Книготорговля почему как и ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Издания, издательства, электронные книги» > Тема «Книготорговля: почему, как и доколе?»

Книготорговля: почему, как и доколе?

 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 14 апреля 2008 г. 10:23  
Друзья!
Пообщавшись в некоторых темах, и выслушав целый ряд комментариев от откровеннно.. гхм... бредовых :-) до весьма здравых, я решил вынести вопросы книжной торговли в отдельную темку.
В частности выяснилось, что многие весьма смутно представляют себе КАК РАБОТАЕТ современная книжная сеть. Отсюда фантазии и основанные на них мертворожденные прожекты.
Предлагаю задавать здесь по данной проблеме свои вопросы — я постараюсь в меру собственного разумения на них ответить. Я кроме того надеюсь, что другие профессионалы также удостоят своим вниманием этот раздел.

сообщение модератора

Уважаемые лаборанты, любые высказывания в этой теме должны быть обоснованы.
Простое "а я так считаю" обоснованием не считается. Данная тема предназначена не для обсуждения своих "хотелок" и не вопросов "а нам не привезли". Тема создана для обсуждения состояния дел в книготорговле, в целом, тенденциях, возможностях и так далее.
Администрация оставляет за собой право без предупреждения удалять сообщения не соответствующие этим правилам и сразу же выносить предупреждения нарушителям.

• С 2024-12-18 на темы "Книгоиздание" и "Книготорговля" распространяются нормы ОИ, в частности:
Пункт 7. Запрещена публикация "голых" ссылок и просто цитат без собственных выводов и пояснений.


миродержец

Ссылка на сообщение 7 февраля 2010 г. 01:12  

цитата Cumbrunnen

либо иметь уеву туучу свободного от иной работы и прочих семейных дел времени.
Скажем так: нужно желание потратить ту малую толику свободного времени, которая есть, на поиск и приобретение нужной книжки.

цитата

Торговля собственно для чего нужна? доставлять товар в пределы досягаемости, или как?
Cumbrunnen, торговля ориентирована на широкие-преширокие массы. Донцову-Вильмонт или туеву хучу МТА я могу достать в 400м от квартиры, но ведь эта фигня мне не то что даром — с доплатой не нужна. А за неформатом приходится побегать, время потратить.
Если нет ограничений в деньгах — всё можно заказать через интернет. Ну, подумаешь: доставка от 500руб и до бесконечности — зато курьер доставит к двери. Если время дороже денег — в чём проблема? Некоторые фантлабовцы с Амазона заказывают, и не парятся.
А если цена книги имеет значение — да, надо тратить своё время. Никто мне артхаусные книжки за недорого в квартиру не принесёт, хожу за ними сама.
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


авторитет

Ссылка на сообщение 7 февраля 2010 г. 05:31  

цитата Karavaev

Владимирский подразумевал прежде всего малотиражные специфические издания, которые не берут в штатном порядке торговые сети.


Угу. Но, уверяю тебя, чтобы в тех же Штатах найти малотиражную книгу, нужно потратить не меньше времени, нервов и денег, чем в России. Я не зря упомянул Гузмана: Саше пришлось выходить на чувака, который двадцать лет назад выпускал сборник Лафферти крошечным тиражом, чтобы пополнить коллекцию. Те рассказы, что вошли в книжку, кстати, больше никогда не переиздавались, а тираж так и не разошелся полностью. В общем, "нормальный рынок" -- это такой "сферический конь в вакууме". Не существует.
–––
Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ.


философ

Ссылка на сообщение 7 февраля 2010 г. 08:44  

цитата vvladimirsky

В общем, "нормальный рынок" -- это такой "сферический конь в вакууме". Не существует.

Ага, и сей вывод делаем из факта, что человеку не удалось так просто купить книгу, вышедшую двадцать лет назад крошечным тиражом, да? Библиографические редкости были, есть и будут, их купить всегда и везде было трудно, и показателем они не являются.

