эталонный полицейский командир — все время орёт на подчинённых и обещает спустить с них три шкуры, но при этом готов ради их спасения на всё; кентавр Жеребкинс — технический специалист, гений и немного самовлюбленный параноик. Т.е. получились настоящие живые люди (хоть и эльфы), гениальность же Артемиса скучна, как и непобедимость Дворецки.
Нашему вундеркинду удаётся любой сверхсложный план: он добывает тайную книгу и расшифровывает её язык, разбирается как работают сложнейшие устройства и переделывает их. Его слуга аналогичен в боевых искусствах: он побеждает всегда и всех. Возможно, детям нравится, но мне, как взрослому, больше интересно другое развитие сюжета.
Из хорошего отмечу лёгкость чтения, хороший язык и очень большое число весьма говорящих имён. Стоит отдать должное переводчикам, на русском языке они звучат очень органично.
Я бы не назвал книгу плохой, но сильной тоже не назову. Прочитать один раз вполне можно, но знакомиться с другими романами серии желания нет.
Роджер Желязны «Роза для Екклезиаста»
Molekulo, 6 сентября 2024 г. 12:13
Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,- всё суета!
Для начала замечу, что не считаю «Екклесиаст» какой-то особо мрачной книгой. Скорее напротив, ее автор отмечает, что мир далёк от совершенства, и всё, что люди делают — это неважно, но ты соблюдай заповеди, надейся на Бога, трудись, люби свою семью и наслаждайся жизнью.
Теперь к Желязны. В этом небольшом произведении герой так же сталкивается с судьбой и несовершенством вселенной, но бросает ей (судьбе) вызов и даже побеждает. Хотя при всём том подвиге, который он совершил, сам он остаётся несчастным. Что еще стоит отметить, спасение цивилизации совершается без стрельбы, взрывов и прочего Голливуда, всё делается силой слова и одной драки (хотя я бы на месте автора её убрал).
Написана повесть очень красивым стилем и изобилует колоссальным количеством отсылок к другим произведениям, хотя большую часть я не понял, об английской и в целом англоязычной поэзии я знаю не так много. Но даже и без отсылок получилось очень душевно и мелодично, если такой эпитет вообще применим к тексту. А философские рассуждения о предназначении и судьбе вместе с полемикой с «Екклесиастом» еще больше украшают книгу. Рекомендую.
Molekulo, 28 августа 2024 г. 15:49
Если сжать всю книгу в одно-два предложения, то суть учения Эпиктета сводится к тому, что зло и добро зависят лишь от свободы воли человека, а все, что вне ее, должно быть совершенно неважным. С одной стороны такой подход выглядит максимально достойно: человеку должно не заботиться ни о славе, ни о богатстве, ни о здоровье, ни о чем ином мирском. Он не должен бояться ни болезней, ни тиранов, ни пыток, ни самой смерти. Казалось бы, это крайне близко христианству, но продолжаем читать и понимаем, что его жизненные принципы сводятся к максимальному индивидуализму вплоть до субъективизма (не в том смысле, что мир не существует вне нашего разума, а в том, что вне нашего разума мир не важен).
Для начала встречаем советы личностного роста вроде «Если прелюбодей увёл у тебя жену, то не парься и будь счастлив». С этим можно с одной стороны согласиться, если жену уже увели, то можно или париться и быть несчастным, или не париться и быть счастливым. Второй вариант выглядит предпочтительнее. С другой — человек дела (тм) постарается все-таки сохранить свою семью, а еще более благоразумный попробует даже не допустить такого, хотя с точки зрения стоицизма уйти или не уйти зависит от жены, а тебя вообще волновать не должно. Но это все мелочи, дальше мы доходим до фрагмента, который я лучше точно процитирую:
«Какое зло в том, если, целуя дитя, пришептывать: «Завтра ты умрешь», так же другу: «Завтра или ты уедешь или я, и мы больше не свидимся»? – Но это зловещие слова. – Да ведь некоторые заклинания тоже, но оттого что они приносят пользу, я не обращаю на это внимания, лишь бы это приносило пользу. А ты зловещими называешь слова иные, чем обозначающие какое-то зло? Зловещее – малодушие, зловещее – неблагородство, сокрушение, печаль, бесстыдство. Вот эти слова зловещие. Однако ж и их не следует бояться произносить, ради того чтобы уберечь себя от обозначаемых ими вещей. А ты, у меня, зловещим называешь слово, обозначающее такую-то природную вещь? Называй зловещим и то, что сжаты колосья. Это ведь обозначает гибель колосьев. Но не мироздания. Называй зловещим и то, что опадают листья, и то, что смоква превращается в винную ягоду, виноград в изюм. Ведь все это изменения прежнего в иное. Не гибель, но некий установленный распорядок и управление. Вот что означает отъезд, то есть это – изменение незначительное. Вот что означает смерть, то есть изменение более значительное – из существующего сейчас не в несуществующее, но в несуществующее сейчас. – Так, значит, я больше не буду существовать? – Ты не будешь существовать, но будет существовать что-то другое, что сейчас нужно мирозданию. Ведь и ты родился не тогда, когда ты захотел, но когда это нужно было мирозданию.»
По-моему, такое мировоззрение — это уже перебор и весьма далеко от моего понимания блага. Достойно переносить все тяготы жизни и не переживать из-за них — это здорово, тут я согласен, но быть богатым и здоровым, находить себе прекрасных друзей и семью, да и просто жить и радоваться жизни, на мой взгляд, ещё лучше, хотя это и не связано напрямую со свободой воли. С тем, что не стоит переживать из-за тех, кто тебе дорог, я категорически не согласен.
Из забавного: если в «Беседах» заменить Зевса и богов на Бога, то большая часть тезисов будет неотличима от христианских. Вообще Эпиктет пишет про богов так, будто это условный Паладайн и прочие добрые боги из DnD, что весьма далеко от классической греческой мифологии. Можно предположить, что он считал мифы сказками: в одной из бесед он, например, спрашивает собеседника, уверен ли тот в том, что Гомер правдиво описал «Илиаду» и «Одиссею». Но тогда не очень понятно, почему он в таком случае регулярно на них ссылается, аргументируя свою позицию.
Несмотря на то, что я далеко не во всем согласен с Эпиктетом, я весьма рекомендую его прочитать. Его мысли очень достойны, а образ жизни внушает максимальное уважение.
PS. Еще стоит отметить замечательную присказку «Рабское ты существо!», которой Эпиктет одаривает людей, ведущих далекий от стоицизма образ жизни. Можно взять на заметку и регулярно пользоваться.
Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»
Molekulo, 9 августа 2024 г. 14:57
Представьте себе старую добрую Англию времён Наполеоновских войн, но только в мире с работающей магией. Или, если точнее, с работавшей, потому что на момент событий книги магия вот уже пару веков не функционирует, а английские общества магии занимаются изучением истории магии, но ни в коем случае не практическим волшебством, потому что это ненаучно и даже как-то неприлично. Но тут в одном из таких обществ объявляется молодой человек, решивший, что во всей стране должен быть хотя бы один волшебник. И всё завертелось...
На протяжении немаленькой книги читатель узнает о том, как два джентльмена возрождают английскую магию (частично основанную на английском фольклоре), чем бывают опасны договоры с эльфами и путешествия в волшебную страну, а также какое влияние оказал на развитие магии и Англию в целом Король-Ворон.
Кстати, о Короле-Вороне. Произведение изобилует огромным числом примечаний, описывающих термины, персонажей, книги и события из мира романа, как будто все происходящее там реально (почти как «Сильмариллион»). И написано это так качественно, что я даже вышел в интернет с вопросом о Короле-Вороне, но оказалось, что его мифологический прообраз весьма далёк от книжного персонажа.
Стоит особо отметить прекрасную атмосферу книги, которая во много получилась благодаря тому, как автор подражает языку английских писателей 19 века. Выглядит максимально аутентично. Кажется, это одна из лучших прочитанных мной за последнее время художественных книг.
Сергей Лукьяненко «Мальчик и тьма»
Molekulo, 12 июля 2024 г. 14:27
Неплохое подростковое произведение с взрослением главного героя, преодолением трудностей, дружбой и всем требуемым списком. И вроде все здесь ничего за исключением пары недостатков.
Не первый раз в книгах Лукьяненко борются Свет и Тьма. Именно такие архетипичные с большой буквы со своими агентами и сторонниками. Что не мешает ни самим силам, ни их пособникам не иметь никакой определяющей философии в своих действиях.
Свет — это не абсолютное добро или любовь, например. Свет — это не орден паладинов, не идеальных, но защищающих мир от того, что хуже. Свет — это вообще не пойми что. Как и Тьма. Эмиссар Света, например, предлагает для всеобщей мобилизации совершить провокацию и разбомбить свой город. Проскальзывает интересная мысль, что раньше Свет пытался делать все добром, но так получается эффективнее. И все, дальше главный герой не взрослеет от осознания такого поведения, а остается в подростковых метаниях.
Можно было бы завернуть подобное в интересную мысль про то, что раз обе эти силы такие, то они ничем не лучше одна другой (хотя по книге выходит, что другая все-таки хуже.). Можно было бы позаимствовать идеи Макиавелли и свести рассуждения к тому, что мир не идеален, поэтому условные «хорошие парни» тоже не ангелы, хотя и на правильной стороне. Но автор, на мой взгляд, эту тему слил, я так и не понял в чем суть. Впрочем, справедливости ради, философия в подростковых книгах чаще всего отсутствует за ненадобностью.
И совсем непонятно, зачем автор вставил в книгу секс главного героя (ему 14 лет, между прочим) со взрослой женщиной, у которой есть муж и дочка чуть помладше героя. Женщина, конечно, говорила ему, мол, ты позже поймешь. Но, кажется, не понял ни герой, ни читатель.
Molekulo, 28 июня 2024 г. 16:15
В чаще (или роще, переводчики не договорились) найдено тело мужчины. Читателю предлагается ознакомиться с показаниями свидетелей, предполагаемых убийц, жены убитого и даже со словами самой жертвы (тут на помощь приходит спиритизм). Все показания противоречат друг другу, и на этом рассказ заканчивается.
Тут нет ни гениального сыщика, ни расставленных автором зацепок, чтобы читатель сам догадался, что происходит. Просто 7 разных историй об одном событии. Лично мне произведение больше не понравилось, чем понравилось. За исключением идеи и пары-тройки колоритных подробностей японского мира я не увидел ничего стоящего: ни психологической глубины, ни особого сюжета, ни интересных персонажей.
Но прочитать для ознакомления с классикой вполне можно, благо делается это минут за 20.
Сергей Лукьяненко «Лорд с планеты Земля»
Molekulo, 21 июня 2024 г. 11:59
Время написания трилогии отложило очень заметный отпечаток на это произведение. Первая книга так вообще выглядит чем-то средним между попаданчеством и эскапизмом: умный, сильный и смелый главный герой, бывший военный, а теперь районный криминальный авторитет, отправляется из мрачной Алма-Аты времен развала Союза спасать принцессу с другой планеты. Верные друзья и настоящая любовь (тм) прилагаются.
И тем не менее именно первая книга для меня и была наиболее интересной. В ней была идеальная динамика повествования, простой сюжет и простые и понятные герои (и злодеи). Но чем дальше, тем больше автор делал уклон к социально-философским рассуждениям, а в космоопере это не так просто, вот и здесь, на мой взгляд, не получилось. Если разгадка тайны Сеятелей еще удалась (хотя и была читаемой заранее), то чуждая инопланетная цивилизация мне показалась сомнительно прописанной, а концепт Бога в этом произведении вышел совсем унылым.
Из однозначно хорошего отмечу интересную игру со временем (особенно мне зашли темпоральные гранаты) и то, что концовка наконец-то не повторяет изъезженный штамп Лукьяненко: выбор между сверхспособностями и обычной жизнью.
Главное разочарование — эта трилогия — максимально классическая (читай, шаблонная) космоопера. Читается легко и непринужденно, но оставляет не самое приятное послевкусие: зачем я это читал, что узнал, непонятно.
Дуглас Адамс «Лосось сомнений»
Molekulo, 22 мая 2024 г. 19:37
Идея публиковать настолько не законченное произведение мне кажется очень странной. Я могу понять публикацию отрывков из «Мертвых душ», могу понять дописанное другим автором «Колесо Времени». Но «Лосось сомнений» выглядит настолько сырым, что, на мой взгляд, его стоило еще «доготовить». Пока же эта книга выглядит как несколько историй, начало и конец которых утеряны. Вероятно, такое интересно читать только очень преданным фанатам Адамса, остальные разочаруются.
PS. Не стоит путать роман с одноименным сборником автора, он носит более законченный характер.
Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»
Molekulo, 23 апреля 2024 г. 17:11
Наконец-то прочитал это знаменитое произведение.
Понятно, почему книга так популярна у детей: она хорошо написана (вне зависимости от перевода), ее интересно читать. Понятно, почему книга так популярна у взрослых: история избранного, который страдал, страдал, да и получил огромную награду — это классика, см., например, сказку про Золушку. А если избранность дается с рождения и без каких-то заслуг со стороны персонажа, то читать такое еще приятнее. Вдруг ко мне тоже прилетит сова и позовет в волшебный мир, где я буду великим человеком?
В романе очень грамотно чередуются фрагменты активности и отдыха. Роулинг постоянно держит читателя в напряжении, но не больше положенного, регулярно давая ему отдохнуть. Благодаря этому нехитрому в общем-то приёму читатель максимально заинтересован узнать, что там дальше, и при этом защищен от излишнего нервного напряжения.
А вот с отношением приемных родителей и Гарри автор, на мой взгляд, переборщила. Конечно, в реальной жизни встречается и не такое, но это все-таки сказка, а не социальная драма. С другой стороны дети наверняка воспримут это нормально, они еще не очень знакомы с утрированием.
Несмотря на то, что, как я уже сказал, Гарри Поттер — мальчик, который стал избранным просто так, нельзя не отметить, что по ходу сюжета он растет и развивается. Поттер осваивает новые навыки и умения, заводит настоящих друзей и уже полностью заслуженно спасает мир.
Про магию в книге сказать, пожалуй, нечего. Для любителей есть «Гарри Поттер и методы рационального мышления», а я же считаю, что волшебной сказке совершенно не обязательно иметь полностью продуманный рациональный мир. В конце концов это для жанра явно не главное.
Теренс Хэнбери Уайт «Король Былого и Грядущего»
Molekulo, 2 апреля 2024 г. 17:15
Так вышло, что первой и пока единственной прочитанной мной книгой про короля Артура стала тетралогия «Король былого и грядущего» Уайта Теренса.
Это очень необычная трактовка истории легендарного короля, начинающаяся с детства Артура и затрагивающая самую разную тематику: от приключений, волшебства и становления и взросления героя до желания изменить мир в лучшую сторону и продвинуть цивилизацию, поиска Бога и решения проблем дружбы, предательства и измен.
Первая книга максимально детская, а дальше суровость сеттинга растет с каждой следующей частью. Впрочем, признаюсь, первая книга как раз понравилась мне больше остальных. Люблю хорошие добрые сказки о том, как герой растет, познает тайны мира и понимает, что с большой силой (и короной) приходит большая ответственность. Истории о любви и предательстве, о долге и свободе, о войне и пацифизме встречаются столь часто, что уже набили оскомину. Или я просто не согласен с позицией Теренса по некоторым вопросам.
Джейсон Шрейер «Кровь, пот и пиксели: Обратная сторона индустрии видеоигр»
Molekulo, 28 февраля 2024 г. 17:24
«Кровь, пот и пиксели» — книга о том, как создаются игры, а точнее о том, что ни одна выдающаяся игра не обходится без срыва сроков, массовых и регулярных переработок, неукладывания в бюджет и прочих организационных неприятностей.
Шрейер пытается разобраться, почему так происходит, но, по-моему, выходит у него так себе. Единственная, на мой взгляд, ценная мысль заключается в том, что игры — продукт творческий, и оценить сроки такой работы весьма сложно. С другой стороны, непонятно, чем условная сортировка массива в ПО для бизнеса или промышленной автоматизации отличается от сортировки в игре, и почему не менее творческое создание фильмов не испытывают подобных организационных трудностей.
Чем книга по-настоящему интересна, так это обилием интервью от целых 10 команд, работавших над такими знаменитыми играми как «Stardew Valley», «Diablo III», «Ведьмак 3» и другими. Каждая команда рассказывает, с какими трудностями столкнулась, и как игра была на волоске от провала.
Рекомендую почитать, чтобы погрузиться в прекрасный мир геймдева и понять, что гораздо приятнее находиться со стороны игроков, а не разработчиков.
Виктор Голявкин «Удивительные дети»
Molekulo, 15 февраля 2024 г. 19:07
Сборник «Удивительные дети» Виктора Голявкина мне посоветовали после прочтения «Наших с Вовкой разговоров». Оба сборника очень полновесно пересекаются общими рассказами, так что читать было быстрее, чем первый.
