автор |
сообщение |
eollin6
гранд-мастер
|
11 мая 2012 г. 13:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В последние годы (уже лет восемь как) я заметил за собой странную особенность: я разлюбил зарубежную фантастику. В детстве и юности, в советское время я хватался за неё, поражаясь широте и разнообразию авторской мысли (величине звездолетов, мощности хлопушек, героичности героев и негодяистости негодяев). А сейчас... я даже не могу точно объяснить себе, что произошло. Но вот читаю импортные вещи (точнее, пытаюсь начать читать) — ну не уму, не сердцу. Неинтересно мне, что с ними там происходит. Это как китайское кино, в котором сколько бы ни было персонажей, кажется, что все они — один человек. Одним словом, в точности по тому анекдоту про ежика и лося: травка пузико не щекочет... Нельзя сказать, что я этакий посконный патриот — ведь в кино я по-прежнему предпочитаю западные образцы. Но вот в книжной фантастике — всё с точностью до наоборот. (Исключение составляет только Терри Пратчетт, которого могу перечитывать до бесконечности). Одна из причин — это, пожалуй, убогость перевода. Если когда-то фантастику переводили виртуозы (вспомните Саргассы в космосе, переведенные Стругацкими), то сейчас в большинстве случаев издательства предлагают нам чуть ли не технический перевод. (Исключение опять-таки составляет Пратчетт — несмотря на некоторые недочеты ЭКСМО, на мой взгляд, сделала достойный перевод и серия о Фраксе Мартина Скотта). Но только ли в переводе дело? Зарубежная фантастика кажется мне сейчас какой-то вымороченной, надуманной. Нет в ней, по моим ощущениям, живой силы Лукьяненко, Панова, Васильева, Перумова, красоты Олди, нежности Дьяченко, вдумчивости и стильности классических Стругацких... В общем, предлагаю поговорить о сравнении нынешней российской и зарубежной фантастики — сильные и слабые стороны той и другой, а также ваши предпочтения в свете этого "противостояния", друзья.
|
––– С таким счастьем и на свободе. |
|
|
Славич
миродержец
|
14 мая 2012 г. 13:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ой, сколько таких тем было! Обсуждение традиционно скатывалось к тому, кто что больше любит.
цитата eollin6 В общем, предлагаю поговорить о сравнении нынешней российской и зарубежной фантастики — сильные и слабые стороны той и другой, а также ваши предпочтения в свете этого "противостояния", друзья.
Вот например, мнение человека, который современную зарубежную фантастику почти не читает, а русскоязычную старается не читать (за малым исключением). Судя по рецензиям, аннотациям и отзывам, зарубежка более разнообразна в жанровом и тематическом плане. Там нет такого засилья одного приёма, как у нас — речь, разумеется, о "попаданцах" (простите за термин, но он уже вошёл в язык).
|
––– На сайте набегами, в лучшем случае. |
|
|
Elric
миротворец
|
|
iRbos
миродержец
|
14 мая 2012 г. 13:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата eollin6 Нет в ней, по моим ощущениям, живой силы Лукьяненко, Панова, Васильева, Перумова
Вот именно поэтому наверное я больше предпочитаю зарубежку
цитата eollin6 красоты Олди, нежности Дьяченко, вдумчивости и стильности классических Стругацких...
А вот это то немногое, что можно читать у нас. Хотя на самом деле стараюсь придерживаться максимального разнообразия. Но копий на эту тему поломано много и темы аналогичные действительно вроде уже были.
|
––– Мой телеграм-канал о комиксах и прочих радостях: https://t.me/comics_and_stuff Группа в ВК: https://vk.com/comics_and_stuff |
|
|
Славич
миродержец
|
14 мая 2012 г. 13:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата iRbos цитата eollin6 Нет в ней, по моим ощущениям, живой силы Лукьяненко, Панова, Васильева, Перумова
Вот именно поэтому наверное я больше предпочитаю зарубежку Опередили.
|
––– На сайте набегами, в лучшем случае. |
|
|
Kshishtof A.
магистр
|
14 мая 2012 г. 13:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата iRbos Вот именно поэтому наверное я больше предпочитаю зарубежку
ППКС
|
––– Who are the ones that we kept in charge? Killers, thieves, and lawyers |
|
|
vachap
авторитет
|
14 мая 2012 г. 14:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
eollin6 Мне приходится много читать англоязычных авторов. Иногда почитываю отечественную нф. Мое мнение противоположно вашему. Когда я перелистываю книги российских писателей, то часто вижу плагиат. Нет, конечно, не вчистую слизано. Кое-где видна "своя" стезя. Однако все "фишки" отчественных авторов имеют зарубежный источник. Вампиры? Их Лукьяненко придумал? Попаданцы? Это отечественное изобретение? Укажите мне российский аналог красоты, которую можно найти у Брэдбери и Дональдсона. Ткните мне пальцем в российских создателей жанров, подобных Толкиену, Лавкрафту и Абнетту. Вы можете сказать: а вот вам "Метро" Глуховского!! А я вам предложу посмотреть первый сезон "Назад в будущее". Вместо метро вы найдете там закрытый город, с изолированными районами, где властвуют банды, организации и т.д. А еще раньше были старые фильмы "Воины", "Последние дни Нью-Йорка", сериалы "За пределами вселенной" и "Сумеречная зона". Если собрать все это в кашу, получится Метро.
