Тайна личности Борна / The Bourne Identity (1988)
Мини-сериальчик о Джейсоне Борне, первая экранизация романа Роберта Ладлэма. Помню, смотрел его еще до фильма с Дэймоном, забавно было сравнивать В общем от начала и до середины сюжет как и у экранизации Лаймана. Борн постепенно пытается вспомнить, действие более размеренное, не столько боевик сколько детективный триллер. История увлекает, смотреть интересно. По настроению напоминает "Три дня Кондора". Актеры нормальные, хорошая старомодная постановка. 7/10
Идентификация Борна / The Bourne Identity (2002)
Слом шаблонов шпионского боевика, где агент, мужчина с обложки, прет на толпу врагов и взрывает город. Неудивительно, что в этот год закончился Бонд с Пирсом Броснаном, как и в принципе вся бондовская традиция. Шпионский боевик Даг Лайман делал более реалистичным, не без условностей конечно. Помпезные перестрелки, показушные драки остались в прошлом. В фильме будут только редкие отточенные драки и лаконичная стрельба. Из них примечательны драка ручкой в Париже, дуэль со снайпером, автомобильная погоня и пролет на трупе со стрельбой. Сюжет с амнезией и повторным самопознанием интересный и держит интригу. Мэтт Дэймон сыграл серого, легко теряющегося в толпе ничем не примечательного обывателя, на поверку оказывающегося машиной для убийства, агентом экстра-класса. И как обычный человек, он рефлексирует, переосмысливает жизнь, ищет себя. На контрасте с ним другой агент Клайв Оуэн, тоже рефлексирующий, но уже на пороге смерти. Франка Потенте просто девушка в беде. Ну и саундтрек от Моби добавляет еще больше динамики. 9/10
Превосходство Борна / The Bourne Supremacy (2004)
Пол Грингасс заигрался с ручной камерой, от которой меня еще в "Кровавом воскресенье" укачало. Ну и вообще американцы зашли на чужую территорию, где умеют снимать только клюкву. Удивлен, что клюквы не так уж много. Приключения Фомы Кинияева серьезно просели в динамике, за весь фильм наверное одна приличная драка, и та снята в эпилептическом припадке. Многое искупает мощная погоня в тоннеле, но опять же одна. Понравился Карл Урбан, но был недораскрыт. Приятно удивила Акиньшина в эпизоде, не ожидал ее увидеть. Франку Потенте убили и заменили на Джулию Стайлз, большого смысла в этой замене не вижу. Рефлексии, самобичевания Борна, беготня ЦРУ-ых начальников, сумбурно как-то. Шаг назад по сравнению с первой частью. Правда Моби все еще могет. 6/10
Ультиматум Борна / The Bourne Ultimatum (2007)
Борн борется с системой и сильно теряет в реализме. Но это ладно, боевик в целом захватывающий. Фильм напичкан динамичными сценами, проделана работа над ошибками сиквела. Погони и драки с книгой в Танжере, триллер на вокзале, взрывы, стрельба, все на месте. Хотя Борн уже приблизился к Бонду умением материализовываться где угодно по велению сценариста. А сюжет натянутый, но для завершения истории Борна пойдет. Правда, там Аарон Кросс на Аляске охотится на волков, и будет продолжение. Жаль, что не поставили жирную точку. А то вся эта беготня ЦРУ-го начальства и Памелы Лэнди в отдельности уже достала. Из всей трилогии только Моби не снижает накала. 7/10
Эволюция Борна / The Bourne Legacy (2012)
Принадлежность этого фильма к борниане идейно не работает. Джейсон Борн был отличным оперативником, но при этом простым человеком, что подчеркивалось серой внешностью Мэтта Дэймона. Аарон Кросс же, прямо говорится, мутант с измененной хромосомой, да еще и на допингах. Тут идет перекос практически в супергероику, где-то на фоне маячит Капитан Америка, и условно реалистичный, серьезный тон франшизы загублен. Да еще оказывается, что есть не только чудо-таблетки, но и зомби-фармацевтика, позволяющая запрограммировать кого угодно на убийство. Это уже скорее спин-офф "Областей тьмы". Но если абстрагироваться от Борна, что трудно, призрак его весь фильм маячит задним фоном, то фильм неплохой крепко сбитый боевик. Есть напряженные боевые эпизоды с беспилотником, на дикой природе с волками, в доме докторши, а финальная погоня сделана внушительно с неожиданной развязкой. У Джереми Реннера типаж героя боевика, с ролью справляется сносно, рвется весь фильм напролом убедительно. Спасаемая им Рэйчел Вайз тоже нормально, когда не истерит. Терминатор-кореец в финале не внушает, тупо слился. А антагонист на самом деле коллективный, кучка аналитиков в штабе, которых Кросс ни разу не видит, но ощущает их незримое присутствие, такая дуэль полевого агента и кабинетных крыс. Такого злодея нельзя победить, от него можно только скрыться. И если бы не привычка решать проблемы поголовным сокращением штатов через отстрелы, вышел бы образцовый злодей. А так получается, сплошь параноики там сидят, которые боятся что Борн и прокурорша чего-то там скажут, и как будто это что-то изменит. 7/10
