Все отзывы посетителя Мария Демидова
Отзывы (всего: 3 шт.)
Рейтинг отзыва
Мария Демидова, 23 мая 09:16
Перед нами история, которая начинается как типичное романтическое фэнтези. На пороге простой астраханской квартиры появляется загадочный незнакомец по имени Ракун и сообщает обычной девушке Нине, что она получила магическое наследство, а значит, имеет полное право бросить свою скучную серую жизнь и отправиться в другой мир, где её ждут учёба в магической школе и удивительные возможности, о которых здесь она не могла и мечтать. Учитывая, что сопровождать её в путешествии должен этот самый незнакомец, предложение кажется ещё более заманчивым. Но Нина отказывается от наследства в пользу своей старшей сестры. Ещё не зная, сколько судеб изменит это решение.
И вот проходит двадцать лет, и Ракун снова оказывается в той же самой квартире, но на этот раз чтобы забрать с собой Алину – дочь той самой старшей сестры, чьё путешествие в волшебный мир оказалось трагически коротким. И Нина, которая не намерена оставлять племянницу без присмотра, вынуждает магоса (так здесь называют магов, то есть владельцев магических камней) взять её с собой. В мир, который называется Исток.
Эта завязка могла бы перерасти в романтическую историю (а учитывая, что перед нами две героини, то сразу в две романтические истории) или стать началом приключений племянницы и её скрывающейся от закона (всё-таки через границу её планируют перевезти нелегально) тётушки в магической академии. Но «Река ведёт к Истоку» – это всё-таки не ромфант и не академка. Это приключенческое фэнтези, в котором у героев мало что идёт по плану. И вот в соседнем с Истоком мире Алину похищают разбойники, и всем резко становится не до романтики и не до мыслей о предстоящей учёбе. Река сюжета разделяется на два потока: Ракун и Нина пытаются найти пропавшую племянницу, в то время как Алина пытается понять, зачем её похитили, как ей выбраться и не является ли всё это вступительным экзаменом. А то кто их знает, этих волшебников… И дальше две эти сюжетные линии развиваются параллельно, чтобы эффектно сойтись в финале.
На самом деле по такому принципу построены все романы цикла (и это одна из тех вещей, за которые я его очень люблю). Если в первой части трилогии мы, по сути, наблюдаем лишь за тремя центральными персонажами, двое из которых решают одну и ту же задачу и большую часть времени находятся в поле читательского внимания вместе, то во второй и третьей книгах персонажей становится больше, и вместе с этим увеличивается количество сюжетных линий. Герои могут заниматься совершенно разными делами, идти к совершенно разным целям совершенно разными дорогами, руководствоваться совершенно разными мотивами и вообще практически не пересекаться друг с другом, но все их действия в итоге изящно вплетутся в общую канву, сложатся в единую картину и проявят себя в кульминации, которая объединит всех персонажей, даже если они в этот момент будут находиться в совершенно разных местах. И очень вероятно, что вы удивитесь, как это так получилось, потому что, замирая на виражах сюжета, переживая за героев, удивляясь, пугаясь, злясь и радуясь вместе с ними, вы попросту забудете следить за ловкими руками автора, который выдаст вам всю (или почти всю) необходимую для разгадки тайны информацию, но не позволит слишком долго задерживать на ней внимание. Благодаря этому финалы всех трёх книг одновременно преподносят сюрпризы и оказываются абсолютно логичными и непротиворечивыми.
Каждая книга трилогии представляет собой законченную историю, но при этом все они тесно связаны между собой – персонажами, конфликтами, цепочками событий, которые подспудно влияют друг на друга. То, что в первых двух частях кажется незначительными деталями, в третьей становится важными частями общей мозаики.
Уже в первом томе, наблюдая за судьбой Нины, Ракуна и Алины, невозможно не обращать внимания на тех, кого они встречают на своём пути. На Виктора Долана, который совершенно не похож на наёмника-похитителя, что не мешает ему, однако, им быть. На Александра Силя, который совершенно не похож на одного из самых опасных людей Истока и близлежащих миров, что не мешает ему, однако, им быть. На Алекса Лисара, который совершенно не похож на богатейшего промышленника, производителя оружия, владельца заводов, газет, пароходов, что не мешает ему, однако… ну вы поняли :) Даже второстепенные и эпизодические персонажи здесь – яркие, харизматичные, запоминающиеся. И запомнить их действительно стоит, потому что большинство из них сыграет важную роль в событиях второго и третьего томов трилогии.
От книги к книге растёт не только количество персонажей и сюжетных линий, но и масштаб событий.
«Река ведёт к Истоку» – это, по сути, история о проблемах одной семьи. Нина и Ракун ищут свою общую племянницу и по ходу дела узнают подробности о гибели её родителей. То, что успех похитителя мог бы привести к, мягко говоря, неприятным последствиям для всех владельцев магических камней, – по большому счёту, не так уж важно. Этот факт скорее осознаётся, чем ощущается. Судьбы нескольких конкретных персонажей беспокоят во время чтения куда больше.
В «Истоках неприятностей» мы имеем дело уже не с одной семьёй, а с целым кругом друзей и коллег, которые по разным причинам попадают в неприятности. Алина пытается освоиться в магической школе и узнать своё настоящее имя, без которого ей сложно обращаться с магическим камнем, и случайно помогает в ограблении родительского особняка. Её тётя и дядя пытаются выяснить, кто подбросил в карман Ракуна клочок бумаги с проклятием, и попадают в ловушку, которая очень дорого обходится магосу. Силь всего лишь пытается работать, но у злоумышленника, который похищает его из дома Лисара и ставит ультиматум Ракуну, другие планы. Алекс пытается защитить друзей и готов ради этого добровольно отправиться в расставленные похитителем сети. Долан добросовестно делает свою работу и одновременно с этим пытается не позволить Алине натворить каких-нибудь глупостей, а потому неизбежно оказывается втянут в общие неприятности, которые только выглядят несвязанными друг с другом, а на самом деле являются частью давнего, хорошо продуманного плана, который может изменить существующие представления о магии.
Но и этот план, каким бы он ни был амбициозным, не может сравниться по своему масштабу с теми событиями, которые происходят в заключительной части трилогии. Потому что «Обратная сторона Истока» – это роман о попытке совершить революцию, политическую и магическую, которая повергнет в хаос не только Исток, но и миры ближайших к нему витков, где активно используются магические камни.
И здесь, наверное, надо бы сказать пару слов о местной магии. Потому что она – ещё один фактор, заставивший меня полюбить эту трилогию и даже позволивший написать по ней несколько фанфиков. Дело в том, что местная система магии и тесно связанная с ней система миров устроены очень логично. И упорядоченная, похожая на программирование, магия Истока, и стихийная, дикая магия Устья подчиняются нерушимым законам, которые создают ряд жёстких ограничений даже для самых одарённых героев, но при этом оставляют достаточное пространство для манёвра – для неочевидных решений, для неожиданных ходов, для удивительных открытий.
И всё это не просто существует на радость читателям и автору, но и является важным сюжетообразующим элементом во всех романах трилогии. Во всех трёх книгах магистральные конфликты, мотивы антагонистов и способы решения главных сюжетных задач непосредственно связаны с магией. Причём важной оказывается не столько сама сила, сколько разумное и уместное её применение. Знание правил, по которым работают камни, арфактумы и магия Устья, и использование этих правил для достижения собственных целей. И, что особенно важно, эти правила не меняются по ходу действия, магия не подыгрывает персонажам, какими бы искренними, пылкими и героическими ни были их порывы. Если из каких-то правил, обозначенных в самом начале, есть исключения, они тоже работают по определённым принципам, и эти принципы тоже раскрываются заранее, а не выскакивают, как чёртик из табакерки, в момент кульминации. А если вдруг выскакивают, значит, это часть какой-то большой загадки, которую персонажам ещё только предстоит разгадать.
В этой трилогии вообще довольно много загадок и тайн. А ещё – опасностей, неожиданных поворотов, эффектных магических противостояний, взрывов, в конце концов… Это отличное приключенческое фэнтези, призванное увлечь и развлечь, и с этими задачами оно справляется прекрасно – благодаря и продуманной композиции, и выдержанному балансу между спокойными и напряжёнными сценами, и лёгкому динамичному стилю, и, конечно, ярким, разнообразным и очень живым персонажам.
И эти персонажи, с их радостями и горестями, с их воспоминаниями о прошлом и мечтами о будущем, с их силой и слабостью, с их сложными взаимоотношениями, превращают трилогию в нечто большее, чем простое приключение. Они делают эту историю очень человечной. Разговоры по душам в ней ничуть не менее важны, чем интриги, магия и взрывы. А зачастую – ничуть не менее напряжённы и волнующи.
Так что для меня цикл «Исток» – это в первую очередь история о людях. О выборе, который они делают и с которым живут. О том, что всякий выбор важен, но ни одно решение не определяет тебя полностью, не ставит на тебе клеймо, не запрещает тебе, ошибившись, пытаться, насколько это возможно, исправить ошибку и искупить вину. А ещё – это история о поиске себя и ответа на вопрос, что именно делает тебя тем, кто ты есть: возраст, способности, желания и поступки, семья и друзья, победы, поражения, принятые решения – или всё это вместе, или что-то совсем иное? История о поиске если не смысла жизни, то, во всяком случае, той самой жизни, которую ты сможешь, не кривя душой, назвать своей. История о долге и о цене, которую приходится платить за то, чтобы ему следовать. О целях, которые не всегда оправдывают средства. О семье, которая не всегда определяется кровным родством. О дружбе и близости, о заботе и поддержке. И, конечно, о любви. В самом широком смысле этого слова.
Екатерина Шашкова «Основы человечности для чайников»
Мария Демидова, 22 мая 20:08
Об этой книге хочется кричать на каждом углу, нелепо размахивая руками от переизбытка эмоций. Как кричат о чём-то очень важном. Об этой книге хочется негромко и неспешно рассказывать, устроившись в уютном кресле у камина. Как рассказывают о чём-то очень личном. Потому что «Основы человечности» действительно стали для меня чем-то очень личным. И важным. Не потому ли мне так трудно подобрать слова, чтобы о них рассказать?
Честно говоря, велик соблазн ограничиться простым и абсолютно честным: читайте эту книжку, она классная! :) И никакого риска наговорить ерунды или что-нибудь заспойлерить. Потому что спойлерить здесь очень даже есть что. Или можно без всяких спойлеров сказать о том, что я ревела над финалом. Все три раза, которые читала. И да, я уже успела прочитать эту историю три раза и с полной уверенностью могу заявить, что при перечитывании она не только не блекнет, но, наоборот, начинает играть новыми красками – потому что теперь-то тебе понятно… теперь-то ты знаешь… много чего знаешь, одним словом.
Вообще я очень люблю книги, которые по-новому раскрываются при втором прочтении, а «Основы человечности» как будто созданы для того, чтобы читать их как минимум дважды. Не случайно же финал перекидывает изящный мостик между двумя временными линиями и настойчиво предлагает пройти по нему, чтобы прочесть уже немножко другую историю, в которой случайные детали и мимоходом брошенные фразы будут высверкивать новыми яркими вспышками, а знакомые уже персонажи, их поступки и реакции предстанут немного иными, окажутся ещё более близкими и понятными. В результате получается этакая книга-уроборос с точно выверенной композицией и очень красивым эмоциональным узором.
Что касается жанра, «Основы человечности» – это городское фэнтези, с магами, оборотнями, призраками и ещё кое-какими сверхъестественными существами, и вместе с тем – социально-психологическая драма о детях и родителях, об учениках и учителях, о дружбе и доверии, об ошибках и уроках. О боли и страхе. О бескорыстно протянутой руке и о спасении утопающих, которое не всегда дело рук самих утопающих. Причём лично мне особенно нравится то, что все главные герои (а их здесь трое) в разные моменты и при разных обстоятельствах успевают побыть и утопающими, и спасателями. В первую очередь друг для друга.
Кстати о главных героях. Знакомьтесь:
Вот Ксюха, обычная пятнадцатилетняя школьница, которая живёт обычной жизнью в обычном приволжском городе – до тех пор, пока не встречает на набережной странного хромоногого парня в косухе, рваных джинсах и кедах не по погоде. И после этой встречи знакомый и привычный ей мир даёт трещину.
Вот Тимур (Игоревич), обычный школьный учитель, чей мир тоже в своё время дал трещину. Правда, это было давно, и трещина успела подзатянуться. Наверное. Может быть.
А вот Людвиг. Хромоногий парень в косухе, рваных джинсах и кедах не по погоде. И его мир когда-то тоже дал трещину. А потом – ещё одну. Когда он совершил нечто такое, что пустило его дальнейшую жизнь под откос.
У каждого из этих троих – свои заботы и проблемы, и этими проблемами как-то очень быстро проникаешься. Как и самими героями. И теми, кто их окружает. Потому что здесь даже эпизодические персонажи живые и яркие – не маски, не функции, а полноценные характеры, со своими достоинствами, недостатками, привычками и заблуждениями. Впрочем, иначе и быть не могло, ведь «Основы человечности» – в первую очередь книга о людях, о сложных отношениях между ними. О том, как они ломают друг друга и как – порой совершенно неожиданно – друг друга спасают.
Здесь даже магия – в значительной степени символ, метафора, способ подчеркнуть и более наглядно показать какие-то вполне обычные, ничуть не магические явления. Собственническое отношение родителя к ребёнку. Страх. Эмпатию. Талант. Конфликт желаний и возможностей. Соотношение целей и средств.
Но несмотря на то, что «Основы человечности» – роман скорее психологический, чем приключенческий (лично мне нравится называть его «психотерапевтическим янг-эдалтом», что бы это ни значило)), динамика в нём такая, что с трудом успеваешь переводить дыхание. Здесь не так уж много того, что можно назвать «движухой», внутреннее действие отчётливо преобладает над внешним, но даже в мирных разговорах у камина эмоций и напряжения ничуть не меньше, чем могло бы быть в драках, погонях или взрывах. Что уж говорить о разговорах не мирных – тех, в которых межличностные конфликты, непонимание и манипуляции рвут душу на части…
В «Основах человечности» немало довольно болезненных эпизодов, от которых становится почти физически некомфортно, и тем не менее это невероятно уютная книга. Отчасти благодаря тому обаянию, которое присуще, кажется, всем Катриониным текстам. Отчасти благодаря главным героям и их отношениям, в которых очень много тепла, заботы и нежности при полном отсутствии романтики. Отчасти благодаря атмосфере и характеру Дома, в котором ведутся важные разговоры (и который я совершенно напрасно не записала в число главных героев). И, разумеется, благодаря тому, что к большинству нанесённых читателю душевных ран своевременно прикладывается достаточное количество метафорического подорожника.
Эта книга и сама сродни подорожнику. А может – зелёнке, которая, прижигая рану, причиняет боль, но в конце концов приносит облегчение. И ощущение, что самое страшное позади и всё непременно будет хорошо.
Ведь даже если ты не оправдываешь ожиданий и не вписываешься в рамки, в которых тебя хотят видеть, найдётся кто-то, кто тебя примет и поймёт – с первого слова, а то и вовсе без слов.
Даже если ты наломал дров, потерял самых близких людей, оказался в безвыходной ситуации, а единственный, кого ты теперь можешь назвать другом, – монстр, питающийся кошмарами, – найдётся кто-то, кто поверит тебе, вопреки здравому смыслу, и протянет руку помощи, и отдаст последнюю котлету.
И даже если ты самый обычный человек, не гений, не герой, не находчивый плут, не стойкий оловянный солдатик, если ты то и дело паникуешь и косячишь, совершаешь импульсивные глупости и не слишком понимаешь, как жить эту жизнь, найдётся кто-то, кто подхватит тебя в падении – не потому, что ты как-то особенно важен для мира, а потому, что в мире существует доброта. И человечность.
Ведь в конечном итоге, в полном соответствии с названием, эта книга – именно о человечности. О праве на любовь, поддержку и защиту. О праве на спасение – даже для того, кто совершил нечто непоправимое.
Алиса Дорн «Институт моих кошмаров»
Мария Демидова, 1 ноября 2019 г. 23:47
“Институт моих кошмаров” — это “академка про любовь”, которой очень быстро надоедает быть просто “академкой про любовь”, и она начинает поворачиваться в луче читательского взгляда, показывая всё новые грани: вот вам психологическая драма, вот — мифологический триллер с элементами фарса, вот — магический детектив... И всё это приправлено где лёгким юмором, а где и горькой иронией.
Итак, что мы имеем...
