Игорь Черный о второй книге романа "Внук Персея":
http://andrejchernecov.livejournal.com/
После смерти Персея резко обозначились противоречия между его сыновьями. Кто явно, кто тайно лелеет мечты единолично завладеть отцовским наследием. Плетутся коварные интриги, разобраться в которых, наверное, не смогли бы и боги. В эту липкую паутину угодил и сын хромого Алкея, Амфитрион. И вновь судьба предлагает ему два выхода из сложившейся ситуации. Какой выбрать?
Удивительно, как талантливые люди, вдохновясь несколькими страничками текста, умудряются делать из них пухлые тома. Вот, например, индиец Бхактиведанта Свами Прабхупада на основании небольшого отрывка из «Махабхараты» создал пухлый том «Бхагаватгита как она есть». А фантаст Г.Л.Олди из того же куска так и вообще трилогию «черный Баламут» отгрохал (или, вернее, отгрохали, потому как это один автор в двух лицах). Дочитав вторую книгу «Внука Персея», ловишь себя на мысли, что сюжет-то не нов и взят из знакомой с детства мифологии Древней Греции (откуда соавторы, несомненно, черпали вдохновение и при написании первых двух частей «античной трилогии»). Все это мы знаем и помним с детства. Но ведь от этого интерес к роману Олди не теряется. Парадокс.
Фантасты отчасти используют поэтику классицизма, когда автор брал известный мифологический или исторический сюжет, чтобы читатель/зритель, не отвлекаясь на хорошо знакомые ему перипетии судеб древних героев, внимал тем мыслям, которые хотел донести до него сочинитель. О чем же поведали нам Олди?
Второй том «Внука Персея» вышел более камерным, чем первая книга. Здесь конфликт сужен с глобального, затрагивающего судьбы страны и народа, до внутрисемейных разборок. Почти нет экскурсов в глубь мифологии и генеалогии и т.п. Основные фигуры были расставлены еще в начале партии, характеристики они получили. Сейчас пришла пора атак и контратак. Правда, появляются и дополнительные игроки, не менее интересные и колоритные, чем главные действующие лица. Чего стоит только парочка Атрей и Фиест. Или оборотень-чудовище Тевмесская лисица. Олди до того правдоподобно и психологически убедительно вылепили этот образ, что он по праву займет достойное место в их фантастическом бестиарии. Но это, конечно, все детали.
Главное же место в книге занимают проблемы разобщенности и выбора. Неладно что-то в семействе Персея Горгоноубийцы. С его кончиной, кажется, порвались узы, прочно связывавшие сыновей и внуков великого героя. Не стало общей цели, ради которой трудились Персеиды. Пришла праздность, относительный покой, а вместе с ними и сомнения, зависть, ложь. Практически то же наблюдалось в Греции и после смерти Александра Македонского, что в конечном итоге привело к кардинальному изменению карты мира. Олди закладывают под свой мир мину замедленного действия, которая взорвется позже. И даже не в романе «Герой должен быть один», события которого отстоят от «Внука Персея» не на много лет, а в «Одиссее, сыне Лаэрта». Измельчание, оскудение, а затем и почти поголовное истребление тех, в ком текла хоть капля божественной крови.
Понятно, что в таком раскладе, когда брат идет на брата, а дядя на племянника, выбор делать очень сложно. Тем более если в конце каждого из двух предложенных тебе путей находится тупик. Но Амфитриону не привыкать бороться с трудностями. Рано возмужавший, рано помудревший, он становится достойным преемником славы великого деда. Жизненные невзгоды не сгибают героя, а только придают твердости духу, закаляя его. При всем при том жизнь Амфитриона довольно обыденна. В ней мало чудесного (если не считать эпизода с лисой-оборотнем). Скитания, лишения, беды и редкие радости. Но читать об этот не менее любопытно, чем о сражениях народов и битвах с чудищами. Потому как становятся понятными и характеры его сыновей Ификла и Алкида, которые появятся в «Герое...», и то, что, в принципе, большинство из великих героев Эллады были обычными людьми со своими «пунктиками», бедами и радостями. Так проникновенно написать о Древней Греции и ее людях удается далеко не каждому автору. Олди, думается, это удалось.
Понятное дело, отметим удачно выбранную манеру повествования, позволяющую наиболее адекватно отразить изображаемый мир. Язык романа сочен и насыщен всевозможными средствами художественной выразительности. Иногда, правда, соавторы явно перебарщивают, впадая в этакий себе «куртуазный маньеризм», помещая на одной странице два, а то и три подряд развернутых сравнения-описания с древнегреческой подкладкой.
В целом дилогия получила достойное завершение и, несомненно, удалась. Хотя закрадывается сомнение, что это последняя часть античного цикла Олди. Ведь в истории Древней Греции осталось еще столько неиспользованных соавторами страниц.
Полностью в "Мире Фантастики"