Нормальный рынок — это когда торговля ищет способы заставить человека платить деньги. А когда человек готов платить, но дожен сперва найти кому, это не нормальный рынок. Подчеркиваю, речь не о редкостях, а о том, что издано (произведено) недавно и есть в продаже. Вот тут не раз говорили, что книготорговля ориентирована на некоего "массового" покупателя. Оставляя в стороне вопрос, кто и как делит покупателя, хочется узнать следующее: а что у нас тогда с "немассовым"? Он тоже покупатель, он тоже готов платить, и если торговля проходит мимо него — она неправильная. Игнорировать прибыль — подход непрофессиональный. Для книг, уходящих по сто тысяч штук, есть одни методы торговли, для книг по пять тысяч должны быть другие. И именно торговля должна придумывать эти методы, чтобы собрать деньги и не остаться в накладе. Если же она этим не занимается и попросту игнорирует такие продажи, предоставляя утопающим спасать самих себя, то рынок, построенный на такой торговле — ненормальный.

Торговля не должна быть ориентирована на массового покупателя. Торговля должна быть ориентирована на получение прибыли (продажу). От массового ли покупателя или от штучного — совершенно неважно. Если этого нет — отсюда и все проблемы. Причем проблемы прежде всего для самой торговли.
–––
Once life was a future, now it's more a reflection
I'm on the same road again, but I'm changing the direction


активист

Ссылка на сообщение 7 февраля 2010 г. 09:03  

цитата yyvv

Если же она этим не занимается и попросту игнорирует такие продажи, предоставляя утопающим спасать самих себя, то рынок, построенный на такой торговле — ненормальный.

_Осмелюсь заметить, что от наших суровых упрёков рынку ничего не изменится. 8-) Мы можем даже с плакатами выйти на площадь, но реальность останется такой, какая она есть, не став такой, как нам хочется. Выход один — идти и делом доказать, что все торговцы не торгуют "немассовыми" книгами потому, что лентяи и дураки. Сможете?


авторитет

Ссылка на сообщение 7 февраля 2010 г. 09:31  

цитата yyvv

Ага, и сей вывод делаем из факта, что человеку не удалось так просто купить книгу, вышедшую двадцать лет назад крошечным тиражом, да?


Нет, уважаемый, этот вывод я сделал из того простого факта, что рассказы одного из лучших американских фантастов выходили один раз двадцать лет назад крошечным тиражом. Из того, что многие рассказы Шекли, например, в Штатах найти можно только у букиниста. Что сеть магазинов "Borders UK" медным тазом накрылась из-за нерентабельности. И так далее, и тому подобное. При желании есть к чему придраться. Если права качать интереснее, чем читать книги.

цитата yyvv

Торговля не должна быть ориентирована на массового покупателя. Торговля должна быть ориентирована на получение прибыли (продажу). От массового ли покупателя или от штучного — совершенно неважно. Если этого нет — отсюда и все проблемы. Причем проблемы прежде всего для самой торговли.


Утешьтесь: есть в России и такая торговля, и сякая, и пятая, и десятая. А чтоб везде все и сразу -- не бывает в принципе.
–––
Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 7 февраля 2010 г. 10:40  
Торговля в России сразу перешла от лотошной — к монопольным федеральным сеткам. Сети получают прибыль, за счет оптимизации ассортимента. Есть такая глупая маркетинговая мифологема, она кочует из учебника в учебник, что типа 20 процентов ассортимента дают 80 процентов прибыли, а остальное — длинный хвост, в котором оседает прибыль. Вот торговля и отсекает "длинный хвост". В непоследнюю очередь от того что аренда площадей высокая, негде товар ставить.


миродержец

Ссылка на сообщение 7 февраля 2010 г. 10:45  

цитата yyvv

а что у нас тогда с "немассовым"? Он тоже покупатель, он тоже готов платить, и если торговля проходит мимо него — она неправильная.
yyvv , немассовый покупатель приносит слишком мало денег, торговля спокойно проходит мимо, и не оглядывается — не тот доход, чтобы оглядываться.
И если в большом книжном где-то случайно лежит любезный сердцу неформат, попавший случайно, надо брать и тихо радоваться жизни, если цена подходящая.
А если фамилия покупателя в списке журнала "Форбс", так это уже эксклюзивный покупатель;-). Ему всё будет: на блюдечке, с голубой каёмочкой — за очень отдельные деньги.

