Все отзывы посетителя Фрол Данилов
Отзывы (всего: 3 шт.)
Рейтинг отзыва
Фриц Лейбер «Мечи и чёрная магия»
Фрол Данилов, 19 ноября 2021 г. 19:30
Наконец-то я осилил весь цикл о двух половинках великого героя, но наиболее любимая часть — до сих пор первая прочитанная и первая по хронологии. Она и несколько отличается по атмосфере от всех остальных (и будучи формально-первой, создала несколько ложное и завышенное ожидание от остальных, впрочем я быстро адаптировался, и остальные тоже прочитал с удовольствием).
Остальные части — бойкие и ироничные, атмосфера лёгкого балаганного шоу в пропахшем пивом кабаке. Эта же — тягучая, поэтичная и мрачная сказка для взрослых, со снегом, знахарями и черепами. Её хорошо читать в новогоднюю ночь или лёжа с высокой температурой (а лучше то и другое сразу, желаю успешно простудиться перед новым годом). А после стать хорошим другом для героев, так что и от следующих, уже не таких обволакивающих приключений тоже невозможно было оторваться, чтобы проследить их судьбу от юности до почтенных средних лет на Льдистом острове (на котором вы эту атмосферу немного припомните).
П.с.: а в прочем, такая «сонно-пряная» атмосфера есть ещё в «Звёздной Пристани» и «Властителях Квармалла», но всё же уже не так, как здесь.
Аврам Дэвидсон «Феникс и зеркало»
Фрол Данилов, 20 июля 2021 г. 17:22
Решил это прочитать во-первых потому что тема в самую точку для меня — «философское фэнтези», смесь античности и средневековья, герой — Вергилий-маг, во-вторых потому что прочитал здесь про автора, что он служил на войне медбратом и ортодоксальный иудей, а для автора фэнтези бывать на войне и быть религиозным — очень хорошие данные («Неужели я нашёл еврейского Толкина?» — подумал я). Ну и год написания хороший — когда фэнтези ещё было свежим. И я не пожалел. Очень не пожалел.
Не скажу, что я советую её всем, это очень на сумасшедшего любителя античности и средневековья вроде меня. Скажу честно — большинству будет скучно (особенно если привыкли ждать экшена от фэнтези). Да даже мне было почти скучно. Кажется, что ничего не происходит, кроме алхимического производства (по аналогии с «производственным романом»), пусть и по драматическому мотиву. Герой едет туда, забирает медь, едет сюда — забирает олово, делает зеркало, и по ходу какие-то не имеющие отношения к сути персонажи и детали — всё. Но. Но. Но в концовке это всё взрывается внезапным фейерверком, почти все детали и персонажи сплетаются в тугой сложный узор (а какие и не сплетаются — тех можно привязать символически), всё обретает смысл, выходит грандиозный алхимический детектив, великое делание с интригой и трагедией, тонкая выделка. Я остался под впечатлением.
Полушуточно ещё подумал, что здешний Вергилий неплохо бы завершил триаду «воин, вор и маг», присоединившись к Фафхрду и Серому Мышелову. Их миры похожи — смесь античности и средневековья с оттенком декадентства и обилием магии разного уровня. Сами герои чем-то похожи в своей меланхоличной отчуждённости, и Вергилий — один из немногих, кого можно представить присоединившимся к их мужской дружбе. Только цикл о Фафхрде и Мышелове — более весёлый и приключенческий, а этот — более интеллектуальный, но этот контраст и хорош. Это я думал полушуточно по ходу чтения, а в конце в сносках ещё и прочитал, что Эйв Дэвидсон был в хороших отношениях с Фрицом Лейбером — ну и отлично.
Ещё я чувствовал, будто соревнуюсь с переводчиком в эрудированности. Увы, это не тот случай, когда «переводчик превращается в невидимое стекло», но нормально. Хотя некоторые места и вопиют. Но по ходу он всё же довольно начитан, судя по сноскам, а знать всё в доинтернетовские времена не мог.
Фрол Данилов, 1 ноября 2020 г. 17:31
Прочитал на данный момент три сборника из цикла. Пока что лучше всего зашла другая повесть — предыстория двух главных героев (особенно часть о Фафхрде на севере), но это естественно, поскольку она написана сильно позже, более зрелым автором. Но вот эта — пожалуй на втором месте (или на третьем после рассказа об Иссеке Кувшинном или даже «Драгоценностей в лесу»). Из минусов назову только уж больно резко-клюквенные мазки (даже для иронии, фэнтези и т.д.) — в начале под одной крышей собрались египтянин, торгующий контрабандными мумиями, армянский фокусник, паломник из Иерусалима, говорящий о «видимости видимости» — оно как-то притупляет веру. Но это мешает не то чтобы сильно, и древний мир тут показан довольно-таки сочно (некая его мифическая ирреальность идёт лишь как фишка), и ирония хорошая. и интересный образ тёмного адепта с необычной неожиданной магической интригой. На самом деле мне даже стало немного жаль, что не все рассказы о Фафхрде и Мышелове — в нашем мире. Если в центре континента, в иранской Средней Азии (большой плюс за необычное место действия) — таинственные руины Аримана, но как же можно было мифически приподвывернуть другие места мира? Тем более что Невон всё же несильно отличается от нашего мира. А впрочем, у Невона как отдельного мира тоже есть свой неуловимый шарм, и он пожалуй даже лучше этой специфической атмосферы искажённого реального мира. Так что если бы я мог отправиться в прошлое и сказать что-то Лейберу, я бы не просил его пересмотреть концепцию (разве что написать ещё пару рассказов в нашем мире).