В последнее время только ленивый не написал о нарастающих в нашем обществе антиклерикальных тенденциях или же, напротив, их полном отсутствии, резво, по-комсомольски заклеймив «пораженцев» и «провокаторов». Лично мне не хочется прослыть ни тем, ни другим, также как нет никакого желания о(б)суждать нашумевшую статью Соколова-Митрича, в которой грешный аз хоть и не увидел откровенной лжи, но узрел того, кто рассказал своим братьям про наготу их отца (Быт.9:22).
Куда острее «резанула» меня одна книжная новинка, та, отрывок из которой был опубликован на нашем портале буквально на прошлой неделе. Признаюсь, прочитав первую сотню страниц новой книги любимого писателя своего детства, поразившись той смелости, с которой Владислав Крапивин поставил перед читателями проблемы разрушающей основы семьи «ювенальной юстиции», я был очарован новым творением автора. Однако, погружаясь в текст, стиль которого затронул в моей душе щемящие ностальгические нотки, я постепенно стал ощущать некое подобие «дежа-вю», первые приступы которого отнес к той самой ностальгии, но, запнувшись в очередной раз, вдруг понял, что они из совсем «другой оперы». Никогда раньше я не сравнивал Владислава Крапивина и Юрия Шевчука. Прямо скажем, даже в голову такой мысли не приходило, хотя творчество обоих в той или иной степени во время оно на меня повлияло. Однако здесь я ощутил не просто сходство, но даже родство этих двух несомненных мастеров слова. И это родство немало меня удручило.
Не буду пересказывать крапивинских «Тополят», тем более что читателям «Правкниги» по-прежнему настоятельно рекомендую ее к прочтению. Но то, что наряду с традиционными для себя рассуждениями о любви и верности, дружбе и справедливости, то есть о тех вечных ценностях, о которых испокон веков говорит нам наша Церковь, автор пускается в откровенное либеральное диссидентство — прискорбный факт...
Параллелей с нынешней российской политической действительностью у Владислава Крапивина воистину немало. Судите сами: в некой «Империи», которой управляет некий «Регент», есть город «Айзенверкенбаум», в котором мэр «Блондаренко» строит многоэтажный «Зуб», разрушает исторические здания, вырубает деревья... И при этом полиция (недавно переименованная милиция) зверски разгоняет оппозиционные митинги, душит свободу слова и т.д., и т.п. Ничего/никого не напоминает?
Но не в этом дело. Позволю себе смелость сказать, что подобная авторская позиция имеет полное право на существование, тем более что в ней есть не просто «доля правды», а истина, которую затмевает лишь то, что сегодня за рекомую «свобода слова» на рекомых «оппозиционных митингах» борются те, кто еще 15-20 лет назад точно также отдавал приказы избивать и даже убивать демонстрантов, в том числе и в самом центре нашей столицы.
Уйдем от политики. Куда прискорбнее другое. Владислав Петрович Крапивин, критикуя в своей детско-юношеской (!) книге «полицейское государство», помимо страшных теток из «ювеналки», звериноподобных «ментухаев» и коррупционеров-чиновников, описывает и другие, «не менее страшные», на его взгляд, вещи. Такие, как, например, православный детский лагерь «Прямая дорога», в котором большинство детей – доносчики, руководитель же лагеря – откровенный расист и садист, на пафосно-лживые размышления которого о Родине, один из главных героев, мальчик Владислав по кличке «Кабул», отвечает вполне по-диссидентски:
- А где моя родина? И за что ее любить?
Признаться, в этот момент мне захотелось захлопнуть книгу, и стало стыдно за то, что я разместил ее фрагмент на нашем портале. Однако, пересилив себя, я дочитал оставшуюся сотню страниц. И несколько остыл. Нет, все-таки Крапивин остался Крапивиным. И тот подлинный, а не пафосный патриотизм, который присутствовал в его прекрасных повестях советского времени, сохранился и в «Тополятах», например, при описании защиты от чиновничье-полицейского беспредела «Аллеи ветеранов», посаженной к 20-летию Великой Победы.
Да, в новой крапивинской книге есть очевидное либеральное диссидентство. Однако даже в самом неприятном для нас, православных людей, эпизоде, посвященном православному лагерю, описывается не столько «циничный образ» православных людей как таковых, но вполне конкретная мразь, которую, впрочем, вполне можно встретить в любой крупной церковной структуре.
Вопрос только, зачем Крапивин это описал? Зачем допустил те самые откровенно антипатриотические и антицерковные высказывания? Думаю, здесь нет никакой «заказухи» (о которой я уже успел прочесть в одном ЖЖ), но только банальное диссидентское мышление. Ведь если не верить во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, то иные действия иных церковных чиновников и, особенно, ряда православных публицистов и блогеров – вполне могут создать в рафинированно-интеллигентском мышлении образ «Русской Полицейской Церкви». Если не любить Родину как мать, вне зависимости от действий правящей бюрократии, то в подобном, априори беспочвенном, мышлении, закономерно складывается образ такой же «полицейской» «родины-мачехи». Тем не менее, совесть никуда не денешь (душа-то в онтологических глубинах все равно христианка), однако понятия о доблести и чести, искаженные интеллигентским сознанием, начинают работать против Церкви и Родины.
Однако я не осуждаю Владислава Петровича Крапивина, который по-прежнему остается любимым писателем моего детства. Но мне искренне жаль, что в течение последних десятилетий рядом с ним не оказалось столь же честного и доброго, как и он, православного человека, а еще лучше – пастыря, способного своей мудростью разрушить крапивинские интеллигентские химеры.
Автор: Михаил Тюренков
Дата публикации: 14 апреля 2011 года
http://pravkniga.ru/mnenie.html?id=1493