Джейсон Борн / Jason Bourne (2016)
Как мы помним, "Ультиматум Борна" заканчивался на фразе "Он уплыл, но обещал вернуться, милый...", и Никки Парсонс машет платочком. Возвращение затянулось почти на 10 лет. За это время произошла информационная революция, всеобщая смартфонизация, Сноуден и викиликс. Все эти новые скулы сценаристы пришили к олдскулам "Борна". И, как при всякой неудачной пластической операции, шрамы торчат, а импланты не желают приживаться. Впечатление, будто мне подсунули что-то залежавшееся со склада просроченных товаров, стартануло практически с самого начала фильма, когда появилась потрепанная женщина в летах. Ею оказалась беглая црушница Никки Парсонс, в прошлом молодая и привлекательная. По сюжету она отдала лучшие годы жизни хакерскому подполью. Подполье (пиво, чипсы, анаша) высосало молодость, но даровало способность взламывать сервера ЦРУ при помощи компьютера 1994 года. Помню, у меня был похожий, на нем еще "Doom-2" безбожно тормозил. А она, значит, спокойно выкачивает гигабайты папок "под грифом секретно". А на другом конце провода молодая и перспективная црушница Алисия Викандер не догадалась выдернуть штепсель и профукала документы с правдой о Борне. Именно за такие заслуги ее назначили главной по поимке Парсонс, Борна и всех-всех-всех. Вместо поимки ее посещает гениальная мысль зазвать Борна обратно в контору. Тут амнезия Борна распространилась и на Викандер, и на сценаристов. Они забыли, что контора забрала у Борна всех любимых, что Борн перебил агентов, похитил и обнародовал секретные документы. С такими отрицательными характеристиками его даже почту развозить не возьмут. И тут мы переносимся в Грецию. Там страдающий амнезией Борн вспомнил фильм "Рэмбо-3" и на местном КомикКоне яростно его косплеит под улюлюканье бородатых гиков. Собравшись, было, фоткаться и раздавать автографы, он замечает Никки в толпе. Та его зовет на косплей греческого майдана. И тут мы понимаем, что Гринграсс миксует лучшее из "Превосходства" и "Ультиматума". Афинские сцены — это эпизоды из Гоа и вокзала Ватерлоо соответственно. Борн вошел в привычную колею "погоня пешком в толпе простого люду от оперов и вездесущих камер". Снято это замечательно, потянуло атмосферой старых "Борнов". Тут есть все — паранойя, камеры, штаб ЦРУ, драки и импровизации, снайперы на крышах. И Борна теперь преследуют не только флэшбеки, но и дежавю. Когда скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) Никки повторила судьбу Франки Потенте, на его лице явно читалось "где-то я уже это видел". Но все хорошее когда-то заканчивается. И вот, скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) прежде чем вылететь из франшизы с выходным пособием , Никки подкидывает флешку с надписью "СТРАШНАЯ ПРАВДА!!!". В ней раскрывается, что ЦРУ убило Кеннеди, сбило НЛО над Розвиллем, вооружало Усаму и подкинуло Монику в Оральный кабинет только для того, чтобы завербовать Борна. Потому что он ИЗБРАННЫЙ! Ошарашенный Борн едет на конференцию по новым компьютерным технологиям и защите компьютерных программ в Лас-Вегас. А чтобы потолковать с главным црушником баш-на-баш, это все решит. Поскольку у Борна амнезия, он забыл что у директора ЦРУ есть начальник, у которого тоже есть начальник, который отчитывается Мировому Правительству, которым кукловодит девелопер Курильщик, который выращивает инопланетных детей-мутантов в пробирках и готовит глобальную застройку Земли. В этом эпизоде снова дежавю и снова веет атмосферой старого доброго "Борна", потому что драки, перестрелки, паранойя и автопогоня. На уровне, неплохо. По итогу, все что лучшее в этом "Борне", это хорошо забытое старое из прошлых частей. А все остальное — хакеры, Цукерберг, убитый папка, — отваливаются как инородное тело, только хронометраж отжирают. Да и потом, не все ингредиенты борнианы представлены. Отчаянно не достает эпической рукопашки с ручкой, справочником, полотенчиком. Борн просто обязан был кого-нибудь забить ковриком из-под мышки, хотя бы того мутного хакера с гантелей. Также не хватает схватки с холодным агентом — машиной для убийства. Венсан Кассель зачем-то сыграл горячего парня с истерическими эмоциями, это не то. Агент должен олицетворять бизнес и ничего личного, а дает волю чувствам пусть на пороге смерти. Мэтт Дэймон все еще уверенно смотрится, к Викандер у меня всегда симпатии, Джулия Стайлз и Томми Ли Джонс олицетворяют бренность всего сущего (ну или алкоголизм). Главным антагонистом в борниане всегда была СИСТЕМА — штаб аналитиков за компьютерами, которые гоняют по всему земному шару воина-одиночку. В свете последних тенденций следующая часть должна называться "GPT Борна" — человек против нейросети, только это спасет франшизу. 5/10
|
|