Песни со смыслом. Очень размытая тема. Что считать смыслом? Заумь, которую не поймешь без поллитры, или наоборот, яркую простоту? Китайцы давно говорили: мудрец найдет чему поучиться и у дурака, а дурак ничему не научится и у мудреца. Возьмем даже крайний случай: блатной "шансон" или попсу самого дурного пошиба а-ля "Я люблю тебя, моя любимая любовь". Ведь они, точнее, их популярность, уже симптом и повод подумать. Так что и они полны смысла, если уж докапываться до сути. Но я-всё-таки буду исходить из самого обычного здравого смысла: если песня обращает на себя внимание, если ты не просто слушаешь её и наслаждаешься музычкой, а думаешь о ней даже после того, как она закончится, если она наводит тебя на какие-то еще мысли, становится кирпичиком в некоем умозаключении, значит, она со смыслом. В общем, поехали.
Billy's Band — Сослагательная — Тут и музыка хороша, и текст — горько обыденный, какой-то безнадежно замкнутый на будни. Помните, в Гарри Поттере описание воздействия дементоров: "Как будто радости больше никогда не будет". Вот это оно самое. Этакая пост-жизнь, в которой от жизни как таковой остались лишь формальные признаки: пульс, рефлексы на раздражение, естественные потребности. Жуть. John Lennon — Imagine — Не настолько силен мой английский, чтобы разобраться в тонкостях ленноновской лирики, но и в переводе эта вещь весьма сильна и показательна. Хотя бы тем, что для счастья, опоисанного в ней, необходима "уравниловка". Нет стран. Нет религий. Нет рая, нет ада. Ничего, по сути нет. Узнаете эту картинку? Может, это общество полдня? Мне кажется, что нет. Потому что полдень — это продолжение эволюции, а не "жизнь одним днем", как описано у Леннона. А теперь давайте-ка вспомним, что отличает человека от животных. Среди прочего, это умение планировать, предугадывать близкие и дальние последствия своих действий. Другими словами, при всей моей любви к этой песне как к великому произведению искусства, её посыл мне кажется чудовищным. Назад, в беспамятство животных. Вот оно счастье — мирно жевать жвачку в стаде, ни о чем не задумываясь, ничего не планируя, ни к чему не стремясь. Классическая мечта нынешних левых. Ведь именно такое стадо они стараются сделать из получателей пособий, своего главного и верного электората. Так что да, эта песня со смыслом. Хоть этот смысл лично меня и не радует. Louis Armstrong — What a Wonderful World — Казалось бы, то же самое, что у Леннона. "Как прекрасен этот мир" Но вот не то. Ведь здесь говорится о детях, которые "будут знать больше, чем я". И лирический герой не просто смотрит, таращится на мир. Он его осмысляет, он думает о нём. И это здорово. Песня простая, но за счет волшебной мелодики превращается в гимн оптимизма, веры в то самое светлое будущее. Queen — Who Wants To Live Forever — Помпезность и нарочитая вычурность Queen каким-то чудом никогда не была безвкусной. И даже, казалось бы, простые песни поднимают весьма непростые вопросы. Кто хочет жить вечно? Казалось бы, ответ очевиден, но давайте вспомним волшебника из "Обыкновенного чуда". Того, кто знает, что переживет любимую. И своих детей. И детей их детей. Который понимает, что его участь — стать бессильным свидетелем вечного торжества Смерти. Бессмертие. Проклятие Агасфера. Нужно быть просто конченым эгоистом, полностью зацикленным на себе, чтобы радоваться индивидуальному бессмертию. Но даже и такого человека вечность научит уму разуму. И в конце концов сведет с ума. Tom Petty — Into The Great Wide Open — Том Петти всегда был непрост. И эта песня, хирургически препарирующая мечты доброй половины подростков Америки, тоже. Секундная популярность без подлинного таланта — тупик. И только своевременное падение с незаслуженного пьедестала может открыть перед незадачливым собирательным "Эдди" перспективы. Возможность стать другим. И найти то, к чему он по-настоящему талантлив, пусть это будет хотя бы ремонт автомобилей или выпечка пончиков. И это будет настоящим счастьем. А.Макаревич & Оркестр Креольского Танго — Песенка про счастье — Ну, тут и говорить не о чем. Макаревич. Великий. Простой и глубокий. АлисА — Дежавю — Очень симпатично. Даже что-то пинк-флойдовское ощущается на границе восприятия. Белая гвардия — Песня рядового — Жуткая песня. О жутких вещах. Я не пацифист, в моей стране исповедовать пацифизм — глупо и беспечно. Но в ЦАХАЛе действует железное правило: никогда не бросать своих. Любой ценой. Спасать, чего бы это не стоило Менять одного плененного солдата на десятки, сотни боевиков. И даже если солдат погиб, сделать всё, чтобы его тело вернули на Родину. И не дай Бог какому-нибудь генералу проявить хоть грамм пренебрежения к солдатским судьбам. Видимо, это специфика маленькой страны. Нас ведь и десяти миллионов нет. Меньше одной Москвы. Все на виду. К тому же в иудаизме четко прописан примат ценности человеческой жизни над всем остальным, и это накладывает отпечаток на психологию народа. Интересно, что в предписаниях солдатам говорится, что в случае пленения они должны сделать всё, что можно для спасения своей жизни. Отвечать на любые вопросы, не играть в героя. Дождаться спасения. И вернуться. Домой и в строй. Это и будет настоящая победа. И тем горше слушать песню о брошенных, преданных солдатах, о войнах, на которых наживаются генералы и политики, в ущерб простым рядовым. Потрясающая песня. безумно талантливая и очень смелая. Извините, коллеги, если я тут слишком много о ЦАХАЛе расписал, но больно уж контраст жуткий. Мой старший уже давно отслужил, а вот младшему через четыре года идти в армию. Брать в руки оружие и идти навстречу врагу. И для меня безумно важно знать, что наша армия — на стороне моего сына. Что его друзья, его командиры, все вокруг сделают всё, чтобы сохранить его живым и, надеюсь, невредимым. Как физически, так и психологически. Уф. Вот вам и песня со смыслом. Борис Рысев — Дурная репутация — Здорово. Хлестко. И очень жизненно. Виталий Гасаев — Жить! — Добротно. Очень добротно. Обычно я сдержанно отношусь к Гасаеву, который часто гостит в наших турах. Но эта песня сделана на совесть. Простота, которая не пошла, а точна и ярка. Машина Времени — Просыпается ветер — Великолепно. Боже мой, сколько же надо иметь таланта, чтобы через столько лет, после стольких песен суметь создать такое полотно! Наверное, самое большое потрясение этого тура. Ну а про смысл тут и говорить нечего. Макаревич возвращается к практике 70-х, когда Эзопов язык был для Машины единственным решением, позволявшим не идти на компромиссы с совестью и оставаться на свободе. Да, им были не доступны большие города, но эта попытка мастодонта власти защититься от правды Машины времени провалилась. Машина играла из всех окон, приводя в ярость замшелых партократов. Как жаль, что всё вернулось на круги своя. Хотя нет. Ничего не вернулось. Ведь сейчас из окон звучат совсем другие песни. И в этом победа режима. Может, поэтому столько горечи в голосе Макаревича. Но всё же, всё же, поднимается ветер. И с этим ничего не сделать! Ногу Свело — Дышать — Как удивительно эта песня продолжает и дополняет "Поднимается ветер" и "Песню рядового", объединяя их в единую картину. Страшную и грозную. Беспощадную, но оставляющую крохотную лазейку для надежды. Лучик солнечного света, чистого и теплого. Который позволяет держать в душе ослепительную искру, дарующую веру и силу жить.
Темы:
Песни со словами "никогда", "нигде", "никто" Алко-тур 2 (Алкоголь в текстах и названиях песен) Алфавитная "U" / "У"
|