цитата vvladimirsky

"нормальный рынок" -- это такой "сферический конь в вакууме". Не существует.
Вы это Караваеву расскажите8-).
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


философ

Ссылка на сообщение 7 февраля 2010 г. 20:50  

цитата vvladimirsky

Если права качать интереснее, чем читать книги.

цитата aktooal

Выход один — идти и делом доказать, что все торговцы не торгуют "немассовыми" книгами потому, что лентяи и дураки. Сможете?

А что делать-то надо? Каким таким "делом" доказывать? Скупать всех и вся? Ну дак извольте — я в одном реальном магазинчике за полгода скупил половину ассортимента фантастики, они же за это время не подвезли ни одной новой книги в жанре! Даже Головачева! Я могу, конечно, начать вести с ними беседы и в итоге облегчить проблему для себя лично, но дело тут вот в чем — а они сами что думают? Какой-то придурок подчистил у них неуходняк, вот и слава богу? И вопрос тут такой — это частный случай, или принцип, на который опирается торговля фантастикой?

цитата vvladimirsky

...одного из лучших американских фантастов выходили один раз двадцать лет назад крошечным тиражом

Это, скорее, вопрос по изданию, нежели по торговле. А двадцать лет назад его можно было купить? Если да, то к торговле тут претенизй нет.

цитата С.Соболев

типа 20 процентов ассортимента дают 80 процентов прибыли, а остальное — длинный хвост, в котором оседает прибыль. Вот торговля и отсекает "длинный хвост

Вопрос о правдивости этого утверждения неоднозначен. Учебников не читал, но на практике подобный эффект наблюдал. И наблюдал также следующее: 20 (или сколько) процентов есть величина постоянная, то есть — чтобы продать 20 наименований, нужно в продажу выставить 100. Причем какие именно 20 будут проданы — известно наперед. И тут вот происходит парадокс: если знаешь эти 20 наперед, зачем тогда остальные 80? Ответ такой: без них эти 20 не купят... Без них будут все те же 20 процентов. то есть не все 20, а только 4...

Настаивать на такой трактовке не буду, это из личного опыта, и вполне может быть случайным, а не закономерным. Обсудить можно было бы, но насколько это в рамках данной конкретной темы, не знаю.

цитата Veronika

немассовый покупатель приносит слишком мало денег, торговля спокойно проходит мимо, и не оглядывается — не тот доход, чтобы оглядываться

Другими словами — торговля работает по принципу "всех денег все равно не заработаешь, так что не будем даже и пытаться". Я вот вам и говорю — отсюда и все проблемы.
–––
Once life was a future, now it's more a reflection
I'm on the same road again, but I'm changing the direction


авторитет

Ссылка на сообщение 7 февраля 2010 г. 20:58  

цитата С.Соболев

Есть такая глупая маркетинговая мифологема, она кочует из учебника в учебник, что типа 20 процентов ассортимента дают 80 процентов прибыли, а остальное — длинный хвост, в котором оседает прибыль.


Не знаю, насколько это мифологема, но опыт, и наш, и зарубежный, пока подтверждает.
–––
Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ.


авторитет

Ссылка на сообщение 7 февраля 2010 г. 21:00  

цитата yyvv

Ну дак извольте — я в одном реальном магазинчике за полгода скупил половину ассортимента фантастики, они же за это время не подвезли ни одной новой книги в жанре!


Вы в другой "реальный магазинчик", через дорогу, зайти не пробовали?
–––
Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ.


авторитет

Ссылка на сообщение 7 февраля 2010 г. 21:01  

цитата yyvv

Другими словами — торговля работает по принципу "всех денег все равно не заработаешь, так что не будем даже и пытаться". Я вот вам и говорю — отсюда и все проблемы.

