Все отзывы посетителя

Все отзывы посетителя kukolnik

Отзывы (всего: 7 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ксения Медведевич «Кладезь бездны»

kukolnik, 30 апреля 2015 г. 10:45

Призванный против своей воли на службу халифом аль-Мамуном, нерегиль Тарег Полдореа возглавляет войско эмира правоверный и отправляется на бой с армией карматов, проповедующих братство, равенство и пришествие рая земного. Пришлецы чрезвычайно удачливы. Кто же стоит за ними и удастся ли Ястребу Халифа спасти народ аш-Шарийя и на этот раз?

Роман «Кладезь бездны», вторая часть второго тома альтернативно-исторического цикла Ксении Медведевич о злоключениях нелюдя на службе халифату, вновь переносит нас в волшебный мир сказок «Тысячи и одной ночи». Мир, где люди более-менее спокойно соседствуют с джиннами, гулами и демоноподобными ангелами. Вроде, сказка, но лишь на первый взгляд. На самом деле перед нами книга о долге и чести, противостоящих измене и бесчестью. О выборе пути, о вере истинной и показной, о неверии и, конечно, о любви (ну, как же без нее в книге, написанной женщиной?). А еще о войне с ее свирепым оскалом.

Главному герою приходится сражаться с внешними и внутренними врагами государя и государства, к которому он привязан клятвой. Как ни странно, победить первых, даже притом, что ими руководит обезумевший демон, выходит намного легче, чем вести в бой одну часть народа против соплеменников. В первом случае понятно, кто враг и кого надо уничтожать, а вот во втором вчерашний союзник неожиданно может стать подлым предателем. Однако наказать зловредного невозможно из-за сопротивления и непонимания подчиненных. Трагедия народа и драма лидера, не умеющего найти общий язык с этим самым народом – вот основная коллизия романа. И автору удалось зримо и убедительно описать все тонкости этой непростой ситуации.

Книга написана ярко и талантливо. Это не просто стилизация под Восток, а целый продуманный и непротиворечивый мир. С религией, напоминающей ислам, но со своей спецификой, с разнообразными народами и расами, с богатыми традициями. При этом, как и в мифологических романах Г.Л.Олди, с которыми улавливается несомненная связь цикла К.Медведевич, все-таки нет-нет, да и повеет «русским духом». То идиома специфическая проскользнет, то какие-нибудь реалии нашей современности выплывут ненароком. В принципе, это и неплохо. Особенно для неподготовленного к такому валу разнообразных и непонятных восточных реалий читателя. Хотя, наверное, массовой аудитории цикл К.Медведевич, увы, не дождется. Слишком умный и необычно написанный текст.

Монументальное полотно, повествующее об ужасах гражданской войны.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Елена Арифуллина «Хранитель перехода»

kukolnik, 30 апреля 2015 г. 10:34

Идейно-эстетически рассказы Арифуллиной связаны с «большой» прозой писательницы. В некоторых из них героиня, как и в романах (я уже глянул по диагонали и книгу «Первые станут последними»), работает на медицинском поприще. Это придает словам повествователя какой-то доверительный оттенок, потому что врачи и священники/учителя ближе всего к душе и телу человецей. Вторая стихия всех четырех рассказов — исторические мотивы: связь истории с современностью, память поколений и пр. То есть то, что меня привлекло и в первом романе Е.Арифуллиной. Менее всего приглянулся «Странник», хотя и поразил неожиданностью развязки. Может потому, что я небольшой (мягко говоря) любитель компьютерных игр и не понимаю игроманов. Хорошо написан рассказ «Взявшись за меч». Сюжетный ход с перемещением нашего современника/современницы в тело человека из минувших эпох, конечно, не нов. Но попытка соединить судьбы двух совершенно различных по менталитету, уровню образования женщин, да еще проба разгадать секрет происхождения Орлеанской Девы любопытны. А вот «Дядь-Шура» и «Хранитель Перехода» меня просто потрясли. Двумя штрихами нарисовать судьбу старика-ветерана, человека, так и не вышедшего с поля боя, продолжающего оставаться на огненном рубеже, пылавшем и громыхавшем семьдесят лет назад — это не каждому под силу. Прозе Арифуллиной присущ психологизм. О «Хранителе Перехода» нельзя говорить равнодушно. Рассказ напомнил мне финал «Отцов и детей»: «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России...» Любовь за гранью смерти, последнее прости, осознание запредельности... Почему-то казалось, что героиня таки вернется назад, сюда, в реальность. Что все, происходящее с нею — это больной бред, что ее отпустят закончить незавершенные дела. Но нет, автор не захотела погрешить против правды смерти.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Елена Арифуллина «Последние станут первыми»

