Небольшая вводная:
1) Спойлеры, много их.
2) Теоретизирование, много его.
3) С вероятностью в 95% этот диалог имел место не только в моей голове.
4) Комментарии приветствуются.
***
ГШ: Что в Джокере, который я вчера посмотрел-таки, было действительно хорошо на все сто — так это музыка, как раз такая, как я люблю (вложение: Starlight Singers — That's Life.mp3)
ПБ: А в остальном как фильм?
ГШ: Ну, у него огромный потенциал, но все-таки ту же самую историю я бы на месте режиссёра рассказал несколько иначе. По меркам современного кино этот фильм достаточно крут, но пару болтов подтянуть бы — и было бы вот прямо совсем хорошо. Старый Де Ниро в роли саркастичного телеведущего вроде ничего особо и не делает в кадре, но дико хорош и всецело органичен. Хоакин выкладывается по полной. Остальные — статисты, но вот там есть как минимум одна сюжетная линия, которую при более удачном касте и лёгких поправках в сценарии можно было бы выкатить на одном уровне с главными двумя персонажами.И что ещё мне дико в фильме понравилось — то, что его действие происходит в 70-е — 80-е. То есть, никаких набивших оскомину гаджетов и айфонов.
ПБ: В общем, ты клюнул на эту удочку.
ГШ: Если бы я клюнул на эту удочку, я бы ничего в этом фильме не хотел изменить, я бы его просто употребил и сказал бы, что было нажористо, побольше бы такого.
ПБ: И после твоих правок он бы стал лучше? Чем?
ГШ: Придётся весь фильм подробно разбирать. Ладно. Достаём методичку Кэмпбелла и шпарим.
ГШ: Сначала разберём фильм в том виде, в каком он попал на экраны, попутно отметим слабые и сильные стороны, сделаем кое-какие пометки. Потом уже предложим правки.
Сначала по героям.
Главный герой (далее — ГГ для удобства) — тот, кто больше всего изменился: это Артур, потому что он превратился в Джокера.
Наставник даёт советы и снабжает оружием для будущих побед. Это толстый клоун, сослуживец Артура. Он дарит ГГ пистолет — после того, как ГГ избила шпана, потому что на улицах стало неспокойно. Артур отнекивается: "Мне нельзя, я же пью таблетки". Если бы он сам всегда имел доступ к огнестрелу, это бы не сработало. Ситуация с тем, что толстый клоун даёт парню, которого все считают немножко двинутым, ствол (и сам парень овечкой блеет — "не, не надо, я же псих") абсолютно бессмысленная, но она укладывается во взаимоотношения наставника и героя, поэтому работает.
Союзники помогают понять особый мир. У нас фильм-нуар, так что союзники почти все со знаком минус: приёмная мать Артура, богач Томас Уэйн, телеведущий Мюррей. Истинный союзник — Карлик, он смирился со своей позицией ненужного человека и нормально относится к ГГ.
Вестник — отдельно его может и не быть; это тот, кто обозначает проблему. Отчасти все это делают,но более всего это делают пьяные яппи, что дубасят Артура в метро; да и все, кто его в силу особенностей отторгает; в какой-то степени Артур сам себе вестник.
Оборотень: их тут целых четыре (фильм-нуар!). Мать — оказалась приёмной, использовала Артура, чтобы шантажировать Уэйна; положила его жизнь на алтарь собственной обсессии. Телеведущий Мюррей — Артур мечтал, что, когда попадёт на его шоу, его выслушают, на деле же Мюррей позвал его как фрика, чтобы высмеять в прямом эфире. Томас Уэйн — в публичных выступлениях меценат и благодетель, в реальности бьёт Артуру морду, просто потому что конкретно Артур, вот эта персонификация бедняка и неудачника, Томасу противен. Тульпа-негритяночка — мы-то думали, что Артур встречается с ней, а он это все вообразил (вот к этой линии у меня очень много претензий).
Привратник: тульпа-негритянка.
Плут: пожалуй, Толстый Клоун и Карлик, плуты со знаком "минус" и "плюс", а вообще, хорошего плута фильму не достаёт. Им бы мог стать сам Артур, но шутит он в фильме мало.
Тень: конечно же, Джокер.
ГШ: Теперь по этапам.
Сюжет тут не важен, важна фабула.
1. Обыденный мир. Два способа передачи: мир объективных событий и фантазии Артура о соседке / о том, что телеведущий Мюррей тепло примет его на шоу. Тут вообще все просто — если с Артуром происходит что-то наивное и хорошее, это мираж. Если что-то плохое — это реал. Кто-то говорит, что сцена, когда Артур убивает из пистолета пьяных яппи в метро — это, по такой логике, фантазия. Но нет, до этой сцены мы не видим у Артура ни одной деструктивной фантазии (от пистолета отказался), он склонен вредить только себе (бьётся головой о стекло), мечтает о том, чтобы его обнял Мюррей, чтобы его любила девушка, чтобы люди смеялись его шуткам.
2. Зов к странствиям:
Убийство заложивших за воротники яппи в метро. Резонанс в обществе — богачи говорят, что это трагедия и беспредел, но огромное количество бедного населения сходится на том, что убийца все сделал чётко.