Чудны крестьянские дети.
В год в России выходит более 100 тысяч наименований книг. По разным оценкам еще на рынке присутствуют от 70 до 350 тысяч наименований прошлых лет.
Емкость 500 метрового магазина — порядка 60 тысяч наименований.
Не подскажите, куда пихать еще 100 тыщ?
Не подскажите, что делать другим магазинам? Среднестатистический российский книжный порядка 140 метров.
Вот у меня в магазине порядка 2 тысяч наименований, которые за год не купили ни разу.
Вы предлагаете их число увеличить до 5 тысяч?

цитата yyvv

Я вот вам и говорю — отсюда и все проблемы.

Я вас удивлю — так работают все вменяемые структуры. Те, кто работает иначе — вылетают в трубу.


миродержец

Ссылка на сообщение 7 февраля 2010 г. 21:04  

цитата yyvv

Другими словами — торговля работает по принципу "всех денег все равно не заработаешь, так что не будем даже и пытаться". Я вот вам и говорю — отсюда и все проблемы.
yyvv, на немассовом читателе легче потерпеть убыток, чем заработать хоть что-то.

В Харькове, между прочим, есть магазин с немассовой литературой. Вот только цены — ну очень эксклюзивные. Поэтому большинство книг я беру в руки, смотрю ценник — и быстро ставлю на обратно на полку.
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


активист

Ссылка на сообщение 7 февраля 2010 г. 21:54  

цитата yyvv

А что делать-то надо? Каким таким "делом" доказывать? Скупать всех и вся?

Открыть свой магазин и показать всем кузькину мать. Применить на практике все прекрасные принципы, которые вы расписывали выше, даказать, что рентабельна любая литература.

Возьмётесь?


авторитет

Ссылка на сообщение 7 февраля 2010 г. 21:55  

цитата Veronika

В Харькове, между прочим, есть магазин с немассовой литературой. Вот только цены — ну очень эксклюзивные. Поэтому большинство книг я беру в руки, смотрю ценник — и быстро ставлю на обратно на полку.


В Питере таких магазинов с полдюжины. Разброс цен широкий. Свои постоянные клиенты имеются. Кто хочет -- тот найдет.
–––
Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ.


философ

Ссылка на сообщение 7 февраля 2010 г. 22:09  

цитата vvladimirsky

Вы в другой "реальный магазинчик", через дорогу, зайти не пробовали?

Представьте себе, не везде еще "реальные магазинчики" стоят друг от друга через дорогу. Там где я живу, есть еще только один, достойный упоминания, но в нем считают, что гороскопы и книги по народной медицине — единственные книги, которые должны существовать на свете. Так что остается только ящик с электроникой и набор программ от Билла Гейтса...

цитата Karavaev

Не подскажите, куда пихать еще 100 тыщ?
Не подскажите, что делать другим магазинам? Среднестатистический российский книжный порядка 140 метров.

Так так, давно этого ждал. Что ж, попробуем еще раз, по-крестьянски...

Итак, как же нам предложить покупателю сто тысяч наименований? Выложить в среднестатистическом магазине было бы хорошо, но на 140 метров это явно не получится. То есть — все, проблема неразрешима. Ставим на ней крест, выбрасываем из головы и живем дальше...

Хотя, правда, гложит небольшое сомнение. А зачем, собственно, надо все эти сто тысяч пихать в один магазин? Тут уже не раз говорили, магазины — для Донцовой и фитнесса, для массового спроса, а ежели тебе надо не массовое, то только справедливо, если сам приложишь для этого какие-то усилия. Так что можно и не пихать их все в один магазин, а оставить где-то там, в просторах вселенной, и ждать, пока покупатель доберется до них этими самыми своими усилиями.

Но тут есть одна сложность: покупатель может обнаружить, что усилий надо слишком много, а потому выберет такой вариант, где усилий, собственно, всего одно. А именно: купит эту электронную приблуду и будет все выкачивать на халяву. Бесплатно. И все эти наши сотни тысяч так и останутся там, во вселенной, а не на книжных полках.

Конечно, совсем это остановить мы не сможем, кто хочет — тот так и будет делать, несмотря ни на что. Но попытаться мы можем, предложив покупателю ровно то же самое: минимум усилий, необходимых для приобретения нужного ему товара.

