1. Метро 2033 (проще назвать Метро-1). Вышла ещё в слабопутинские времена и (редкая для Глуховского штука), там актуальный контекст не важен. Очень симпатичная книжка, невероятно дурно написанная, и хороша тем, что шаблонный постап с первых же страниц оказывается моделью мира начала века, куда он вначале пытается поселить реальных людей (через железобетонные диалоги, которым позавидовал бы Кочетов), но довольно быстро бросает эту затею и начинает веселиться.
2. Сумерки. Лучшая и единственно безупречная (ну почти) книга. Он там косплеит Пелевина (а кто его не косплеил?), но останавливается ровно там, где Пелевин ушёл бы в сатирический угар. Плюс отличнейшая стилизация дневника конкистадора, это вот бесценно. Книга совершенно ходульная, персонажи картонные, но на последних страницах оказывается, что так и надо. Это очень хорошо, и ещё очень смешно.
3. Рассказы о Родине. Довольно проходной сборник рассказов, такой, опять же пелевинский, в чём-то лучше, в чём-то хуже
4. Метро-2. Неудачная попытка расширить и углубить мир Метро, при этом видно желание писать хорошо. Писать хорошо не получилось, но получилось писать скучно. И вот именно здесь он стал тем Глуховский, которого мы знаем и (не) любим.
Вспомним, что писал Артём Рондарев: "Строго говоря, во всех практически своих книгах Глуховский пользуется одним и тем же стереотипным творческим методом: он берет сильнодействующего героя, поселяется в его голове и оттуда производит, собственно, текст, что позволяет ему легитимным образом использовать разговорную речь, лишенную какой-либо литературной регулярности. Метод этот всем нам хорошо известен — он является основным методом нашей фантастики и – шире – излюбленным графоманским подходом, так как избавляет автора от угрозы быть обвиненным в косноязычии: это, мол, не я так пишу, это герой так думает, можно подумать, вы думаете лучше".
4. Будущее. Прекраснейшая либеральная ебанина, которая была бы всем хороша, если бы Глуховский не застрял в этом своём методе, так хорошо охарактеризованным Рондаревым. Это скучно, это предсказуемо, это отвратительно. Но вот чему научился — это в сеттинг. Тут становится понятно, что Глуховский великий мастер фэнтези, только, к сожалению, фэнтези не пишет.
5. Текст. Это ужасно. Чувак решил написать что-то без фантдопущения, то есть без того, что он единственно умеет. Получился сценарий русского фильма с Александром Петровым, но фильм даже лучше, во всяком случае там нет внутренних монологов.
6. Метро-3. Пожалуй, лучшая книга из трилогии, он хорошо бы завершил этот сериал, если бы не пытался писать красиво. Мы все уже знаем, что Глуховский — душный графоман, не надо к этой душноте добавлять образности, а он добавляет. Читать почти невозможно, но если пролистывать две трети и включать внутреннего редактора, то норм.
Есть ещё рассказец "Конец дороги", вышел где-то между 2 и 3 частью, вот он офигенный, рекомендую.
7. Пост. Наш герой, наконец, одумался, и вернулся к постапу. Получилось отвратительно, но было бы менее отвратительно, если бы это был текст, а это аудиосериал. Когда мы что-то читаем, то можем душноту пробежать по диагонали, а тут нет, уж как написано, так и слушай. Вдобавок ко всему, читает он сам, от Глуховского не сбежать, а он то как зверь завоет, то заплачет, как девочка-подросток, страдающая от мук любви. И да, Глуховский сексист, женщины у него всегда приложение к мужчинам и вообще созданы для чувств, эмпатии, и вот этого всего, что спасёт мир.
Уух, вот и кончился "Магазин работает до наступления тьмы". Последняя серия сильнейшая, после которой выдыхаешь, примерно как после третьей серии последнего сезона "Игры престолов": было полное ощущение, что тут "неизбежность пораженья", и все умрут, а потом радуешься, что не все.
Отличие от ИП в том, что у Бобылёвой сериал на этой сильнейшей серии закончился, и сделано это так, что ты ожидаешь другой, более жестокий финал, но вдруг в последние минуты понимаешь, что нет, именно к такому финалу всё и шло. Это какой-то высший пилотаж.
Тут надо пояснить, что МРДНТ именно аудиосериал. Читать его можно, но он сделан по законам сериалов: каждая серия это не глава, а законченная история, в которой есть внутренняя логика, но в то же время только часть целого (и ещё очень важно название главы-серии). И сильно влияют на восприятие манера чтения и особенно саундтрек (кто там звукорежиссёр? Во втором сезоне темы Хадн Дадн вроде бы совсем не изменились, но изменились! Это какая-то гениальная работа с саундтреком).
И вот смотрите, что они сделали.
Первый сезон вышел в начале проклятого того года. Первые две серии оставляли ощущение "уютного хоррора", и чуть ли не "ироничного хоррора" — вот как есть ироничный детектив, то тут ироничный хоррор. Такое Бобылёва (которую многие после Вьюрков так и восприняли, хотя Вьюрки это невероятно жуткая и безнадёжная книга, представляю, как Бобылёву доставляли отзывы типа "милый и уютный ужастик") могла бы писать тоннами и наверняка бы обогатилась. Но уже с третьей серии началось что-то тревожное, что-то серьёзное. А 4 серия должна была выйти 24.02.22. Не вышла, конечно.
Вышла через неделю, называлась "Человек, который убил президента" и была про войну, про невозможность жить в мире, где ты видишь не то, что все, и про отчаянье, толкающее на то, чтобы убить президента. Пусть это даже не настоящий президент, а просто президент какой-то компании.
Тогда это как-то невероятно попадало в резонанс, и оставляло вопрос: ну вот как это получилось? Когда это написано?
И вот второй сезон. От "ироничного хоррора" не осталось вообще ничего. Но тема Серебряного века, переломного времени столетней давности, стала основной. Тэффи очень смешная, но умела писать жуткие вещи; вот и здесь такая Тэффи, пишущая жуткие вещи.
Но. Это не актуальное высказывание. Это художественное высказывание, выстроенное по правилам второго и заключительного сезона сериала. Здесь складно объясняется всё из того, что не было ясно в первом сезоне; здесь есть бенефисы каждо_й из персонажей, здесь есть исчерпывающее объяснение всей механики вселенной, здесь есть такое количество мемов, пасхалок, аллюзий и скрытых и явных цитат, что зашкаливает (немножко охренел над кондильяковым коробом, но когда буквально в последних предложениях появились Павел-Пётр (ну, наверное, всё ж, Павел, ему ж отрубили голову, но зачем тогда Пётр), и содомские яблоки, то чот вообще поплыл).
И теперь мы знаем, как можно писать про любовь в период конца света. Апекехана