У Юрия Нестеренко, допустим, стихи многократно сильнее прозы.
Луна над застывшими фьордами Кругла и слепяще бела. Драккары с угрюмыми мордами В броне ледяного стекла. Холодной искрящейся шубою Накрыты поля и холмы, Распятые силою грубою Слепой равнодушной зимы. Безмолвно деревьев терпение, Их снежная ноша тяжка, Лишь волчье тоскливое пение Доносится издалека. Звезд иглами небо проколото, Нигде — ни тропы, ни огня. Пред ясностью ночи и холода Бессильны и меч, и броня. Бессильны отвага и паника, И страсть, и покорность, и спесь... И след одинокого странника Навек обрывается здесь. Луна постепенно снижается, Снега безупречно чисты, И в мертвых глазах отражается Пейзаж ледяной красоты.
****************************************
В час кровавый заката изломанно-длинны Тени скал, и зубцами край неба распорот. Мы поедем с тобой на прогулку в долину, Я тебе подарю умирающий город. Видишь, как обожженные солнцем ладони Подставляет пустыня теней половодью? Слышишь, как под окном наши бледные кони В нетерпенье храпят и кусают поводья? Мы поедем к безжизненным каменным сводам, К тщетным храмам и яростно вздыбленным башням, Мы поедем по улицам и переходам, По останкам мечты, по надеждам вчерашним Всех, кто жил там — и вычеркнут грубо и просто, И шарахнется эхо в такт нашим копытам Между стен, разъедаемых ржавой коростой, По присыпанным пеплом и мусором плитам, Вдоль решеток, воздвигнутых перед дворцами В глупой вере, что смерть остановят запоры, Мимо окон, глядящих больными глазами На багровое небо и черные горы. Мы поедем с тобой, наслаждаясь финалом, Мимо арок, колонн и ротонд с куполами, По горбатым мостам над змеистым каналом, Чья вода на закате — как жидкое пламя, По безмолвным аллеям и вымершим плацам, Мимо каменных чаш, осушенных жарою, Мимо бронзовых статуй каким-то паяцам, Почитавшимся здесь как вожди и герои, По хрустящей листве, облетающей с вязов, Мимо брошеных кем-то вещей, экипажей, Мимо тумб, где обрывки афиш и приказов Треплет ветер, пропитанный пылью и сажей, Мимо лавок разграбленных, мимо пожарищ, По осколкам, сверкающим, словно рубины... Ты счастливо вздохнешь: "Ты мне все это даришь?" Я спокойно кивну, озирая руины. Как они совершенны порою вечерней! Даже бельма окон, даже рты подворотен... Город, бывший при жизни гнездилищем черни, После смерти изысканен и благороден. Шпили, балки, карнизы, теней паутины Прихотливы, где надо, где следует — строги, И практически даже не портят картины Эти серые куклы в пыли на дороге. Вдруг одна шевельнется, раздвинет лохмотья: "Ради бога... спасите хотя бы ребенка..." Ты изящным движеньем натянешь поводья И, взглянув на нее, расхохочешься звонко. В самом деле, забавно наличие мненья У помехи, что портит гармонию сцены, Будто мы бы желали ее сохраненья И готовы платить за то некую цену! Впрочем, ново ли то, что они бестолковы? Крикнешь ты: "Догоняй!" — и помчишься к закату, И рассыплются искрами наши подковы, Разрывая безмолвие дробным стаккато... А когда ночь окутает город и горы, И устанут скакать наши бледные кони, Темно-красною жидкостью свежего сбора Мы наполним хрусталь на высоком балконе. Звезды взглянут на землю серебряным взором, Знойный ветер уснет в антрацитовых скалах, И луна, поднимаясь над мертвым простором, Отразится лимонною долькой в бокалах.
********************************* Все преходяще — деньги и почет. Нет ничего банальней утвержденья О том, что все куда-нибудь течет; И ежели я начал рассужденье С него, то это только оттого, Что просто вспомнил собственную строчку, Но не сказал доселе ничего - Пора и к делу; посему не точку Поставлю здесь, а точку с запятой; Итак, не отрицая факт теченья, Рассмотрим с надлежащей прямотой Теперь вопрос о пункте назначенья. Смерть, разложенье — это не ответ, Он просто заслоняет перспективу; Допустим, смерти нет, и "этот свет" Имеет некую альтернативу - И все ж и в этом случае: куда? Я думаю, отбросить можно сразу Идеи типа Страшного Суда - Смотри вышенаписанную фразу О перспективе: далее-то что? Уж коли наблюдается движенье Во времени, естественно и то, Что каждый миг имеет продолженье. А значит — признаем ли высшим дух Иль царство механических изделий, Но выбирать приходится из двух Взаимоисключающих моделей: В обеих пункта назначенья — нет, Но только в первой время безгранично, Движенье мыслей, атомов, планет Всегда необратимо и различно, И сколько бы ни прожили мы лет - Хоть миллиарды, хоть квадриллионы - Они лишь миг, и им идут вослед Других квадриллионов легионы. Альтернативной же модели суть - В четырехмерной замкнутой вселенной, Где приведет всегда к началу путь, Не вечной, но однако и не тленной - Поскольку времени там нет вообще! Есть только бесконечное круженье, И всякое усилие вотще - Все поражения и достиженья, Все мысли и дела закреплены, Есть только повторение, и баста! И если это так — тогда верны Известные слова Экклезиаста. Нам истина доселе не видна, Наш разум все сомненью подвергает, И все ж — из пары схем верна одна; Которая вас более пугает? Не жутко ли, коль замкнут мир в кольцо, Где все повторено — дела и мысли? Не жутко ли и вечности в лицо Глядеть всегда — всегда в буквальном смысле? Вот так, от быстротечности монет Придя к вопросам этого размаха, Мы начали с того, что смерти нет - Но это не избавило от страха. Страх смерти — только следствие. Она Пугает тем, что вслед за нею — вечность. Вот рассужденья нашего цена: Людей страшит не смерть, а бесконечность. Страшат слова "всегда" и "никогда" И мир с хвостом во рту, подобно змею. И что нам с этим делать, господа? Сказать ли вам? Понятья не имею.
|