Православная и католическая ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?»

Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?

 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 01:05  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

Так вот или есть авторское высказывание утверждает положения религии, или нам надо что-то представлять. Но никак не одновременно.


Вот тут вот, видимо, и проблема :)
Хорошо, попробуйте вставить слова "объективную истинность". "Утверждает объективную истинность основных положений религии". А не требует присутствия в кадре храма, апостола, пророка и пары прихожан, крестящих отпрыска. :)
–––
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 01:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата Apraxina

Вот тут вот, видимо, и проблема :)
Хорошо, попробуйте вставить слова "объективную истинность". "Утверждает объективную истинность основных положений религии". А не требует присутствия в кадре храма, апостола, пророка и пары прихожан, крестящих отпрыска. :)

Я там чуть-чуть уточнил.

И новое определение сути не меняет, т.к. у Толкина во "Властелине колец" нет ничего вообще по данному основному положению: "утверждает веру в очищающее от грехов крещение, совершаемое лишь единожды". Там и по другим можно спорить, но вот конкретно о крещении вообще ни намёка.

Так что всё равно — не подходит %-\.

upd. не подходит именно привязка к основным положениям религий.


авторитет

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 01:12  
цитировать   |    [  ] 
И где в этом определении слова "склад дохлых негров"... :-D

Dark Andrew — я где-то сказала "всех положений в одной книге" или что-то в этом роде?
Я еще раз говорю, что описываемый мир может быть дохристианским, хоть допотопным. Однако ж, положения о Творце и Духе Святом в нем должны быть такой же объективной истиной, как другие его основы. И вот у Толкина это присутствует. Как единый — Единый — Творец, так и Дух.
–––
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 01:16  
цитировать   |    [  ] 

цитата Apraxina

Утверждает объективную истинность основных положений религии

цитата Apraxina

я где-то сказала "всех положений в одной книге" или что-то в этом роде

А скольких? И каких именно? Любых на выбор? Достаточно одного про Отца/сына/святого духа? Тогда почему в определении "положений"?


миродержец

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 01:17  
цитировать   |    [  ] 
http://arnaut-katalan.narod.ru/haetsk5.html — статья Хаецкой на эту тему.
ИМХО: строгого и универсального определения христианской ФиФ дать невозможно, всегда найдутся какие-то исключения.
Для меня главное — мировоззрение автора, и то, насколько глубоко оно отражено в тексте. Поэтому я воспринимаю ВК и Сильм как христианскую фэнтеэи, а как их восринимают другие — мне безразлично.

Мэри Дория Расселл — блестящее исключение, т.к. написала вполне христианский текст, будучи иудейкой. Впрочем, она росла и воспитывалась в католической вере, и поэтому знает матчасть.
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 01:18  
цитировать   |    [  ] 

цитата Veronika

Для меня главное — мировоззрение автора, и то, насколько глубоко оно отражено в тексте. Поэтому я воспринимаю ВК и Сильм как христианскую фэнтеэи, а как их восринимают другие — мне безразлично.

Мммм... эту позицию я помню ещё по мираклю ;-)

цитата Veronika

строгого и универсального определения христианской ФиФ дать невозможно, всегда найдутся какие-то исключения

А и не надо строгого и универсального. Надо общее, но такое, чтобы его нельзя было пятью способами трактовать.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 01:23  
цитировать   |    [  ] 

цитата Veronika

http://arnaut-katalan.narod.ru/haetsk5.html — статья Хаецкой на эту тему.

А Хаецкая своим определением отказала Толкину в принадлежности к христианской фэнтези.


миродержец

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 01:26  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

А и не надо строгого и универсального. Надо общее,
Общее и есть в данном случае — универсальное. Абсолютно всем не подойдёт никакое.

Кстати, а зачем оно вообще нужно??????
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


миродержец

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 01:30  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

А Хаецкая своим определением отказала Толкину в принадлежности к христианской фэнтези.
Она имела в виду "православное фэнтези", а не вообще христианское. Толкиен же католик.

Если в статье Хаецкой заменить слово православный на христианский — получим более общее определение. Меня оно, кстати, вполне устраивает.
Или можно заменить "православный" на "католический" и полчим определение "католического фэнтези"8-).
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


философ

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 01:38  
цитировать   |    [  ] 
То есть, католическая фантастика непременно должна утверждать папский примат и непорочность Девы Марии?
А если не — то это уже какая-то другая, не католическая фантастика?


авторитет

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 01:39  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

А скольких? И каких именно? Любых на выбор? Достаточно одного про Отца/сына/святого духа? Тогда почему в определении "положений"?


