17 апреля 2006 г. 08:52 | |||||
«Исписываются» ли авторы? В «Лаборатории Фантастики» проведено небольшое исследование, целью которого был ответ на вопрос — «исписываются ли авторы к концу творческого пути». Многие скажут «Что там исследовать? И так понятно, что исписываются!» Однако, согласитесь — интересно было бы взглянуть на статистику. Благо, сайт обладает вполне репрезентативным числом библиографий и целой кучей посетительских оценок. Итак. Под термином «исписывается» мы понимаем снижение рейтинга (усреднённой оценки) более поздних произведений автора по отношению к более ранним. Это позволяет нам формализовать абстрактную величину и сразу заняться непосредственно вычислением. Результаты исследования, графики и выводы читаем далее... В «Лаборатории Фантастики» проведено небольшое исследование, целью которого был ответ на вопрос — «исписываются ли авторы к концу творческого пути». Многие скажут «Что там исследовать? И так понятно, что исписываются!» Однако, согласитесь — интересно было бы взглянуть на статистику. Благо, сайт обладает вполне репрезентативным числом библиографий и целой кучей посетительских оценок. Итак. Под термином «исписывается» мы понимаем снижение рейтинга (усреднённой оценки) более поздних произведений автора по отношению к более ранним. Это позволяет нам формализовать абстрактную величину и сразу заняться непосредственно вычислением. Для анализа были отобраны романы, повести и рассказы, имеющие десять и более посетительских оценок. Первым годом творческого периода автора был выбран самый ранний год публикации из присутствующих в его библиографии. Затем считался средний рейтинг произведений автора для первого, второго, третьего и т.д. до тридцати лет. Мы ограничились тридцатью годами, поскольку в базе много молодых авторов и за границу «30» они просто не попадают. Всего в первый год творчества вошло 79 произведений. Во второй — 82, в третий — 59. Весь численный ряд представлен на нижеследующем графике: Средние оценки произведений автора в распределении по творческому году показаны на графике: Обратите внимание, что вертикальная ось имеет диапазон значений не [1-10], а [7.50-8.20], за счёт чего кажется, что идёт крутой спад рейтинга слева направо. На самом деле, если провести линию регрессии (усреднённая), то между первым и тридцатым годом творчества авторов будет разница в 0.2 единицы рейтинга. Мало это или много — сложно сказать. В одном точно сомнений не остаётся — авторы исписываются! Стабильно и неизбежно. Немного удивил сильный спад рейтинга на пятом творческом годе. Причём спад не только рейтинга, но и количества оценённых произведений. Что это? Творческий кризис? Исследование можно было бы проводить детально. Например, построить отдельные графики по романам и по рассказам. Кстати, можем по секрету сказать, что такие графики были построены, и они в корне различаются. По рассказам авторы почему-то не исписываются. На протяжении всего творчества рейтинг рассказов идёт примерно на одном уровне. То есть спад на вышеприведённом графике обусловлен исключительно романами. Однако более детальное исследование с разбивкой на категории делать пока что рано. Надо подкопить экспериментальное сырьё (оценки, авторы), а там можно будет снова взять в руки лопату и копать, копать... | |||||
| |||||
Комментарии посетителей
(2006-04-17) Katy: Молодец, creator! Глядишь, материальчик для докторской накопится... Для далеко идущих выводов данных и вправду маловато, но лиха беда начало :) А ведь и вправду исписываются, гады... |
(2006-04-17) Artrides: Или не исписываются, а что-то другое? Есть такое понятие: "Влияние самого прибора на результат измерения", достаточно банальное и понятное, особенно тем, кто занимался физикой :))) Термин "исписываются", таким образом, можно заменить на "приедаются" (читателям), или "читатели ждут большего" (подвид того же самого?). Мысль: чтобы реально оценивать, насколько они исписываются, нужно еще включить в рассмотрение тиражи книг по годам. В нашем случае — хотя бы количество оценок (по годам). Понятно, что от этой статистики не останется камня на камне, если творчество "молодого автора" оценят десяток человек на 10 баллов. А двадцатый роман патриарха — на девять баллов в среднем, но несколько сотен. Подумайте и об этом. :) |
(2006-04-17) creator: Artrides, тут не идёт сравнение "молодых и больших" со "старыми и маленькими". Идёт сравнение автора с самим собой N лет тому назад. Количество оценок по годам включать не вижу смысла. Возьмите любого зарубежного автора средней известности, и наверняка заметите, что последние лет десять его творчества гораздо меньшей частью переведены на русский, чем первые произведения автора. Этот фактор будет, на мой взгляд, только лишним шумом. И есть ещё один очень важный момент. Я бы даже сказал, самый важный. Суть его в том, что нет смысла ковырять горстку земли экскаваторным ковшом. Выборка сейчас довольно скудная для такого. Любое усложнение методов расчета приведет не иначе как к выпячиванию шумов, которых и так немало. Мне не чуждо стремление "всё учесть". Но для большого исследования нужна большая база данных. Поэтому я и назвал это исследование "небольшим". Через годик-второй будет посерьёзнее, с многомерными графиками и множественными корреляциями. |
(2006-04-17) rumit15: Говорю, как начинающий писатель. Да, так оно скорее всего оно и есть. Чем ближе к "зрелости", тем больше хочется писать больше "качественно", чем "количественно", поверьте на слово... |
(2006-04-17) arhan: Исписываются, несомненно, но в этом нет ничего предосудительного. Есть темы, которые просто исчерпывают себя. Есть такое понятие: "Мертвая наука" (например евклидова геометрия) — достаточно банальное и понятное, особенно тем, кто занимается математикой :))) Мне не раз приходилось читать романы, не первые в цикле (сериале), зная или не зная об этом, а потом сравнивать с первыми произведениями на эту тему. Первые — всегда выигрывали. |
(2006-04-18) momus: Корректнее, наверное вести речь о "пиках" и "спадах" в творчестве писателя. В целом, выборка непрезентативна, мало статистического материала |
(2006-04-18) mpeg: Согласен с исследованием creator. Artrides писал:"Термин "исписываются", таким образом, можно заменить на "приедаются" (читателям), или "читатели ждут большего" (подвид того же самого?)." Хм...как опытный читатель от последующих книг автора я жду не намного меньше, чем от первой. А насчёт "приедаются"... — это зависит от личности отдельного читателя и его внутреннего периода психологического ращвития — тут либо однолюбы, либо появился более-менее путёвый новый автор и вся любовь("в духовном смысле") уже перемещается на его творчество. |
(2006-04-20) Gauloises: Мне кажется, что авторы не, как вы говорите, "исписываются" (кстати, довольно гадкий термин: сидим тут рассуждаем, а попробовали бы сами создать гениальное произведение!). Просто под влиянием известности, благополучия, при содействии большого жизненного опыта у литераторов заканчиваются великолепные идеи. Идеи, которые раньше возникали сами собой, со временем их приходится отыскивать в разных жизненных мелочах. А способ их воплощения зависит только от темперамента писателя. |
(2006-04-21) creator: >> сидим тут рассуждаем, а попробовали бы сами создать гениальное произведение! Так можно и оценки не ставить, и отзывы не писать. |
(2006-04-21) Ялини: Конечно "исписываются", но не авторы, а темы выбранные авторами. Новую тему разработать сложно так же , как открыть новый закон в физ ике, хотя в принципе все возможно. А в фэнтези и фантастике- тем более возможно все. Но при этой новой теме сохранить свой стиль и свой мир сложно, Потому-то и наступает кризис 5-го года и далее. Я так думаю... Первые 5 лет творчества любого автора связаны с эйфорией новой темы и всеобщей заинтересованностью читателей. Мне кажется, что наш с вами общий интерес всегда дает достаточно мощный импульс любому автору. Да и вообще — любой человек от количества внешнего интереса , и причем , доброжелательного — получает гораздо больше энергии — почти как любой толковый маг в тех же фэнтези. Отсюда вывод- 5 лет- одна тема- один мир- конец герою, точка в периоде творчества. Ну, иногда длинная запятая,,,,, И снова в бой! А в нашем мире фантастика только начинается, вчера слушала по радио России в новостях нечто новое- новые разработки в генетике позволяющие регенерации всего в организме человека ли, живого мира ли.. . Что-то там связано с галографическим отображением органа и передачей этого правильного образа на расстояние аж до 20 км. Я отвлеклась от темы creatora Оценки и статистика в том контексте, в котором поработал creator дают весьма точную характеристику творчеству авторов. Нельзя утверждать это мнение окончательным и бесповоротным, всегда находятся люди (авторы) не укладывающиеся в обычные рамки. Слава таким гениям! |
(2006-04-21) nikolas: >>Конечно "исписываются", но не авторы, а темы выбранные авторами Согласен. Интересно было бы увидеть тот же график, если выкинуть из анализа циклы (оставить первую и вторую книги). >> По рассказам авторы почему-то не исписываются Авторы не пишут год за годом рассказы с одними и теми же героями на одну и ту же тему. |
(2006-04-21) Gauloises: creator, оценки — это условность, а к написанию отзывов нужно подходить осторожно |
(2006-06-10) старый фан: Читатель взрослеет или меняется со времем), а писатель не изменился — это один вариент. Писатель изменяется, а читетель ждет того же, что ему нравилось раньше — это второй. На личном примере: 1. не могу читать Гаррисона — я изменился и больше не интересен его стиль и его проблематика. 2. некоторым моим друзьям не нравятся последние книги Олди — "вот раньше был путь меча — это да, а шутиха — фигня" — конец цитаты. |
Ваш комментарий
доступно после регистрации —> |