цитата
Альбом "Царь горы" рождался в суровых условиях и в сжатые сроки. Инструменты записывали прямо во время тура, вокал — частично в студии Триагрутрики (Челябинск). Затем всё это доводили до ума Сергей "Raskar" Позняков и Евгений "Marker" (при участии Кирилла Борисова из группы Rusted). Кстати, именно они в своё время работали над созданием "Последнего альбома". Поскольку "Царь горы" позиционируется, как некий возврат к истокам — к 2010 году и "Последнему альбому", то абсолютно логичным было привлечение Raskar и Marker.
Пожалуй, я бы охарактеризовал этот альбом одной фразой — это очень зрелая работа. На ум приходит такая аналогия: вчерашний мальчик возвращается в родные места, которые он покинул когда-то, чтобы в итоге стать зрелым мужчиной. Причём вернувшись, он не ведёт себя инфантильно как 30-летний подросток, он продолжает оставаться нынешним собой — взрослым. Короче говоря, с помощью альбома "Царь горы" Noize MC одновременно: избежал самоповторов и удовлетворил ожидания самых требовательных фанатов, а также порадовал олдфагов и на#б@л всех поверхностных слушателей, облачив новые треки в максимально понятную обёртку
01. Make Some Noize
Эта песня уже больше года регулярно исполняется на каждом концерте и впервые была представлена широкой общественности довольно давно. Настолько давно, что ходит легенда — будто на фестивале в Киеве сам Ваня сказал кому-то из поклонников, что планировалось назвать новый альбом "Make Some Noize", но эта "фраза нас уже з@#бала и от этой идеи отказались".
Если бы эта песня была обнародована 10 лет или даже 50 лет назад, её всё равно включили бы в альбом и сделали бы первой в трек-листе. Потому что это реальный боевик — мощно исполненный и качественно сделанный. А теперь представьте, что вы ни разу не слышали эту песню и внимательно оцените аранжировку — она просто восхитительна! Евгений "Marker" упомянул в интервью, что аранжировка имела порядка 30 версий. В итоге ребятам удалось аккуратно уложить нереальное количество самых разношёстных инструментов, некоторые из них всплывают на несколько секунд где-то в середине и далее уже не появляются. Все эти мелкие фишечки и дают общий эффект! Уверен, какой-нибудь француз или египтянин может случайно наткнуться на клип этой песни на ютубе и дико приколоться, даже не зная русского языка.
02. Стэнли запишет хит
Негативные отзывы неподготовленных слушателей после выхода альбома The Greatest Hits vol.1 нередко включали в себя посыл вроде: песни Noize MC похожи на анекдоты, пару раз послушал эти телеги и сразу надоедают. Эта песня сочетает в себе, с одной стороны, того самого лампового и винтажного Нойза, которого многие полюбили за его сторителлинги (Бритни Спирс, Мерин и т.п.), а с другой стороны — она способна привлечь новых слушателей. Ведь этот трек — не только интересный остросюжетный рассказ, но и просто очень хорошая песня. При написании текста Ваня вдохновился историей Стэнли «Туки» Уильямса — одного из основателей легендарной банды Crips. В ожидании приговора, он провёл в тюрьме 25 лет и полностью переосмыслил свою жизнь, но в итоге всё равно был казнён.
Песня получилась очень энергичной и любопытной. Думаю, у неё не плохие шансы попасть в какое-нибудь коллекционный бокс из 4х CD с лучшими треками за всю историю группы.
03. Царь горы
У Вани есть целый ряд песен схожей тематики: Артист, Манки Бизнес, Бассейн, За#б@лись. Все они о нелёгкой судьбе артиста и о том, как все вокруг несправедливы к нему. Если ранее описывались довольно-таки частные случаи, которые более применимы к самому Нойзу, то здесь предмет описан более глобально. В этой песне Ваня написал нетипичную для себя музыку, читал по ролям (игра интонациями мне чем-то напомнила песни "Властелины Вселенной" и "Болт") и поднял достаточно серьёзную и глубокую тему. Но, пожалуй, эта одна из двух песен в альбоме, которая у меня не будет играть на рипите — из-за специфичной тематики сложно удерживать внимание и поэтому воспринимается однообразно, а припев на редкость "некачабелен" и сурьёзен.
04. Эмпайр Стэйт
В этой песне автор нас убеждает, что он спокоен и не обращает внимание на злобных хейтеров вокруг. Пока они сотрясают воздух, он занимается своим любимым делом и... внимание — строит нечто очень-очень уязвимое. Казалось бы, любой чих со стороны должен разрушить всю конструкцию к чертям собачьим. Но почему этого не происходит даже при таком сильном сопротивлении извне? Автор этого не объясняет явным образом, зато подробно рассказывает о том, как смешны и жалки эти агрессивно настроенные окружающие. Однако объяснение всё-таки есть — подразумевается, что нужно не поддаваться на провокации, не принимать близко к сердцу происходящее вокруг и просто делать своё дело. Главное — продолжать созидание.
Эта песня — прекрасное свидетельство того, что с годами некоторые люди не просто стареют, а по-настоящему развиваются — становятся более зрелыми. Например, возьмём песню 5-летней давности "Вьетнам" — там поведение хейтеров вызывало просто бурю эмоций от безысходности до ярости, а здесь в "Эмпайр Стэйт" их поведение вызывает разве что научный интерес "я бы хотел, если честно узнать, ради чего столько ветра".
Заодно вспомним знаменитое высказывание Коко Шанель: "Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще". Судя по этой песне, это будет уже следующим этапом Сейчас Ваня слишком много внимания уделил описанию злобных хейтеров, да и вообще написал целый трек о том, что его якобы не беспокоит. Думаю, что в следующих релизах треков в стиле "я против всего мира" мы либо не увидим вообще, либо они скорее всего будут предметно связаны с каким-то конкретным поводом (Жирный черный пробел).
05. Гвозди (feat. Atlantida Project)
В посвящённом Саше Соколовой интервью Ваня поделился впечатлениями о демке Иордана, которую ему прислали ребята. Было чудесно всё: вокал Саши, текст, музыка и т.д. С песней "Гвозди" — та же самая история. Причём если Иордан всё равно воспринимался, как "Noize MC + приглашённая группа", то здесь удивительным образом удалось достичь баланса — с одной стороны максимально сохранить самобытность Atlantida Project, с другой стороны — виден фирменный почерк Noize MC. Воодушевляющий текст в куплетах в какой-то мере отсылает к трекам "Артист", возможно "Мухи" и даже "Мерседес s666", а ритм и вокал в припеве мне эмоционально напоминает легенду сибирского рока — Янку Дягилеву. И если вы пристально следите за жизнью группы вне сцены, то не составит труда понять с кого списаны "персонажи" — всё обставлено достаточно просто и вместе с тем весьма красиво.
Я отношу песню "Гвозди" к т.н. "умным" песням (вроде песни "Снайпер"). Смысл таких песен можно трактовать по-разному, т.к. он многогранен и в какой-то степени даже живёт отдельно от автора. Здесь уже размываются грани между тем, что реально вкладывал автор и что увидел слушатель. Это лучшая песня в альбоме.
06. Грабли
Я ни в коем случае не хочу обесценить эмоции вложенные в эту песню, но при её прослушивании возникают две мысли:
1) Почему-то вокал в начале/конце и основной припев этой песни по эмоциональному исполнению напоминают мне В ХОРОШЕМ СМЫСЛЕ (как ни странно) песню Гуфа "Хочу ещё"
2) Эта песня отлично вкатит при послушивании с похмелья. Представьте: вечер 1 января, вы только что проснулись, дичайший сушняк, трещит голова, немного подташнивает, и вы в тёмной комнате начинаете рефлексировать о только что завершившемся годе. Включайте эту песню — она будет как нельзя кстати!
Иными словами, получившийся трек крайне не типичен для Нойза. Недавно в интервью Ваня сказал, что готовил несколько совместных треков с Земфирой, но доработать их до конца не удалось (Земфира куда-то пропала), поэтому он сделал для некоторых из них новые аранжировки и включил в альбом. Возможно, "Грабли" — это один из таких треков. Представьте, например, что припев поёт Земфира. Почему нет? А звучание основной партии синтезатора — как будто взяли из песен "Блюз" или "Lightbulbs". В общем, в данном случае у Вани получилась очень самобытная работа — и это редкий случай, когда песня не будет так хороша в акустике, как в полноценной аранжировке.
07. Чайлдфри (feat. Монеточка)
Я думаю, что все умеют пользоваться гуглом и, если не знали раньше, то узнали при появлении этой песни, что Чайлдфри (англ. childfree — свободный от детей; англ. childless by choice, voluntary childless — добровольно бездетный) — субкультура и идеология, характеризующаяся сознательным нежеланием иметь детей.
Что касается песни — наряду с "Гвозди" считаю её лучшей в альбоме. Для тех, кому не понятен смысл и сюжет — запомните, что Noize MC не бросает слов на ветер и если какое-то слово или фраза в песне есть, то с вероятностью 99,99% оно имеет конкретный смысл и помещено в текст не просто так. Яркий пример — в песне "Фарыфуры" есть такие строки: "Я как лайнер на взлёте.
Чистый 21 неведомый грамм, отделяющийся от плоти". С понятием "21 грамм" я сталкивался всего раз в жизни, когда посмотрел одноимённый фильм и узнал, что считается будто душа человека в чистом виде весит 21 грамм (подробнее — примечание к статье о фильме на Википедии). Благодаря этой фразе становится понятно что же в итоге по сюжету песни случилось с этим скейтером, которого ослепили фары.
Здесь отдельного восхищения достойно описание всех этих деталей быта Сатаны — от принятия душа и процесса приготовления до подготовки к употреблению. Слова подобраны таким образом ("мелодично журчит водичка"), чтобы слушатель прочувствовал насколько же МЕРЗЕНЬКИМ и ПРОТИВНЕНЬКИМ является вся эта ситуация и сам Сатана. Это отличный авторский ход — показать Сатану максиамально неприятным, но даже это не склонит нас в сторону сочувствия к злой душе, которую Сатана собирается употребить на ужин. То есть эта самая душа настолько отвратительна, что даже хуже мерзкого Сатаны... Ну, и мотивчик действительно адски прилипчив
Лев Толстой сказал, что ему проще заново написать "Войну и Мир", вместо того чтобы объяснять смысл написанного. Я тоже не вижу необходимости разжёвывать смысл и сюжет песни — здесь всё довольно просто. Отмечу, что при первом прослушивании этого трека на презентации альбома в Москве, я ожидал впоследствии более бурной реакции на этот трек — что Ваню обвинят в подстрекательствам к суициду, как было с треком "Героин-Фест" (пропаганда наркотиков).
Также отмечу работу Монеточки в этой песне — без неё было бы совсем не то. Очень удачный фит — здесь как раз тот самый случай, когда сошлись "все детали пазла". Не удивлюсь, если этот трек будет следующим, на который снимут клип.
08. Face A La Mer
С этой песней случилась та же история, что и с "Ф.С.Б." на "Новом альбоме", которая в трек-листе фигурировала, но в релиз так и не попала, поэтому распространялась отдельно. Давайте уважать авторскую концепцию и будем считать, что "Face A La Mer" всё-таки входит в альбом под порядковым номером 8.
Некоторые поклонники до сих пор уверены, что припев этой песни на концертах исполняет концертный директор группы — Валера Юнусов. На самом деле, песня основана на одноимённом совместном произведении французского певца Calogero и рэп-исполнителя Passi. Сэмпл этой песни с вокалом Calogero звучит только на концертах, а в "альбомной" версии его заменила девушка по имени Ванесса, которая специально для Noize MC записала вокал.
В интервью Ваня упоминал два интересных факта:
1) Песня написана под впечатлением от книги Мишеля Уэльбека "Возможность острова".
2) После написания первого куплета было не понятно в какую сторону двигать сюжет. На помощь пришёл Александр Кислинский — он изложил своё видение окончания этой истории, а Ваня на основании этого написал второй куплет.
Такие песни хороши со всех сторон: можно заморочиться и отыскать мораль, а можно не париться и просто качать башкой в ритм, дико угарев на припеве, например. И это как раз тот самый случай, когда объёмный текст не наскучит и не мешает слушать трек на повторе снова и снова.
09. Всё ОК (feat. Miss Baas)
Мне близок не очень популярный нынче подход: если мне что-то не нравится, то я не пишу гигабайты негативных слов об этом. Так что эту песню я просто оставляю без комментариев.
10. Джеймесон
Обычно альбомы Noize MC уловно деляется на тематические блоки. Эта песня открывает в альбоме "Царь горы" лирический блок. Это на редкость добрая и светлая песня, без излишних драм. О том, что для двух взрослых людей на каком-то этапе отношений очередная ссора "навсегда" — это просто ссора и они об этом знают. Хотя при этом боль от ссоры не становится меньше и это замечательно, т.к. хуже всего в отношениях — это равнодушие. Не думаю, что эта песня будет хитом и на неё снимут клип, зато она легко попадёт в какой-нибудь сборник "Баллады и лирика vol.1".
11. Питерские крыши
Ранняя лирика Нойза подкупала своей искренностью и эмоциями "в лоб" ("Ты не считаешь", "Пустые места", "Моё море", "Выдыхай"), затем в арсенале появились более сбалансированные ("Нам не понять", "Фарыфуры") и не менее душевные ("+-0", "Вселенная Бесконечна"). Но эта песня — самый настоящий прорыв, переход на новый уровень! Если и были у Noize MC слабые стороны в творчестве, то теперь их вовсе нет как раз благодаря этому альбому в целом, и этой песне в частности. Забавно, что у неподготовленного или невнимательного слушателя возникает вопрос — о чём это всё это? Ведь даже несмотря на привычку Вани объяснять смысл большинства своих творений, можно только догадываться что подразумевает автор некоторыми использованными образами в этой песне. И это чудесно!
Ложку дёгтся всё-таки налью. Помнится, песню "Выдыхай" переписывали 100500 раз, т.к. Ваня никак не мог добиться на записи тех же эмоций, которые удаётся продемонстрировать на концерте. К счастью, благодаря его одержимости, всё завершилось удачно. А здесь, пожалуй, такой проблемы нет, но биток в куплете... Он слишком выпирает и забирает на себя значительную часть внимания. Я сравниваю с версией, исполненной на крыше в августе 2016 — Шот конечно битбоксил в первом куплете, но делал это очень ненавязчиво и делал упор на хэты. Без барабанов (или с запрятанными поглубже) в куплете песня звучит намного более нежно и даже интимно. Не знаю, может быть как раз это и смутило автора — он и так вынес на всеобщее обозрение крайне личную историю.
12. Кислотный дождь
ВНЕЗАПНО эта песня превратилась из грустной баллады, которую мы слышали в акустике на видеозаписи, в слегка истеричный пост-апокалипсис-лав-драм-н-бас. Звучит интересно и трогательно — сразу веришь этому парню, который в последние мгновения своей жизни испытывает жгучую смесь любви и сожаления. Логично, что некоторые слушатели отмечают схожесть этой песни с "Жечь Электричество". Больше нечего сказать об этой песне — подробности её создания неизвестны, а всё остальное довольно прозрачно — скрытых фишек в тексте или музыке я не обнаружил. Ради забавы можно предположить, что песня написана в Питере, т.к. там часто бывает дождливо и в метро до сих пор активно используются жетоны
13. Любимый цвет
Эта песня хороша не только отсутствием барабанов в куплетах (привет Питерским крышам), но и отсутствием лишних инструментов вообще! Нойз неоднократно говорил в интервью, что умышленно стилизовал песню про фристайл времён общаги. Да, именно в то время Ваня познакомился с Аней и с тех пор прошёл с ней воду, огонь и медные трубы. Как говорит моя пожилая тётя по отношению к своему мужу: "Мы уже 50 лет в браке, у нас за 50 лет всё обговорено". Вот и Ваня за минувший миллион лет посвятил Ане с десяток треков и сотню фристайлов (например, даже при выкупе невесты перед свадьбой), поэтому логично было умышленно упростить текст и сделать некую ретроспективу от первого дня знакомства ("песен где-то под сорокет", "зашла к Данилычу распечатать реферат") и до сегодняшних дней ("без тебя, я ору, как наш Вася во время колик"). Получилось очень душевно — в духе песен Майка Науменко, который умел рассказать простыми словами о сложном. Пояснение для самых маленьких слушателей: фраза из песни "Наши юные смешные голоса" — это название хита группы "Ногу Свело!", который вышел в 2002 году — именно в том году Ваня поступил в универ и познакомился с Аней.
14. !!L!VE!
Мне одному показалось, что сначала клип на эту песню позиционировался в качестве видеоприглашения на концерты? Когда-нибудь в старости Ваня просто обязан выпустить отдельный коллекционный BD с лучшими видеоприглашениями, коих наберётся не меньше 15 штук. Эта песня как раз для тех случаев, когда "с открытыми пачками у экранов зрители роняли крошки на колени, диваны и паласы, качая головами в ритм под каждую фразу". Некоторые слушатели отмечают сходство музыки с треком Limp Bizkit "Re-Arranged", например. Собственно, музыканты и не скрывали того, что "!!L!VE!" умышленно аранжирована в духе уважаемой ими группы — об этом упоминалось на видео о записи альбома.
Главная фишка этой, казалось бы, простой песни в том, что под видом дисса на образ начинающего ариста, нам подсунули очень хороший мотивирующий трек. Как в старых фильмах про кунг-фу, где старый мастер ху#со$ит молодого бойца, который ещё ничего из себя не представляет, но уже думает что чего-то добился. Или как в спортивных фильмах, где тренер умышленно слишком строго относится к способному ученику, чтобы тот не расслаблялся и продолжал прогрессировать. В принципе, примерно об этом (другими словами) Ваня говорил в одном из интервью, но кто ж его слушал? Если вы понимаете о чём я
Ещё один интересный факт — я не помню, чтобы Нойз проехался по чьей-то личности без явной причины на это (вру — трек "Трое в лодке" на 6 баттл). Интересно, к чему здесь упоминание про Айзу? Да, мы помним про затяжной мини-конфликт с Гуфом (гугл в помощь, если что), но они развелись более 3х лет назад. Сомневаюсь, что Айза просто попалась под руку — в общем, будем следить за развитием событий. И, конечно, ждать следующего альбома