Это уже будет махровая теология вообще-то. И теологические же, а не литературные, вопросы соподчиненности утверждений символа веры.
Как можно догадаться, при отказе в объективном существовании Богу-Отцу, утверждать всеобщее воскресение мертвых — это уже что угодно, но не христианство. Без первого пункта ничего не получается в принципе. Все остальное — вопросы хронотопа.

Однако ж, все это должно утверждаться на уровне авторского высказывания, а не быть где-то в области подразумеваемого.
–––
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 02:00  
цитировать   |    [  ] 

цитата Apraxina

Как можно догадаться, при отказе в объективном существовании Богу-Отцу, утверждать всеобщее воскресение мертвых — это уже что угодно, но не христианство. Без первого пункта ничего не получается в принципе. Все остальное — вопросы хронотопа.

Вот это уже гораздо более понятно и конкретно. Есть базовое определение с рядом условий. Первое — обязательное. Остальные — нет. И вот тут-то, как мне кажется и будет собака зарыта. Одного пункта окажется мало (завтра накидаю примеров книг, где есть Бог-Отец/Сын/дух, но не христианских), а дальше всё очень начнёт плавать.
Но это всё уже завтра.

PS кстати, Veronika, у меня возникло подозрение, что ни одно определение не позволит вместе соотнести Расселл и Толкина.

цитата kagerou

То есть, католическая фантастика непременно должна утверждать папский примат и непорочность Девы Марии?
А если не — то это уже какая-то другая, не католическая фантастика?

Вот собственно с этим я и пытаюсь разобраться. Именно требование "Утверждает объективную истинность основных положений религии" мне кажется очень спорным, потому что "положение религии" и дух этой религии не одно и то же.


миродержец

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 02:00  
цитировать   |    [  ] 
О! На ловца и зверь бежит.
http://7mirotvorec.org.ua/fragmenty.php — Павел Александров, "Седьмой Миротворец" и "Восхождение Миротворца". Кто-нибудь это читал?
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


миродержец

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 02:03  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

Veronika, у меня возникло подозрение, что ни одно определение не позволит вместе соотнести Расселл и Толкина.
Именно. А я воспринимаю и то, и другое как вполне католические тексты8-). Так зачем мне такое невместительное:-) определение?
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


магистр

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 02:49  
цитировать   |    [  ] 
А есть примеры иудейской, буддисткой или исламской фантастики?


философ

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 08:28  
цитировать   |    [  ] 

цитата Snowman

А есть примеры иудейской, буддисткой или исламской фантастики?


"Море изобилия" Мисимы?

Dark Andrew Я знала, что мы сюда приедем — ну и какие же положения мы будем считать основными?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 09:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата Snowman

А есть примеры иудейской, буддисткой или исламской фантастики?

С использованием этих религий — полно. А можно ли их так называть... не факт ))))

цитата kagerou

Я знала, что мы сюда приедем — ну и какие же положения мы будем считать основными?

Э нет, я свою позицию в первом сообщении указал, на мой взгляд "католическая (православная) фантастика" — это искусственная сущность, под которую каждый записывает что вздумает. Поэтому я не могу сказать, что надо считать основными, мне вообще определение, связанное с положениям не нравится. Тед Чан мне вспоминается по этому поводу, "Ад — это отсутствие бога". По определению с положениями — это очень даже христианская фантастика. А по духу — абсолютно наоборот, более жестока, чем Пулман.


философ

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 09:12  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

Э нет, я свою позицию в первом сообщении указал, на мой взгляд "католическая (православная) фантастика" — это искусственная сущность, под которую каждый записывает что вздумает.


Согласна.


магистр

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 09:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата Snowman

А есть примеры иудейской


У Амнуэля полно, да и "Птица малая" — в не меньшей мере иудейская, чем католическая и атеистическая (Veronika, не надо, умоляю! :-))

цитата Snowman

буддисткой


"Бог света" Желязны?

цитата Snowman

исламской фантастики?


"Сатанинские стихи" Рушди, разумеется. А "Годы риса и соли" Кима Стэнли Робинсона успешно сочетают в себе глубочайший анализ как буддистского, так и исламского мировоззрения.
–––
Who are the ones that we kept in charge?
Killers, thieves, and lawyers


философ

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 09:56  
цитировать   |    [  ] 
Требовать абстрактного "определения" для некого условно вычленяемого корпуса текстов значит ставить телегу впереди лошади.
Все, что требуется — это перечислить тексты, входящие в данный корпус. Это и будет определение "через перечисление".
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator
Страницы: 123456...383940    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?»

 
  Новое сообщение по теме «Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх