Все отзывы посетителя

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы посетителя kpr

Отзывы (всего: 13 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Андрей Рубанов «Человек из красного дерева»

kpr, 7 сентября 2024 г. 20:47

Тесное пересечение православных и языческих установок – одна из стержневых особенностей русского бытового мировосприятия. Оно откликается как в обыденной жизни, так и в части религиозных исканий. Литературное произведение, сфокусированное на столь важном аспекте отечественной культуры, могло бы стать весьма значимым в контексте его разъяснения.

Оговорюсь сразу, что «Человек из красного дерева» Андрея Рубанова задачи описания данного культурного феномена или же проникновения в потаенные глубины русского сознания не обозначил. На первый план произведения, фон которого составляют религиозные соображения и практики, выступают личности – сознающие себя, свою причастность к некоему целому (но отдаленному от общего окружения), блуждающие в поисках ориентиров для себя, своих близких и всего народа.

В произведении представлено изложение жизни представителей деревянного рода, чье происхождение, как и дальнейшее перспективы, – личные и коллективные, – неоднозначны и таинственны. Истуканы внешне схожи с простыми людьми, однако их физиологические особенности значительны, а моральные принципы определены собственными основаниями.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Тем не менее речь в данном случае не идет об особях с кардинально отличными от людских жизненными ориентирами. Антип и Читарь, Щепа и Дуня – человеческого в них пожалуй что больше, нежели они сами это воспринимают. Сквозь призму фантастического прослеживается судьба персонажей, влекомых знакомыми нам установками и предстающих перед понятными для нас проблемами.

Тщательная проработанность персонажей – первостепенное достоинство книги. В процессе прочтения образ каждого из действующих лиц отчетливо воссоздается в мысли; их решения и поступки объясняются складом характера, переданного автором.

Сюжет произведения достаточно динамичен; темп повествования поддерживает баланс между полноценным углублением в конкретную ситуацию и ее переживание героем «здесь и сейчас» с одной стороны и течением истории, не спадающим в монотонность – с другой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Вместе с тем, изложение сфокусировано лишь на некотором (хотя и судьбоносном) эпизоде жизни отдельных персонажей. Сама смоделированная вселенная в ходе произведения основательно не раскрывается; вопросы, которые могли бы возникнуть у читателя, остаются на уровне постановки. При этом, ближе к концу романа в сознании утверждается предчувствие его вероятного продолжения. Окончание книги обозначает такую же убежденность автора.

«Человеческое» в истуканах и людях из плоти, любовь к ближнему и к дальнему, принятие на себя роли Демиурга, – вопросы, которые автором так или иначе ставятся, хотя и не получают обстоятельного раскрытия. Произведение можно было бы обвинить в некоторой «сырости» и недоговоренности», если бы не убедительная живость персонажей и драматизм положения, которым те оказались сплетены. Интригующая история с остросюжетной детективной веткой дают основание достаточно высоко оценить роман и рекомендовать его к прочтению.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Антон Чехов «Маленькая трилогия»

kpr, 29 июня 2024 г. 22:16

Рассказы, составляющие «трилогию» Чехова, стоит воспринимать как поверхностное изложение изъянов характера определенных человеческих типов, а также их порочности в контексте общечеловеческого развития.

Учитель древнегреческого Беликов, при всей многогранности его психологического склада, отнюдь не описан с позиции исследования характера или же пристального внимания к обстоятельствам замкнутости и отрешенности. Акцент же сделан на искаженности его социальной роли, а также на экспансии мировоззрения персонажа в общественном масштабе:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(«Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет»).

Как и второстепенными героями романа, автором подчеркиваются лишь негативные аспекты жизни Беликова, злокачественное общественное влияние; переживания собственного героя автором в расчет не принимаются.

Схожая ситуация и с братом Ивана Ивановича – Николаем. Он также изображен лишь в качестве представителя общественного типа, выразителя изъянов и пороков мещанского сознания. В вину помещику вменяется приземленность желаний и удовлетворенность достигнутым комфортом; избранный им жизненный путь определен, как можно рассудить, «туннельным мышлением» или же свободным отказом от борьбы за высокие цели. Желания умиротворенности и душевного покоя представлены в качестве негативных личностных черт, что, опять же, оспоримо.