Как именно это сделать — вот тут уже карты в руки торговле, тем, кому хочется зарабатывать деньги на продаже этих ста тысяч наименований. Конкретные механизмы я, как ленивый покупатель, предложить не могу. Зато могу предложить идею, не особо оригинальную — Америка уже открыта, надо этим пользоваться, а не пытаться открыть ее еще раз.

В Америке же существует некий ресурс в виде онлайн-магазина, который предлагает самый полный ассортимент книг, вышедших из типографий за последние лет десять. Подчеркиваю — вышедших из типографий, что означает не только новые книги, но и допечатки, и переиздания. Как, что и почему там издают — это дело другое, но если оно вообще издано в обозримом прошлом, имеется ну очень большая вероятность того, что на Амазоне оно есть.

При этом Амазон предлагает не только наиболее полный ассортимент новых книг, но еще и подмял под себя вторичный рынок. Более мелкие продавцы нового, а также букинисты всех мастей — все они представлены там же, на Амазоне. В итоге я думаю, что процентов 90 всей художественной литературы, изданной за последние лет 10, можно найти на этом одном ресурсе. И стоит только дремучему крестьянину, только что вышедшему из леса, узнать про существование этого Амазона, как большинство его потребностей будет тут же удовлетворено. Повторяю еще раз, в стотысячный раз — потребностей не экзотических, а простых, в рамках того, что все же издают, здесь и сейчас. Не говоря уже о том, что в жанре далеко не самом интеллектуальном и элитарном...

Как именно это все работает — я не знаю. Я не знаю, где и как они держат свой ассортимент. Я не знаю, как и чем они держат посторонних торговцев. Но я вижу, что они не стоят на месте, камни преткновения системы заказов, такие как оплата, сроки, доставка, они решают и постепенно улучшают.

А теперь скажите мне — а есть ли у нас такой ресурс? Такой, чтоб один, куда зайдешь, и там все есть. А если нет, то скорей всего и нигде нет, тогда это уже редкость, на которую действительно придется тратить время и деньги. И вместо того, чтобы пихать эти сто тысяч в каждый магазин, почему нельзя их свалить в какое-то одно место, все известное и доступное? И потом следить, чтобы именно там они были прежде всего, а не где-то по глухим провинциям в забытых магазинах, где они и не были нужны никому и никогда...
–––
Once life was a future, now it's more a reflection
I'm on the same road again, but I'm changing the direction


миродержец

Ссылка на сообщение 7 февраля 2010 г. 22:26  

цитата vvladimirsky

Не знаю, насколько это мифологема, но опыт, и наш, и зарубежный, пока подтверждает.

Причем подтверждает полностью. Вот к примеру — я заказала в нашем книжном Донну Тарт, "Тайную историю". Ее привезли в двух экземплярах. Один, соответственно, забрал тот человек, для которого я заказывала, а второй несколько месяцев стоял на полке. Вот и получается, что в цену одной книги должна быть заложена прибыль от двух — той которую я взяла + та, которую не купили.
–––
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф...


авторитет

Ссылка на сообщение 7 февраля 2010 г. 22:57  

цитата yyvv

бы хорошо, но на 140 метров это явно не получится. То есть — все, проблема неразрешима

Вполне разрешима. И давно.
Вы тут пытаетесь воевать с ветряными мельницами, а до вас тут безуспешно пытаются донести простейшую мысль — невыгодно!
Я вот по первому образованию зоолог. В прошлом годе вышел прекрасный двухтомник переводной "Зоология беспозвоночных". Феерическая вещь! Я себе вот заказал. Но в магазин я его не повезу — не купит никто за 2 тыщи эту штуку.
Доходчиво?
Еще повтрюсь — в рамках ЛЮБОЙ системы единичный, разовый спрос в мелкоценовых магазинах удовлетворению не подлежит.
Эпоха альтруизма еще не настала. Настанет — я вместе с вами порадуюсь.

Все что вы написали далее — не более чем сотрясение воздуха. Неинтересно.
Более того, сильно сомневаюсь что на Амазоне "все есть". Это мне напоминает известный склад из миниатюры Жванецкого, или знаменитое "В Греции все есть". Чуть выше был пример из практики Гузмана.
Опять же — сколько лет работает Амазон?


