автор |
сообщение |
мрачный маргинал
миротворец
|
7 июля 2011 г. 13:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Среди самых расхожих мифов о писателе есть и такие: - Ефремов-марксист, внесший весомый вклад в сокровищницу научного коммунизма; - Ефремов- убеждённый коммунист, хотя в КПСС и не состоял; - Ефремов на самом деле — британский агент Джон Энтони; и даже — Ефремов- агент инопланетной цивилизации! А на самом деле? Кем был классик русской советской фантастики, чьё имя пытались водрузить на стяги? Какими философскими увлечениями действительно руководствовался писатель? (Об этом, отчасти, можно судить по философским отступлениям в блестящей ретроутопии писателя, — роману "Таис Афинская") Каким идеалам литературного мастерства следовал? (В круг почтительного внимания писателя входил Г. Дж. Уэллс, — "Люди как боги", но были и другие авторы. Каков был круг чтения учёного и фантаста?) Какой картине мира соответствовало Ефремовское мировоззрение? Не попытаться ли выяснить это хотя бы через сорок лет после ухода писателя из жизни? Эпиграфом темы может стать фраза из статьи А. Измайлова "Туманность": "Там, где недостаток информации, — возникают версии. И мифы, -следует добавить.
|
|
|
мрачный маргинал
миротворец
|
9 июля 2011 г. 14:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В предисловии к самому полному собранию сосинений АБС Бор. Стругацкий замечает, что все произведения фантастики советского периода подвергались беспощадному цензурному искажению и правке, — либо редакторами, либо — вынужденно — самими авторами. Тексты Стругацких уже восстановлены в первозданной целостности (благодаря усилиям группы "Людены"). А как осбстоит дело с текстами Ефремова? Пытался ли хоть кто-то анализировать черновики писателя и сверять их с опубликованным? И есть ли у Ефремова своя действенная группа почитателей, готовая на сьлдь же подвижнические усилия, что и "Людены"?
|
|
|
snovasf
гранд-мастер
|
12 июля 2011 г. 00:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Рада деятельному вниманию. Существуют, как минимум, три частично пересекающиеся группы, активно интересующиеся творчеством Ивана Ефремова и обсуждающих его темы. Они сосредотчены вокруг форумов Красная Застава, Мир Ивана Ефремова и Нооген. Поскольку мне ближе последний, могу предметно говорить о разысканиях, которые ведут входящие в эту группу товарищи. Тягаться подвижничеством — дело неблагородное и неблагодарное. Скажу только, что многие давно и целенаправленно работают с перепиской, ездят и ходят маршрутами его экспедиций, работают над его художественной биографией. Многое выложено на сайте Ноогена в разделе "Архив Ефремова". Если у кого-то есть материалы, связанные с его жизнью и творчеством, присылайте копии либо на Нооген, либо для журнала "Сверхновая", где ведется раздел Академия Горя и Радости, на адрес larmih@mail.ru У Таисии Иосифовны есть письма к Ефремову, но его письма по большей части отсылались без черновиков. Некоторые корреспонденты присылают копии, или даже издают переписку, как, например, Борис Устименко. Свет маяка в житейском море. Воспоминания об И.А.Ефремове. Белгород Днестровский, фирма "Владимир", 2010. — 168 с., 500 экз. Активизация обсуждений творчества ИАЕ отрадна. Постепенно, надеюсь, удастся расширить круг информации за счет публикации собираемых документов.
|
|
|
мрачный маргинал
миротворец
|
12 июля 2011 г. 12:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Спасибо за информацию! Есть ли у Вас данные об увлечениях И. А. Ефремова философской эзотерикой? Гностиками он увлекался определённо. (Скорей всего, внимание к писателю со стороны спецслужб связано как раз с причастностью писателя к какой-то неформальной группе.) Была, кажется, попытка прочтения текстов Ефремова, — напоминающая аналитику "Мастера и Маргариты", — с поисками скрытых смыслов и значений.
цитата snovasf Тягаться подвижничеством — дело неблагородное и неблагодарное.
Согласен, но ничего подобного "Люденам", — по скрупулёзности, дотошности и результативности, — в российской фантастике нет. (Сопоставьте, например, составы С/с Ефремова и Стругацких в полноте представленных материалов).
|
|
|
snovasf
гранд-мастер
|
12 июля 2011 г. 15:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Состав СС имеет к деятельности исследователей творчества Ефремова косвенное отношение — это дело издательства, которое объявляет такое СС в подписку. Академическое СС впереди.
|
|
|
мрачный маргинал
миротворец
|
14 июля 2011 г. 14:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата snovasf Академическое СС впереди.