Рассказ «О любви», в свою очередь, изложен с претензией на трагизм, но вызывает скорее чувство отвращения к литературному повествователю, по совместительству являющемуся главным героем.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Не вызывают отклика ни его суждения о тягостях судьбы, ни причитания о несчастной любви – любви к даме, не довести до душевной болезни которую он попросту не решился.

Как кажется, непосредственно личности главного героя в третьей истории уделено большее внимание, нежели в первых двух. Однако же изысканной рефлексии Павел Константинович – рассказчик – не демонстрирует.

В изложенных произведениях Чеховым проявлены достойный слог и четкая манера изложения материала. С содержательной же точки зрения автором сделан намек на фундаментальный психологический дефект и личностный трагизм, однако основательному раскрытию они не поддаются. Читателю предложено довольствоваться лишь осуждениям человеческих типов – «ненужных» и «вредоносных» в условиях запроса на социальную активность и неустанную предприимчивость.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Антон Чехов «Враги»

kpr, 16 июня 2024 г. 19:42

Сострадание – важнейшее чувство в контексте человеческих взаимоотношений. В рассказе «Враги» А.П. Чехова обозначен вопрос: насколько глубоко может простираться учтивость к чужой беде, притом не в умозрительных, а в конкретных жизненных условиях.

Абогин, обратившийся к доктору Кириллову и узнавший о его несчастье, искренне (как кажется) выразил сочувствие, не отступив, при этом, от намерения уговорить его оказать помощь и не допустить еще одного трагического исхода. Просьбу Абогина, хотя и в такой момент, Кириллов счел обоснованной и в помощи не отказал.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Когда же в доме «больной» жены вскрылась правда и оказалось, что возлюбленная от Абогина попросту ушла, ситуация как будто перевернулась: уже обманутый муж, минуту назад ошеломленный, оказался перед переживающим несчастье Кирилловым, оставившим, к тому же, жену после настойчивых уговоров. Хозяин дома, уже не будучи в силах обозначить свое сочувствие страдающему отцу, акцентировал все внимание исключительно на своем происшествии, не воспринимая справедливых претензий доктора. Последний, в свою очередь, также не смог принять моральный изъян и душевную слабость обманутого мужа, затаив на того злобу на всю оставшуюся жизнь.

Чеховым проиллюстрировано, что сострадание к ближнему, если речь идет не об абстрактных и отдаленных ситуациях, а о человеке, самом находящимся в тягостном положении, имеет ощутимые (психологические, ментальные) границы. Оно требует не просто понимания и учтивости к переживаниям другого, но также самоличного отказа от безусловной весомости своих волнений и персональной трагедии. Неготовность к подобному самоограничению образует барьеры между людьми и препятствует их взаимопониманию. В своих же пределах данная способность приближается к святости.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Эрнст Юнгер «Стеклянные пчёлы»

kpr, 11 мая 2024 г. 14:52

Как отмечено рецензентами выше, вселенная, смоделированная Эрнстом Юнгером в произведении «Стеклянные пчелы», не играет существенной роли в процессе повествования. Отдельные ее фрагменты символизируют аспекты жизни, современной автору; главным же образом она образует пространство для критики актуальной исторической действительности.

Стратегия критики, между тем, не является цельной. Освещаются проблемы невстраиваемости человека в реалии современности, крушения всего, что даровало чувство стабильности. Ротмистр Рихард, главный герой романа, сетует на то, что Монтерону, – авторитетному преподавателю периода его обучения в военной школе, – жизнь давалась проще, поскольку ее порядок не нарушался новейшими веяниями, аннулирующими любую устойчивость. Этакое противопоставление эпох модерна и постмодерна.

Испытывая затруднения в адаптации к новым реалиям, Рихард, вместе с тем, с достаточной непринужденностью подвергает современность критике, конструируя систему бинарных оппозиций: мужество противопоставляется трусости, подлинная жизни – бюрократии. Наконец, «самосознание суверенной личности» противопоставляется добровольному, но безотчетному приспособлению к сиюминутным требованиям социального порядка. Автором не фиксируется принципиальный трагизм, присущий истории или человечеству: лишь подсвечиваются фатальные изменения действительности. Истоки же данной трансформации (если, конечно, мы не принимаем за них динамику технологического развития) не раскрываются.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

На последних страницах в произведение вводится участник исторического семинара, который, как выясняется, и передал нам случай Ротмистра Рихарда – одного из многочисленных докладчиков, повествующих о перипетиях своего жизненного пути. «Рассказчик», предупреждая критику, сообщает: «На историческом семинаре никто не предлагал никаких решений, а если и пытался, они не удовлетворяли». Тем самым Юнгером провозглашается сознательный отказ от вразумительного анализа: автор лишь фиксирует ощущение исторической неизбежности. Однако и оно не получает должного раскрытия.