Но есть здесь и «новинки», особенно выделяется повесть «Ты приходи к нам, приходи» про мальчика, уехавшего летом на дачу, подружившегося с пацаном из местного пионерлагеря и пережившего немало приключений. Что интересно, современный взрослый читатель от некоторых из этих подвигов будет в некотором шоке. Например, главный герой, не предупредив маму, отправился с новыми друзьями в лесной поход с ночевкой. А через некоторое время совершил увлекательную поездку в кузове грузовика.
Не рекомендую настолько игнорировать своих детей, а сборник понравился, советую.
Вячеслав Назаров «Силайское яблоко»
Molekulo, 11 января 2024 г. 20:16
«Силайское яблоко» — сатирическая повесть о том, как абсолютная власть испортила совершенно обычного и неплохого в общем человека.
Текст изобилует шутками юмора, по-моему, их даже перебор. В конце концов, если шутить в каждом абзаце, то или читателю будет очень смешно (логично, да), или он устанет от их количества. Я устал.
По поводу идеи повести выскажусь косвенно и попробую обойтись без спойлеров. Мысль о методе или технологии, как диктатура смогла привести планету ко всеобщему процветанию, мне показалась очень надуманной и фантастической в плохом смысле. Увы.
В целом произведение среднее, если не ждать особо глубоких мыслей или метафор, то вполне сгодится, но только на один раз.
Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»
Molekulo, 8 декабря 2023 г. 16:26
«Остров сокровищ» — идеальная приключенческая книга из старых времен.
Бывают настолько хорошие произведения, что даже сложно в них выделить что-то конкретное.
Берем героев. Они все очень хорошо прописаны, их мотивация не вызывает вопросов, все поступки понятны, за «наших» болеешь, а для их противников желаешь всевозможных трудностей. Каждый из основных героев качественно проработан, обладает своим характером и мировоззрением.
Очевидно, это было бы не так просто, если бы не великолепный язык как автора, так и переводчиков.
Сюжет — это классические приключения с пиратами, перестрелками, хитрыми планами и, конечно, благополучным завершением.
Однозначно рекомендую вне зависимости от того, читали ли вы раньше.
Кирилл Еськов «Наш ответ Фукуяме»
Molekulo, 10 ноября 2023 г. 15:54
«Любая достаточно развитая технология неотличима от магии»
Артур Кларк
Про «Конец истории...» Фрэнсиса Фукуямы я слышал многократно, эту работу не пинал только ленивый. Про «Наш ответ Фукуяме» Кирилла Еськова, который тоже пнул знаменитого Фукуяму, я знал меньше, но вот наконец добрался и до этой книги.
В начале чтение было забавным, чему способствует обилие хохм и язык эссе. Автор лихо проезжается по всем любителям (и профессионалам) делать прогнозы и вполне логично утверждает, что адекватно прогнозировать что-либо глобальное невозможно.
Но дальше он начинает строить прогнозы сам и добавляет в качестве этапа развития человечества магию (по авторскому определению это способ непосредственно воздействовать при помощи информационных объектов на объекты вещественные). А потом оказывается, что в мире действуют некие высшие силы, а часть исторических событий человечество «переиграло» на лучшую концовку.
В общем, это очень специфичное произведение, а я довольно скептически отношусь как к прогнозам автора, так и к его теориям.
Том Стоппард «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»
Molekulo, 13 октября 2023 г. 17:59
Подбрасываемая монетка падает орлом 92 раза подряд. Возможно, но не очень-то вероятно.
Именно эта игра в орлянку с самого начала задает тон всей пьесе. По отдельности любое событие, произошедшее в ней, в принципе возможно, но вместе они превращаются в совершенный абсурд.
Герои начинают с того, что не знают, где они находятся, постоянно путают, кто из них кто, встречают странную труппу бродячих актеров и получают задание короля и королевы Дании пошпионить за принцем Гамлетом. Дальше они наконец-то попадают на свое место в «Гамлет» в качестве самих себя. Впрочем, странности на этом не заканчиваются.
А в конце Розенкранц и Гильденстерн оказываются второстепенными персонажами пьесы. И умирают, как и было сказано в названии, и как и случилось в первоисточнике. Сопровождается это действо на редкость дивными диалогами, которые очень трудно с чем-то сравнить, лучше прочитайте сами. Собственно, из-за диалогов и стоит читать эту пьесу.
Станислав Лем «Одиссей из Итаки»
Molekulo, 18 сентября 2023 г. 21:10
Это художественное произведение необычно тем, что оно не художественное. Это рецензия Лема на несуществующую книгу, герой которой, Гомер М.Одиссей, занимается ни много ни мало поиском гениев среди человечества. Он утверждает, что существует три вида гениев.
Гении 3 класса — гении обыкновенные, которым порой достается слава, почет и прочие прижизненные награды. Гениям 2 класса приходится хуже, при жизни их не жалуют, но вот после смерти они зачастую попадают в учебники и энциклопедии. А вот гении 1 класса слишком далеки от основной линии развития человечества, поэтому об их существовании никто никогда не узнает. Спустя несколько лет поисков Гомер М.Одиссей приходит к выводу, что единственный ныне существующий гений 1 класса — это он сам. А почему так случилось, можно узнать из текста произведения, оно весьма короткое.
Мне понравился подход, выбранный автором, чтобы не потерять идею, а донести ее до читателя. Но все-таки хотелось бы большей художественной выразительности, их тексту не хватает.
Олег Дивов «Лучший экипаж Солнечной»
Molekulo, 16 августа 2023 г. 20:28
Эта книга начинается как порно-фанфик и на всем своем протяжении держит, так сказать, марку. Для девяностых, наверное, это было необычно и вызывающе, сейчас же смотрится уныло.
Абсолютно все герои книги поехавшие. Так-то оно немудрено для военных космонавтов, постоянно находящихся в замкнутом пространстве с такими же поехавшими. Да и ядерная катастрофа и последующее восстановление Земли тоже не сильно добавляют культуры. Тем не менее, мне кажется, что психических расстройств здесь перебор.
Несмотря на далекое будущее и сильно изменившийся мир в романе все персонажи обладают невероятно утрированным, прямо-таки клюквенным национальным колоритом, о чем регулярно сообщают друг другу. Ну, вы знаете, эти русские, им только дай бутылку водки и начинай выслушивать загадочную русскую душу.
Сам мир романа мне показался не очень продуманным, а, скорее, выполняющим роль декораций. Ни наука и техника, ни социальная и экономическая жизнь постапокалиптической Земли не выглядят правдоподобными. А вот сам сюжет вполне ничего, за исключением концовки и линии с пришельцами.
PS. Приятное замечание — ругательства и вообще слова на русском переданы zamechatelno. Прямо навеяло классическим moloko plus.
Райан Норт «Как изобрести всё. Создай цивилизацию с нуля»
Molekulo, 4 июля 2023 г. 17:09
Прекрасная книга о том, как, собственно, выполнить то, что написано на обложке.
Сколько знаний и технологий нужно, чтобы испечь хлеб, выковать металл или получить лекарства? Не сейчас, в эпоху развитой цивилизации, а тогда, когда люди делали первые шаги в этом направлении. Эта книга как раз об этом.
Здесь описано и сельское хозяйство, и металлургия, и химия, и многое другое. Рассказано об изобретениях, их истории и возможности воспроизведения подробно и с потенциальной применимостью на практике. Недостатком обзора является то, что автор явно не проверял все свои советы. Если подходить серьезно и действительно хотеть создать цивилизацию, то вся книга требует проверки. Не то чтобы там была какая-то ложная информация, просто для реального повторения техники и технологий ее, скорее всего, недостаточно.
Что касается стиля текста, то он очень легкий и изрядно сдобрен юмором. Книга вообще написана не как справочник, а как инструкция по выживанию для путешественников во времени, попавших в аварию в прошлом. Хотя мне все же показалось, что петросянства многовато, я бы сократил его количество раза в два.
В общем, в качестве краткого обзора достижений цивилизации более чем достойный материал. После прочтения хочется запустить у себя дома электростанцию или домну. Рекомендую.
Molekulo, 21 июня 2023 г. 18:00
Вместо обзора на «Экзегезу» Филипа Дика (книга называется в честь раздела богословия, толкующего библейские и другие религиозные тексты) я приведу небольшой пример типичного текста оттуда:
"«Иисус Христос» — это кодовое имя для рациональной филогенетической сверх-личности, которую можно призвать только через страдания и смерть онтогенетического иррационального «я». Последнее должно быть доведено до смерти через серию ритуальных испытаний и — это важно — стимулов для анамнезиса, которые растормаживают первую.
Тогда «Йалдабаоф» — это тоже символ проекции старого изначального иррационального «я», которое считает, что оно единственный Бог. Но есть и тот, о ком оно не подозревает, некто разумный, перехитривший его, вошедший в сознание (спроецированное или символизируемое словами «тюремный мир»). Между ними происходит великая психологическая диалектическая битва, в которой вторгшийся благодаря своей высшей мудрости (рациональности и разумности) побеждает. (Если все пойдет как надо). Грех старого «я» — это античный термин, свидетельствующий о его неполноценном состоянии, которое описывает Кальвин: его безумие (слепота). Его закупорка.
Слом «астрального детерминизма» или «сжигание кармы» указывает, что я здесь на верном пути. Они (эти термины) указывают на детерминистскую судьбу закосневшего исходного «я», зловещего я: разложение, ригидность, духовная и даже физическая смерть. Исходное «я» исчезает. Не будучи замененным, человек быстро поймет, что собой представляет: свою природу, в которую вторгается новое «я». Должно произойти новое творение ex nihilo [из ничего]. Первичное «я» должно быть уничтожено живым (дышащим) «устройством судного дня» — новым «я», которое, хотя и новое, парадоксальным образом очень старое. (Гораздо старше первичного «я»).»
Если вам кажется, что здесь есть Божественное Откровение или Глубокая Философия, вам понравится эта книга. Если нет — не понравится. Мне не понравилось.
Станислав Лем «Возвращение со звёзд»
Molekulo, 16 июня 2023 г. 18:36
Роман Станислава Лема «Возвращение со звёзд» ставит важный вопрос: является ли насилие столь важным элементом культуры человека, что без него люди перестают быть собой. А потом автор выкидывает эту тему на помойку и переходит к «бытовухе». Но обо всем по порядку.
На Землю возвращается космическая экспедиция, летавшая с околосветовой скоростью. Для членов экспедиции прошло всего 10 лет, а для землян — 100. Земное общество кардинально изменилось: обязательной стала бетризация — медицинская процедура, вызывающая отвращение к убийствам и агрессии. Появились новые виды транспорта, новые технологии, совсем другими стали общественные и личные отношения. Главный герой — космонавт из экспедиции — пытается разобраться, как ему жить дальше.
На этом фундаменте можно было построить множество разных историй. Можно было создать утопию, показывающую насколько новые люди совершеннее старых, а новый мир лучше. Можно напротив написать антиутопию, рассказывающую, что люди теперь что биороботы, а с агрессией пропало желание рисковать, мужество и сила. Можно вообще превратить все происходящее в фантасмагорию и постмодерн, чтобы вместе с героем ничего не понимал еще и читатель. Вместо всего этого у Лема получился пшик.
Все поставленные темы пасуют перед метаниями и терзаниями героя. Видимо, полет не прошел бесследно для его психики. Он страдает из-за того, что космос и жертвы во имя науки теперь никому не нужны (а нужны ли на самом деле?), страдает, что люди теперь живут не так как должно, а уж его отношения с женщинами — это вообще нечто. Как будто руководствуясь знаменитой фразой Иллидана («Я не видел женщин уже 10000 лет») он бросается на первую попавшуюся даму, ему сносит крышу, словно, несмотря на тысячелетнее воздержание, ему лет 16, не больше. Я не врач, но думаю, что зря герой сбежал от встретившей его после путешествия службы. Подлечиться бы не помешало.
И поскольку знакомимся с новым миром мы через призму восприятия героя, получается не очень. Не понравился мне этот роман, в общем. У Лема есть много книг сильно выше уровнем.
Molekulo, 2 июня 2023 г. 11:25
«Одиссея» мне показалась намного интереснее «Илиады». Это более «камерное» произведение, но обладающее всеми необходимыми элементами.
Во-первых, это герои. В отличие от «Илиады» их тут раз, два и обчёлся. Из-за этого они показаны полноценно, а не парой штрихов. Это Одиссей, возвращающийся домой после 20 лет отсутствия, его сын Телемах, ищущий отца, и, конечно, их помощница Афина в образе друга Одиссея Ментора (отсюда это имя стало нарицательным). У каждого из них (как, впрочем, и у второстепенных персонажей) полноценно прописан характер. Не всегда герои однозначные, например, Одиссей одновременно верный жене, мудрый и рассудительный, но и жестокий, и хвастливый. Вполне живой и интересный человек.
Во-вторых, сюжет. Примерно половину истории занимают путешествия и приключения Одиссея, а другую половину — злоключения его сына и супруги. Помимо обыденно земных деяний много времени уделено сказочно-мифологическим мотивам. Многократно встречается божественная волшебная помощь (и вред, вообще говоря, тоже), но действует всегда сам герой.
И, наконец, «Одиссея» — это полноценная история. Несмотря на то, что события в поэме не полностью расположены в хронологическом порядке, она формирует целостную сюжетную историю.
В общем, рекомендую однозначно.
Molekulo, 19 мая 2023 г. 17:00
В отличие от одного лирического героя список кораблей я прочел до конца, а вместе с ним и всю «Илиаду». Читается поэма непросто, особенно поначалу, но спустя некоторое время к стилю привыкаешь.
Помимо известного гекзаметра с точки зрения языка поэма интересна и другими аспектами. Например, когда посланника просят передать некий текст, автор сначала полностью проговаривает этот текст от лица автора послания, а потом посланник слово в слово передаёт то же самое адресату.
«Илиада» описывает историю Троянской войны не с начала и не до конца, что выглядит довольно необычно. Сейчас так точно не пишут, разве что сериалы с извечным to be continued.
В поэме настолько много героев, что обычные люди в ней совершенно игнорируются. Если противоборства известных героев — одно из основных средств наполнить текст, то безымянных врагов действующие лица косят пачками.
Боги действуют также. Они, например, насылают болезнь на войско за проступок царя. Что интересно, никого это не смущает, никто не считает несправедливым наказание непричастных. Такая вот античная философия жизни.
Вообще греческие боги максимально подобны обычным людям, только обладающим бессмертием и могуществом. Все свойства характера у них совершенно человеческие, им присущи обиды, раздражение, гнев и т.п. У героев аналогично.
Боги совместно с людьми участвуют в сражениях и вместе демонстрируют свои навыки, порой попадая в забавные для меня ситуации. Иногда оружие, пущенное могучей рукой, пробивает медные доспехи насквозь, а иногда застревает в каком-нибудь кожаном ремне. Так сказать, наглядная разница в уровнях оружия, брони и персонажей.
У каждого действующего лица помимо имени (а иногда и нескольких) есть интересные прозвища, например, Аякс могучий, Ахиллес быстроногий, Одиссей хитроумный. Но что меня каждый раз смешит, самый могучий троянский герой Гектор регулярно именуется шлемоблещущим. У него что, не было других достоинств?
Помимо сюжета «Илиада» может быть интересна описаниями быта древней Греции. Тут и оружие, и пища, и обычаи, и мифология, и многое другое. Но стоит учесть, что Гомер жил спустя несколько веков после описываемых событий, поэтому точность его знаний соответствующая.
Р. Скотт Бэккер «Князь пустоты»
Molekulo, 29 марта 2023 г. 16:38
Я мало видел более мрачных и неприятных книг, чем «Князь пустоты» Скотта Бэккера.
Сложно применять к этой трилогии категории добра и зла, но моральные качества отсутствуют здесь у всех, злы даже боги. Из-за этого сложно кому-либо сочувствовать и сопереживать, все действующие лица кажутся какими-то сволочами.
Количество половых сношений всех со всеми во все, кхм, направления превышает все разумные пределы. В совокуплениях принимают участие мужчины, женщины, другие расы и местные демоны в любых комбинациях. Даже пыток в книге меньше!
Сюжет с одной стороны многоплановый, с другой — по сути он рассказывает только о пути главного героя Келлхуса к абсолютной власти и могуществу. Остальные линии играют меньшую роль в повествовании, но не менее интересны. А вот Келлхус, кстати, непобедим. И, несмотря на то, что причина его колоссальных физических и умственных способностей подробно расписана и выглядит довольно логичной и правдоподобной для этого мира, читать интереснее не становится. За все три книги было от силы два человека, кто хоть как-то мог ему противостоять, и то самого главного из них автор уныло слил в концовке.
Внешняя часть сюжета почти один в один повторяет историю первого крестового похода. И, что обидно, обилие натуралистичных описаний не спасает от ошибок с точки зрения естественности происходящего. В ходе местной священной войны действуют армии численностью в несколько сотен тысяч человек. Хотя вопрос поиска пропитания для войск упоминается в повествовании, все равно не очень понятно, как и чем кормятся такие оравы.
Добавлю традиционное замечание для большого количества фэнтези. В этом мире есть сильная действующая магия, а колдуны порой участвуют в битвах. Тем не менее, тактика ведения войн полностью напоминает средневековую. Да, колдуны встречаются намного реже простых людей, от их заклинаний есть обереги. Но неужели ни один полководец не задумывался, что идти плотным строем щитов на врага, который может без проблем разить тысячи молниями и огненными шарами — это плохая идея. Почему в этом мире не случилось революции в тактике, непонятно совершенно.
Еще одна неприятность. Текст книги изобилует непроизносимыми словами, буквально гибридами Кетцалькоатлей и Ашшурбанапалов. Кажется, автор даже не читал вслух свои имена и названия.
Трилогия оставила сложное впечатление. Читается легко, но качества текста среднее. Мрачности много, но это в конце концов темное фэнтези, было бы странно ожидать бабочек и единорогов на радуге. Плохую оценку книге не поставишь, но и хорошую тоже не хочется.
Рафаэль Сабатини «Одиссея капитана Блада»
Molekulo, 17 февраля 2023 г. 17:47
Блад — идеальный романтический герой, на стороне которого в приключениях находятся как его невероятные качества (он умен, красив, силён, смел, решителен и благороден), так и максимально прокачанная удача. Я позволю себе дерзость и скажу, что главный герой — это основной недостаток романа.
Все остальное получилось очень хорошо. Присутствует морская романтика, сюжет и приключения интересны, читаются на одном дыхании, а в романтической линии герой демонстрирует потрясающую наивность (видимо, для контраста с остальными своими качествами).
Что мне хочется отметить особо, так это регулярно проскальзывающие в тексте замечания о прогрессивности Англии и злобности остальных держав, в особенности Испании. Британия (а также цивилизация и прогресс, что почти синонимы) превыше всего. Неудачные и несправедливые правители Империи временны, Британия же вечна.
Клиффорд Саймак «Почти как люди»
Molekulo, 3 февраля 2023 г. 18:05
Существует почти бесконечное множество произведений, описывающих инопланетное вторжение на Землю. Как правило, используя взрывы и бластеры. Или с помощью некоего химического или биологического оружия. Иногда инопланетяне воздействуют на разум. А роман «Почти как люди» Клиффорда Саймака — это история о том, как пришельцы пытаются Землю скупить.
Главный герой Паркер Грейвс работает научным журналистом в газете своего родного города, когда замечает вокруг себя череду непонятным образом связанных событий: он находит у себя под дверью капкан, сбегающий (!) после неудачного покушения, после до него доходят слухи о неблагоприятной экономической обстановке в городе, и наконец его самого выселяют из квартиры.
Текст романа вышел очень хорошим, автор постарался на славу: повествование построено по всем канонам и до последнего держит в напряжении. Роман наполнен красивыми описаниями, в которых действуют герои с фирменным юмором и регулярным пристрастием к крепким спиртным напиткам.
Герои очень убедительны: когда читаешь, веришь, что перед тобой действительно журналисты провинциальной газеты, молодой увлеченный ученый, американский сенатор, дедушка со странным хобби, говорящий пёс или инопланетный торговец с нечеловеческой моралью и логикой.
Я до определенного момента в книге надеялся, что герою удастся найти юридическую или политическую лазейку, или он сможет вывести инопланетных «риэлторов» на чистую воду, но вариант решения, описанный в книге получился идеально Саймаковским, если так можно выразиться. По терминологии настольных и компьютерных ролевых игр я ожидал высоких баллов у героя по интеллекту, а Саймак поставил на мудрость. И победил, роман вышел шикарным, однозначно рекомендую.
Molekulo, 20 января 2023 г. 20:57
Роман «Боги богов» Андрея Рубанова в моем представлении — это подражание Стругацким с учетом качества местного человеческого «материала».
Вор галактического масштаба Жилец и бывший пилот высочайшего класса, а ныне угонщик кораблей Марат бегут из тюрьмы на фантастическую Золотую планету, где природа максимально благосклонна к человеку, вся пища сладкая, а секс дарит небывалое удовольствие. По прилету они обнаруживают аборигенов уровня каменного века и, назначив себя богами, начинают играть, так сказать в «Цивилизацию» в реальном масштабе и в режиме реального времени.
Самая, на мой взгляд, интересная идея в романе — это рассказ о том, как Марат постепенно отходит от идей прогрессорства и вживается в роль тирана и бога, но при этом пытается сохранить чистоту совести. Но при этом читать произведение интереснее как простой и тупой боевик с приключениями. Ни социальная, ни психологическая части романа, ни даже отношения (хотя, казалось бы, что может быть проще и банальнее отношений) мне не зашли. Не верится в их правдоподобие.
Да и ничего сверхпривлекательного в описании Золотой планеты я не нашел. Ну серьезно, сбежать из благополучного экономически и технологически развитого мира ради сладости? Разве что постфактум эту притягательность можно объяснить наличием там феромонов и прочей химией. А особым желанием создать свою цивилизацию герои до путешествия тоже вроде не обладали.
Герои вышли колоритные, но не вызывающие симпатий. Не могу я сопереживать ни Марату, катящемуся по наклонной, ни закоренелому преступнику Жильцу. Кстати, почему его называют вором, если он совершил кучу других преступлений?
В целом произведение не понравилось, после прочтения возникло ощущение, что в тексте нет смысла. Не в плане бессвязности слов, предложений или сюжета целиком. А непонятно, зачем это все, что автор хотел сказать, а читатель прочитать? И концовка вышла очень смазанная.
Тэд Уильямс «Явившийся в пламени»
Molekulo, 18 ноября 2022 г. 18:21
В повести переплетены две небезынтересные истории: история несчастной любви, верности и предательства и поиск ответов на вечный вопрос, есть ли жизнь после смерти.
Один из основных действующих персонажей — опальный дворянин, потерявший любимых, пытается узнать, какую судьбу встретили они по ту сторону, и что ждет его, сможет ли он вновь снова встретиться с ними и быть счастливым. Он не останавливается ни перед чем: начинает с достаточно вольной трактовки учения местной церкви и поиска всех возможных знаний на эту тему, а заканчивает тем, что с помощью пленной колдуньи вызывает дух местного эльфа и задает ему свой вопрос. Тут автор, на мой взгляд, выбрал единственно верный вариант развития событий, любой другой смотрелся бы гораздо хуже и разрушил бы всю атмосферу произведения.
А что это за ответ, я не скажу, чтобы никого не лишить удовольствия от самостоятельного прочтения. Общего с основным циклом у повести довольно мало, можно спокойно читать оба произведения независимо друг от друга.
Тэд Уильямс «Память, Скорбь и Шип»
Molekulo, 26 октября 2022 г. 17:47
Максимально классическое фэнтези с волшебными артефактами, героем «рабоче-крестьянского» происхождения, который по мере событий растет и кует свой характер, верными друзьями, эльфами (хоть и называются они тут по-другому) и могущественным темным противником, который, конечно же, потерпит поражение на последних страницах.
В подражании классике и использовании известных уже много лет штампов нет ничего плохого, но не когда они используются как основа сюжетных интриг. Далее спойлеры, читать на свой страх и риск.
Главный герой Саймон — кухонный мальчик, сирота и сын рыбака. А в прошлом этого мира был король-рыбак. Ну я даже не знаю, на что этот намек. Саймон водил дружбу с принцессой, на какое-то время судьба их развела, а потом снова свелf вместе. Чем же это может закончиться?
По-настоящему интересные повороты, впрочем, были. Далеко не сразу читатель узнает, что великий герой прошлого славный король Джон Престер на самом деле был человеком весьма сомнительных личных качеств. Но король и полководец при этом был хороший.
Начиная с какого-то момента появилась мега-интрига: что же совершил легендарный герой и сир Камарис, так страдающий из-за своего темного прошлого? Я ожидал как минимум геноцида, но реальность оказалась скромнее. Ладно он один может быть в ужасе от совершенного из-за своей высокой морали, но другие-то что? Почему так подавлен священник после исповеди, неужели он никогда не слышал ничего подобного?
Было еще несколько неожиданных сюжетных поворотов масштабом поменьше, но я воспринял их довольно равнодушно.
И стоит отметить, что местами повествование очень затянуто. Герои идут к цели на протяжении нескольких сотен страниц, а финальная битва растянулась едва ли не четверть последней книги. Читатель уже прекрасно знает, что будет дальше, а автор все равно максимально дотошно расписывает, кто что подумал, прочувствовал или сказал и на сколько шагов сдвинулся с места.
