Все отзывы посетителя Завета
Отзывы (всего: 2 шт.)
Рейтинг отзыва
Лев Прозоров «Евпатий Коловрат»
Завета, 12 июля 2016 г. 12:35
Бывает, что хороший писатель уж слишком убедительно описывает ужасный мир, в котором невыносимо находиться. И вы откладываете книгу именно потому, что она хорошо написана. Ужасы монголо-татарского ига описаны настолько ярко и убедительно, получается такой силы «удар по голове», что не всякая читательская голова выдержит. Но, вероятно, подобная тема требует именно такого подхода.
Лев Прозоров «Мечеслав. «Я сам себе дружина!»
Завета, 15 мая 2016 г. 14:31
О романе ЛЬВА ПРОЗОРОВА «МЕЧЕСЛАВ»
«Порою не так важно знать, дойдешь или не дойдешь. Гораздо важнее, что идешь – правильно».
«Мечеслав»
В этом отзыве я не буду касаться исторической части, то есть разбирать сам образ Руси Х века: это грозит вылиться в обсуждение чисто исторических тем, выходящих за рамки литературной стороны дела. (Некоторые вопросы, типа пресловутой «дани девушками», на это прямо напрашиваются, но автор имеет право творить свой мир, как ему угодно, а наша задача лишь рассмотреть, насколько удачно он решил свои художественные задачи.)
Действие романа разворачивается в героическую эпоху князя-воина Святослава и начинается в глуши вятичских лесов. Как и в «Руси изначальной», воинское сословие имеет кастовую природу, идущую из самого строя славянской жизни. Ввиду необходимости постоянно обороняться от степняков, сословие славян-воинов живет отдельно от славян-пахарей, в собственных городках, по своим обычаям, и даже браки заключают в своей среде, не смешиваясь с «селянами». Селяне, в целом, тоже люди неплохие, но пожиже… И уже в самой этой необходимости иметь постоянно готовую к бою дружины – несмотря на заключенный три поколения назад договор и выплату тяжелейшей дани – мы уже видим выражение тяжкого гнета «коганых», под которым живут славяне. «Бадеева рать» (на мой взгляд, очень удачный образ) является главным историческим событием их прошлого, памятным, определяющим событием, как для нас – Великая Отечественная.
Из воинов и происходит Мечеслав, сын вождя Ижеслава. В первой книге («Я сам себе дружина») мы наблюдаем за историей воспитания и взросления Мечеслава: на глазах читателя он из маленького ребенка, впервые посаженного на коня и переданного в руки воспитателя, превращается в молодого мужчину, способного брать на себя ответственность за других и принимать решения, которые могут завести очень далеко.
С литературной точки зрения Л.Прозоров – писатель полностью современный, и работа его находится на уровне современных требований. Язык исторической эпохи, на мой взгляд, подан практически идеально: он не архаизирован и не осовременен, читателю все понятно, виден колорит эпохи, глаз не режут слова, которых тогда не могло быть, но здесь нет архаизмов, при помощи которых этот колорит пытаются создать авторы, лишенные вкуса и чувства языка. Стиль живой, с чувством юмора, персонажи выглядят как люди, а не как бумажные куклы из покупного набора: здесь, значитца, бояре, здесь князь, здесь добры молодцы, здесь красны девицы… (Только образ княгини Ольги, на мой взгляд, недалеко ушел от традиционно-стереотипной бабы-истукана со злыми глазами; впрочем, при помощи историчной косметики тип властолюбивого истукана даже получил развитие. И наличие полоумного младшего сына Глеба, как единственной слабости этой женщины, подчеркивает суть образа.) Язык персонажей индивидуализирован с учетом их происхождения и даже диалекта.
Про матчасть рассуждать не будем: с чем-то можно поспорить, но, в общем, незачем, поскольку видно, что автор пишет по знакомству с эпохой, а не раскладывает перед нами стереотипы общественного сознания все из того же покупного набора (с сарафанами, кокошниками и печными трубами), как это делают, увы, весьма многие. (Цепляясь к женским шапкам и форме височных колец, мы в данном случае проявили бы мелочность.) Мир ощутим в своей вещественности настолько, насколько это нужно, а местами даже, как в таких случаях пишут, этнографичен. Но не через меру.
Кстати заметим, что присутствие фантастических элементов (к примеру, шаманизм в действии) вовсе не требует зачисления книги в разряд фентези – ибо фантастический элемент служит дополнением к антуражу эпохи и потому не нарушает, а подкрепляет реализм (парадокс такого рода вещей).
Целью воинских городков является защита своего края от беззаконных действий хазарских шаек. Для этого готовят юного Мечислава, и со своей задачей он справляется. Но первым важным событием в его жизни становится любовь. Любовь недолгая и с самого начала не очень-то удачная: Бажера, дочь селянина-кузнеца, не годится в жены воину, они не могут быть вместе, и чувства здесь ничего не меняют. Да она и просватана уже. Однако, сидя на свадьбе любимой девушки, Мечислав еще не знает, что впереди у него куда худшее горе. Бажеру увозит грабительская шайка хазар, и он в одиночку пускается в путь, поскольку считает своим долгом ее спасти и отомстить за гибель селения.