Допустимо рассуждение о том, что хотел высказать автор: на что сетовал, о чем предупреждал. Однако самому ему донести это сообщение в цельном виде не удалось.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Этель Лилиан Войнич «Овод»

kpr, 27 марта 2024 г. 22:03

«Овод» Этель Лилиан Войнич, безусловно, не политический роман. Это весьма трагическая и (в первую очередь) драматическая история о регулярных угнетениях одного лица и тягостях переживаний других – к нему расположенных. Чувства героев, сообщаемые нам в том числе посредством их экспрессивного, доходящего до комичности поведения, откровенно приглашают к сопереживанию.

Политическая же сюжетная линия предстает побочной, как средство выражения фундаментальных проблем, поднятых в произведении – принципов справедливости и человечности. Революционная деятельность как таковая открытым текстом отождествляется с христианским подвижничеством, сообразуясь с идеалами человеческого освобождения и воздаяния за страдания. Данными установками и руководствуется главный герой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Молодой Артур, разочаровавшись в прежних убеждениях и будучи вынужденным разорвать связь с доселе близкими людьми, покидает континент и на протяжении нескольких лет претерпевает чувствительные физические, а также моральные страдания, формирующие новые контуры его мировоззрения. «Идеей фикс» для него становится революционная борьба, интересами которой оправдано любое из располагаемых средств. Политическая вовлеченность, между тем, оказывается неспособной притупить душевные травмы, полученные юношей, что и сказывается на его дальнейшей судьбе.

Возмужавшим Оводом руководит все то же чувство обиды, нанесенное ему близкими людьми (Монтанелли и Джеммой), а также самой судьбой, столь неблагосклонной в его отношении. Преследуемое ощущение притупляет и фактически сводит к нулю все прочие, как то чувства отзывчивости и ответственности за собственные решения.

Красной нитью сквозь произведение проходит критика христианского миропонимания, аргументация которой не отличалась оригинальностью в том числе на момент его публикации: моральная деградация воцерковленных людей, избегание ими ответственности и предательство подлинных христианских заветов. Необходимость преодоления религиозного восприятия аргументируется фактом человеческого несовершенства, столь отчетливо проявляемом на контрасте с почитаемыми идеалами. Наряду с наивной критикой религии, излагаемой Оводом, ее порочность «как-будто» более вразумительно проиллюстрирована в образе Монтанелли.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

В действительности же разочарование Монтанелли сводится к той же духовной слабости (свойственной каждому из нас), что в ином масштабе выражено у Артура. Героем, столь ревностно защищавшим завещанные Христом принципы свободы и значимости личности, чувственно переживаются допускаемые Богом несправедливость и страдания, что доводит кардинала до душевного расстройства, выраженного как в поведении, так и в наивном сопоставлении собственной участи с Богом-Отцом.

О сентиментальности романа стоит высказаться отдельно. Страдания персонажей, не сопереживать которым, по задумке Войнич, мы изначально не можем, изображены с принципиальной нарочитостью; отдельные житейские беседы проникнуты самыми горькими чувствами, напоминая о тяжелой ноше, носимой действующими лицами в течение длительного периода. Вместе с тем, подробному психологическому разбору в произведении подвержены лишь положительные герои, в то время как отрицательные (и условно-отрицательные) представляются серой массой, как бы и не достойной дополнительного рассмотрения.