Написано при этом хорошо, многие приключения, персонажи и события интересны, но назвать данное произведение выдающимся я не могу.
Филип Дик «Три стигмата Палмера Элдрича»
Molekulo, 14 октября 2022 г. 18:26
Думаю, написать такое без веществ было сложно. Хотя не факт, что с веществами просто. Да и читать нелегко (без веществ, если что).
Внешняя сторона сюжета такова. В будущем на Земле произошло глобальное потепление, находиться на улице без защитных костюмов или устройств невозможно. ООН практикует создание колоний и рассылает повестки будущим колонистам. Условия жизни в колониях еще хуже, из-за чего люди там пристращаются к наркотику и специальным наборам кукол, позволяющим окунуться в очень качественную галлюцинацию. После возвращения в реальность люди чувствуют себя еще более несчастными и стремятся получить новую дозу. Это нелегально, но ООН подобное игнорирует (частично из-за денег, частично из-за понимания того, что это единственное, что скрашивает жизнь колонистам). И тут-то на сцене появляется Палмер Элдрич с новым, еще более сильным веществом, позволяющим не просто предаваться грезам, а создавать свои миры.
Иронично, что противостоять Палмеру принимается владелец конкурирующей компании. Изначально это воспринимается просто как борьба с конкурентом, но потом противостояние выходит на экзистенциальный уровень, а персонажи вместе с автором рассуждают о вечности, Боге, религии, свободе и сознании. А все происходящее сопровождается некоторым количеством психодела.
Самую малость с «Тремя стигматами...» перекликается «Начало» Нолана. В «Начале» главный герой пытался определить, проснулся ли он наконец или находится внутри сна с неизвестным уровнем вложенности. А тут то же самое происходит в еще более страшном наркотическом трипе.
Сергей Лукьяненко «Тринадцатый город»
Molekulo, 26 сентября 2022 г. 19:40
Весьма интересная вещь раннего Лукьяненко. В довольно небольшую повесть автор вместил тоталитарную антиутопию, постапокалипсис, прогрессорство, несколько действующих лиц, поиск истины, противостояние разума и чувств, отношения, боевик и потрясающую неожиданную концовку. Вышло все вместе очень здорово.
Конечно, все элементы повествования сделаны скорее набросками, а не во всей полноте. В устройстве мира и логике происходящего нетрудно заметить изъяны и недомолвки. Но я сделал скидку на размер произведения и на то, что автор тогда был еще совсем начинающим писателем.
И это, на мой взгляд, сильно контрастирует со многими поздними книгами Лукьяненко с более продуманными мирами и написанными более совершенным языком, но с одним и тем же главным героем, кочующим из романа в роман. «Тринадцатый город» я советую прочитать хотя бы потому, что его герои — не Мери Сью и не простой мужик-избранный.
Molekulo, 23 сентября 2022 г. 17:48
Эта книга больше похожа на исторические хроники или длинный-длинный рассказ о своей биографии у камина, а не на художественное произведение. Кажется, в тексте вообще нет описаний, мыслей и действий персонажей. Только диалоги и рассказы Клавдия о чужих или своих поступках. Язык очень сухой, а длине абзацев может позавидовать даже Достоевский. В предисловии было написано, что это специальное подражание стилю самого Клавдия, но мне не кажется, что получилось хорошо.
Еще одной бедой книги являются бесчисленные анахронизмы. Армия Древнего Рима состоит из полков под командованием полковников и лейтенантов. Цезарь недавно покорил французов, сам Клавдий родился в Лионе, а германские варвары вооружены ассагаями (Почему ассагай? Почему нельзя было просто назвать это оружие копьем, зачем эта чужеродность?). Конечно, написано это давно, еще до популяризации в массовой культуре легионов, центурионов и галлов, да и автор честно признается, что это сознательное решение. Но насколько лучше вышло бы погружение в эпоху с аутентичными названиями. Все-таки Цезарь писал записки о галльской, а не французской войне.
Сюжет состоит из сплошных скандалов, интриг и расследований, кто кого убил и с кем спал. Это, конечно, ожидаемо для верхушки античного государства в период нестабильности, но мне не хватило обычной бытовой жизни самой Империи. Автор затронул только небольшой круг элитариев, с которыми так или иначе жизнь свела Клавдия. И кроме того я не уверен, что это все исторически достоверно.
Думаю, что вторую часть цикла я читать не буду. Придется поискать какую-нибудь другую книгу для погружения в атмосферу Древнего Рима.
Владимир Ульянов «Империализм как высшая стадия капитализма»
Molekulo, 19 сентября 2022 г. 20:06
На мой взгляд, довольно противоречивая работа.
С одной стороны написаны вроде бы очевидно верные вещи. Монополии — это зло и неэффективность, колониализм — отвратительно, капитализм несправедлив, а сильные наживаются на слабых (как страны, так и корпорации). Описано, как появляются монополии, растет финансовый капитал и увеличивается роль банков в экономике. Это уже не простые менялы и кредиторы как раньше, а огромные корпорации, от чьего желания зависят и промышленники, и правительства. Интересно, что многие из описанных Лениным корпораций сохранились и благополучно дожили до сегодняшнего дня. Мы встречаем в тексте компании «Сименс», «Генеральное общество» («Société Générale») и «Немецкий банк» («Deutsche Bank»). Забавно, что в те времена было принято переводить названия.
Автор рассматривает новый колониализм и то, как великие державы делят мир и эксплуатируют менее развитые страны. Мимолетом отмечена отсталость России, которая является державой второго эшелона, сама зависит от мировых лидеров, но при этом доминирует над странами поменьше.
И, естественно, стоит отметить огромное количество использованных источников и приведенных статистических материалов. Все как и положено в хорошей научной работе.
Но в этой работе очень много идеологии и пропаганды. Ленин постоянно обвиняет своих политических противников в оппортунизме, социал-шовинизме и прочих прегрешениях. Это, конечно, вполне легальные марксистские термины, но выглядит как борьба с политическими оппонентами и навешивание ярлыков. Дальше идут утверждения без доказательств, что всевозможные мелкие лавочники как и пролетарии страдают под гнетом финансового капитала и олигархов (приветствую критику от мелких лавочников).
Не обошлось без застоя и загнивания капитализма и его обвинения в паразитизме. Если с застоем технического развития при монополизме можно согласиться (хотя в 20 веке технический прогресс шел с огромной скоростью и в странах Запада), то в чем заключается загнивание мне до сих пор непонятно. Также я не понял, чем принципиально как с моральной, так и с экономической стороны жизнь на доходы с капитала (тот самый паразитизм) отличается от жизни помещика или простого рабочего, кладущего заработанные деньги в сберкассу и получающего проценты.
Очень смешно читать жалобы на царскую цензуру, не дающую публиковать тексты, призывающие к смене существующего строя, из-за чего приходится использовать Эзопов язык. Я, пожалуй, даже комментировать это не буду.
И главное, спустя 100 лет видно, что прогнозы не очень-то сбылись. Про уровень жизни населения можно подискутировать, но, на мой взгляд, он как минимум не хуже, чем при других формациях. Социалистические монополии и планы не оказались эффективнее капиталистических. Да и список великих держав сейчас разительно отличается от периода Первой мировой.
Агата Кристи «Убийство в «Восточном экспрессе»
Molekulo, 23 августа 2022 г. 17:41
Увы, я никогда не узнаю, смог бы я разгадать это дело на основе улик, доступных Эркюлю Пуаро, поскольку несколько лет назад смотрел одноименный фильм 1974 года и уже в курсе, в чем тут дело.
Этот роман, как мне кажется, идеально подходит для экранизации или переноса на сцену театра: здесь всего одно место действия, небольшое количество персонажей, а сам текст почти полностью состоит из диалогов.
Детективная история весьма интересная, все как положено: убитый не прост, а все встреченные герои, кроме участвующих в расследовании, находятся под подозрением. Впрочем, несмотря на то, что роман однозначно хорош, что-то меня в нем не зацепило. То ли он показался слишком камерным, то ли потому что как преступление, так и его расследование выглядят слишком неправдоподобно и вычурно.
Molekulo, 28 июня 2022 г. 17:13
В 2011 году на пустыре в Берлине приходит в себя Адольф Гитлер. Он потихоньку осваивается в новом мире, где его либо не узнают, либо принимают за чересчур вжившегося в роль актера. Со временем ему удается получить свою сатирическую передачу и стать звездой YouTube. Вот только фюрер планирует снова возглавить Германию и привести немецкий народ к успеху в том виде, в котором он его понимает. И не сказать что шансов на это мало: часть коллег уже приветствует его римским салютом, а празднование получения премии заканчивается скандированием «Зиг хайль«! Пока в шутку.
