Все отзывы посетителя arrina
Отзывы (всего: 1 шт.)
Рейтинг отзыва
Ярослава Кузнецова, Анастасия Воскресенская «Голубка на щите»
arrina, 1 января 2011 г. 21:06
Ситуация с фантастикой у нас, как у блондинки в гардеробе – шкаф не закрывается, надеть нечего. И прямо не верится, когда находишь вдруг авторов, у которых всё в порядке и с сюжетом, и с языком, и с головой.
В общем-то, что может нас, искушенных читателей, привлечь? Либо яркая вспышка, неожиданная находка, новая идея, что в современной фантастике колоссальная редкость, ибо «все написано до нас». Либо мастерство автора – интригующий и непротиворечивый сюжет, объемные персонажи, хороший язык. А вот полюбить можно только живой мир, в котором несказанного куда больше, чем сказанного, и персонажи, оказавшись за рамкой авторского внимания, продолжают свою жизнь, а не лежат в пыльных ящиках до следующего выхода.
Таких книг очень, очень мало, и «Химеры» — одна из них.
Отличный авторский мир, нетривиальный, глубокий, опирающийся на миф в достаточной степени, чтобы вызывать определенные ассоциации, но не быть вторичным. Собственно, мы уже встречались с этим миром в виде классической средневековой фентези в романах «Золотая свирель» и «Чудовы луга». И в каждом из них авторы демонстрировали свое главное умение – нетривиальные ходы, постоянный разрыв фентезийного шаблона.
В «Химерах» изначально заложен рискованный шаг, который далеко не всем под силу – развитие мира во времени. И не просто развитие, а поразительное допущение: что будет, если в средневековый по своему складу мир придут современные технические возможности? С обратным ходом мы встречались тысячу раз, все помним бесконечные аннотации, типа: «Майор ВДВ против гильдии колдунов». Технически подкованный современный герой проваливается в средневековый мир. Древний колдун попадает в наше время. Масса поводов для находок и курьезов, и как же надоело…
И вот противоположное — мир, в котором феодальные войны перешли от конных атак к танковым, эскадрилья истребителей сражается с хтоническим чудовищем, а эльфы сидят за мониторами. И что самое прекрасное – в кадре романа не начало событий. Логичным кажется взять момент перелома хода истории: явление эльфов с волшебными компьютерными технологиями — само по себе неплохой сюжет. Ан нет, история совсем про другое. И история сложная, многоуровневая, заставляющая держать множество ниточек, пока из них плетется ткань книги.
Вообще, мир романа невероятно живописен, любая картинка прежде всего – именно картинка, любая сцена выстроена до мелочей, как будто подготовлена для иллюстрации (что, в общем-то, неудивительно).
Но для меня главная красота «Химер», конечно, в контрасте. Мирных дней и воспоминаний о недавней войне. Людей и не-людей (о, а чтобы кому-то хорошо удавались не-люди, это вообще такая редкость!). Техники и волшебства (именно волшебства как свойства мира, а не магии как умения). Человека-художника и эльфа-солдата. Эльфийской красоты и колючей проволоки, в конце-то концов (девочки хором рыдают).
В общем, подводя итог, мир в высшей степени убедительный, герои интересны, язык выше всяких похвал. Перечитываем, ждём продолжения!