Ни философские размышления, ни агитационный аспект, таким образом, не составляют первоочередных достоинств романа. Они заключены в выразительности языка, легкости повествования и динамизме отдельных эпизодов. «Овод» уместно воспринимать как незамысловатую, но в то же время своеобразную историю, с особой чувствительностью переживаемую самой писательницей.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Фёдор Достоевский «Униженные и оскорблённые»

kpr, 9 марта 2024 г. 12:42

«Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского обладают минимальным сюжетным диапазоном и не содержат обстоятельной интриги: о характере разрешения всей истории автор уведомляет уже в начале произведения. Центр же внимания смещен на психологию героев, их реакцию на столкновение со злом различного порядка: как примитивным, так и более изобретательным.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Зло как таковое объективировано в данном случае в персоне Князя (мира сего?). Его подноготная не получает подробного раскрытия, но описанный жизненный путь и главным образом разговор с Иваном в достаточной степени иллюстрируют природу того, чему противостоят герои романа, главным образом – Ихменев (а также его супруга), Наташа и Нелли.

Развязка истории, безусловно, содержит позитивные моменты: выказались способности Ихменева к прощению, Нелли – к чувству любви в отношении окружающих. Обреченность же концовки, вкупе с обосновавшейся в сердцах персонажей болью, олицетворяет трагизм – непреодолимый и всеобъемлющий.

Основной мотив произведения, таким образом – не противостояние социальных низов власть имущим; речь идет о столкновении героев с онтологически злом, природе воспринимаемых ими «оскорблений», а также жизни и стратегии поведения в сложившихся условиях.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Отдельного упоминания заслуживают персонажи, патология которых обусловлена не внешним воздействием, а внутренней несостоятельностью – Алёша и Маслобоев. Изображение Алёши, на мой взгляд, наиболее удачное во всем романе. Абсолютно бесхребетная и безвольная личность, не чуждающаяся аморального отношения к Наташе, но сознающая, в определенной степени, данный свой порок. Его абсурдные надежды на вразумление отца, или же на совместную жизнь с Наташей и Катей, могли бы внести нотку комичности, если бы не дополняли образ инфантильного и бестолкового человека.

Иной темперамент демонстрирует Маслобоев. Собственному моральном падению он дает трезвую оценку, а изреченное им намерение «начать новое дело» в отношении Князя ознаменовывает перспективу его нравственного восстановления и спасения.

Изложение истории с позиции Ивана, проявляющего биографическую схожесть с автором, способствует более обстоятельному погружению в сюжет. Будучи сознательно отведенным на второй план (несмотря на активное участие в развитии истории), Иван, чуткий к переживаниям ключевых персонажей, способствует их исчерпывающему раскрытию.

Данное раскрытие, в свою очередь, и составляет содержание, а также итог произведения. Ф.М. Достоевским проиллюстрирована изнанка существования, которая, между тем, составляет основание «человечности» в широком понимании этого слова.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Фёдор Достоевский «Белые ночи»

kpr, 4 февраля 2024 г. 21:14

В повести «Белые ночи» сквозь призму любовного сюжета Ф.М. Достоевский раскрывает, в ставшей для него позже характерной манере, психологию человека, находящегося в разладе с внешним миром. Последнее предопределяет его к жизни в собственных «мечтах» – мысленно сконструированной вселенной. Созданный мир и предстает для него первичным, не утоляя вполне, между тем, тоску по миру настоящему, и в первую очередь – по полноценному чувству любви. В таком контексте встреча с Настенькой обращается для него в неиллюзорную надежду на утоление своей тоски, освобождение от бремени одиночества.

Примечательно, что девушка Настенька, как и главный герой, оказывается загороженной от внешнего мира, но уже не в силу особенности психологического склада (как в ситуации рассказчика), но в виду объективного обстоятельства – властной манеры воспитания бабушки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Данное различие и оказывается первостепенным, поскольку решение о долгожданном воссоединении с возлюбленным-постояльцем принимается Настенькой легко. И есть основания полагать, что на этом тягостный этап ее жизни подходит к своему завершению.

К концу подходит и напряженный период жизни рассказчика. Встреча с Настенькой, ночные прогулки и участие в ее жизни, безусловно, вдохнули в него новую жизнь и предоставили обильную пищу для последующего пребывания в фантазиях. Он не слукавил, когда заявил, что минута блаженства и счастья для него – это немало. Что принципиально, сама девушка осталась в его воспоминаниях нравственно чистой. Насколько горестно такое окончание истории – вопрос открытый. Но так или иначе по итогам событий главному герою предстоит вернуться к своему привычному состоянию вялотекущего предвкушения жизни.

Отдельного упоминания заслуживает изображение писателем внутреннего мира героя, в частности формат его «знакомства» с городом (зданиями и встречаемыми людьми), а также сочетания ощущаемых им чувств одиночества и невыносимости приятельских компаний. То, что отличало манеру повествования писателя на протяжении всего пути творчества, отчетливо выражено в настоящем произведении.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Кнут Гамсун «Голод»

kpr, 21 января 2024 г. 02:03

В «Голоде» Кнуту Гамсуну удалось воссоздать атмосферу томительной личностной замкнутости. Главный герой отказывается, пусть и не вполне осознанно, от полноценного восприятия чего-либо, находящегося за пределами его самости; он сводит к минимуму взаимодействие с людьми и, вместе с тем, переосмысливает нормы устоявшейся морали. Он также открыто объявляет о своей враждебности Богу, чему сопутствует выражение несогласия с логикой мироздания. В свете последнего оппонирования он побуждает себя ко лжи в ходе общения с людьми (фрагмент со слепым прохожим), а также в границах собственных размышлений, заявляя Творцу о полновесном неприятии установленного порядка (фрагмент с ложной клятвой о капусте). Поступить абсурдно – такова его стратегия противодействия неволящему устройству бытия.

Описываемый голод в данном случае представляется аллегорическим выражением состояния, вызванного нежеланием что-либо «потреблять» (еще теснее приближаясь к презренной действительности). При таком понимании достигается ясность вскользь брошенной реплики:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Еда приносила мне вред; это была моя странность, мое особенное свойство».

Периоды «сытости» главного героя нам не описаны. Возможно, что не столько из-за их малособытийности, сколько из-за разительного несоответствия «насытившегося» персонажа тому, кого мы усматриваем в романе, а также тому, кем он сам на самом деле себя воспринимает: отрешенным от внешнего мира и чего-либо, что в обозримой реальности могло бы ему благоприятствовать.

Автору, таким образом, удалось приобщить нас к мировосприятию героя; за границы его изложения повествование не выходит. И та пустота, которая свойственна воспринимаемой им картине вселенной, воссоздает соответствующую бессодержательность в восприятии читателем романа. В результате «Голод», не будучи бедным на события, все же не достигает должной обстоятельности.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Иван Гончаров «Обрыв»

kpr, 17 декабря 2023 г. 15:09

Восприятие данного романа, что прослеживается и в предшествующих отзывах, весьма неоднородно. В произведении можно выделить несколько слоев (личная трагедия, символизируемая народная (государственная) трагедия), каждый из которых, между тем, сохраняет самоценность и вполне может быть определен в качестве раскрытия основной идеи.

При этом, на мой взгляд, их изложение оказалось средством достижения главной цели – продемонстрировать перипетии художественного восприятия жизни, ее трагичности и драматизма.

Непосредственно в поисках творческого вдохновения посещает Малиновку Райский; неспроста И.А. Гончаровым оставлены регулярные отсылки к роману, над которым работает главный герой. В «Обрыве» в масштабах короткого периода, ограниченной локации и минимального объема событий перед нами досконально раскрыты личности главных героев, равно как и их типажи.

Разворачивающиеся события не оказывают решающего влияния на развитие сюжета, все как будто предопределено изначально:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Будто предначертана благополучная жизнь Марфеньки, которая, как признается сам автор, и не смогла бы приблизиться к «обрыву», и Веры, которую «обрыв» поглотил потому, что ее саму к нему влекло; и Райского, чей удел – «наблюдать» за тем, как поглощение «обрывом» влияет на других.

Главный герой желал получить пищу для утоления «художественного голода»; он этого достиг, представ перед жизнью в ее подлинном обличии.

Тяготы, с которыми столкнулся И.А. Гончаров в ходе создания «Обрыва», уже говорит о глубоко личном отношении автора к произведению. Об этом же свидетельствует существенное количество отступлений, как и малозначительных событий, посредством которых он, как представляется, желал не только выразить персонажей, но также обнажить собственное мировосприятие.

Последнее сказалось на структуре романа, как в отношении его размера, так и в плане его насыщенности. Большая часть книги – вялотекущее развитие сюжета либо описание отдельных событий, большая часть которых, скорее всего, не отложится в памяти читателя.

Возможно, в «Обрыве» И.А. Гончарову чрезмерно сильно хотелось высказать себя.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Лев Толстой «Анна Каренина»

kpr, 8 октября 2023 г. 22:53

По прочтении «Анны Карениной» у меня не сформировалось убежденности в очевидной и непреложной значимости романа. Он меня не впечатлил. Тому я нахожу две причины.