Я мало знаком с творчеством Гитлера, поэтому не могу сказать, насколько тщательно проработано сходство его речей и мыслей в романе с оригиналом, но внешне выглядит весьма похоже. И очень часто юмор в книге строится на контрасте между тем, что Гитлер вкладывает в свои слова, и тем, как их воспринимают слушатели. В отличие от своих собеседников Гитлер всегда серьезен.
Политическая борьба, интриги и связанные с этим шутки, на мой взгляд, автору весьма удались. Но стоит заметить, что в этом отношении книга написана в первую очередь для немцев, иностранный обыватель вряд ли знает все тонкости современной немецкой политики.
Хотя в основном, конечно, секрет успеха бывшего руководителя Германии сработает в любой точке Земли. Возьмите немного популизма и простых решений, скажите, что лидер должен быть ответственен за всю страну, но при этом переложите большую часть вины на кого-то другого. Увы, но предложения избирателям ежедневно мотыжить свой участок и добиваться успеха таким образом не очень популярны.
Роберт Хайнлайн «Имею скафандр — готов путешествовать»
Molekulo, 23 июня 2022 г. 14:02
Хороший подростковый приключенческий роман, в котором, как и положено, главный герой вместе с соратниками стоически преодолевает все трудности и приходит к успеху. Такой книга остается до Плутона. Дальше повествование все дальше и дальше отдаляется от законов жанра.
Примерно с этого момента традиционная самостоятельная борьба и путь к победе сменились на путешествие по сценарным рельсам в качестве пассажира: тут нам помогает добрый пришелец, потом прибывает кавалерия, затем мы посещаем родной мир доброй цивилизации, а в конце попадаем на судебное заседание высокоразвитой межгалактической цивилизации, которая рассматривает дела опасных для сообщества цивилизаций рангом поменьше.
Суд — это какой-то цирк, хоть и без коней. Сначала судятся злобные инопланетяне, их цивилизацию приговаривают к переносу родной планеты из нашего пространства, причем звезду оставляют здесь. Как долго в таком случае сможет эта цивилизация выжить? Вопрос риторический. Дальше все тот суд рассматривает дело человечества на основе анализа четырех (!) представителей: первобытного человека, в дальнейшем оказавшегося побочной ветвью эволюции и потому не игравшего в заседании роли, римского легионера и двух ребят из современности. На резонное замечание главного героя, что идея об оценке целой цивилизации по трем случайным экземплярам выглядит полнейшим бредом, судья (состоящий между прочим из искусственного интеллекта и сотни живых экспертов) заявляет, что все нормально, а такой анализ вполне математически обоснован. Неужели так выглядит сверхразвитая могущественная цивилизация?
Единственное разумное объяснение этого действа у меня такое: Хайнлайн сначала подводит читателя к тому, что нормально судить агрессивную злобную цивилизацию по одному ее экипажу, а когда читатель это проглатывает, показывает ему, что с человечеством можно поступить абсолютно так же. Может, в этом и задумка? Впрочем, в этот раз людей ожидаемо оправдали.
А вот концовка мне понравилась — читателя снова спустили на Землю и отправили вместе с главным героем решать вполне посильные задачи. Если бы я мог указывать автору, на чем делать акцент, а на чем нет, я бы вообще убрал глобальные проблемы, оставив лишь преодоление трудностей и твердую научную фантастику. Идеи о модификации скафандра и героический побег по поверхности Луны от похитителей — это хорошо, а спасение цивилизации — хуже.
Теодор Старджон «Это был не сизигий»
Molekulo, 10 июня 2022 г. 18:38
Если совсем кратко и без спойлеров, то это психологическое произведение об идеальных отношениях, сверхъестественном в обыденном и влиянии разума на реальность в духе субъективного идеализма.
Рассказ в целом понравился, но оставил довольно грустное послевкусие, как это часто и бывает в произведениях, затрагивающих идеальные отношения. Интересно, насколько вообще чаще встречаются такие истории с плохим концом, чем с хорошим?
Molekulo, 29 апреля 2022 г. 20:53
Неплохой приключенческий и шпионский роман. Все как положено: перестрелки, боевые действия, смертельно опасные азартные игры и роковая любовь.
Но при этом никакой интересной социальной составляющей, которую часто упоминают, нет и в помине. Только приключения и крайне мало описаний, почему все это происходит. Непонятны ни общественное устройство сторон, сражающихся аж в галактической войне, ни их мотивация, ни мотивация героев.
Какая-то попытка объяснить, почему главный герой выбрал конкретную сторону в конфликте, все же дается, но столь легким мазком, что можно сказать, что этого и не было. Противники для героя отвратительны из-за того, что они чересчур полагаются на машины, а его сторона «находится на стороне жизни», плюс у них есть религия (которую, правда, толком не описали). Спрашивается, и что с того, разве это достаточно прописанная мотивация? Не лучше ли в таком случае было заменить причину выбора стороны на банальные деньги или «наши -хорошие парни, а те плохие»?
И очень расстроила концовка, в ходе которой умерли вообще все. С одной стороны понимаешь, что мировая война не сахар и отряд не очень удачливых наемников явно не самое безопасное место в галактике, с другой — а зачем тратить время на чтение о людях, которых спустя несколько страниц ждет довольно бесславный конец.
Возможно, я излишне строг, и вожделенная мной социальная сторона есть в других произведениях цикла, но читать-то их после первого не хочется, вот в чем дело.
Виктор Голявкин «Наши с Вовкой разговоры»
Molekulo, 22 апреля 2022 г. 16:14
Очень классная книга для детей младшего школьного возраста и взрослых, прямо как я люблю. Короткие и забавные детские рассказы, написанные с присущим детям юмором и такими же проблемами: то в школу не пускают, еще рано, то заболел, то с другом на все лето расстался. Именно таких сюжетов порой не хватает во взрослой жизни.
Жаль лишь, что книга очень короткая, в идеале хотелось бы чего-то сопоставимого по размеру с «Денискиными рассказами».
Клайв Стейплз Льюис «Письма Баламута»
Molekulo, 21 апреля 2022 г. 13:26
Книга интересна довольно необычным подходом к проповеди добродетелей. Повествование идет от лица врагов нравственности — бесов. Вместо нравоучений и разговоров о том, что такое хорошо и как должно делать добропорядочным людям, автор пишет о том, какие поступки и мысли радуют врагов рода человеческого, а какие наоборот печалят.
Написано очень приятным языком, интересно, без занудства и уныния, которые часто представляются при упоминании духовных книг. Напротив, автор всячески подчеркивает, что юмор, радость, счастье и удовольствие имеют божественную природу, а не наоборот. Льюис справедливо замечает, что человек — это и душа, и тело, поэтому было бы странным удивляться тому, что для человека важны оба «компонента». Так уж сложилось, что людям хочется и духовных высот, и вкусно покушать. Ничего греховного в этом нет.
Под искушениями темных сил и грехами часто понимают что-то большое и страшное с виду типа убийств, воровства и изнасилований. Автор же устами своих персонажей показывает, с каких дел, обычно даже не сильно осуждаемых, может начаться падение человека. Немного осудил знакомых, поругался с родными, продемонстрировал тщеславие и гордость там, где этого не заслуживал, а вместо настоящего смирения поставил во главу угла собственное мнение, а не истину. В книге есть еще очень много хороших примеров, иллюстрирующий этот тезис.
Думаю, что «Письма Баламута» полезно прочитать всем, а не только христианам. Отсюда можно почерпнуть много хороших мыслей, полезных любому стороннику общечеловеческих ценностей, морали и нравственности.
Фредрик Бакман «Что мой сын должен знать об устройстве этого мира»
Molekulo, 15 апреля 2022 г. 17:46
Название очень длинное, а вот сама книга читается буквально за час. Она является по сути переложением на бумагу блога, в котором молодой отец делится впечатлением от своего статуса и рассуждает обо всем, что с этим связано, начиная от подгузников и заканчивая смыслами жизни.
Чем-то это произведение перекликается с «Дзеном и искусством ухода за мотоциклом». В обоих случаях необычный автор описывает свою жизнь и мировоззрение. И в обоих случаях важным является наличие у автора сына.
