Сара Даймонд "Паутина" Достаточно редкий жанр — ретроспективный детектив, когда отсчет событий идет от настоящего к прошлому. В "Паутине" конструкция сюжета идет двумя параллельными линиями, которые в конце таки пересекутся: от настоящего к прошлому, и от настоящего в будущее — но уже отягощенное знанием того, что произошло десятки лет назад. Центральная героиня — Анна, которая вместе с мужем обживает свежекупленный дом в идиллической сельской местности. Позади не слишком высоко оплачиваемая работа, шумный опасный город и тесная квартира. Естественно, Анна быстро погружается в депрессию:) На самом деле у героини есть на это весомые причины — как бы то ни было, человек животное социальное, и самые прекрасные пейзажи вкупе с идеальным дизайном дома не заменят общения и чувства принадлежности к какой-то среде. Анна бы и хотела прижиться, но соседки — классические боевые тетки-комитетчицы, — не вызывают у нее симпатии, а старые друзья далеко, и легкий холодок отчуждения уже веет в телефонных разговорах... Милая, у тебя свой дом, прекрасный муж, нет нужды по утрам вставать по будильнику...на что ты жалуешься? И Анна не жалуется, поскольку каждый раз мысленно представляет себе эту отповедь. Но у нее и в самом деле слишком много свободного времени и слишком мало обязанностей о сравнению с прошлой жизнью.К тому, все ждут, что в идеально подходящей для этого обстановке она напишет свою вторую книгу, поскольку пару лет назад у Анны вышел триллер — не хит, не посетитель какого-нибудь топ-50 даже с конца, а просто "мелкая рыбешка в очень зарыбленной реке книгоиздания". И если ты не сможешь написать вторую книгу, ты будешь не писательница на свежем воздухе, а просто домохозяйка с претензиями, — говорит себе Анна, ужасаясь этой картине. Но книга не идет. Идет только время, и постепенно для Анны ее дом из необжитой еще игрушки превращается в ловушку, и тут, когда она близка к погружению в полноценную, черно-серую депрессию, Анна узнает, что ее дом — не просто дом, а с историей. И благодаря этой истории он и был продан так дешево, поскольку предыдущей его хозяйкой была женщина, которая в детстве убила свою одноклассницу. Бывший ребенок-монстр Ребекка Фишер, самая юная убийца Англии! Когда деревня узнала об этом, ее начали травить и выжили из дому. Понятно, что никто из местных не хочет говорить с Анной на эту тему. Но сама Анна , естественно, хочет узнать как можно больше, поскольку а) это можно превратить в сюжет и б) ей все равно нечем заняться. И она начинает изучать прошлое ребенка-монстра. С этого момента автор раскручивает сюжетную спираль, которая, сужаясь с каждым витком, ведет Анну все ближе к точке убийства. И к точке понимания, почему все случилось именно так. Сначала соседи, которые ничего не хотели знать про убийцу, а хотели просто выжить ее отсюда, потом газетные вырезки, потом бывшие одноклассники... Надо сказать, что автору очень хорошо удалось это погружение в прошлое, постройка дома наоборот — от крыши до фундамента; но ради этого ей пришлось пожертвовать большей частью интриги в настоящем, поскольку там осталось минимум персонажей и, соответственно, минимум подозреваемых. Я слабо надеялась на какой-то сюжетный фляк с батманом в финале, но этого не произошло. Еще один потенциальный недостаток книги — это главная героиня.Почему потенциальный? Ради сюжета читатель вынужден слушать ее жалобы, и, если нет сопереживания, то ее проблемы будут казаться мелкими и надуманными, такими, с которыми "нормальная женщина" справилась бы шутя. Но я Анне очень сочувствовала, поскольку сама искала ответ на вопрос "что делать в чужом городе рядом с людьми, которые мне не противны, но и не особо симпатичны?". Не могу сказать, что не справилась — я записалась на йогу, бродила, знакомилась с местными достопримечательностями, подолгу торчала в книжных магазинах...училась, в конце концов. Но все время фоном шла тоска "я одна... все чужое...". Когда я читала про чувства Анны, вспомнились эмоции того времени и мощно срезонировали. Если такого резонанса не будет, то минимум два балла в оценке книга потеряет. Еще один плюс книги — выверенность истории Ребекки Фишер. Даже не зная, как все на самом деле обстоит в пенитенциарной системе британцев, и что их уголовное право думает о детях-убийцах, я чувствовала, что автор изучила вопрос и сумела использовать материал без длиннейших информативных монологов, но и без прыжков по вершкам. В целом — неторопливая и затягивающая книга с финалом, который меня обрадовал благодаря симпатии к героине:). 8 из 10.
если кто подскажет еще ретроспективных неторопливых детективов, буду очень благодарна!!
|