Издательство «Среди коллекционеров»Годы существования: 1921 – 1925 Описание:Илл.: 1. Марка издательства «Среди коллекционеров» 2. Экслибрис Русского общества друзей книги (РОДК) 3. Издательская марка Ленинградского общества экслибрисистов работы А.М.Литвиненко (1922-1930) ================ Среди коллекционеров — московское частное издательство, было создано в 1921 году. Его бессменным редактором (до конца существования издательства) был И.И.Лазаревский — российский историк искусства, критик, художник-полиграфист и художественный редактор, издатель, коллекционер и знаток антиквариата. Собственно, Лазаревский сам и сформировал основной «костяк» этого издательства, пригласив для работы в редакции профессоров: А.Сидорова, Б.Виппера, Н.Некрасова, председателя Русского общества друзей книги (РОДК) В.Адарюкова, директора Эрмитажа С.Тройницкого, известных искусствоведов: П.Эттингера, П.Муратова, А.Эфроса, Б.Терновца. Эти искусствоведы принимали активное участие в создании и работе РОДК. С издательством постоянно сотрудничали члены Ленинградского общества библиофилов (ЛОБ) Э.Голлербах, В.Воинов и В.Охочинский. Часто издательство «Среди коллекционеров» определяют как группу издателей-энтузиастов, занимавшихся исключительно подготовкой очередных номеров одноименного журнала. Действительно журнал «Среди коллекционеров» был главным, но не единственным достижением издательства. О журнале вспоминают в первую очередь потому, что он с первого момента привлек к себе внимание специалистов и исследователей. И хотя появление такого журнала поначалу показалось современникам почти безумным предприятием на фоне царившей в стране разрухи, оно в действительности было вызвано вполне объективными причинами — образованием новых и активизацией уже существовавших кружков и обществ коллекционеров (в том числе, библиофилов) и отсутствием у них собственных печатных органов. Журнал «Среди коллекционеров» занял готовую и уже давно пустовавшую «нишу». С первого же номера журнал превратился в печатный орган «РОДК» и других подобных ему организаций, однако, по тематике своих публикаций, он выходил за рамки, определенные его анахроничным названием, затрагивая вопросы не только частного коллекционирования, но и музейного дела c сопутствующими научными исследованиями, давая читателю сведения и о зарубежной культуре коллекционирования. Кроме перечисленных направлений журнал информировал читателя о деятельности отдельных известных издателей и библиофилов, публиковал описания крупнейших частных собраний книг, рукописей и произведений прикладного искусства, различные библиографические обзоры. За неполные четыре года существования издательства было выпущено 48 номеров журнала «Среди коллекционеров» в 29 оригинально оформленных издательских обложках, большинство из которых стали классическими образцами искусства книжной графики периода создания СССР. Объем отдельного номера был в пределах от 16 до 104 страниц. Количество иллюстраций в отдельных номерах достигало 22 шт. Последние четыре номера журнала были выпущены в 2-х вариантах — на обычной и специальной импортной дорогостоящей бумаге. «Особые» экземпляры были предназначены для вполне определенных лиц и в продажу не поступали. Общий технический уровень оформления журнала постоянно повышался: текст первого номера был напечатан на пишущей машинке; следующих четырех номеров — на гектографе, а остальных — качественно выполнен типографским способом.
По ряду причин, прежде всего материального характера, в 1924 году издательство прекратило свое существование, а его продукция быстро перешла в разряд библиографических редкостей. Несмотря на значительные материальные затруднения, за время своего существования издательству «Среди коллекционеров» удалось выпустить часть подготовленных к изданию монографий по тематике, связанной с различными видами коллекционирования. Это: Адарюков В.Я. Русский книжный знак. М.: 1921. (Второе издание — М.: 1922); Гинзбург М.Я. Ритм в архитектуре. Этюды по метафизике зодчества. М.: 1922; Голлербах Э.Ф. Фарфор государственного завода. М.: 1922. Адарюков В.Я. Редкие русские книжные знаки. Материалы по истории русского книжного знака. М.: 1923. ==================================== Говоря об этом издательстве невозможно не упомянуть его основного идейного вдохновителя и организатора Ивана Ивановича Лазаревского [5.5.1880, Петербург, — 19.8.1948, Москва]. Фактическим отцом Лазаревского был поэт А.Н.Апухтин, юридическим отцом числился И.М.Лазаревский — чиновник из конотопских дворян. Мать — урождённая Шеншина, родственница А.А.Фета. Лазаревский получил домашнее образование. Путешествуя по Европе, ознакомился в крупнейших центрах книгопечатания с лучшими образцами книжного искусства и технологией их производства. В 1907 поступил на службу в петербургское издательство «Слово» (технический редактор, затем заведующий технической частью издательства). В эти же годы в качестве художественного редактора сотрудничал с лучшими столичными типографиями. С 1910 года работал в издательстве А.С.Суворина, при этом уже с 1914 года возглавлял отдел московского филиала фирмы. Был знатоком и страстным собирателем редких книг (русские иллюстрированные издания, книги по истории искусства, прикладному искусству и т.д.), экслибрисов, гравюр и литографий, а также фарфора, стекла и других предметов старины. Активно занимался вопросами искусства (в том числе книжного) и сохранения памятников старины. Секретарь Общества поощрения художеств (1900-1902), помощник хранителя Русского отдела Публичной библиотеки (1902-1906); сотрудничал с журналами «Старые годы», «Аполлон». Один из учредителей Общества любителей старины (1914). После революции вошел в состав президиума Комитета по охране памятников искусства и старины при Моссовете (1918-1922). С 1921 года участвовал в Комиссии по изучению русских иллюстрированных изданий при Историческом музее. Член Русского общества друзей книги. В 1922 году Лазаревский был приглашен в Госиздат РСФСР для организации художественного подотдела. После реорганизации Госиздата работал в Издательстве Академии Наук СССР, Изогизе, Молодой гвардии, Соцэкгизе, Учпедгизе и других государственных издательствах. Автор более чем 500 статей и очерков по вопросам художественной полиграфии, истории декоративного искусства и собирательства, участвовал в подготовке академического издания полного собрания сочинений А.С.Пушкина. В 1932 году составил выдержавший три издания «Полиграфсправочник для художника, автора, редактора», содержащий толковый словарь полиграфических и издательских терминов, а также подробные справочные сведения о различных репродукционных процессах (а также о требованиях, предъявляемых этими процессами к оригиналам иллюстраций). В середине 1940-х издал биографические очерки, посвященные знаменитым художникам-иллюстраторам А.А.Агину, В.В.Мате, Е.П.Чемесову. Для коллекционеров и историков книжной культуры представляет наибольший интерес выдержавшая несколько изданий книга Лазаревского «Среди коллекционеров» (СПб., 1914), осветившая основные вехи истории российского библиофильства и антикварной книжной торговли и обозначившая новый этап в развитии книгособирательства. В книжный раздел вошли повествования о многих редчайших изданиях к которым проявляли наибольший интерес библиофилы того времени (преимущественно иллюстрированные книги XVIII — начала XIX вв. и посвященные самым разным направлениям — театру, истории масонства, военному делу), а также воспоминания о старых московских букинистах с именами которых ассоциировалась целая эпоха. =================================== В 2007 году было создано современное издательство «Среди коллекционеров», специализируется на издании книг по искусству и коллекционированию, каталогов частных собраний. В 2007 — 2011 годах им издано пять томов книги «Советский фарфор», каталог выставки «Ленинградский завод художественного стекла». Осенью 2008 года увидела свет монография «Аста Бржезицкая» — первая книга из серии «Мастера советского фарфора», а в конце 2009 года был напечатан второй альбом «Евгения Гатилова», рассказывающий о творчестве народной художника России, скульптора Дулёвского фарфорового завода. Также в 2011 году была издана книга о творчестве ведущего скульптора Императорского фарфорового завода Инны Соломоновны Олевской. В 2010 году вышла книга «Империя Кузнецовых и Конаково», созданная на материалах частного собрания, формировавшегося более 17 лет. Своим главным достижением издательство считает двухтомный труд «Марки советского фарфора, фаянса и майолики. 1917-1991», рассказывающего о работе более чем 280 фарфоровых, фаянсовых и майоликовых заводов, создававших художественные изделия в эпоху Советского Союза, где уже в первом томе описано свыше 780 товарных знаков, позволяющих по изображению определить место и время изготовления советского керамического изделия. С конца 2010 года издательство возродило и выпускает 4 раза в год журнал для любителей искусства и старины «Среди коллекционеров». ©borch (по материалам сети) Издательство прекратило своё существование. Всего изданий:3Внесерийные издания |
Куратор — БорЧ