В книге много непринужденного юмора и настоящей крепкой отцовской любви, да и вообще она неплоха, но меня в итоге так и не зацепила. Долго думал почему и, кажется, понял. Автор выглядит так, как будто не является по-настоящему сильной личностью, и я бы не хотел воспитывать своих детей его методами. Да и авторский быт меня не сильно радует.
Прочитать это как развлечение забавно, но никаких ценных практических советов я не нашел.
Фёдор Достоевский «Преступление и наказание»
Molekulo, 22 марта 2022 г. 16:48
Плохо помню, как читал эту книгу в старших классах, но сейчас было прямо-таки тяжело, это очень тяжелое произведение. Все еще не понимаю, как и зачем это преподают в школе.
Большая часть романа похожа на трансляцию «Пусть говорят» из 19 века, которую традиционно сопровождает трэш, угар и содомия. За очень редкими исключениями у персонажей либо почти невозможные условия существования, нищета, болезни и семейные неурядицы, либо едет крыша, либо все вместе.
Другая часть книги — это мысли не совсем психически здорового Раскольникова, у которого совмещены все пункты из предыдущего списка. А временами его рассуждения и вовсе переходят в настоящий поток сознания.
И только совсем небольшая часть произведения посвящена простому и понятному детективному сюжету.
Больше всего разочаровало то, что главный герой оказался по сути сумасшедшим. Ну какой он ницшеанец-самоучка, какие тут великие теории, какие страдания и искупления, если у него по сути с головой не все в порядке и большую часть времени он страдает именно от этого, а не от совершенного убийства. Нравственного перерождения и изменения Раскольникова тоже так и не случилось. Это, как сказал автор, совсем другая история. А жаль.
Владислав Крапивин «Портфель капитана Румба»
Molekulo, 10 марта 2022 г. 16:57
Хорошие детско-подростковые приключения. В комплекте поиски клада, походы по морям (с обилием морских терминов, которые, тем не менее, не мешают восприятию текста), острова с туземцами и все другие необходимые в приключенческой книге элементы. Все события достаточно мирные и происходят в хорошем смысле по-детски: злобные враги тонут, попадают под обстрел и при этом стабильно выживают и даже не получают каких-либо опасных для здоровья повреждений.
Все герои по-детски легки, никаких противоречивых и сложных характеров здесь нет. Но для легкой приключенческой книги это, на мой взгляд, как раз то, что надо.
А вот внезапное вкрапление сказки мне показалось лишним. Гномы, джинны, зачем все это? А с другой стороны немного волшебства в детстве никому еще не повредило.
Molekulo, 18 февраля 2022 г. 18:08
Необычная работа автора, я привык к его более жестким книгам, а тут подростковое приключенческое фэнтези. Хотя смерть в этом романе тоже встречается.
Антураж у Мьевиля как всегда на высоте, тут его фантазия разгулялась не меньше, чем в Нью-Кробюзоне. Мир Нон Лон Дона выглядит максимально странно, а населяют его не менее странные существа. Даже главный злодей книги весьма необычен — это разумный лондонский смог.
Основной сюжет несложен и даже затаскан: героиня попадает в необычный мир, существующий параллельно нашему и сражается там со злодеями. Она подбивает народ на борьбу и революцию, побеждает злодеев и узурпаторов и, ура, настает всеобщее счастье и благо! Правда, встречается один интересный ход: смена протагониста по ходу повествования и даже акцент на том, что она неизбранная.
Думаю, что книга неплоха для подростков, во взрослом возрасте читается средне. Это не совсем сказка, а подростковые приключения, поэтому особо глубоких мыслей в произведении нет.
Жозеф-Анри Рони-старший «Удивительное приключение Гертона Айронкестля»
Molekulo, 4 февраля 2022 г. 18:05
Произведение немного похоже на «Затерянный мир» Конана Дойла. Люди из привычного мира путешествуют в места, неизвестные человеку, и там с ними происходят удивительные приключения. На этом сходство заканчивается, потому что качество этого романа для меня сильно уступает «конкуренту».
Количество ненужных персонажей для такого небольшого произведения выходит за все разумные рамки, причем они настолько плоские и одинаковые, что становится совершенно невозможно отличить одного от другого и вычислить, кто чей сват, брат и кум.
Сам текст мне тоже не понравился. Если описания природы вполне на уровне, то действия и диалоги оставляют желать лучшего. Диалоги не позволяют различить персонажей, а сюжет и путешествия изобилуют роялями в кустах и не вызывают ни малейшей обеспокоенности за судьбы героев.
А еще это, наверное, первое прочитанное мной художественное произведение, содержащее расизм между делом. Автор описывает негров как каких-то недочеловеков: и ума у них почти нет, они на порядки глупее белого человека, и жестоки они как дикие племена в отличие от уже упомянутых белых, и хозяин им нужен, а без него они ничего не могут. Прочитав это, я без преувеличения не мог найти никаких слов. Тупо сидел над этими описаниями и думал: «Э-э-э, и это высокая европейская культура, вы серьезно?»
Жозеф-Анри Рони-старший «Борьба за огонь»
Molekulo, 1 февраля 2022 г. 15:51
Произведение о первобытных временах, когда люди в массе своей еще не умели добывать огонь, и его получение становилось самым настоящим событием. О том, как храбрый герой Нао вызвался спасти свое племя и добыть огонь, и повествует роман.
Так вышло, что этот герой является одним из самых больших недостатков книги. Во-первых, он только один является действующим лицом, в то время как даже его ближайшие помощники играют роль статистов. Во-вторых, сказано, что он и умнее, и добрее своих соплеменников, а причин, способствовавших этому, автор не приводит. И в-третьих, его боевым навыкам позавидует сам Чак Норрис: врагов он косит пачками, побеждает и животных, включая самых могучих, и людей, а сам получает едва ли пару царапин.
Впрочем, непобедимость Нао, скорее всего, нужна для обеспечения достаточного уровня экшена. Положительных персонажей убивать нельзя, а показать суровость эпохи надо, поэтому враги гибнут десятками. Читается это, увы, крайне скучно.
Вообще описания действий и диалогов, на мой взгляд, не удались, слишком они квадратно-гнездовые, если можно так выразиться. Диалоги чаще всего выглядят так: Нао говорит что-нибудь, а два его товарища восхищаются его умом и заявляют о своей преданности. О сражениях и боевых навыках героев я уже говорил.
А вот всевозможные описания быта, ландшафтов, растительного и животного мира выполнены на очень хорошем уровне. Стоит, конечно, учесть, что автор основывался на научных знаниях начала 20 века, а большая часть из них уже успела устареть.
Владимир Савченко «Открытие себя»
Molekulo, 20 января 2022 г. 16:57
Довольно философское произведение о том, что есть человек, о его усовершенствовании и об этике в науке. И, как и любая философия, вещь не бесспорная.
Что касается непосредственно текста, то здесь стоит отметить совершенно великолепные эпиграфы к каждой главе, написанные от лица инженера Козьмы Пруткова. Их бы накопить побольше да издать отдельной книгой, цены бы не было. Описания повседневной жизни и обычных людей с их слабостями и недостатками тоже довольно хороши. Особенно стоит выделить быт типичного советского НИИ, занимающегося больше освоением бюджетных средств и подковерными играми, чем наукой.
А вот дневник героя и другие наукообразные тексты написаны, на мой взгляд, ужасно, уж очень они непохожи ни на настоящие дневники, ни тем более на описания научных работ и открытий. Вообще при описании фантастических технологий лучше всего придерживаться минимализма, иначе слишком легко нарушить приостановку неверия у читателя.
И пара слов о философии об улучшении человека. Герои постоянно рассуждают об обывателях и мещанах, имея в виду каких-то явно недостойных людей. Мне этот подход напомнил сравнение с фашистами и фашизмом. Подразумевается, что это какое-то ужасное зло, но строго сформулировать критерии, чем отличаются фашисты от не-фашистов мало кто может. С мещанами и обывателями так же. Это какие-то приземленные люди, желающие для себя хорошей и обычной жизни и не желающие совершенствоваться до заоблачных высот. Или нет, как я уже сказал, критериев нет. Обыватель ли человек, хотящий побольше материальных благ, но при этом прекрасный знаток искусства и культуры? А тот, кто не хочет работать сверхурочно на благо человечества? А тот, кто выбирает такой жизненный путь, который обеспечит минимум страданий и борьбы? Как говорится, «пропорции условны, а границы размыты».
Напоследок замечу, что концовка либо слишком сильно принадлежит своему времени, либо я с автором по-разному оцениваю жизнь человека. Один из героев погиб в ходе эксперимента, но остальные твердым шагом идут в светлое будущее, чтобы вершить великие дела. Слава науке!