Первая – это малосодержательность текста. Соглашусь с комментаторами, отмечавшими, что произведение читается легко и плавно. Однако достигается это тем же, чем и ситуационными комедиями – ставкой на какие-то незначительные сюжеты, которые вполне придутся по нраву тем, кто чувственно вовлечен в созданную автором вселенную. Я не считаю, что эти подробно описываемые случаи – будь то скачки Вронского или охота Левина – обладают глубоким содержанием или же в значительной мере раскрывают героев. Отдельные эпизоды могут вызвать интерес; однако структурная целостность романа без них вряд ли была бы нарушена, и если вы не прониклись генеральными сюжетными линиями или же героями произведения, то на общем восприятии романа они вряд ли скажутся.

Герои – это вторая причина. Ни один из персонажей не вызвал у меня чувства глубокой симпатии. И ни одна из судеб не представляется мне трагичной.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Номинальные главные герои – Анна и Вронский – на протяжении романа не выказывали ничего, кроме заботы о собственном положении. Как невелико было их внимание к переживаниям родных и близких (в том числе детям) также оно отсутствовало и в отношении друг к другу. Анну тяготила, главным образом, перспектива окончательно остаться в одиночестве, Вронского не волновало, как кажется, ничего, поскольку он не слишком ощутимо отдалился от житейских радостей, которыми, как казалось, «пожертвовал». «Жертва» их, к слову, также была принесена собственным сиюминутным влечениям. Не возлюбленному.

Левин и Кити. Щербацкий элемент и Левинский дух. Герои находятся в постоянном поиске, ищут, за что бы зацепиться в этой жизни. И если Кити находит это что-то после свадьбы и рождения ребенка, то Левин продолжает оставаться в состоянии недоумения, пока в конце книги в нем окончательно не проявляется сам автор романа – Лев Николаевич Толстой.

Облонский и Долли. Номинально – несчастливая семья, в доме которых все смешалось, что и послужило началом сложившейся истории. Оба, между тем, в процессе развития сюжета все в большей мере проявляют адекватность как в семейных взаимоотношениях, так и в поддержке остальных героев, внося и в их жизнь благоразумие.

Замысел введения в роман многих героев остался неясен. Я говорю о братьях Левина, княгинях Мягкой и Тверской, Лидии Ивановне, Туровцине. Внимание, которое было им уделено, предполагает масштабное раскрытие персонажа, а не просто роль «второго плана». Однако проявить себя в необходимой мере им не удалось.

Представляют, пожалуй, ценность, ситуативные мировоззренческие, философские и политические вставки Толстого. Они еще не выражены в целостном виде, как в «Воскресении» и поздних публикациях писателя. И все же способны сподвигнуть читателя в том числе на самостоятельное рассуждение.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Иван Тургенев «Ася»

kpr, 1 августа 2023 г. 02:50

Как отмечено выше, повесть дается легко: изложена плавно, не содержит какой-либо нагроможденности. Образы героев вполне отчетливо воссоздаются в мыслях.

Примечательно в этой, пожалуй, шаблонной истории ее восприятие главным героем – Н. – как непосредственно в течение описываемых событий, так и спустя двадцать лет, в процессе их изложения. Двадцатипятилетним юношей он встречает примечательную девушку Анну (Асю), проникается ей и понимает, что симпатия взаимна.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Вскоре брат девушки – Гагин – излагает ему ее прошлое. Молодая, воспитанная в условиях лишений, Ася неожиданно попадает в господский дом, чувствуя безмерную благодарность к отцу и сводному брату, а также нестерпимый стыд за свое прошлое.

В понимании Н., к моменту их встречи и знакомства девушка так и осталась замкнутой, униженной и отягощенной низостью своего происхождения. Зарождаемые к ней чувства Н. прочно связаны с восприятием этих ощущений. Нерешимость в отношении Аси вызвана, безусловно, не ее социальным происхождением (как это подметил Гагин), а неуверенностью в собственной возможности удовлетворить чувства, возникшие в очаровывающей, но девственной особе.