авторитет

Ссылка на сообщение 7 февраля 2010 г. 23:36  

цитата Karavaev

Я вот по первому образованию зоолог. В прошлом годе вышел прекрасный двухтомник переводной "Зоология беспозвоночных". Феерическая вещь! Я себе вот заказал. Но в магазин я его не повезу — не купит никто за 2 тыщи эту штуку.


Угу. Самое смешное, что в университетском магазине на филфаке СПбГУ этот двухтомник есть и вполне себе продается. А вот Майер, думаю, там не пошла бы. Хотя площадь метров под 300 и проходимость очень высокая.
–––
Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ.


философ

Ссылка на сообщение 8 февраля 2010 г. 00:40  

цитата Karavaev

Вполне разрешима. И давно.

И как же она разрешается? Поделитесь!

цитата Karavaev

до вас тут безуспешно пытаются донести простейшую мысль — невыгодно!

Пока есть люди, готовые платить больше себестоимости, это НЕ МОЖЕТ быть невыгодно. По определению. Другое дело, что в одних случаях организовать сбор прибыли проще, чем в других, поэтому эти другие случаи игнорируются и признаются невыгодными. Проще срывать крупные плоды не сходя с места, чем нагибаться за мелкими. Такой подход выглядит естественным, однако он очень даже чреват... Если завтра массовый потребитель Донцовой откажется от книг, вообще от чтения или в пользу цифры, то всей нынешней книготорговле наступит полный и окончательный амбец. Как это уже произошло на Западе с музыкальным бизнесом. Там они тоже сидели и восемь лет назад рассуждали, что им ничего не грозит, что онлайн продажи погоды не делают, что скачивание — это все баловство, и что держать большой ассортимент невыгодно, будем спокойно себе торговать донцовой Бритни Спирс. А сегодня Амазон из кожи лезет вот, пытаясь застолбить рынок электронных книг, который по сути в той же Америке еще в зачаточном состоянии.

Я еще не пойму другое — а о чем, сосбственно, спор? Да, я и сам вам говорю — немассовые продажи не выгодны, так что же теперь, смириться с этим потому что так было всегда, или пытаться что-то сделать? Пусть даже и сотрясением воздуха для начала? А может, и вообще все в порядке? Массовые книги лежат везде, не массовых нету — и это правильно, так в чем тогда проблемы? О чем тут речь вот уже 150 страниц?

цитата Karavaev

Я себе вот заказал. Но в магазин я его не повезу

Правильно. Но хорошо, что есть где заказать, и хотелось бы, чтобы там с этими заказами стало еще лучше. Не более того.

цитата Karavaev

Еще повтрюсь — в рамках ЛЮБОЙ системы единичный, разовый спрос в мелкоценовых магазинах удовлетворению не подлежит

Мелкоценовых? А какие есть еще варианты? Есть ли варианты, где "дорого, но есть?"

цитата Karavaev

Опять же — сколько лет работает Амазон?

Не так уж и много, с десяток лет всего. Прогресс — налицо. А у нас... Вы же сами говорите — мол, еще мало лет прошло. Двадцать лет — срок очень большой. При нынешних темпах ничего менять в книготорговле не придется — из массовой она быстро перейдет в категорию штучной, для отдельных ценителей. Не хотелось бы, чтобы и тогда она еще двадцать лет искала формы работы.
–––
Once life was a future, now it's more a reflection
I'm on the same road again, but I'm changing the direction


миродержец

Ссылка на сообщение 8 февраля 2010 г. 01:13  

цитата yyvv

А какие есть еще варианты? Есть ли варианты, где "дорого, но есть?"
Осмелюсь предположить, что такие варианты есть всегда. Всё зависит от того, сколько Вы согласны заплатить.
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно
Страницы: 123...145146147148149...994995996    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Издания, издательства, электронные книги» > Тема «Книготорговля: почему, как и доколе?»

 
  Новое сообщение по теме «Книготорговля: почему, как и доколе?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх