Традиции организованной преступности имеют давние корни в таких странах Азии, как Япония (якудза) и, особенно, Китай (триады) – эти организации действуют сотни лет. По срокам деятельности из активных современных криминальных организаций с ними может сравниться лишь сицилийская мафия. Тем не менее, если о мафии (ставшей синонимом организованной преступности) и её американской версии «Коза Ностра» сняты многочисленные и успешные фильмы, ставшие шедеврами мирового кино (вспомним «Крестный отец» (кстати, всем настоятельно рекомендую к ознакомлению саму книгу Пьюзо, не ограничиваясь фильмом, т.к. в нем много упрощено и упрощено), «Славные парни», «Казино»), то фильмы об азиатских преступных синдикатах, хотя и снимались в Японии (тут можно вспомнить весьма неплохие фильмы из серии Битвы без чести и жалости, снятые в середине 70-х, и описывающие трудовые будни якудза в районе Хиросимы) и Гонконге, но большинство было создано или на недостаточном уровне, зачастую для внутреннего потребления, или, даже если снимались нормально, в силу культурной специфики не приобрели широкой известности. В нашем обзоре мы постараемся рассмотреть наиболее успешные современные азиатские гангстерские фильмы, которые могут заполнить этот пробел. Начнем наш мини-обзор с рассмотрения единственной запомнившейся мне ленты корейцев (естественно, южных) об организованной преступности «Новый мир». Сюжет стартует с того, что глава мощного ОПС, созданного на базе объединения нескольких кланов, успешно внедрившегося в легальный бизнес и официальные сферы, погибает в (случайной?) автокатастрофе. Само собой, начинается борьба за власть. Формально дерутся три претендента, но на деле два основных конкурента, молодых и наглых: один ведает в ОПС связям с китайцами и «триадами», другой – специалист по местным нелегальным операциям. Они предполагают, что ведут борьбу между собой, но в деле весьма плотно представлена и третья сторона со своими интересами...
Пикантности в сюжет добавляет то, что полиция давно внедрила в ОПС нескольких своих людей, один из которых является ближайшим приближенным одного из претендентов. В частности о нем и повествует основная сюжетная линия. В результате получился довольно мощная завязка, и, в принципе, создателям картины удалось все разумно разрулить, упаковав сюжет в динамичное и захватывающее действо. По актерам ничего особого сказать не могу, но вот один из претендентов (тот, что связан с китайцами), сыгран очень хорошо, запомнился. Пара моментов, которые хотелось бы выделить: 1. Силовые органы (тут – полиция) активно вмешиваются в борьбу за власть в синдикате (посадки неугодных, сбор и слив компромата и.пр.), стремясь поставить во главе людей, которые будут прислушиваться к их пожеланиям при ведении дальнейших дел. Этот мотив повторяется и в японском фильме «Полный беспредел», и в китайском «Выборы 2», поэтому и считаю важным выделить этот момент, т.к. вероятно, он появился не на пустом месте и отражает какие-то реальные тенденции. 2. Огнестрельное оружие отсутствует почти полностью – «ребята» в основном разбираются между собой с помощью холодного оружия. Ножи и мачете наше все. Это не бзик создателей: в Гонконге и Корее, да и в Японии, очень серьезные проблемы с доступом к огнестрелу даже у серьезных бандитов. В целом фильм динамичен, тема раскрыта отлично, актеры нормальные – твердая 4. Считаю этот фильм на данный момент лучшим представителем корейского тематического кино. Следующие на очереди два китайских фильма «Выборы» и «Выборы 2». Оба посвящены борьбе за власть в одной из гонконгских «триад». Что любопытно по специфике: 1. Срок правления босса ограничен двумя годами, причем, как правило, босс избирается на один срок – в сиквеле это послужит завязкой конфликта, 2. Выбирается босс путем голосования среди наиболее влиятельных членов «триады», ключевую роль среди которых играют старики — геронтократия в действии.
Первый фильм не несет ничего особенного: грязная борьба за власть, интриги, «разборки» — однако финал очень сильный. Избытком динамики и особо захватывающим сюжетом картина не страдает, но концовка – твердая 5. Именно из-за него фильм мне запомнился, и в значительной степени из-за финала рекомендую к просмотру всем ценителям жанра. Тем не менее, несмотря на мои слова «фильм не несет ничего особенного», хочу подчеркнуть, что фильм снят достаточно крепко и интересно, смотреть стоит, но именно финал выделяет его из ряда аналогичных по тематике картин. Сиквел мне понравился даже больше: он получился более динамичным, сохранив при этом жесткость и реализм своего предшественника. Лок, победивший в борьбе за власть на предыдущих выборах, хочет продолжить свое правление, хотя это и против правил. Его желание победить настолько сильно, что он готов наплевать на любые традиции. Его соперником на сей раз выступает «белый воротничок», мало связанный с нелегальным бизнесом, которого обстоятельства вынуждают для выживания превратиться в совсем другого человека – а-ля Майкл Корлеоне. Стрелковое оружие в этой диалоги, как и в «Новом мире», почти не применяется, но кровавости и жестокости фильмов это отнюдь не убавляет. Для примера, во втором фильме человека рубят на куски и скармливают собакам. Как и в корейском фильме, тут активно действуют «силовики» — если в первом фильме они внешняя сила, стремящаяся ограничить активность бандитов, то во втором фильме опять всплывает тема посадки дружественного человека во главе ОПС. «Если не можешь победить врага — возглавь его». Забегая в спойлер, скажу, что у китайских «товарищей», в отличие от японских и корейских коллег, этот трюк был проделан с большим успехом. На сегодняшний день считаю эту диалогию самым удачным творением гонгконгского кинематографа по «триадам». Реализм и жестокость, описание традиций и современности, местный колорит – все в фильмах есть, при этом приправлено неплохой интригой и динамикой, достойными актерскими работами. Следующее на очереди кино – Такеши Китано и его дилогия «Беспредел» и «Полный беспредел». Первая часть весьма неплохо прокатилась в Японии, что и послужило толчком к созданию 2-й картины. Но с сожалением отмечу, что сиквел, в отличие от «Выборов 2», значительно слабее первой части. Вообще гангстерские фильмы Китано мне никогда не нравились: «Фейерверк», «Брат якудзы» и.пр. – слишком все преувеличено и гиперболизировано. В таком же духе получился и сиквел. Но вот первая часть – сильная, ровная, реалистичная, хорошо описывающая современную кухню «якудза» — она на очень хорошем уровне. Поэтому приходиться заценить и вторую часть, тем более что некоторые вопросы затронуты там неплохо. «Беспредел» начинается с хитрой интриги главы большого конгломерата якудза, стремящегося уничтожить более слабую «семью», но, в силу традиций, вынужденного двигаться осторожно и мягко, с хорошей долей лицемерия и показухи. Впрочем, этот замысел босса не единственный, — попутно он намеревается убрать одного из своих вассалов, — которому и поручил эту операцию — стравив его со своими подручными. Зачем так много интриг и лицемерия, не проще прислать команду киллеров, спросит неискушенный отечественный зритель? Нет, не проще и гораздо опаснее. Даже боссы в азиатских гангстерских фильмах (и в реалиях!) не всесильны и крепко связаны многолетними традициями и правилами. На эти традиции они и опираются при осуществлении своей власти, и они же связывают их незримыми и прочными узами, гораздо крепче, чем их коллег из США и Европы. В общем, интрига оказалась слишком хитроумной, унесла жизни многих якудза, и, хотя и достигла своих целей, главный босс получил и непредвиденный сюрприз в конце фильма – как оказалось, не один он такой продвинутый и хитрый. Крепкий закрученный динамичный сюжет, раскрытие современного бытия японских бандитов, интриги, хорошая актерская игра привели к тому, что фильм мне очень понравился, на твердые 4+, поэтому с нетерпением ждал продолжения. Хотя, вообще-то, фильм был логически закончен, и продолжения не требовал. Повторю, что сиквел меня сильно разочаровал: поперли гиперболы и преувеличения, все недостатки старых гангстерских фильмов Китано, незаметные в первой части, полезли наружу. Начало фильма не предвещало беды: тот же конгломерат якудза пару лет спустя, но уже с новым «продвинутым» руководством. Фьючерсы и опционы наше все, «беловоротничковая» преступность торжествует, «старики», не способные к «новому мышлению», отодвигаются от руководства.
Эта, так сказать, внутренняя линия конфликта. Внешняя линия – в начале фильма конгломерат ликвидирует высокопоставленного чиновника; от такой наглости руководители полиции несколько офигевают, и ставят задачу подчиненным поставить зарвавшийся клан на место. А герой Китано, которого вроде убили в первой части, оказывается, пережил покушение, и, не без помощи полиции, которая нуждается в таране для удара по клану, готовится выйти на волю, где его уже поджидают киллеры. Вот такая, достаточно мощная завязка, которая была в значительной степени слита Китано из-за его старых недостатков. Например, массовые расстрелы якудза, в том числе и из автоматов – ну что за бред, откуда в современной Японии, с малым числом убийств и проблемам с доступом к оружию, такие бойни? В первой части насилие, конечно, было, и преувеличения, но так более-менее все это было в рамках, приближенных к реальности, а во второй части насилие – это уже по части фантастики, а не гангстерского кино. Другой недостаток – откуда-то взялся «Бог из машины» — другой синдикат, который посылает неуловимых убийц и сливает компромат, стремясь к перераспределению сфер влияния с первоначальным синдикатом. Резюмирую: фильм на 3+, т.к. сюжет провисает, преувеличения с неуловимыми киллерами и массовыми расстрелами тянут в жанр фантастики, динамика не очень. Т.е. фильм посмотреть можно, но, в целом, он просто испортил первую картину. Ну и заканчивая тему азиатского гангстерского кино, упомяну о неплохом фильме «Братство якудзы: Война кланов». Сюжет: один из лидеров мощного конгломерата якудза (существование таких гигантских синдикатов, объединяющих десятки тысяч якудза – особенность японской организованной преступности, для сравнения можно сказать, что «Коза Ностра» и в лучшие времена насчитывала менее 10000 полноправных членов) стремится подмять некоторые семьи, давно управляющие крупным городом, что бы опереться на них во внутренней борьбе за власть. Прямой путь тут, в силу вышеперечисленных причин, не годится, и в ход опять идут интриги: ему удается переманить на свою сторону некоторых высокопоставленных лидеров этих семей, которые, используя давнюю вражду, хотят сменить нынешнее руководство. В результате хитроумной интриги гибнут боссы обоих семей, предатели вроде как неотвратимо идут к руководству, но на пути у них становится команда якудза с лидером, придерживающемся старых традиций и принципов... Снято достаточно динамично, сюжет не провисает, актеры – нормальные, фильм на 4, также рекомендуется к просмотру. Резюмируя: рассмотренные азиатские гангстерские фильмы жестоки и кровавы, сюжет изобилует местным колоритом, некоторые моменты отношений и сюжета весьма специфичны; но ценителям жанра, да и вообще любителям гангстерского кино, которых это не отпугнет, удовольствие от просмотра гарантировано.
|
|