Я хочу акцентировать главный вывод своих размышлений. Пока "за бугром" что-то не придумают в литературных формах — пока это что-то не станет популярным на Западе — в России этого не будет. Проходит 3-4 года, и до местных издателей доходит "фишка" вампиров или охотниц на демонов. И вот тогда появляется Лукьяненко или Глуховской или обойма писателей, строчащих о попаданцах. То есть, пока ТАМ не напишут о морфах, ЗДЕСЬ их не будет. Пока там не появятся басни о Небиру или календаре майя, ЗДЕСЬ они будут неизвестными.
Но и это не главное. За бугром меня поражает уровень обучения литературе. Люди сначала постигают структуру литературного творчества, механизмы, крючки и наживки на читателя, темы героев и второстепенных персонажей, точки ввода их в повествование. И только потом молодые авторы начинают писать! А у нас, кого из ведущих писателей ни возьми, химики и физики, которым не захотелось возиться над научными проектами. Еще есть ленивые медики, парочка сбежавших астрономов и целая армия "своих хороших ребят", "тусовщиков", одаренных "авторов", ничего не смыслящих в технике литературы. Я когда-то дружил с Далией Трускиновской, и она рассказывала мне о закулисье литературных конкурсов. Полный мрак, ничем не отличающийся от карьеры актеров и актрис, певцов и певиц. Позже я на собственном опыте убедился в истинности ее слов. А на Западе вам не нужно этого. Там важен талант и умение творить. Не своячничество, не секс с нужными людьми, а ваш гений, ваше литературное мастерство.
Поэтому в оценке российской и зарубежной фантастике я отдаю безусловное превосходство последней.
|
|
|
Yelin
миротворец
|
14 мая 2012 г. 14:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата vachap Люди сначала постигают структуру литературного творчества, механизмы, крючки и наживки на читателя, темы героев и второстепенных персонажей, точки ввода их в повествование.
А мне как раз это и не нравится. Все эти крючки и наживки я уже двадцать лет как наизусть выучила — у меня они вызывают тоску и зевоту. Мне интересно читать, что человек сам из головы придумал, а не что он на курсах писательского мастерства выучил. Если сам из головы пишет — тогда по книге можно гораздо больше об авторе понять, чем если он повторяет вызубренное упражнение.
|
|
|
avvakum
авторитет
|
14 мая 2012 г. 14:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Я за зарубежку. По первичности идей, качеству и количеству достойных авторов наша фантастика проигрывает.
|
––– Личкой на ФЛ больше не пользуюсь. Просьба писать в ВК. Адрес моей страницы: https://vk.com/id7253569 |
|
|
bbg
миротворец
|
14 мая 2012 г. 15:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Yelin Мне интересно читать, что человек сам из головы придумал, а не что он на курсах писательского мастерства выучил. Если сам из головы пишет — тогда по книге можно гораздо больше об авторе понять, чем если он повторяет вызубренное упражнение.
Я мечтал бы обучиться правильной организации текста. Изобретать велосипед — занятие интересное, но, говорят, малопочтенное. Да и трудное. Блистательная идея засверкает ярче — будучи поданной со всеми верными крючками и тому подобными трёхчастными организациями. Хотя я могу и ошибаться.
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
kastian
философ
|
14 мая 2012 г. 15:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Yelin я конечно извиняюсь, но не происходит тут подмена ремесла и творчества? есть мнение, что от знания правил ремесла, хуже не будет, хотя бы заради того, чтобы нарушать их осознанно
|
––– ...после смерти все басисты попадают в метроном... |
|
|
vachap
авторитет
|
14 мая 2012 г. 15:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
bbg В моем журнале, о котором я вам однажды рассказывал, публикуются краткие статьи, где великие писатели делятся своими секретами. Недавно мне удалось побывать в Корт-Мадера, Калифорния, и провести ланч с Терри Бруком. Наша беседа касалась "правильной организации текста". Я опубликую ее запись в июньском номере. В майском номере Транзита вы сможете ознакомиться с моими рассуждениями о неожиданных поворотах сюжета и удивительных концовках литературных и кинематографических произведений.
|
|
|
Penniger
активист
|
14 мая 2012 г. 15:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата eollin6 я разлюбил зарубежную фантастику.
Ага, я думаю виноваты переводчики. По-иностранному читать лень, а русский перевод обычно какой наспех отредактированный подстрочник.
|
|
|
Yelin
миротворец
|
14 мая 2012 г. 15:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kastian я конечно извиняюсь, но не происходит тут подмена ремесла и творчества?
Ремесло — это, по-моему, грамматика, стилистика и прочая орфография. А творчество — любые возможные измышления в этих рамках и за их пределами.
|
|
|
bbg
миротворец
|
14 мая 2012 г. 15:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата vachap где великие писатели делятся своими секретами.
Учту.
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
kastian
философ
|
14 мая 2012 г. 15:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Yelin ну на мой хоррибл опинион,
цитата vachap Люди сначала постигают структуру литературного творчества, механизмы, крючки и наживки на читателя, темы героев и второстепенных персонажей, точки ввода их в повествование.
это композиция (или нечто подобное, как правильно обозвать), соответственно тоже к ремеслу. Ну как в кино, что скакать персонаж в кадре должен слева направо (или справа налево, никогда запомнить не мог), иначе это не воспримется как движение итд (европейцем, в странах где письменность справа налево — наоборот).
|
––– ...после смерти все басисты попадают в метроном... |
|
|
Славич
миродержец
|
14 мая 2012 г. 16:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата vachap А у нас, кого из ведущих писателей ни возьми, химики и физики, которым не захотелось возиться над научными проектами. Еще есть ленивые медики, парочка сбежавших астрономов Тогда где у нас "твёрдая" НФ? На мой взгляд, главная причина кризиса, как раз в низком уровне образования среди наших фантастов. Так что вы правы, много недоучек.
|
––– На сайте набегами, в лучшем случае. |
|
|
lena_m
миротворец
|
14 мая 2012 г. 16:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Наша фантастика, равно как и наша беллетристка, видится мне довольно провинциальной...
Думается, это отражение нашей довольно-таки провинциальной жизни...
|
––– Helen M., VoS |
|
|
vachap
авторитет
|
14 мая 2012 г. 17:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Славич Последнюю "твердую" НФ я читал 2 года назад у иракского фантаста. Книга вышла в "Тор". Там парень описал арабского мстителя, который в Америке готовит террористическую сеть. Для криптологических целей он использует обычные .jpg и макинтошную программу для микширования образов. Каждый из читателей может проверить подлинность этого непротоколированного и прикольного метода. Далее протогонист начинает получать ответы от другой террористической сети — несколько дурные и непонятные. И оказывается, что этим методом давно пользуются тайные и инопланетные захватчики Земли. На краткий отрезок времени их планы совпадают. Затем ГГ переходит к сотрудничесту с ФБР. Землю-то нужно спасать! Книга похожа на мануалы по компьютерным программам. Таблицы, скрины экранов, куски ассемблера. Но она чертовски захватывает. Используя приемы из этой книги, я отправил начальнице открытку с розой на 8 марта. Чуть позже попросил ее нажать на Strl+g. Когда на открытке появился текст, она меня чуть не убила. То есть, вся научная набивка действует! Сюжет отличный, но книга не пошла. Я думаю, людей отпугнули скрины и таблицы. Нечто подобное происходит и с жанром "твердой" нф. Любителей на нее становится все меньше и меньше. Один мой знакомый фантаст утверждает, что это объясняется флуктуацией жанра. На смену фишкам с аномалиями времени и безумными учеными пришли другие тенденции. Взять хотя бы тех же попаданцев или внезапную зомбячью эпидемию. Или тайные вампирские кланы. Или добрые демонесы и колдуньи. Сравните сериал "За гранью" с сериалом "Зачарованные". Вторые опережают по рейтингам первых в десятки раз. Современным людям нравятся ведьмы, а не безумные ученые. Как говорит пословица: "Ученье — свет, а неученых — тьма!"
|
|
|
heleknar
миротворец
|
14 мая 2012 г. 17:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата vachap Последнюю "твердую" НФ я читал 2 года назад у иракского фантаста. Книга вышла в "Тор". Там парень описал арабского мстителя, который в Америке готовит террористическую сеть. Для криптологических целей он использует обычные .jpg и макинтошную программу для микширования образов. Каждый из читателей может проверить подлинность этого непротоколированного и прикольного метода. Далее протогонист начинает получать ответы от другой террористической сети — несколько дурные и непонятные. И оказывается, что этим методом давно пользуются тайные и инопланетные захватчики Земли. На краткий отрезок времени их планы совпадают. Затем ГГ переходит к сотрудничесту с ФБР. Землю-то нужно спасать! Как книга называется, и как зовут автора?
|
––– Say, we should form our own book club. With black jack! And hookers! In fact, forget the books. © Bender Bending Rodríguez |
|
|