Девочка Наташа оканчивает школу и поступает в институт. Но престижное учебное заведение оказывается не тем, чем представлялось изначально, и Наташа попадает в место странное, непонятное и, как очень быстро выясняется, опасное. Здесь по пустыне гуляют драконы, в зданиях исчезают двери, в расписании алхимия соседствует с политэкономией, а ректор не прочь перекусить провинившимся студентом. Страшно? Конечно, страшно... Зато какие здесь студенты! Вампирша, местная вариация инквизитора, прирождённая создательница магического оружия, демон, в конце концов... Замечательные люди! То есть нелюди. Тёмное прошлое, семейные тайны и скелеты в шкафах — в ассортименте. Но, как утверждают местные, это ничего, это абсолютно нормально. И всё ещё может закончиться хорошо. В конце концов, смертность среди студентов за последние годы снизилась. Процентов до десяти. Главное — не ходить в библиотеку...
Мир “Института” — яркий, сочный, зримый. Поначалу, возможно, слишком обстоятельно описываемый (первая глава — своего рода расстановка декораций), но впоследствии легко оживающий. Строго говоря, речь здесь идёт не об одном мире. ГООУ, где учатся герои, находится где-то на границе между Землёй и Адом — не библейским, нет, совершенно иным. И туда Наташе тоже заглянуть придётся. При этом автор замечательно играет со стилем. Читая “адские” главы, в какой-то момент перестаёшь отличать сон от реальности, повествование становится зыбким, почти гипнотическим... И благодаря этому отчётливее ощущаешь инаковость, чуждость, жуткость демонической стороны мироздания.
Но антураж — не главное. На самом деле “Институт моих кошмаров” — не про волшебство, и не про учёбу, и не про расследование таинственных преступлений. Всё это — продуманное, захватывающее и хорошо написанное — здесь, безусловно присутствует, но в первую очередь эта история — об отношениях людей друг с другом, с миром и с самими собой.
На протяжении трёх томов Наташа отчаянно ищет своё место в новой реальности, пытается понять мотивы окружающих её людей. Заглядывая в лицо смерти, она осмысляет этот опыт и благодаря ему начинает иначе смотреть на ценность жизни. Каждая раскрытая тайна, каждая распознанная ложь приближают героиню к осознанию многогранности и неоднозначности происходящих событий. Ломают привычную картину мира, заставляют принимать непростые решения, делать выбор в ситуациях, где не может быть безоговорочно правильного хода. И всё это даёт Наташе ключи к главному решению, которое ожидает её в финале трилогии.
Среди интриг (которые с каждым томом становятся всё глобальней), секретов, манипуляций и скрытых целей развивается замечательная любовная линия. Что важно: именно развивается. На протяжении всех трёх томов. “Институт” — это история о сближении двух очень разных людей. И не имеет никакого значения, что они, согласно авторской классификации, вовсе не люди. Принадлежность к разным биологическим (или здесь точнее “мифологическим”?) видам, — это лишь условность. Метафора, позволяющая показать постепенный и сложный процесс выстраивания близких отношений. Показать, как достигается понимание, как возникает уважение. Как через боль и страх, через преодоление впитанных с детства принципов выживания и неискоренимых комплексов рождается доверие. Поначалу хрупкое, зачастую держащееся на самовнушении, а после — каменно твёрдое, способное стать фундаментом для истинной близости, истинного принятия друг друга — целиком и полностью, без оговорок, без попыток перекроить и приспособить другого под себя.
Отдельно стоит сказать о прекрасно выписанном образе Диза. Создание персонажа, по своей природе не способного испытывать эмоции, — как путь по канату над пропастью. С одной стороны — опасность удариться в искусственность, потерять психологическую убедительность взаимоотношений, с другой — риск нарушить собственные правила игры, сведя “видовые различия” на нет. Наблюдать за тем, как автор удерживает баланс, — одно удовольствие.
Кроме того, образ Диза, раскрытие его способа взаимодействия с окружающими, снимает мнимое противоречие между эмоциями и разумом. Независимо от того, чем руководствуются герои, важными оказываются лишь поступки. Тот выбор, который делает каждый (и речь уже не только о Наташе и Дизе). Кому доверять. Кого защищать. По какому из сотен возможных путей идти.
P.S.
- Если для вас интимность — это долгие ночные разговоры на кухне;
- если вам нравятся персонажи, которые вызывают бурю эмоций, просто неподвижно сидя за компьютером;
- если вы цените сильных героинь, не прячущихся чуть что за спину своего демона;
- если вам хочется хорошего, эмоционального и вдумчивого фэнтези...
...тогда вы пришли по адресу :)