Отчего же оно, — простите за бестактный вопрос, - и спустя сорок лет после Ефремова всё ещё впереди? Уникальный случай, — Полное С/с не издано даже к столетию со дня рождения классика! В этом Ефремов и Уэллс у издателей соединились, — ни тот, ни другой не представлены полными с/с на русском. Но если у английского классика это хоть как то можно объяснить трудностями профессиональных переводов, у Ефремова — заставляет искать версии...
|
|
|
wolobuev
магистр
|
14 июля 2011 г. 14:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата мрачный маргинал - Ефремов- убеждённый коммунист, хотя в КПСС и не состоял;
А разве это миф? Из книг Ефремова видны его вполне коммунистические убеждения. До сих пор помню фразу из "Часа быка", где один герой говорит: "Русские первыми вступили на этот путь. Они согласились жить беднее, но в обществе справедливости". Цитата примерная, дана по памяти, но смысл именно такой. Так что, не умаляя заслуг Ефремова в разных областях, не вижу, почему мы должны сомневаться в его коммунистических убеждениях.
|
––– Мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому особенно ненавидим своё рабское прошлое. В.И. Ленин |
|
|
мрачный маргинал
миротворец
|
14 июля 2011 г. 15:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата wolobuev не вижу, почему мы должны сомневаться в его коммунистических убеждениях.
Многих сбивает то, что "Туманность Андромеды" квалифицируют как коммунистическую утопию. Авторство ТА как бы делает Ефремова автоматически коммунистом. Но не сделало же коммунистом Г. Дж. Уэллса авторство "Люди как боги". Оба автора одинаково верили в возможности самосовершенствования человека и улучшения общества. Вот это, безо всякой ком. идеологии, соответствует действительности. Кстати, в "экспортном" варианте "ТА", — английском переводе, — роман назван буквально "Сказкой космического века". Да и коммунистическая Россия в романе — далёкое прошлое... Равно как и капитализм. И вообще пытаться понять творчество И. А. Е. без коммунистической (и прочей) догматики ХХ в. гораздо продуктивнее.
|
|
|
Борис68
авторитет
|
14 июля 2011 г. 19:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Для меня Ефремов это как бы человек из будущего, который по какой-то причине жил среди нас и пытался помочь нам это будущее скорее приблизить.
цитата мрачный маргинал Да и коммунистическая Россия в романе — далёкое прошлое... Равно как и капитализм.
Коммунизм (не будем брать "прожекты" Хрущева) всегда рассматривался как отдаленнейшая цель, которая будет достигнута очень и очень не скоро. В романе упоминается только социалистическая Россия. Поэтому с этой точки зрения мир Ефремова вполне можно рассматривать как победивший коммунизм.
Сравните у Маяковского: - Я к вам приду, в коммунистическое далеко, Не так как песенно-есененный провитязь, Мой стих дойдет через хребты веков, И через головы поэтов и правительств!
|
––– Но смело мысль, в такие дни лети за грань,в планетный холод! Вселенский серп,сев истин жни, толщ тайн дроби,вселенский молот! |
|
|
мрачный маргинал
миротворец
|
16 июля 2011 г. 12:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Борис68 мир Ефремова вполне можно рассматривать как победивший коммунизм.
Миф о Ефремове-коммунисте-самый устойчивый. Подлинные убеждения классика только предстоит реконструировать. А пока писатель отождествляется с его миром ("ТА"). Да, в СССР, пожалуй. больше всего работали над созданием позитивных утопий. Отдавали дань этому и Булычёв, и Стругацкие, и многие другие. Причислять их всех к горячим сторонникм коммунизма, — вряд ли имеет смысл, гораздо интереснее находить место этим утопиям в широком литературном спектре.
цитата Борис68 Для меня Ефремов это как бы человек из будущего
Что и не удивительно, — выдающихся писателей всегда причисляют к выходцам из грядущего. Так, и Пушкина называли "русским человеком, каким тот, быть может, станет через двести лет". Другое дело, почему возниает такое впечатление. Внимательные исследователи биографии Ефремова отмечают в нём целый ряд выдающихся (почти сверхчеловеческих) черт. И ещё — работу "на износ". В этом смысле писателя можно отождествить с героями "ТА", которые тоже жертвуют долголетием во имя трудов во благо общества. Вокруг Ефремова, к сожалению, создано гораздо больше версий, нежели действительных открытий в его биографии и творчестве. Меня больше всего увлекает внимание классика к древнейшим гностическим учениям. Скорей всего. именно это радикальное отклонение от официоза и вызывало настороженное отношение к нему со стороны представителей гос. машины. Но достоверная информация на этот счёт пока не опубликована.