И вот тут мы видим не просто традиционный, а уже архетипичный сюжет для русского исторического романа. Это классика: особу женского пола (обычно невесту героя) увозят злые степняки, и он отправляется ее вызволять. Этот ход так популярен благодаря трем выигрышным моментам. Во-первых, он основан на типичнейшем историческом конфликте русского средневековья: оборона земледельческих народов (славян) от спепняков-кочевников (что находило в нашем сознании отражение с самых ранних времен, с былин, если не ранее). Во-вторых, раскручивание этой линии дает герою возможность повидать мир, проявить себя, расти над собой. А в-третьих, любовная основа его стремлений не дает угаснуть интересу и сочувствию читателя. Выигрышные стороны этого конфликта продолжают работать, но оригинальность к его достоинствам не отнесешь.
Но, в отличие от других героев, которые годами блуждают по чужим краям в одиночку, судьба Мечеслава очень скоро делает иной поворот. Путь по следам похитителей приводит юного вятича к дружине киевского князя Святослава, у которого свои счеты с хазарами, только уже не личного, а державного масштаба. И при встрече с этим легендарным вождем масштаб личной беды Мечислава тоже меняется на державный, и он продолжает путь уже в составе княжьей дружины, намереваясь наказать не тот десяток негодяев, что увезли Бажеру, а все то огромное зло, что их породило. А ведь чем дальше он идет, тем шире расползается по небу черная туча хазарского владычества и всего зла, что они несут народам – отнюдь не только славянским.
Идея сама по себе хороша. Но, прямо скажем, данная сюжетная линия бедна событиями. Напомним: событие – это происшествие, явление или факт, меняющий мотивацию героя. По большому счету, мотивация Мечеслава за всю книгу меняется два с половиной раза: когда в его жизнь входит любовь, когда ее сменяет необходимость спасти похищенную и когда масштаб этой обязанности переходит из личного в общий (это мы можем засчитать за половину события). Все остальное – представленное в лицах и действиях описание эпохи и среды и обоснование той идеи, что хазары – зло, которое должно быть уничтожено. И эта идея поведена очень последовательно и полно, множеством разных способов.
И вот начинается книга вторая: «Мечеслав» с подзаголовком «Слава Перуну!». В рядах дружины бывший лесной житель Мечеслав выходит в большой мир, и вместе с ним мы повидаем очень многое и многих: Киев, Польшу, Смоленск и чуть ли не всю Русь вдоль пути полюдья, печенежскую степь… Княгиню Ольгу, всю ее семью и двор, польского короля Мешко и немецкого епископа Адальберта, воеводу Свенельда, князя Рогволода и печенежского князя Курю, от которого нам нечего в будущем ждать добра… Даже Вещего Бояна, певца и могучего волхва – словом, все знаменитые личности эпохи пройдут перед нами, раскатывая, будто ковер, Русь эпохи Святослава и рассказывая историю его подготовки к походу на хазар. Несколько раз роман как будто начинается заново: место в центре повествования занимает то польский воевода Властислав, то ученик Бояна Вольгость, то полоцкий князь Рогволод – и каждый со своими проблемами. Собственно говоря, центральным героем повествования становится Святослав, ибо к нему стягиваются все эти нити, и мы видим именно его проблемы: отношения с матерью и братом, с христианством (не менее накаленные, чем хазарский вопрос), с печенегами, с окрестными племенами (древлянами, кривичами, вятичами).
Да, но где же, собственно, Мечеслав? Очень непросто разглядеть нашего героя в этой пестроте лиц, страстей и поступков. Как его личная беда растворилась в общегосударственной борьбе Руси и Хазарии, так сам он растворился в многолюдье княжеской дружины. Нет, он честно несет службу и приносит пользу. Но если в первой книге в его жизни все же случилbсь два-три события, то здесь не видно ни одного. Он иногда мелькает сбоку от основного действия, но с тем же успехом это мог быть любой другой княжий гридень, поскольку сюжетная линия собственно Мечеслава не проявляется и не развивается никак (он лишь иногда получает новые подкрепления правильности своей цели). В этом растворении можно углядеть своеобразную идею: в дружине, больше того, в державе человек становится частью могучей махины, но, чтобы увидеть державу, приходится смотреть с такой высоты, с какой разглядеть отдельную личность невозможно. Книга, носящая имя Мечеслава, во второй своей части совершенно перестала быть книгой о Мечеславе.
На мой взгляд, линию Мечеслава можно было бы и закончить первой книгой. И это было бы символично: одиночка влилась в дружину, вятич стал Русью и растворился в ней, но придал мощи общему движению. Ибо Мечеславов таких были сотни и тысячи… А дальше можно было бы спокойно рассказывать историю о Святославе как «лице» этого потока, не пытаясь высмотреть среди множества рядовых в строю именно того парня, вслед за которым мы сюда пришли. А так читатель лишь напрасно дожидался, пока именно с Мечеславом опять что-то начнет происходить.
А… дальше? Мы пойдем на хазар, обещает князь Святослав. И ведь не обманул – и впрямь пойдет, и разгромит, и спасет всех, кого не поздно спасти. Но мы об этом знаем из других источников. Возможно, история Мечеслава еще получит продолжение. А пока, как сказал он сам, главное – идти правильной дорогой, а дойдешь или нет – не так уж важно…