3. Отвержение зова: Артур не бежит убивать яппи пачками, а то прикладывает пистолет к своему лбу, то прячет его, то боится полицейских, которые "просто хотят задать вопрос".
4. Судьбоносная встреча: ну тут их много, ии все они — как бы со знаком "минус", см. разбор персонажей, пункт "оборотни".
5. Первый порог и 6.Испытания, союзники, враги. Артур пытается понять, стоит ли ему жить дальше в зоне комфорта, насилие как способ решения проблем его привлекает далеко не сразу. От мира иной раз проще спрятаться в холодильник, чем занять какую-то конкретную позицию.
7. Приближение к сокрытой пещере.
В несколько этапов: поход к особняку Уэйна —
поход в Аркхем за личным делом матери (узнает все грехи).
8. Главное испытание для Артура — как ни странно, не поход на ТВ-шоу в образе Джокера, и даже не убийство псевдоматери, а осознание, что негритянка не настоящая. Вот тут-то сюжет и даёт слабину.
9. Награда — "Мне спокойнее в психушке", говорит Артур в начале фильма; Джокера после убийства телеведущего Мюррея в прямом эфире арестовывают и увозят. Но на пути из-за бунтовщиков случается авария. Артура достают из разбитой машины, кругом одобрение, бунтовщики криками подбодряют его. Он выступает с пантомимой — его искусство наконец-то заметили и оценили.
10. Обратный путь — Тут все понятно, думаю, и так.
11. Возрождение — кровавая улыбка на лице Артура.
12. Возращение — поездка в машине полицейского, тут все логично; последнее интервью у психолога — "В этот раз мою шутку вы не поймёте"; ГГ смеётся только для себя — больше не исповедуется и не задаёт вопросы "я безумен или мир безумен".
ГШ: Ну и сцена, где Томаса Уэйна в конце убивает бандит-бедняк в маске клоуна — это чтобы напомнить, что вообще-то мы играем по правилам комикса, и после смерти родителей Брюс станет Бэтменом. Это фансервис.
ПБ: Ну, так-то оно так. Но вот тебе задачка посложнее. Опиши, зеркалом каких неврозов современного общества является этот фильм и прототипом какой прослойки общества является ГГ.
ПБ: а еще, в какие кино-эпохи фильм мог быть принят так же хорошо, как сейчас, а в какие — совершенно не принят.
ГШ: Так, по неврозам. Социальное неприятие; если ты не преуспел — ты неудачник либо псих; ГГ, по сути, не пария, он просто непроизвольно истерит, но ему не смешно; никто не смеётся вместе с ним — значит, он псих; он стыдится, всем подает карточку, где написано "извините, у меня проблемы с головой" — он согласен со своей характеристикой обществом, себя стыдится и ненавидит. Плюс проблемы отношений. Плюс расслоение населения на неудачников-психов и успешных; причём если ты не играешь по правилам, тебя приравнивают буквально к недееспособным; если ты зависим от этого мнения (тебе не плевать, что о тебе думает вон тот представительный дядя) — значит, сам себя не примешь. Плюс сми-неврозы, хайп-неврозы.
ГШ: Когда бы фильм не был принят — в любую эпоху, когда СМИ не имели такого огромного распространения и охвата, проблемы локального характера так и остаются личными проблемами, кого-то убили — плевать, в другом городе об этом не говорят. Короче, когда ты не знаешь, что где-то что-то творится — ты не примеряешь все на себя, не истеришь, живёшь своей жизнью, сам с чем-то справляешься или не справляешься, а так — посмотрел, узнал себя: "wow, he's literally me!" (в тонкостях-то это не всегда так, но смотрят обычно не на тонкости, а на поверхностный маркер, типа, "живёшь с мамой /не состоишь в отношениях").
ПБ: А как ты думаешь, если тебе понравился этот фильм, значит ли это, что ты эмпатируешь и тем неврозам, которые он затрагивает?
ГШ: Я даже скажу, чему я конкретно в этом фильме эмпатирую — тому, что общество показано как лицемерная формация с одной стороны и бросающаяся в крайности толпа с другой; ему плевать, кого на крест возносить — ангела или демона, да и склонится оно скорее к демону — у того рога вон как высоко торчат, всяко заметнее. O демоне будут говорить и плохо, и очень плохо — главное, будут говорить долго, а некоторым ведь только того и надо. "Долготу" обеспечит скорее плохой или жестокий поступок, чем акт добродетели. Общество любит своих психопатов, а вот обычный добрый человек, каким до поры был ГГ ему едва ли интересен, ненавистен даже порой.
ГШ: Так вот, что мне не понравилось, что бы я в фильме изменил. Дисклеймер: я люблю эксцентричные визуальные решения.