|
|
|
мрачный маргинал
миротворец
|
10 августа 2011 г. 13:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
На посвящённом Ефремову форуме Ariston неожиданно обнаружил предположения о причастности классика к деятельности некоей группировки (нечто вроде тайного общества) с условным названием "Диск", — куда вроде бы входили, в своё время, и Н. Гумилёв, и конструктор Бартини. К сожалению, всё это не более чем догадки, хотя и с большей долей вероятности объясняющие внимание к фантасту со стороны спецслужб. Снова реконструкция личности писателя останавливается перед недостатком документальных данных.
|
|
|
ameshavkin
философ
|
10 августа 2011 г. 14:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата мрачный маргинал некоей группировки (нечто вроде тайного общества) с условным названием "Диск",
От начала до конца все связанное с этим "Диском" криптоисторическая бредятина без единого рационального зерна.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
мрачный маргинал
миротворец
|
11 августа 2011 г. 13:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin криптоисторическая бредятина без единого рационального зерна.
Тем не менее, -возможная причастность Ефремова к деятельности вот таких неформальных групп (обществ) и является наиболее вероятным объяснением скандального внимания спецслужб к классику сов. фантастики. Беда в том, что доступа к архивам бывш. КГБ в обозримом будущем для исследователей не будет.
|
|
|
мрачный маргинал
миротворец
|
2 сентября 2011 г. 11:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Первым шагом к демифологизации творчества Ефремова станет, прежде всего, первая публикация его полного собр. соч., — с изрядными комментариями и дополнениями томами неопубликованного, переписки и воспоминаний. Думается, по объёму это Пс/с вдвое, по крайней мере, превзойдёт самые объёмные, издававшиеся до сих пор. Полезно, с моей точки зрения, было бы обсудить возможный состав такого Пс/с. Сразу бы стало ясно, какие "белые пятна" в биографии и творчестве классика предстоит стереть.
|
|
|
StasKr
миротворец
|
2 сентября 2011 г. 11:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата мрачный маргинал Думается, по объёму это Пс/с вдвое, по крайней мере, превзойдёт самые объёмные, издававшиеся до сих пор.
Кстати, а сколько томов включает в себя наиболее полное на настоящий момент собрание сочинений Ефремова?
|
|
|
мрачный маргинал
миротворец
|
2 сентября 2011 г. 11:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Шесть томов (семь книг). А с\с в серии "Отцы-Основатели" так и вовсе обошлись четырёхтомником, — правда, тома по объёму почти вдвое больше "стандартных". Так что фактически это восьмитомник.
|
|
|
terrry
миротворец
|
2 сентября 2011 г. 12:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вот уж третья тема по ИАЕ... Хотелось бы, чтобы она не сваливалаь в спор о терминах: что такое комм. идеология и т.д. Академическое ПС/С ИАЕ-вещь, конечно, очень желательная. Думаю, никаких тайных препятствий на этом пути нет. Нужна организация и средства. Вот если бы за это дело взялся какой-нибудь олигарх...;)) Энтузиасты делают много. Я, например, прочитал много новых материалов именно в журнале "Сверхновая", посвященном столетию писателя.
Еще мне кажется, сто не стоит искать некий особый скрытый "масонский" смысл в произведениях ИАЕ, некий "интеллигентский" подтекст, расчитанный на "понимающих". Получается, грубо говоря, уподобление ИАЕ Жванецкому. Искренность, прямота, свойственные Дар Ветру и Фай Родис — это, на мой взгляд, черты самого ИАЕ. Об этом ведь уже и сказано здесь. Эта открытость и цельность натуры для меня лично — одна из самых привлекательных черт творчетва Ефремова. Другое дело, что его книги, как всякая хорошая литература, дают повод для отыскания ("распаковывания") новых смыслов. Иначе мы бы их не перечитывали.
|
|
|
мрачный маргинал
миротворец
|
2 сентября 2011 г. 12:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
По моему, дополнение и пополнение доступных публикаций "неизвестного Ефремова" только добавит к восприятию цельности личности писателя и мыслителя новые, пусть и неожиданные, черты. По информации гл. редактора "Сверхновой", работа по составлению П с/с уже ведётся, вот только мне не известно, кто входит в редакцимонную группу. Возможно, в работе над новым собранием соч. и получится нечто вроде объединения "Людены", собравшегося вокруг творчества АБС. Хотелось бы, чтобы и творчество Ефремова исследовалось с такой же скрупулёзностью и тщательностью. А издатели найдутся. К поискам "масонских" следов и смыслов вовсе не призываю, но некая, скажем так, — "неформальная" — составляющая в биографии и творчестве Ефремова есть.
|
|
|
terrry
миротворец
|
2 сентября 2011 г. 12:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата мрачный маргинал некая, скажем так, — "неформальная" — составляющая в биографии и творчестве Ефремова есть
Это наверняка, как у каждого крупного писателя. Многое раскрывается через письма. Насчет неожиданных черт сомневаюсь, разве только черточки.
|
|
|
тессилуч
миротворец
|
|