Между тем, в решающий момент, когда в Асе также зарождается понимание всей опасности сложившегося положения дел, именно она принимает решение не устраниться (и уехать с братом), а отправиться на роковую встречу с главным героем. Также отчетливо сознавая ситуацию, Н. не решается поступить в интересах душевного спокойствия дамы, обвиняя ее и представая в собственных глазах честным и справедливым. Дальнейшие попытки восстановить связь с Асей свидетельствует, пожалуй, о том же чувстве собственного достоинства, желании предстать рыцарем, не отступившим перед тяжестью ситуации и добившемся руки возлюбленной.

На фоне Н. куда более учтивом и ответственным за чувства Аси выступает Ганин. Следуя наставлению отца, он озадачен поддержанием душевного благополучия сестры. Откровенно намекая на одобрение возможного брака, он, не получив положительного ответа, принимает твердое решение оборвать терзания Аси.

Характер повествования позволяет судить, что восприятие главным героем вспоминаемой истории остается, в части оценки собственных действий, тем же. Упиваясь чувствами утраченной любви и «осужденности на одиночество бессемейного бобыля», он воспринимает себя героем трагедии, самой судьбой предопределенным к истерзывающей, но благородной роли страдальца.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Фёдор Достоевский «Великий инквизитор»

kpr, 28 июля 2023 г. 00:58

На протяжении всего творческого пути внимание Достоевского было сосредоточено на проблеме человеческой личности в ее целостности, что с неизбежностью отсылает к религиозной проблематике. Начиная с 60-х годов данный сюжет выступает в творчестве писателя магистральным. Свобода и ответственность, грехопадение, осознание человеком собственной порочности и всесторонней слабости – все это подвергнуто в произведениях мыслителя как психологическому, так и философскому осмыслению.

«Легенда», изложенная Иваном Карамазовым в ходе беседы с братом Алексеем, формально изобличающая католическую (западную) церковную действительность, отсылает к непреодолимой в земных условиях христианской трагедии, сохраняющей значимость также в свете нерелигиозного мировоззрения. Идея свободы в ее целостном понимании привнесена в сознание человечества христианством, постулирующим непосредственное отношение человека к Абсолютному источнику бытия. Исчерпывающее осознание человеком свободы воли лишает его утешающей психологической опоры, выражаемой в формах упования на судьбу и оправдания «злым роком». Человек, обладающий неимоверным числом слабостей, признается ответственных за них, а также за вытекающие из них последствия. Данное положение справедливо в отношении как отдельной личности, так и человечества в целом.

Описываемое состояние обуславливает объективное несовершенство человеческой жизни и субъективное, психологическое его восприятие. «Легенда» сосредоточена на разрешении (или хотя бы постановке) рокового вопроса: «Как мог Всевышний и Всеблагой Бог допустить страдание человечества в таком масштабе?». За ним с неизбежность следует: «Не более ли гуманно и человеколюбиво избавить людей от возложенного бремени свободы?».

На поставленные вопроса Алёша отвечает в полном соответствии с христианским вероучением, утверждающем восполнение страданий человека в иной плоскости бытия – Царстве Господнем, дарующем всецелое утешение и воздаяние по справедливости.

Для понимания же позиции Ивана нам следует обратиться к предшествующему «Легенде» фрагменту романа – «Бунту Ивана Карамазова», не менее важному в контексте рассматриваемой темы. В отличие от брата, Иван отрицает возможность безусловного восполнения страдания каждого, ссылаясь на случаи измученных и без вины пострадавших детей. Ничто, полагает он, не способно служить воздаянием в подобных обстоятельствах. С еще большей рьяностью он отрицает допустимость такой цены достижения всеобщей, вечной гармонии:

«Пока еще время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к «боженьке»! Не стоит потому, что слезки его остались неискупленными. Они должны быть искуплены, иначе не может быть и гармонии. Но чем, чем ты искупишь их? Разве это возможно?»

Миропонимание обоих братьев, излагаемое ими в этих двух фрагментах – «Бунте» и «Легенде», а также выражаемое на протяжении всего произведения, обнаруживает следующее расхождение. Алексей, выказывающий непосредственную и безграничную веру в Господа, уповает на Него в разрешении фундаментальных, трагических вопросов человеческого существования. Иван, влекомый потребностью рационального постижения Божьего замысла, не признает возможным разрешение рассматриваемой трагедии ссылкой на Промысел и ограниченность земного разума.