Начнём с простого. Линия с воображаемым романом с черной соседкой — это фиаско. Я понимаю, для чего она была нужна — подсластить пилюлю тем, кому "тяночку хочется", и напомнить норми, как важна их вторая половинка, с которой они пришли на этот фильм похрустеть попкорном. Но в итоге-то получилось ни нашим, ни вашим. Артура зачем-то сделали ещё более искусственно убогим, хотя он — хотя бы в предпосылках и в динамике — не такой. Можно ли назвать Артура маленьким человеком? Нет, маленький человек мечтает о том, чтобы купить себе шинель. А Артур хочет стать комедиантом на ТВ, вещать перед народом, срывать овации. О миленький соседке мог ленно мечтать некий условный приверженец шинели. В случае с Артуром такой расклад смотрится немного нелепо. Я бы скорее свёл его с некой клоунессой (коллегам по профессии всегда есть о чем поговорить, верно?), пришедшей ему на смену после увольнения с первой рекламной подработки. С тем же самым разбитым ранее шпаной плакатом. Но она — уверенная, реально знает, чего от жизни хочет (не сомневается, что существует), немножко наглая — такая, что не стесняется собственного громкого смеха. Через такого персонажа можно было бы чуть чётче отразить зарождение артуровского бунта, потому что местами (особенно в сцене обвинения Франклина) порой кажется, что сценарий не уверен до конца, оставить ли Джокера просто сумасшедшим, не интересующимся политикой и движимым личной обидой, или все-таки списать ему пару почти что революционных реплик, непонятно откуда на него снизошедших. В катарсисе, когда Артур бы понял, что его наставница — фантазия, то её нахальный образ "размазал" бы по себе — тут был бы и интересный обыгрыш андрогинного аспекта образа клоуна (и персонажа-Джокера), и подмигивание эскапизму, чьи адепты 1) падки, как правило, на яркие и экзальтированные типажи женских персонажей; 2) зачастую ищут в них себя. Да, конечно, тогда бы этот твист с тем, что девушка-то ненастоящая, был бы более раскусываемым (так как "Бойцовский клуб" слишком известен), но — и черт с ним, разве нет?
Что ещё не понравилось — очень тускло выделена линия, что таблетки в целом нормальному Артуру скорее навредили. Но тронуть таблеточную тему — слишком смело, ведь Америка сейчас весь этот социальный гнев только отупляющими транквилизаторами и наркотиками и сдерживает, показать чётко "брось таблетки и вылечи сперва душу" слишком рискованно. А так — кто-нибудь поверхностно выхватить посыл "да этот Артур просто недолеченным был, вот если бы его вконец заовощили, все было бы хорошо", и будет спать спокойно, и никакого "социального дна" не увидит, ведь в его квартале дешёвую медицину пока ещё не упразднили.
Ладно, а у тебя есть какие-нибудь соображения по улучшению? Как бы ты рассказывал такую историю? Представь, что тебя боссы из DC вызвали и сказали "ПБ, нам НУЖНО, чтобы Вы написали этот сценарий!"
ПБ: Я бы добавил сцену, как ГГ мастурбирует под вот эту песню. (вложение: Pink Floyd — Corporal Clegg.mp3)
ПБ: Ну а если серьёзно — я бы не убивал ведущего в прямом эфире, это слишком очевидно по-американски. Лучше было бы, если бы Джокер сделал это в перервые за кулисами — и пытался после рекламы сам вести это шоу как ни в чем не бывало, пока нарастает тревога в зале. Пиковый момент — не выстрел в голову, а труп Мюррея, падающий из-за кулис лицом вниз.
ГШ: Кстати, ДА, вот это ты отлично придумал. А как быть с линией девушки?
ПБ: Девушка была бы у меня обычной трудягой из отдела кадров, что пыталась бы свою "нормальность" и обыденность компенсировать общением с Артуром, но когда дело подошло бы к серьезным решениям, поняла бы, что это для неё слишком — потому что она все-таки слишком "нормальная". И я не стал бы стесняться того, что девушка в этой истории — просто формальность.
ГШ: Ну, это тоже неплохо, в принципе. Конечно, по мне тульпа-арлекинша, чей образ потом перенимает ГГ, эффектнее, но это комиксовое решение. А твоё — как раз-таки в духе твёрдого реализма
ПБ: Интересно, насколько таблетки на Западе — полная копия нашего алкоголя в кино.
ГШ: Да, у нас бы Джокер просто спился во дворе вместе с карликом. И в один прекрасный день разбил бы бутылку в припадке алкогольного делирия и разрезал бы себе щеки осколком, чтобы всегда улыбаться.
ПБ: Я о том, что это не надо объяснять. В русском фильме человек пьёт — вы понимаете, да? Все путем. В американском фильме человек стресс таблетками заедает — ну все ж мы на них, вы же понимаете, да? А вот таблетки в русском фильме — это надо объяснить, как и алкоголь — в американском. Помнишь серию в "Клинике", когда доктор Кокс пришел на работу пьяный? Чуть ли не самая драматичная серия во всем сериале. По сути, это событие, после которого ДжейДи повзрослел, как бы разочаровался в своём наставнике и отпустил его с миром. Эффект был бы абсолютно нулевой, если бы Кокс наелся транков. И абсолютно зеркальная ситуация в русском кинематографе — интересно...
У нас на сегодня все, и помните — такова жизнь!