Все отзывы посетителя

Все отзывы посетителя R. Oleg

Отзывы (всего: 2 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Патрик Ротфусс «Имя ветра»

R. Oleg, 28 сентября 2021 г. 15:37

Плюсы:

1. Систематизированная магия. Я давно искал книгу в жанре фэнтези, где магия была бы описана не как абстрактная сила, вызываемая посредством какого-нибудь зачарованного артефакта или исключительно за счёт внутренней силы волшебника, но как некая сложная дисциплина, подчиняемая своим законам, которой можно обучить главного героя.

2. Очень красочный язык повествования. Интересные сравнения, аллегории, крылатые выражения. Яркие, запоминающиеся характеры и персонажи (стоит упомянуть хотя бы чудаковатого Эладина).

3. Общее внимание к деталям как в описании внутреннего мира персонажей (преимущественно Квоута): их мыслей, надежд и опасений, психического состояния; так и внешнего мира: интерьеры и улицы, звуки, запахи. Все эти подробности не кажутся лишними. Если бы автор описывал мир «широкими мазками», то такой мир казался бы мне картонной декорацией.

Минусы:

1. Сложная для восприятия система мер — расстояние, время, номинал монет. Каждый раз приходилось задумываться сколько в 1 таланте ёт или сколько длится «оборот». Применение стандартных дней недели или часов было бы понятнее читателю, хоть и не так атмосферно.

2. Слишком неспешное повествование, которое вероятно создаёт фундамент для дальнейших приключений героя в будущих книгах, объясняет нюансы его характера и мотивы будущих поступков, но от этого вся первая книга напоминает затянутый пролог (или завязку) к основному сюжету.

3. Главный герой Квоут обладает слишком большим арсеналом талантов, что делает его воплощением Марти Стю (мужской аналог Мэри Сью), хотя автор и старается сгладить углы демонстрируя, что у Квоута случаются провалы и поражения. С другой стороны, если бы наш протагонист был совершенно обычным парнем, то он бы погиб при встрече с первым же грабителем в первом же проулке или на лесной дороге. Так, что сам жанр героического фэнтези принуждает автора к определённым клише в отношении персонажа.

4. Слабо описана география и геополитика мира. Я слушал книгу в аудио формате. Может быть в печатном издании была какая-то карта? Но по тексту книги ориентироваться в географических названиях и городах было сложно. Как и непонятно политическое и социальное устройство в мире П. Ротфусса, кроме того что есть какой-то король, какая-то аристократия и какие-то констебли выполняют роль полиции.

В итоге «Имя ветра» — одна из лучших книг в жанре фэнтези на мой взгляд и вкус, пусть и не лишенная недостатков. Мне есть с чем сравнить: Н. Перумов, А. Пехов, А. Сапковский, Дж. Толкиен, Т. Пратчетт и переоценённый Дж. Мартин, написавший мыльную оперу с взаимным предательством всех и каждого.

Патрик Ротфусс умудряется не скатываться в графоманию ограничиваясь короткими, но ёмкими описаниями сцен или эмоциональных состояний героя (в отличии от многих авторов-женщин, которые зачастую описывают переживания и душевные метания своего персонажа на пару десятков страниц). Тем не менее в книге почти нет активных приключений, великих подвигов, лишь редкие стычки да решения протагонистом бытовых вопросов... и это почему-то оказывается интересно читать!

Я удивлён, что критике читателей подвергся литературный приём «мемуаров», когда уже бывший герой, а ныне трактирщик Квоут повествует о своём прошлом. Но думается мне этот же приём не помешал популярности, например, «Хоббита» Толкиена. Так же предположу, что после завершения книг, повествующих о Квоуте-юнце автор, возможно, продолжит повествование, но уже о Квоуте-зрелом и сюжет будет развиваться после событий в таверне. Я на это надеюсь. Не даром же висит как «чеховское ружьё» меч над барной стойкой трактира...

Интересным мне показался и образ Денны. Кажется, что автор смог найти и воплотить в ней что-то новое: и не образ хрупкой принцессы в беде в ожидании рыцаря-спасителя, и не образ воительницы-амазонки, и не образ хитрой волшебницы-интриганки. Самый близкий аналог такой женщины в современном мире — это эстрадная певица, косплейщица или блогерша, собирающая «донаты» от многочисленных покровителей и оставляя их во «френдзоне». Мне странно видеть, что некоторые критики называют Денну в книге проституткой. Вы же не будете называть эстрадную певицу, щеголяющую в открытых сценических нарядах, проституткой? Вопрос риторический.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Сергей Тармашев «Ареал»

R. Oleg, 6 июля 2021 г. 17:04

Плюсы цикла Ареал:

1. Сюжет книги, сделанной (по заверению автора) по мотивам компьютерной игры «Сталкер» и повести Стругацких «Пикник на обочине» оказался весьма оригинален. Необычно выглядят местные мутации флоры и фауны.

2. Интересно, подробно и правдоподобно описаны боевые столкновения между людьми в книге. Очевидно сказалась военная служба и подготовка автора книг.

Минусы цикла Ареал:

1. Очевидно, что автор книг кроме боев не силен больше ни в чем и не пожелал проконсультироваться перед написанием цикла ни с учеными (физиками, химиками, биологами), ни с политиками, ни с бизнесменами. Поэтому все эти составляющие романа описаны глазами «солдафона».

В результате ученые в мире С. Тармашева способны либо годами бессильно разводить руками, удивленно взирая на чудеса Ареала, либо в составе 1-2 человек совершать случайные, но очень удобные и практически применимые открытия каждые пару недель. Успех научного прогресса в книжной вселенной автора напрямую зависит от степени альтруизма и патриотизма исследователя. У «плохих» парней достижений на ниве науки почти нет.

Политики в цикле книг общаются друг с другом почти всегда языком ультиматумов, угроз или посредством неравновыгодных союзов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А ещё мне очень интересно, как с точки зрения биологии местный «ёжик» может мутировать в «осьминожку», и как это что-то ктулхуподобное может быстро перемещаться по безводной поверхности.

2. Все персонажи книг цикла абсолютно полярны, без серых тонов. Они либо полностью положительные, либо отрицательные. В результате за 8 книг цикла я не увидел никакого развития характера персонажей. Они какими были с первых страниц, такими и остались после всех приключений к концу цикла.

3. Зашкаливающее количество «роялей в кустах». Герои если и попадут в засаду, то «невероятным чудом» выберутся из неё. Если при этом окажутся ранены, то «невероятным чудом» исцелятся.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если погибнут — воскреснут...

Сопереживать им у меня не получается, ибо и так ясно, что с ними ничего не случится.

4. Главные герои типичные архетипы «Мэри Сью или Марти Стью». Им удаётся практически всё. У них нет недостатков.

5. Крайний... Крайний месяц, крайний выброс, крайний раз. Вероятно автор очень суеверен или по какой-то ещё причине не любит слово «последний». После 3-й или 4-ой аудиокниги слово «крайний» начинает «крайне» резать слух.

6. В книгах автора очень много притянутых за уши условностей, словно мир Ареала — это компьютерная игра.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вместо игровых «воздушных стен» ограничивающих пределы игровой карты границы Ареала «сторожит» Зуд, границы Красной зоны — Зов Ареала. (Что-то мешало автору распространить Ареал после Катаклизма на весь континент или всю планету и развивать сюжет далее?..) Вместо точек спауна монстров в игре — похищения и завоз людей в Ареал или прибытие из-за воздействия Златовласки. Вместо волшебных игровых аптечек, лечащих всё от перелома до дизентерии — волшебные шприц-тюбики с икс-эссенцией Ареала. Про «обратную регенерацию», восстанавливающую как тело, так и одежду я вообще молчу... Странно, что патроны не «регенерируют» в обойме автомата. Чего мелочиться? Ну а персонаж Болт с Фронтовиком — очевидно книжное воплощение типичного игрового «читера».

7. Книги наполнены «измами». Сексизм, расизм, махровый патриотизм и вытекающий из него национализм (куда ж без него). Ну и просто развесистая клюква с... неоязычеством?..

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(так и не понял, что за бог или инопланетный разум общается с главными героями в конце последней книги).

Хорошая правильная женщина по версии автора и его героев должна быть кроткой, верной, должна жить на кухне, готовить еду и драить полы... и подавать патроны (ленту) к пулемету.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И ещё, желательно, быть девственницей в 35 лет (как будто это так важно?) и быть моложе мужика на 7-10 лет... (Медведь — Бемби, Туман — Лаванда). Мне искренне не понятно почему во вселенной Ареала «непаханный» живой товар имеет наивысшую ценность, даже без оглядки на не девичий уже возраст.
Представители не титульной нации показаны трусливыми, запуганными и способными только на роль приманки для мутантов, аномалий или «пушечного мяса». Ни в команде Медведя, ни среди союзников не было ни одного положительного, активно помогающего иностранца или женщины. Только человеческий балласт. Ну а про клюкву что сказать? Фронтовик. В форме времён ВОВ с автоматом ППШ... Девушка-бабушка травница в сарафане и с косой, живущая в деревянной избе... Не хватает только какого-нибудь волшебного артефакта — матрёшки. Хотя есть болт у персонажа Болта.

В результате из мягкого (гуманитарного) фантастического боевичка цикл романов Ареал скатился в патриотическую агитку. Где злодеи гибнут, потому что это «правильно», а герои получают сверхъестественную помощь, потому что заслужили своими «бескорыстными» действиями и благодаря искренней любви к Родине.

Оценка: 4
⇑ Наверх