Различными исследователями творчества Достоевского высказываются полярные предположения как того, чью сторону (Ивана или Алексея) в рамках данной беседы занимает сам Достоевский, так и того, обнаруживает ли писатель возможность разрешения трагедии в рамках христианского миропонимания. Если Л.И. Шестов изображает Достоевского как «философа трагедии», абсолютизирующего непримиримость с условиями человеческого существования, то Н.О. Лосский определяет его как выразителя христианского мировоззрения, обнаруживающего всецелое разрешение трагичности существования искренней и непринуждаемой верой в Бога, Его безграничную любовь и утешение в Своем Царстве. Читатель вправе вынести собственное заключение о том, какая интерпретация в большей степени справедлива.

Не менее важным предстает социально-политическое приложение «Легенды». Если исследователи XX столетия фокусировались на предвосхищении Достоевским угроз распространения социалистических теорий, способствовавших оформлению тоталитарных режимов, то современная действительность требует сосредоточения на проблемах «массового», «одномерного» общества, в которых свобода творческой самореализации ограничена не столько непосредственным политическим понуждением, сколько субъективной конформностью, удобряемой непомерным числом распространяемой СМИ (в том числе в Интернете) информации, обуславливающей стандартизацию и примимтивизацию общественного и индивидуального сознания. Свобода, в ее всестороннем понимании, все так же предстает неочевидным преимуществом, обнаруживая расхождение с категориями «довольства» и «счастья». Критическое описание Достоевским действительности, таким образом, остается актуальным в условиях современности.

Немудрено, что сегодня представители различных идеологических кругов обращаются к личности и творческому наследию Достоевского с целью определения направления дальнейшего развития российской государственности. Вопрос, однако, в том, какого рода толкованию оно будет подвергнуто.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Иван Гончаров «Обыкновенная история»

kpr, 13 июня 2023 г. 00:36

В романе И.А. Гончарова на примере Александра Адуева (Адуева-младшего) – главного героя произведения – продемонстрирована эволюция мировоззрения человека, столкнувшегося с «обыкновенными» преградами на пути реализации возвышенных и не знающих пределов намерений. Разочарование в прозаичности и удручающей практичности городской жизни, при этом, предстает вторичным на фоне проявившегося впоследствии разочарования главного героя в самом себе. К последнему его сподвигает Пётр Иванович (Адуев-старший), убеждая как в отсутствии поэтического дара, так и в собственной гнусности (проиллюстрированной, в частности, неуважением к чувствам Наденьки и Юлии).

«Стыдно жить на свете… Как я мелок, ничтожен! Нет у меня сердца! Я жалок, нищ духом».

Способность Адуева-старшего распознать и предвидеть судьбу Александра, при этом, демонстрирует, что дядя и племянник не просто антиподы: хотя бы потому, что первому известно душевное состояние последнего в период его беспредельной восторженности. Отречение от возвышенных устремлений вызвано не столько предпочтением «материального и позитивного» «духовному», сколько осознанием принципиальной невозможности воплотить идеалы последнего в действительности. «Если люди не способны, так и не должно быть…» – в этой цитате, как кажется, заключено примирение с ограничивающими условиями существования, чуждое, например, некоторым героям Ф.М. Достоевского (например, подпольному человеку, не принимающему незыблемость утверждения «2 + 2 = 4»). «Тоска по трансцендентному» не отражена ни в деятельности, ни в сознании Петра Ивановича, что приближает его к крайности рутинного существования, но не доводит но нее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Описанный в эпилоге отказ Адуева-старшего от прежнего стандарта жизнедеятельности продиктован пониманием, что профанация высокого чувства любви представляет собой кощунство даже в условиях объемлющего мещанского порядка. «В любви равно участвуют и душа и тело; в противном случае любовь неполна: мы не духи и не звери». В данном отношении дядя и племянник действительно явили собой две крайности, равноудаленные от подлинного понимания природы чувства. Именно на этом фоне отношения Евсея и Аграфены предстают оживленными и полноценными.

Каждый сам для себя решит, оправдано ли смирение перед порочностью бытия и собственным несовершенством. Роман, между тем, наводит на соображение, что осознание этих данностей не предопределяет человека к пассивному, чуждого возвышенным исканиям существованию.

10 попыток вспомнить имя Наденьки из 10.

Оценка: 10
⇑ Наверх