Ирвин Уэлш «Кошмары Аиста Марабу»
- Жанры/поджанры: Психоделика | Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Африка (Тропическая Африка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Рой Стрэнг находится в коме, но его сознание переполнено воспоминаниями. Одни более реальны — о жизни Эдинбургских окраин — и переданы гротескно вульгарным, косным языком. Другие — фантазия об охоте на африканского аиста марабу — рассказаны ярким, образным языком английского джентльмена. Обе истории захватывающе интересны как сами по себе, так и на их контрапункте — как резкий контраст между реальной жизнью, полной грязи и насилия, и придуманной — благородной и возвышенной. История Роя Стрэнга — шокирующий трип в жизнь и сознание современного английского люмпена.
Входит в:
— сборник «4 Play», 2001 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
fail of reality, 23 марта 2022 г.
Моя заметка про «Кошмары аиста Марабу» Ирвина Уэлша расползлась на несколько страниц. Всю массу текста читать вам было бы трудно, и поэтому позвольте мне продолжить разговор об этой книге в дополнительном посте.
Итак. В «Кошмарах аиста Марабу» Ирвин Уэлш поднимает одну из основных тем своего творчества: наркотики. На одной из вечеринок главный герой, всё тот же депрессирующий маргинал Рой Стрэнг, принимает экстази. Экстази — это наркотик амфетаминовой группы, который даёт наркоману иллюзию «доброго и любящего мира», поднимает настроение, вызывает прилив сил и желание что-то делать.
Рой Стрэнг принял экстази и ему якобы открылась истина (как он думает): надо любить всех людей, и помогать им, и тогда все люди полюбят его... В общем, наркотик, как это обычно и бывает, «надавил» на самое больное место в психике наркомана — мы знаем, что Рой Стрэнг натворил ужасные вещи, и теперь, шатаясь по клубам, он пытается познать и обрести настоящего себя.
Однако Рой не понимает, что настоящий он — это мерзотная птица: аист марабу. Рой не хочет думать, что на самом-то деле он никому не нужен, а уж после того, как он по уши вляпался в криминал, он и самому себе больше не нужен... Сознание Роя услужливо прячет от него страшные мысли, но подсознание помнит всё — и жертвы, которых он обидел, тоже помнят всё. Что и приводит Роя к закономерному финалу книги.
Где Ирвин Уэлш пишет про наркотики, там я пишу про капитализм. Да, пишу, даже не особо понимая ни в наркотиках, ни в капитализме. Есть ощущение — и мне его хватает, чтобы развить мысль. Что ж...
Одно из последствий этой общественно-экономической формации заключается в том, что при капитализме происходит расчеловечивание человека. Мораль, совесть, память, традиции, культура, образованность — всё это при капитализме особо и не нужно, а значит — не очень-то нужно и людям капитализма. Идеальный гражданин — это жадный до вещей и услуг потребитель, исправно работающий и отдающий налоги. Большего и не требуется.
Мир при капитализме становится не миром вовсе, а одним большим супермаркетом, где всё покупается и всё продаётся. В этом огромном супермаркете лежит товар, крайне упрощённый и стандартизированный, причёсанный под одну общую гребёнку удобства, доступности и привлекательности. И по этому супермаркету бродят его покупатели — массы тупоголовых слюнявых потребителей, которые кошельком поддерживают экономического левиафана капитализма.
Хорошо, если у потребителей есть деньги. А когда денег нет — надо быстренько поставить отвёрточное производство, офисное здание, скотобойню или автосервис. Рабочую точку, в общем. Пусть потребители отработают смену-другую, и приходят в супермаркет. Повторять до могилы. В крайнем случае можно развязать войну на чужой земле — подсократить численность местных потребителей и освободить место тем, кто за это место заплатит...
Расчеловечивание человека — вот о чём для меня «Кошмары аиста Марабу» Ирвина Уэлша. Общество, принудительно разделённое по миллиону признаков — это уже не общество, а просто толпа эгоистов, частицы, что движутся хаотически и спонтанно в огромном плавильном котле капитализма. А котёл наполнен ненавистью, завистью, глупостью, отчаянием и пустотой. Таков мой вывод по книге.
Кто-то скажет: «Критикуешь? Предлагай!». Предлагаю: читайте Ирвина Уэлша. У него много книг на тему нашей с вами реальности: «Дерьмо», «На игле», «Кошмары аиста Марабу» и прочие. Читайте и делайте выводы — я могу предложить вам только это. Потому что за иное я рискую получить в досье какой-нибудь модный -изм, и не приходить потом домой несколько лет подряд, питаясь казёнными харчами за ваш счёт. Так что читайте Уэлша — и на сегодня хватит.
ele-elka, 16 ноября 2023 г.
На этой книге могли бы стоять такие предупреждения:
насилие, наркотики, нецензурная лексика, изнасилования, педофилия, жесткое обращение с животными, инцест, суицид, особо жестокие сцены.
И так и есть: весь роман — это бесконечный круговорот насилия, которое репродуцирует само себя, переходя от человека к человеку, а иногда от собаки к человеку и обратно, из Африки в Шотландию, с наркотических танцевальных вечеринок на больничную койку.
Впрочем, графичная жестокость сцен несколько приглушена оптикой, через которую подается описание: не напрямую, а как бы сквозь матовое стекло. Дело в том, что наш рассказчик, Рой Стрэнг, пребывает в полукоме. Весь нарратив — это либо его воспоминания из детства и юношества, часто смягченные защитной реакцией психики, либо и вовсе его фантазии. Аист Марабу — это образ из грёз спящего Стрэнга, хищник-падальщик, которого в своих кошмарах он пытается убить, чтобы хоть немного исправить этот безнадежный мир.
В этом мире насилие — это единственный ответ на что угодно, тут не существует ни искупления, ни прощения, а рассчитывать можно только на короткую передышку в иллюзорном мире экстази, в котором людей (оказывается) можно любить (но недолго). В реальности же главный герой не в силах простить ни собаку, когда-то его покусавшую, ни тем более себя. Но, отдадим ему должное хотя бы в этом: он и не удивляется, когда жестокое возмездие приходит и к нему.
При этом нельзя сказать, что книга нарочито чернушная. Нет, посыл книги абсолютно гуманистический. Тут есть темы семьи, красоты и чувства вины в виде раскаянья, которому нет выхода. Герою невольно сочувствуешь, несмотря на все мерзости, которые он творит, и за этим странным сочувствием в себе тоже интересно наблюдать.
Перечитала спустя 10 лет после первого знакомства, и книга для меня всё так же хороша.
fail of reality, 23 марта 2022 г.
Сегодня нас ждёт увлекательное погружение в историю мерзкой птицы-падальщика: аиста Марабу. Но не надейтесь услышать здесь успокаивающий голос Николая Дроздова — книга, о которой я хочу рассказать, успокоиться вам точно не даст. Не даст потому, что она — не об уродливой южной птице, которую Природа словно бы в шутку отнесла к семейству аистовых. Эта книга не о птицах — она о людях-птицах.
«Кошмары аиста Марабу» — второй роман шотландского писателя Ирвина Уэлша, выпущенный в 1995 году. Нам рассказывают историю Роя Стрэнга — ублюдка и маргинала, который лежит в глубокой коме после попытки самоубийства. Рой — далеко не самый приятный персонаж, но, как и все герои Ирвина Уэлша, у Роя есть оправдание, почему он стал моральным уродом.
Не будет секретом, если я скажу: оправдание сводится к тезису «Не мы такие, а жизнь такая». И ведь не поспоришь! Я, мол, в общем-то человек хороший, но вот жизнь моя не задалась с самого начала: внешность страшная, семья проблемная, девушки надо мной смеются, а вокруг — одни лишь серые панельки депрессивного района Эдинбурга... Как тут вырасти хорошим, если вся жизнь прямо-таки орёт мне в ухо: «Ты — всего лишь долбаный неудачник!»?
И знаете, в этом отношении Роя можно понять. Кому как не нам, жителям пост-советского пространства, понять всю эту серость, грязь, уныние, отсутствие перспектив, бытовое насилие, дикие собачьи стаи на детских площадках, повседневные (и потому уже привычные) злобу и жестокость окружающих людей? Кто, если не мы — поймём? Но и кто, если не мы — исправим?
Мы, поколение 90-х, выросли в этом, мы были «рождены в этом», как говорил Чарльз Буковски. Грязный реализм знаком каждому из нас, так или иначе. И хоть сейчас светит солнце и вокруг пока ещё ездят разные иномарки, и вокруг нас интернет, мемы с котиками и всякие модные кафе, — людям моего поколения, видимо, чуть трудней радоваться жизни. Почему?
Да мы ведь и правда рождены в этом: нас заставляют извиняться сомнительные академики и герои, ещё недавно сидевшие в горах среди кучи импортного оружия; мы нанимаем адвокатов дьявола, которые дерут с нас три шкуры — но если мы заплатим им, нас оправдают; мы сидим в кафе и не смотрим друг другу в глаза — нам больше не о чем говорить; мы живём там, где толпы идиотов фанатеют от дегенератов — а дегенераты зарабатывают на этом баснословные деньги... Это был перефразированный и раскавыченный Чарльз Буковски — недаром он, как и Уэлш, относится к литературному жанру «грязный реализм».
Легко быть святым, сидя на горе Тайшань — говорят китайцы, — гораздо сложнее остаться святым, сидя на базаре. Остаться святым Рой Стрэнг так и не смог — но пару раз пытался. Тем не менее, он вырос злобным мальчишкой (так уж сложились обстоятельства), и однажды эта злоба настолько переполнила его, что он окончательно превратился в аиста марабу — уродливую птицу, падальщика, который убивает прекрасных розовых фламинго.
Короче говоря, Рой — типичный персонаж из книг Уэлша. Он — наглый, злой, дерзкий, ненавидящий всех вокруг человек. Но внутри у него спрятался маленький мальчик, который вопит от ужаса и плачет от бессилия… И жутко ненавидит самого себя.
Сюжет книги делится на три части, перемешанных между собой, как перемешано и подсознание главного героя: «верхний» уровень — то, что слышит Рой, находясь в больничной палате (напомню: он лежит в глубокой коме); «средний» уровень — воспоминания Роя о детстве и юности; «нижний» уровень — путешествие Роя в Африку, где он хочет выследить и убить страшную птицу — аиста Марабу.
Каждый читатель может попутешествовать с уровня на уровень подсознания Роя Стрэнга — и, думаю, каждого читателя эта книга впечатлит. Даже если вы слишком брезгливы — я всё равно рекомендую прочитать «Кошмары аиста Марабу». Это одна из тех книг, которые читаются за одну бессонную ночь, и остаются в твоей голове навсегда. Просто потому, что книга слишком реалистична, жестока и правдива.
Как я уже сказал, главный герой книги лежит в коме, и автор предлагает нам проследить за хаотичным потоком мыслей Роя. Мне пришлось прочитать книгу два раза, чтобы сопоставить события со всех уровней восприятия пациента. В первый раз немудрено запутаться — зато второй раз уже улавливаешь все детали из жизни Роя.
Вообще, если вы читали книги Чарльза Буковски (см. «Хлеб с ветчиной»), Владимира Козлова (см. «Гопники»), Энтони Бёрджесса (см. «Заводной апельсин») и Антуана де Сент-Экзюпери (см. «Маленький принц»), то «Кошмары аиста Марабу» Уэлша вызовут у вас много ассоциаций с этими произведениями.
Первые три книги — это жестокие романы о взрослении трудных подростков и последствиях, что приходят после проступков. Авторы показывают нам круговорот человеческого зла в Природе, которое постоянно воспроизводит само себя. Сансара, одним словом. Мир страданий и боли, из которого есть выход — но он узок, тернист и сложен, а значит он — далеко не для каждого.
А с «Маленьким принцем» книгу Уэлша роднит то, как в этой книге Уэлша поступают с животными. «Мы в ответе за тех, кого приручили» — сказано у Сент-Экзюпери. «Кого приручили, того и придушили» — будто бы отвечает нам Уэлш, и его Рой Стрэнг мстительно и жестоко убивает старую собаку, которая давным-давно укусила Роя за ногу.
Зачем читать «Кошмары аиста Марабу»? Я не знаю. Хотите — читайте, хотите — нет. Мне же эта книга была полезна, чтобы чуть глубже уяснить вот такую банальную мысль: мир спасёт доброта (то есть милосердие и сострадание) ко всему сущему, и только доброта на это способна. Но жаль, что каждый из нас всё равно учится на одних лишь своих ошибках, и каждый из нас постоянно калечит душу злобой, ненавистью и преходящими страстями.
Сансара.
orrchy, 7 января 2019 г.
Эта книга — коктейль из грязи, рефлексирования и искалеченных жизней.
Повествование идёт тремя параллельными линиями: настоящее, происходящее вокруг героя в больнице, прошлое в виде воспоминаний и фантазии об охоте на марабу. Герой и его жизнь постепенно открываются перед нами, подкидывая новые зацепки для связи фантазий с реальностью. В этом даже есть определенный азарт, особенно для тех, кто интересуется работой сознания, бессознательного и прочей психологией (впрочем, все довольно поверхностно).
Главным вопросом для меня остаётся — как относиться к главному герою? Да, он подонок, преступник и хулиган, казалось бы, все однозначно. Однако во время прочтения этой книги я испытала множество эмоций — отторжение, сочувствие, смятение, прочее, прочее и в итоге ненависть. Отношения к некоторым героям меняется и, казалось бы, в какой-то момент нам даже подсовывают самого настоящего злодея, на которого можно списать отвратительную выходку, чем главный герой и пытается воспользоваться. Но нет. Здесь, как и в жизни, не будет однозначности.
К середине повествования уже становится понятна концовка. Ее ждёшь с упоением, ждёшь справедливости — расправы над «марабу». Но когда это происходит, все, что остаётся — это бесконечная грусть.
Что не понравилось. Автор сгрёб в кучу все возможные грязные темы — спид, инцест, педофилия, наркотики, беспорядочный секс и т. д. и буквально пичкает нас этим. Совсем не хочется думать, что это сделано в угоду продаж и эпотажа, но временами задумываешь над тем, что некоторые моменты есть просто, чтобы быть (
martinthegod9, 11 мая 2017 г.
«Розовый фламинго — дитя заката,
Розовый фламинго здесь танцевал когда-то,
Может, в жизни прошлой — мне трудно вспомнить,
Думай о хорошем, я могу исполнить.»
Алена Свиридова
«Аист Марабу,
Выведи нас на тропу.
Мимо поля конопли, ближе к солнечному теплу.
Может что-то стрельнет во лбу, но в сердце всажен гарпун.
В тихих джунглях по утру, мы с братьями устроим пальбу.
Аист Марабу, ты расскажи нам свои кошмары жуткие.
До смерти рассмеши от времени ржавыми шутками.
Станем заглавными героями в этой книге джунглей.
Оставим тысячу закладок, хитрый взгляд прищурив...»
ATL
Бывают разные названия у книг, и действуют они на впервые читающего по-разному. И всегда в голове что-то рисуется. Когда два года назад я прочел название «Кошмары Аиста Марабу», я жутко испугался. Просто необъяснимое чувство страха, отторжения от самого названия. Тогда я ещё не знал автора и стиль его написания. В общем, книге светило особое внимание в будущем. Теперь ожидания оправдались.
Нет, я бы не сказал, что Рой Стрэнг — плохой человек, как бы удивительно это не прозвучало. И не планирую в отзыве исповедовать христианскую мораль, мол, в каждом человеке можно найти что-то хорошее. Неа. Просто окружающая обстановка сделала всё, чтобы вырастить... хм.. вот опять не могу его назвать моральным уродом.. обстановка сделала всё, чтобы вырастить такого человека. Район, семья, друзья и даже внешность! Легко отбрасывать эти причины по отдельности, говоря, что их можно преодолеть, но трудно узреть всю их совокупность. Когда Рой не видит положительных примеров среди взрослых, не на кого ровняться, когда район воспитывает зверя, который должен защищаться, когда друзья — твои зеркала, без самой крохи чего-то светлого, выбивающегося из общего распада, когда ты урод, самый натуральный, хромой ушастый урод, который обязан выслушивать эти насмешки всю жизнь, просто потому что кому-то повезло больше. Это что касается момента формирования личности.
Теперь скажу об эскапизме. Вспомним, что Рой никогда не был кровожадным отморозком, как та парочка его друзей. Он всегда сохранял голову и действовал, исходя из своей концепции необходимостей и обид. Думающему человеку всегда труднее. И вот, Рой ищет себя. Учеба (как познание мира), работа, фанаты, клубы, наркотики и любовь — всё это, наверное, самые сильные «придаватели смысла жизни». Но все они крошатся, распадаются один за другим, как карточный домик. А всё дело в Аисте Марабу...
Аист Марабу — мерзкий падальщик, настоящая мразь, уродливый убийца фламинго... если придавать животному миру моральную оценку. И здесь у меня возникает вопрос конкуренции между природным, первобытным, естественным состоянием и сводом этических норм. Марабу ужасен, его никто не любит, всем он противен, но разве он лишний для природы? Вопрос, конечно, риторический. И когда молодой парень неприятного внешнего вида должен из кожи вон лезть, чтобы заслужить капельку снисхождения розового флами... ой, то есть красивой молодой девушки, то (уж простите, на понимание я даже не рассчитываю) есть нечто из разряда высшей справедливости в том, чтобы взять от нее, что ты хочешь, тем более если она этим самым издевается. Что интересно, жизнь сама делает из людей Аистов Марабу. Хорошо им от этого? — Едва ли, ведь существует ещё и охотник на Марабу — само общество. Которое, кстати, нередко убивает таких «Марабу» с неменьшей жестокостью, наблюдая, как они дохнут, корчатся, молят о пощаде праведный и гуманный суд.
Аист Марабу — символ всего самого ужасного в человеке. Неоправданной жестокости, расизма, жажды насилия, тупорылого перепихона для поднятия самооценки или просто для проведения вечера не впустую (читай — генетические потребности животного). Всё это Рой хочет в себе уничтожить. Концовка сражает наповал, если вдуматься. Ибо есть такая вещь как имманентность. Тут особо не поиграешься с переодеваниями. Когда я только дочитал книгу, мне было жалко Роя и я сочувствовал его мольбам. А сейчас, хоть и не считаю, что он заслужил своей участи, но признаю холодным рассудком, что раскаянием ничему не поможешь. Вся жизнь главного героя была соткана из этого аиста. Говорят, зло — это отсутствие добра, как тьма — отсутствие света. Здесь такое не прокатит. Ни один фонарик, или даже солнце, не превратит гниющую плоть в мрамор, материал другой. И мир Африки — эскапизм лишь внешний, потому что сквозь высокопарные речи двух джентльменов всё равно, мать его, прорывались расизм, похоть и нажива.
Помимо глубоких вопросов, касающихся зла, эскапизма и противопоставления естества социализации, хочется выразить восторги по поводу всего, что есть в книге. Достоинств и положительных фишек масса. Блестящие переходы между уровнями сознания, смена стиля повествования на них, точечная больная история детства и взросления главного героя, колоритные персонажи (вишенка на торте — отец Роя, вот это мудак так мудак), цепляющие ситуации, одновременно и жизненные, и шокирующие, неоднозначное нравственное восприятие текста, быт тупых фанатов, которым абсолютно плевать, как сыграла их команда, им бы главное морды крошить. И много чего ещё, чего я сейчас не вспомню, более детальное.
При всей порой скудности языка эта книга вошла в мой личный топ. За простыми топорными предложениями в сумме скрывается глубокий колодец, на дне которого своим уродливым профилем за тобой наблюдает, по праву существующий в этом мире, ублюдок Аист Марабу.
Sciolist, 5 октября 2017 г.
«Жил дружок Фома — жалкий выродок,
Сын троих отцов, да пяти сирен...»
Поначалу я был уверен, что перевод названия неправильный и что его следует понимать как «Кошмары об Аисте Марабу» или «Кошмары с Аистом Марабу». Позднее удостоверился, что перевод все-таки правильный и очень удачный.
Полностью парализованный пациент, сохраняющий, однако, сознание, дрейфует между настоящим и прошлым, реальностью и бредом. Несчастный. Родственники приходят к нему и говорят с ним, думая, что бедняга в коме и не слышит их. Их монологи превращаются в исповеди. Рой спешит уйти глубже, чтобы не слушать этот вздор. А там, в глубине, он то переживает снова собственное прошлое, то путешествует по полубредовой Африке, охотясь на Аиста Марабу...
А прошлое его было весьма и весьма грязным. Полусумасшедший отец, тупица-мать и братья с сестрой, соответствующие родителям, жизнь в трущобах. Негодяй, притворяющийся старательным учеником. Свирепый футбольный хулиган. Преступник. Несчастный? Нет, всё больше понимаем мы. Он свою участь заслужил, это редкий случай кармы или божественного правосудия в действии. Или просто закономерный исход?.. Ненависть сопровождает Роя на протяжении всей его жизни, ненависть, постоянно изливаемая различными жестокими и извращенными способами. И вот он бессилен изливать её. Всё, что он может — это бесконечно преследовать неуловимого и дьявольски хитрого Аиста Марабу, безмерно отвратительного, беспощадного, ненавистного.
Пытке нет конца, и заканчивается она лишь с осознанием того, что ненависть, вечно пронизывающая Роя, была лишь ненавистью к самому себе, и он-то сам и есть — тот отвратительный Аист, без которого мир станет лишь лучше. Невольно заставляет задуматься: а не похож ли объект твоей ненависти на тебя самого?.. Может быть, ты ненавидишь лишь свое с ним сходство?..
Elessar, 7 июня 2012 г.
Раньше я долго думал, зачем составляются словари мата и нецензурных выражений. Знаете, объёмистые такие, на многие сотни и даже тысячи слов и фраз. Очевидно же, что это требует изрядных сил и времени, так что не похоже, чтобы всё это делалось просто для посмеяться. Но, думал я, кому вообще всерьёз понадобятся словари вроде таких? Теперь я знаю — переводчикам Ирвина Уэлша. А посему, забегая вперёд, скажу, что в этот раз обойдусь без цитат — любая мало-мальски стоящая идея изложена с просто зашкаливающим количеством нецензурщины.
Ну вот, про, хм, особенности местной лексики рассказал. Теперь вот о чём. Если вы вдруг как и я не читали раньше Уэлша, но слышали, что книги у него мерзкие, отталкивающие, полные насилия и садизма, то вы слышали правильно. Чувствительному читателю, да и просто поклоннику светлых и добрых книг со счастливым финалом здесь определённо нечего делать. Но из этого вовсе не следует, что книга объективно плоха. Штука в том, что вал разгромных рецензий заранее может отвратить вас от книги, которая вполне могла бы прийтись по вкусу. Лично я прочтением этой замечательного (для меня) романа обязан Йену Бэнксу и его дебютнику «Осиная фабрика», который точно так же обвиняют в мерзости и натурализме. Я раньше как-то с недоверием относился к контркультуре и шок-контенту, но тут вдруг внезапно подумал, что вкус, цвет, фломастеры. Не стоит, словом, полагаться на мнение большинства. Открыл книгу, и ни на секунду не разочаровался.
Теперь наконец о книге. Даже если вы человек толстокожий и изрядно циничный, стоит готовить себя к худшему. По итогам книга оставляет ощущение такого холода и моральной опустошённости, что мне из всего читательского опыта вспоминаются от силы два-три романа столь же сокрушительной силы. «Кошмары» действительно кошмарны, хоть и в хорошем смысле этого слова. Книга написана невероятно искренне и глубоко. Не знаю, как у автора получилось так подлинно описать муки страдания и раскаяния, но пробирает до костей. И оторваться не выходит ни на секунду. Тут можно рассуждать очень долго, в сотый раз мучая избитые полумёртвые клише — «эстетика ужасного», «моральный стриптиз» и прочее в таком духе. А лучше просто открыть книгу. Только никто не гарантирует, что, перевернув последнюю страницу, вы останетесь прежними.
Что ещё удалось автору, так это образ героя-коматозника и его красочных галлюцинаций. На стыке воспоминаний и вычурных фантасмагоричных видений разворачивается подлинная драма, путь к катарсису. Практически все образы из африканских фантазий героя введены не просто так, являясь одновременно и символами-отражениями его жизни, его прошлого. Частенько путаный бред и галлюцинации дают нам ключ к пониманию событий реальности и даже в некотором отношении способность предсказать наперёд развитие событий. Иногда всё происходит наоборот, и мы, узнав очередной эпизод биографии героя, открываем новые смыслы, таящиеся за тем или иным концептом.
Самое интересное здесь, конечно, образ аиста марабу, воплощение всего зла и мерзости в мире и жизни героя. Бросив вызов птице-падальщику, герой по сути пытается заново пережить и искупить все отвратительные моменты собственной биографии. Этой борьбе он посвящает собственное угасание, медленную и постепенную смерть. Загадка аиста вообще выписана очень впечатляюще. Кажется, у читателя в руках есть вся необходимая для понимания информация. Чего стоит один тот факт, что мир марабу лежит в глубине, внизу, внутри. Уже само понимание того, что подлинная борьба идёт в сознании и душе героя, неизбежно наводит на соответствующие мысли. Но Уэлшу удалось построить текст так, что финал, несмотря на практически идеальную логичность и законченность, воспринимается неожиданно и с удивлением.
Довольно неоднозначная книга, которую, разумеется, нельзя советовать не глядя. Но если вдруг вас привлекает тёмная сторона психики, скелеты в шкафу, мотивы страдания и искупления, это определённо ваша книга. «Кошмары Аиста Марабу» как колодец из галлюцинаций героя — так же мрачны и глубоки. Потрясающая по своей силе и психологизму книга, из тех, которые, будучи единожды прочитаны, не забываются уже никогда.
Danko_22221, 30 июля 2014 г.
Отличный повествовательный ход. Нетипичные приёмы. Некоторая похожесть на Чака Паланика.
Много интересного, в том числе лично для меня слэнга. Отличные простые образы.
В целом, главному герою проникся симпатией. Местами он был излишне жесток, донельзя. Но так и есть, в смысле жизнь — она такая, как минимум может быть такой.
Опечалил лишь конец. В какой-то мере мне показалось, что концовка как бы не от души, дипломатичная и компромиссная по отношению к читателю, к его возмущению, к общественной морали.
UnSeen, 18 ноября 2009 г.
Жесткая, грязная, местами мерзкая, но потрясная книга! Мне «Кошмары аиста...» очень понравились. Понравились не своей чернухой, а впечатлением от прочтения. Некоторые моменты книги я читал с открытым ртом, в некоторых моментах закрывал книгу и сидел, непонимая, как вообще ТАКОЕ можно написать, как ТАКОЕ может родиться в чьей-то голове, но, если задуматься, то это все — НАША ЖИЗНЬ. Уэлш показывает самые темные, мрачные закоулки нашей жизни. Но ведь у кого-то в жизни ДЕЙСТВИТЕЛЬНО могут произойти случаи, которые автор описал в «Кошмарах...». Как известно, человеку хорошо, когда у других плохо (хотя данное понятие и не всеми приемлимо). Может я злодей и цинник, но читал я книгу в тот, момент, когда в жизни была черная полоса и от прочтения «Кошмаров...» мне на душе становилось легче, т.к. я понимал, что там, в «Кошмарах...» у персонажей действительно все хреново и то, что у меня еще «цветочки»...
После прочтения я советовал многим друзьям эту книгу, заранее подготавливая их к тому, чего им стоит ожидать от романа. Кто-то сразу отказывался читать, кто-то с опаской принимался за чтение, кто-то с энтузиазмом. Но, что удивительно, все прочитывали «Кошмары...» достаточно быстро и никто не оставался равнодушным. Кого-то, как и меня, книга поразила до глубины души, кого-то выворачивала наизнанку, кто-то плевался после нее, кто-то хотел сжечь, кто-то со странным блеском в глазах писал ей дифирамы. Равнодушных не осталось! Так что, как минимум для новых ощущений рекомендую к прочтению!
syslik, 5 февраля 2009 г.
Очень грустная история жизни порождения современного мира. Главный герой, ведь, отнюдь не обделён умом. А пришел он к такому концу лишь в результате воздействия на него ряда объективных, внешних факторов. Книга о том как среда формирует человека. О том как человек, страстно желавший убить «аиста марабу» (как символ тех самых негативных внешних факторов, собирательный образ людей повлиявших на его жизнь), сам становится этой отвратительной птицей. Самое страшное что убить то аиста невозможно. Автор, видимо, считает что судьба определяется местом рождения, семьей, обществом и обстановкой в которой живет человек. С этим я бы не согласился. А вообще книга поднимает интересные вопросы для дискуссии.
По поводу грязи. Её в книге очень много. Кого-то это может оттолкнуть. Но, думаю, без «грязи» нельзя бы было полностью описать жизнь глав героя, которая полна ей.
другис, 13 марта 2009 г.
Очень серьёзная книга способная продержать в напряжении всю ночь(в моём случае) и переживать за алкоголиков, наркоманов и гопников. Автор показывает дно, а на дне всегда неуютно, холодно и грязно.
Vendeego, 13 апреля 2008 г.
Самая нетипичная книга Уэлша. С постоянно нарастающим нагнетанием. Не самая грязная. Можно почитать и не поклонникам автора
nirvana, 20 января 2009 г.
Понравилась сама идея книги и тройной сюжет книги,но финал вовсе не порадовал.Ожидал нечто:dont: