Все отзывы посетителя Михайло Мастер
Отзывы (всего: 1 шт.)
Рейтинг отзыва
Аркадий и Борис Стругацкие «Обитаемый остров»
Михайло Мастер, 25 февраля 2017 г. 01:08
Мммасаракш!
На днях прочитал «Обитаемый остров» братьев Аркадия и Бориса Стругацких.
Оценка 7/10.
Книга вошла хорошо, массаракш! Буквально за неделю (в среднем по 1 часу в день).
«ОС» однозначно не для всех. Мне кажется он должен понравится людям, которые интересуются политикой, социологией, антропологией...
«Обитаемый остров» — фантастическая повесть братьев АБС, написанная в 1969 году.
После выхода журнального варианта в «Неве» посыпались доносы и прямые обвинения в антисоветчине. Авторы были вынуждены изменить в произведении 896 мест в угоду советской цензуре. После этой публикации выход книжных изданий Стругацких был почти прекращен на целое десятилетие.
Получается, что книга сильная, раз она так заинтересовала цензурное управление Главлита.
Сюжет, выдержанный в духе научно-фантастической антиутопии, рассказывает о землянине из будущего Максиме, который попал на постапокалиптическую планету Саракш и оказался вовлечён в борьбу с местным режимом, использующим промывание мозгов.
ПЛЮСЫ:
+ Отличная атмосфера последствий ядерного конфликта: уродливыми механизмами, ржавчиной и зараженными зонами веет из каждой главы в книге.
+ Произведение написано легко и очень динамично. Главный герой меняет жизненную позицию 5 раз: то он дурачек, то он гвардеец, то он подпольщик, то он каторжник, то он снова дурачек.
+ Неизвестные Отцы — анонимная власть в государстве.
+ Выродоки (aka Дисседенты) — мыслящие и способные усомниться в достоверности официальной информации люди.
+ Излучение и Башни (aka средства массовой информации) — воздействие на сознание, которое заставляет человека верить начальству, выполнять приказы и не размышлять. Обеспечивает управляемость общества. Аналогично нашим теле-радиовышкам. Федеральные каналы и государственная пропаганда.
+ Ментограммы. Ааааааааа, массаракш! Вот это веселуха: считывать с человека фрагменты воспоминаний и крутить их потом по телеку. Великолепное шоу.
МИНУСЫ:
- главный герой просто придурок.
Протагонист вообще не думает, что будет потом. Он просто делает что-то, а потом собирает горькие плоды своей деятельности. До конца не разобравшись что такое жизнь, он в свои 20 лет полез вершить революцию. Ломать — не строить. При этом у главного героя напрочь отсутствует представление как создавать новое государство на обломках старой империи. И это для него было самым большим открытием в конце книги.
— Ты многое забыл, — проворчал Странник. — Ты забыл про передвижные излучатели, ты забыл про Островную Империю, ты забыл про экономику… Тебе известно, что в стране инфляция?.. Тебе вообще известно, что такое инфляция? Тебе известно, что надвигается голод, что земля не родит?.. Тебе известно, что мы не успели создать здесь ни запасов хлеба, ни запасов медикаментов? Ты знаешь, что это твое лучевое голодание в двадцати процентах случаев приводит к шизофрении? А? — Он вытер ладонью могучий залысый лоб. — Нам нужны врачи… двенадцать тысяч врачей. Нам нужны белковые синтезаторы. Нам необходимо дезактивировать сто миллионов гектаров зараженной почвы — для начала. Нам нужно остановить вырождение биосферы… Массаракш, нам нужен хотя бы один землянин на Островах, в адмиралтействе этого мерзавца… В стране война!
Но вот через месяц должно начаться вторжение. Обычно нам удается сбивать субмарины с курса, так что до побережья доходят только единицы. Но на этот раз они готовят армаду… Я рассчитывал на депрессионное излучение, а ты разрушил Центр управления.
И чем же ты конкретно намерен теперь заниматься?
— Не знаю, — сказал Максим. — Я буду делать то, что мне прикажут знающие люди. Если понадобится, я займусь инфляцией. Если придется, я буду топить субмарины… Но свою главную задачу я знаю твердо: пока я жив, никому здесь не удастся построить еще один Центр. Даже с самыми лучшими намерениями…
Максим своей самодеятельностью испортил тщательно подготовленный план спасения Саракша. С другой стороны такой месседж один из главных посылов в книге. Хаить власть многие горазды. При этом как должно быть на самом деле люди себе не представляют. Человек хочет счастья — здесь и сейчас. И нам кажется, что если что-то неправильное устранить в государстве, то мы сразу заживем хорошо.
- наивность и романтизм.
2157 год. Земляне составили атлас космического пространства. Спокойно себе летают и исследуют новые планеты.
Люди будущего просто какие-то универсальные солдаты. Вот полюбуйтесь на акт медицинского обследования главного героя:
Следы четырех смертельных ранений… Семь пуль — однако! Это слишком много для нормального человека… Скручивает монетки в трубочку… бежит с человеком на плечах… Видит совершенно отчетливо дождливой ночью (может даже читать) и в полной темноте (различает предметы, видит выражение лица на расстоянии до десяти метров)… обладает очень чувствительным нюхом и вкусом — различал членов группы по запаху на расстоянии до пятидесяти метров, на спор различал напитки в плотно закупоренных сосудах… ориентируется по странам света без компаса… с большой точностью определяет время без часов… имел место следующий случай: была куплена и сварена рыба, которую он запретил всем есть, утверждая, что она радиоактивная. Будучи проверена радиометром, рыба действительно оказалась радиоактивной. Обращаю внимание на тот факт, что сам он эту рыбу съел, сказавши, что ему она не опасна, и действительно, остался здоров, хотя излучение превышало тройную санитарную норму (почти 77 единиц)...
- гуманноидная цивилизация Саракша копия нашей Земной
Люди такие и все как у нас: ядерные конфликты, коррупция, авторитарные режимы, песни под гитару, танцы-зажиманцы, правительственное авто с мигалкой и т.д.
ИМХО. Как вариант: на самом деле 2500 какой-нибудь или даже 3000 год. Саракш — давно забытый и провалившийся эксперимент по колонизации землеподобной планеты. В таком случае никаких вопросов о схожести цивилизаций.
- слабая любовная линия
Максим, конечно, иногда вспоминает Раду, но только в ситуациях когда он грани жизни и смерти. По большому счету Главному герою как бы нет дела до девушки, которая влюбилась и в самом начале спасла его. Хотя он тут же отплатил и спас её от хулиганов:
Это было настолько дико и невозможно, что Максим потерял ощущение реальности. Что-то сдвинулось у него в сознании. Люди исчезли. Здесь было только два человека — он и Рада, а остальные исчезли. Вместо них неуклюже и страшно топтались по грязи жуткие и опасные животные. Не стало города, не стало арки и лампочки над головой — был край непроходимых гор, страна Оз-на-Пандоре, была пещера, гнусная западня, устроенная голыми пятнистыми обезьянами, и в пещеру равнодушно глядела размытая желтая луна, и надо было драться, чтобы выжить. И он стал драться, как дрался тогда на Пандоре.
Время послушно затормозилось, секунды стали длинными-длинными, и в течение каждой можно было сделать очень много разных движений, нанести много ударов и видеть всех сразу. Они были неповоротливы, эти обезьяны, они привыкли иметь дело с другой дичью, наверное, они просто не успели сообразить, что ошиблись в выборе, что лучше всего им было бы бежать, но они тоже пытались драться… Максим хватал очередного зверя за нижнюю челюсть, рывком вздергивал податливую голову и бил ребром ладони по бледной пульсирующей шее, и сразу же поворачивался к следующему, хватал, вздергивал, рубил, и снова хватал, вздергивал, рубил — в облаке зловонного хищного дыхания, в гулкой тишине пещеры, в желтой слезящейся полутьме — и грязные когти рванули его за шею и соскользнули, желтые клыки глубоко впились в плечо и тоже соскользнули… рядом уже никого не было, а к выходу из пещеры торопился вожак с дубиной, потому что он, как все вожаки, обладал самой быстрой реакцией и первым понял, что происходит, и Максим мельком пожалел его, как медленна его быстрая реакция — секунды тянулись все медленнее, и быстроногий вожак едва перебирал ногами, и Максим, проскользнув между секундами, поровнялся с ним и зарубил его на бегу, и сразу остановился… время вновь обрело нормальное течение, пещера стала аркой, луна — лампочкой, а страна Оз-на-Пандоре снова превратилась в непонятный город на непонятной планете, более непонятной, чем даже Пандора…
Максим стоял, отдыхая, опустив зудящие руки. У ног его трудно копошился усатый вожак, кровь текла из пораненного плеча, и тут Рада взяла его руку и, всхлипнув, провела его ладонью по своему мокрому лицу. Он огляделся. На грязном цементном полу мешками лежали тела. Он машинально сосчитал их — шестеро, включая вожака — и подумал, что двое успели убежать. Ему было невыразимо приятно прикосновение Рады, и он знал, что поступил так, как должен был поступить, и сделал то, что должен был сделать — ни каплей больше, ни каплей меньше. Те, кто успел уйти, — ушли, он не догонял их, хотя мог бы догнать — даже сейчас он слышал, как панически стучат их башмаки в конце тоннеля. А те, кто не успел уйти, те лежат, и некоторые из них умрут, а некоторые уже мертвы, и он понимал теперь, что это все-таки люди, а не обезьяны и не панцирные волки, хотя дыхание их было зловонно, прикосновения — грязны, а намерения — хищны и отвратительны. И все-таки он испытывал какое-то сожаление и ощущал потерю, словно потерял некую чистоту, словно потерял неотъемлемый кусочек души прежнего Максима, и знал, что прежний Максим исчез навсегда, и от этого ему было немножко горько, и это будило в нем какую-то незнакомую гордость…
-нелепая ситуация с бомбардировщиком
Эхо войны. Полкниги поддерживается атмосфера зачистки южных районов, где полно автоматических средств борьбы: самоходные танки, самонаводящиеся ракеты, зенитные установки, минные поля и т.д. И вот главному герою достается, пожалуй, самый последний боевой самолет на этой планете — Личный Его Императорского Высочества Принца Кирну Четырех Золотых Знамен Именной Бомбовоз «Горный Орел». Максим решает пролететь над опасным регионом. А вдруг не заметят? Естественно его подбили.