kukolnik, 30 апреля 2015 г. 08:07

Однажды утром Ирина Петровна, психиатр из небольшого провинциального городка, проснувшись, вышла из своего полуподвала на улицу и обомлела. Вокруг неё творилось нечто непонятное. Почти все горожане превратились в подобие зомби. Что произошло и как выжить в этом кошмаре? А ведь на ней еще и лежит ответственность за сына ее погибшего возлюбленного, паренька-подростка, затерявшегося среди живых трупов.

Роман Елены Арифуллиной «Последние станут первыми» отчасти напоминает первую книгу писательницы «Взгляд сквозь пальцы» (это произведение даже вскользь упоминается в тексте, становясь определенного рода интертекстуальной отсылкой). Возможно, потому что героини обоих романов по профессии медики-психиатры. Правда, во «Взгляде...» профессиональные вопросы не играют самодовлеющего значения для сюжета. А вот в «Последних...» это становится основой конфликта. Показаны будни провинциального врача, ведущего приемы, проводящего обходы пациентов на дому. Наблюдения над человеческой природой (в первую очередь, психикой) позволяют героине делать выводы, примерять/сопоставлять судьбы больных со своей собственной судьбой.

Снова мы видим, мягко говоря, неустроенную в жизни женщину. Это уже стало фирменной фишкой Арифуллиной. В отличие от большинства своих коллег по перу она не пишет «розовые сопли», проведя героиню через испытания, не приводит её к счастливому финалу в объятиях мускулистого красавца. Да, чуточку счастья и радости Ирине таки отмеряно. Но большая часть всего этого, увы, в прошлом, а впереди тихая (наверное, таки не совсем) пора увядания. Понятное дело, что охотниц на такое чтение немного, равно как и толпы издателей не торопятся опубликовать эту превосходную по замыслу и исполнению прозу.

На этот раз автор обошлась без исторических экскурсов (а жаль, это у неё неплохо получается). Ретроспекции, повествующие о детстве, юности и зрелой поре Ирины, не в счет. «Изюминка» романа в том, что писательница предприняла небезуспешную попытку соединить жанр психологического романа с научно-фантастическим. Объяснения феномена произошедшего в городке лежат в области научно-технических экспериментов с облучением. Люди становятся куклами в руках как равнодушных ко всему исследователей, так и созданных в результате экспериментов «сверхчеловекам». В этом плане следует заметить, что выпукло и подробно выписаны как герои, так и второстепенные персонажи, о каждом из которых можно, выражаясь словами Гегеля, сказать «этот» (суть реализма, согласно Энгельсу).

Необычная книга с прекрасно воссозданой атмосферой иррационального ужаса, что отчасти сближает книгу Арифуллиной с некоторыми произведениями Стивена Кинга. А еще здесь отчетливо звучат трубы ангелов, возвещающих о начале апокалипсиса. Так что роман «Последние станут первыми» можно назвать не пост, а предапокалипсисом. Несмотря на позиционируемый автором агностицизм, произведение буквально пропитано библейским духом. Как раз апокалиптикой, предчувствием Страшного Суда, темой страданий, как искупления вины за чьи-то грехи, праведности ложной и истинной. Героиня представляется некоей женской ипостасью многострадального Иова. Только вот Господь, отобрав у нее почти все, взамен дал только мальчишку да собаку (хотя для счастья ей и того хватает).

Оценка: нет
– [  11  ] +

Елена Арифуллина «Взгляд сквозь пальцы»

kukolnik, 30 апреля 2015 г. 08:06

Сорокалетняя мать двух дочерей, «соломенная вдова» и психиатр по профессии Ольга Андреевна случайно получает последний дар от лисицы-оборотня. За сорок дней ей нужно три раза обрадоваться своим новым способностям и заставить кого-то порадоваться тому же. Иначе она окончательно превратится в оборотня. Удастся ли выполнить это нелегкое условие или пора рыть лисью нору?..

Роман Елены Арифуллиной «Взгляд сквозь пальцы» написан в жанре городского фэнтези и является прекрасным образцом того, что получило название «магического реализма». Здесь тонко переплелись быль и небылица, явь и навь. Небольшое по объему произведение смогло вместить в себе несколько временных пластов и множество судеб, при этом сочетая острую социальную направленность с тонким лиризмом. Поэтому его с полным основанием можно назвать именно «романом», а не большой повестью, каковыми и являются большинство из современных произведений, именуемых романами. С оговоркой, что это «уплотненная проза».

«Движущаяся панорама событий» книги охватывает пять пластов времени: «древность» — средневековая Япония, «давным-давно» — события дооктябрьского периода и первых послереволюционных лет, «былое» — Великая Отечественная война, «недавно» — «лихие» девяностые годы и «сейчас» — наше время. И все эти периоды неразрывно связаны друг с другом, перекликаются и переплетаются, а не существуют сами по себе. Генетическая память, связь поколений, долг перед предками – это то, на чем базируется нравственная компонента романа. Понятие нравственности, морали для героини (и автора, само собой) отнюдь не пустой звук. Именно неравнодушие Ольги, ее способность чувствовать и сопереживать помогает, на наш взгляд, сохранить в себе человеческое начало и выйти победительницей из непростой, практически патовой ситуации. Вернее, нескольких ситуаций. Потому как перед героиней стоит задача не только выжить в «человеческом облике», но и просто выжить.

Судьба Ольги – это типичная доля многих из представителей интеллигенции, не сумевших приспособиться к новым, «рыночным» условиям. Став жертвами финансовой аферы нечистоплотного руководства, Ольга и ее муж Геннадий оказались почти на грани. Подработки, «калым», мелкие и крупные сделки с совестью – то, через что пришлось пройти в 90-х многим. Не все и справились с ситуацией, потеряв имущество, работу и даже самое жизнь. К счастью, Ольга и Гена достаточно талантливые врачи. Арифуллина со знанием дела описывает будни медиков, их нелегкий, а порой и довольно неприглядный на вид труд. Эпизоды выведения Ольгой пациентов из белой горячки описаны жестко, даже не без излишнего натурализма. Вообще, «явь» в романе какая-то тяжелая, беспросветная.

Тем ярче и контрастнее картины «нави». Здесь тоже использован принцип историзма. Колоритны сцены средневековой жизни японской лисицы-оборотня, глубоко драматичны истории жизни старухи Прохоровны, обреченной на вечную жизнь за людоедство, медсестры Татьяны, покончившей жизнь самоубийством из-за той же истории с финансовыми махинациями главврача и превратившейся в морену, девочки-привидения Полины, ставшей жертвой обольстителя-насильника. Прекрасно выписан образ безымянного матроса, не упокоившегося со времен Великой Отечественной, великолепен домовой Тихон. Небольшим диссонансом здесь, думается, стал эпизод с эльфом, подселившимся в тело человеческого младенца. Данный персонаж не очень хорошо вписывается в систему «домашней» нечисти (как ни странно, японка кицунэ не смотрится таким инородным элементом).

Печальная сказка (или быль со сказочными элементами), доказывающая, что терпение и труд таки и впрямь все перетрут.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Петроний Гай Аматуни «Парадокс Глебова»

kukolnik, 18 октября 2008 г. 18:37

Самая слабая из трилогии.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Петроний Гай Аматуни «Если б заговорил сфинкс...»

kukolnik, 18 октября 2008 г. 18:35

Великолепная историческая проза. Жаль, немного испорчена «идеологией», но это уж признак времени создания повести.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Петроний Гай Аматуни «Тайна Пито-Као»

kukolnik, 18 октября 2008 г. 18:32

Очень занимательное чтение. Думается, не устарело и в наше время.

Оценка: 9
⇑ Наверх